Файл: Экзаменационные вопросы по философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В условиях социальных конфликтов немецкая классическая философия с ее абстрактно-логическими теориями, не связанными с жизнью, потеряла свое влияние. Потребовалась философия нового типа.

2. Естественно – научные предпосылки. Научное обоснование в конце 30-х гг. получило клеточное строение растительных и животных организмов благодаря биологам – Т. Шванну и М. Шлейдену.

В 40-х гг. был окончательно сформулирован закон сохранения и превращения энергии (Ю.Р. Майер и Дж. Джоуль).

В 1859 г. в своем основном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» Ч. Дарвин определил основные факторы и законы эволюции органического мира.

Основоположником учения о наследственности (менделизма) стал Г. Мендель. Открыв законы в этой области, он положил начало развитию генетики как науки.

3. Теоретические источника – В немецкой философской классике, в первую очередь, была творчески использована идея диалектического развития Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали исторический материализм и диалектический материализм.

Марксистская философия характеризуется новой ориентацией, она носит социоцентрический характер. Социальная направленность обуславливает возникновение в ней целого блока новых проблем и идей:

1. Возникновение исторического материализма, открытие материалистического понимания истории.

Маркс и Энгельс утверждали следующее:

- идеи вне связи с обществом, с материальными потребностями людей бессильны;

- решающей силой в истории является народ, роль которого в ходе исторического развития возрастает;

- выдающиеся личности являются таковыми, что они выражают назревшие потребности общества.

В развитии общества решающую роль играют материальные условия жизни людей, в первую очередь, материальное производство и складывающее в нем экономические, производственные отношения, т.е. общественное бытие

2. Основными ступенями, узловыми пунктами мировой истории выступают типы общества, основанного на определенном способе производства материальных благ.

3. Марксистская философия дала качественного новое понимание природы человека. Марксизм впервые раскрыл общественную, деятельностную природу человека. Человек – это совокупность общественных отношений.

Решающую роль в становлении человека играет труд. Трудовая деятельность, производство орудий труда отличают человеческую деятельность от исходных действий животных.


4. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые в истории философии создали качественно новую форму материализма и диалектики – материалистическую диалектику, или диалектический материализм.

Коренная противоположность Гегеля и марксизма состоит в следующем:

Диалектика марксизма – материалистична; диалектика Гегеля – идеалистична.

Диалектика марксизма рассматривает в развитии и прошлое, и настоящее, и будущее; диалектика Гегеля только прошлое.

Диалектика марксизма признает развитие природы, общества и человеческое познание; диалектика Гегеля отрицает развитие природы и признает только развитие мышления.

Диалектика марксизма рассматривает развитие на основе разрешения противоречий, диалектика Гегеля примиряет противоречия.

5. Марксизм впервые признал свою связь с интересами определенного класса – пролетариата. Он утверждал, что эти интересы наиболее полно совпадают с интересами подавляющего большинства, т.е. трудящихся, в силу этого не выступают в конфликт с основными общечеловеческими интересами и ценностями.

6. Марксизм впервые поставил принципиально новую задачу: не ограничиваться объяснением мира, а выработать методологию преобразования общества в направлении достижения социальной справедливости. Своей целью К. Маркс поставил философское обоснование коммунизма. По Марксу коммунизм – это конец предыстории человечества и начало ее подлинной истории.

Коммунизм, по Марксу, проходит две стадии в своем развитии:

- низшая стадия – социализм. Его принцип: «От каждого по способности, каждому по труду»

- вторая стадия – собственно коммунизм. Это бесклассовое, безрыночное, не имеющее государство общество, основанное на социальном равенстве. Его принцип: «От каждого по способности, каждому по потребности».

Переход от капитализма к социализму осуществляется в результате социалистической революции. Переход от капитализма к социализму происходит на основе господства диктатуры пролетариата.

+Маркс и Энгельс развивают теорию классов и классовой борьбы. Борьба классов, борьба между эксплуатируемыми и эксплуататорами – объективная закономерность развития всякого общества. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а эта диктатура – переход к уничтожению всяких классов, к обществу без классов.


Основным условием построения нового общества является уничтожение частной собственности и всеобщее обобществление средств производства.


  1. Основные особенности западной философии XX в.

