Файл: "Современная школа", "Молодые профессионалы Повышение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Пояснительная записка
Настоящая целевая модель наставничества МБОУ ЖДЛ, осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов.
Создание целевой модели наставничества в МБОУ ЖДЛ позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит.
-
Понятия и термины, которые используются в программе
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, который отвечает за организацию программы наставничества по курируемому направлению, за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.
-
Нормативные основы целевой модели наставничества Нормативные правовые акты международного уровня:
-
Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1. -
Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год). -
Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. "О предотвращении преждевременного оставления школы".
Нормативные правовые акты Российской Федерации:
-
Конституция Российской Федерации. -
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". -
Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.) -
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.
-
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р). -
Гражданский кодекс Российской Федерации. -
Трудовой кодекс Российской Федерации. -
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" -
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". -
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". -
Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». -
Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина от 21.07.2020
№ 474 «Указ о национальных целях развития России до 2030 года».
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020 года
«О внедрении примерной программы воспитания».
-
Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71791182/.
Нормативные правовые акты МБОУ ЖДЛ:
-
Устав МБОУ ЖДЛ. -
Программа развития МБОУ ЖДЛ. -
Отчет о результатах самообследования деятельности МБОУ ЖДЛ. -
Положение о педагогическом совете МБОУ ЖДЛ. -
Положение о методическом совете МБОУ ЖДЛ. Срок реализации программы:
Данная программа наставничества МБОУ ЖДЛ рассчитана на 1 год. Начало реализации программы наставничества с 01.09.2021 г., срок окончания
01.09. 2022 года.
-
Задачи модели наставничества «Учитель-ученик»
-
Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели. -
Разработка и реализация программ наставничества. -
Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества. -
Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества. -
Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества. -
Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе. -
Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в
реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.
5. Ожидаемые результаты внедрения модели наставничества «Учитель-
ученик»
-
Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования. -
Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства. -
Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов. -
Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе. -
Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций. -
Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся. -
Снижение показателей неуспеваемости учащихся. -
Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий. -
Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия. -
Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации. -
Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества. -
Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях. -
Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. -
Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков для горизонтального и вертикального социального движения. -
Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся. -
Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.