Как уже отмечалось западная философия XIX – XX в.в. отличалось крайним разнообразием. Ее характеризовал интерес к проблемам человека, его экзистенции, к развитию общества и ходу исторического процесса, к сфере иррационального, к субъективному человеческому «Я», а так же к процессу познания, понимания, объяснения и т.д.

С одной стороны, продолжалась предшествующая традиция (неотомизм, например, восходит к средневековой философии, является ее переосмыслением и развитием в иных исторических условиях, а основная часть современных учений возникла на базе философии Нового времени, эпохи Просвещения, немецкой классической философии). С другой стороны, следует отметить стремление «преодолеть», изменить традицию, отойти от нее (философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм). Можно сказать, что идет отрицание классической немецкой философии, иногда философии Нового времени в целом, отрицание рационализма вообще.

Особенности современной западной философии:

    • практицизм, т.е. направленность на реальную жизнь человека и общества;

    • широкое распространение идей эволюции природы, социума, человеческого познания;

    • релятивизм – идея относительности имеющегося знания и ценностей;

    • сциентизм – взаимосвязь с другими науками, высокая оценка роли научного познания (одновременно - критическое отношение к познанию вообще и наукам в частности);

    • усилившаяся борьба рационализма и иррационализма.

Остановимся на данных чертах чуть подробнее.

Практицизм. Во второй половине XIX – начале XX в. весьма популярными были абстрактные, оторванные от практической жизни и от естественных наук схоластические учения. Новые направления философской мысли (позитивизм, марксизм, философия жизни, экзистенциализм) – попытались - каждое по-своему - изменить данную ситуацию, обратиться к реальной человеческой жизни. Опыт и практика провозглашались основной и целью познания позитивистами и марксистами; Маркс обратился к изучению всемирно-исторического процесса, другие течения сосредоточили внимание на индивидуальном опыте и человеческих переживаниях. Сциентистская убежденность в могуществе человеческого разума, гносеологический оптимизм способствовали тому, что основной задачей стала выработка новой методологии научного познания. Марксизм, впрочем, пошел дальше, его целью являлось изменение жизни общества на основе открытых законов социального развития.


Эволюционизм. Предшествующие периоды рассматривали изменение природы и социума в целом либо как развитие по замкнутому кругу (идеи циклического движения), либо как линейное движение общества. Хотя в эпоху Просвещения в европейской философии появиалсь мысль об историческом развитии человечества от «естественного состояния» до стадии «гражданского общества», в целом господствовала антиэволюционная доктрина.

Именно в XIX веке широко распространилось идея эволюции. В философии она получила обоснование в работах Фихте, Шеллинга, Гегеля; в естествознании в трудах Дарвина (биология), в геологии в концепции формирования различных слоев земли, в учении о планетарной эволюции Вернадского, в астрономии – в гипотезе Большого взрыва и т.д.

Развитие стало рассматриваться как качественное и количественное изменение во времени, получила распространение идея спиралевидного развития. В гуманитарных науках наметился переход от убеждения, что мир существовал в неизменном виде «от века» к признанию его текучести, пластичности. Этому способствовали открытия в археологии («библейская археология», т.е. раскопки древних стран, упоминаемых в Библии – Египте, Вавилоне, Персии, Иудее) и этнографии (изучавшей первобытные племена и культуры).

В философии появились учения о «вечном круговороте жизни» (Ницше), о «творческой эволюции» (Бергсон), о развитии локальных культур, рассматриваемых как живые организмы (Шпенглер),о смене общественно-исторических формаций (Маркс), о трех стадиях развития общества (Конт), и т.д.

Релятивизм. Естественно, что распространение идей эволюционизма способствовало утверждению в культуре Европы представления об относительности всякого человеческого знания, его неполноте, фрагментарности, субъективности. Одни философские школы говорили о принципиальной недостижимости абсолютной и объективной истины (к ней можно только приближаться, процесс этот бесконечен), другие отмечали, что в мире нет ничего непознаваемого, есть только то, что не познано на сегодняшний день (Ленин). Ницше делал акцент на субъективности истины, прагматизм подчеркивал интерсубъективность истины (т.е. ее истинность для отдельных групп субъектов). Аналогичная трактовка имелась в конвенциализме, где истина рассматривалась как соглашение между субъектами.