Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Практическое занятие 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Рыковская Жанна Валериевна
Преподаватель:
Альвухина Татьяна Викторовна
Задание по теме 1.1 Теоретические основы воспитания и обучения детей
Задание 1. Заполните таблицу «Психические познавательные процессы детей дошкольного возраста»
Название процесса | Определение процесса | Свойства | Функции | Механизм протекания | Физиологические основы |
Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы | Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. | 1.Качество 2.Интенсивность 3.Длительность 4.Последовательные образы 5. Пороги ощущений. 6. Адаптация 7.Сенсибилизация | Позволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы | 1.Экстерорецептивные 2.Интерорецептивные 3.Проприоцептивные | Физиологической основой ощущений является деятельность анализатора – специального нервного аппарата, осуществляющего функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Любой анализатор состоит из трех частей. 1.Рецепторный (периферический) отдел – рецептор, главная часть любого органа чувств, специализированная для приема воздействий определенных раздражителей. Здесь же происходит трансформация энергии внешнего раздражителя (тепло, свет, запах, вкус, звук) в физиологическую энергию – нервный импульс. 2.Проводниковый отдел – чувствительные нервы, которые могут быть афферентными (центростремительными), проводящими возникающее возбуждение в центральный отдел анализатора, и эфферентными (центробежными, по которым нервный импульс поступает к рабочему органу. 3.Центральный отдел – корковый отдел анализатора, специализированный участок коры головного мозга, где и происходит преобразование нервной энергии в психическое явление – ощущение. |
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. | Восприятие – более сложный процесс, чем ощущения. Восприятие – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения. Если глаз неподвижен, он перестает видеть объект, для произнесения звуков необходимо напряжение мышц гортани, для познания свойств предмета его надо обследовать – подключить движения руки. | 1.Предметность 2.Апперцепция 3.Константность 4.Осмысленность. 5.Избирательность 6.Целостность | 1. Отражается сложный образ предмета. 2. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом. З. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта. 4.Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия | Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора, так как не все анализаторы играют одинаковую роль: обычно один из них является ведущим. 1. Простые – зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической. 2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные. 3.Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п | Специальных органов восприятия не существует, материал для него дают анализаторы. При этом первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых концов анализатора. Поскольку любой объект внешнего мира выступает как сложный комплексный раздражитель (например, лимон имеет размер, цвет, вкус, величину, температуру, запах, название и т. п.), то в основе восприятия лежат сложные системы нервных связей между различными анализаторами. Можно сказать, что физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов. |
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. | Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. | 1. Творчество – деятельность, результатом которой выступает создание новых материальных и духовных ценностей. 2. Мечта – эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и страстным стремлением к претворению его в действительность. 3.Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов. 4.Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт. | 1.представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач; 2. регулирования эмоциональных отношений; 3.произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; 4.формирование внутреннего плана человека; 5.планирование и программирование деятельности человека. | Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. В процессе пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Активное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности различают воссоздающее и творческое воображение. | Физиологической основой воображения следует считать оживление в мозгу человека ранее образованных временных нервных связей и их преобразование в новые сочетания, которые могут возникать по разным причинам: иногда бессознательно, как следствие самопроизвольного усиления возбуждения в определенных центрах коры головного мозга под влиянием случайных раздражителей, действующих на эти центры в момент ослабления регулирующего контроля со стороны высших отделов коры (например, сновидения); чаще – в результате сознательных усилий человека, направленных на создание нового образа |
Память- это психологический процесс запечатления и сохранения, воспроизведения того, что человек отражал, делал и переживал. | В когнитивной сфере память занимает особое место, без нее невозможно познание окружающего мира. Деятельность памяти необходима при решении любой познавательной задачи, так как память лежит в основе любого психического явления и связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Без включения памяти в акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие и постижение окружающего мира станет невозможным | 1. Объем памяти 2.Длительность памяти 3. Быстрота 4. Точность | - отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов; - сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель; - активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов. | 1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память бывает образной, эмоциональной и словесно-логической. 2. По степени волевой регуляции, наличию или отсутствию цели и специальных мнемических действий различают непроизвольную память, когда информация запоминается сама собой – без постановки цели, без приложения усилий, и произвольную память, при которой запоминание осуществляется целенаправленно с помощью специальных приемов. 3. По продолжительности сохранения материала различают кратковременную, долговременную и оперативную память | В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место. На первой стадии, непосредственно после воздействия раздражителя, в мозгу происходят кратковременные электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения в клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной памяти – следы есть, но они еще не упрочились. На второй стадии происходит биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ, которая приводит к необратимым химическим изменениям в клетках. Это механизм долговременной памяти – следы упрочились, могут существовать долго. |
Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить — значит производить операции с использованием формальной логики | Основной особенностью человеческого мышления является то, что оно неразрывно связано с речью: словом обозначается то общее, что есть у предметов и явлений. Язык, речь – это материальная оболочка мысли. Только в речевой форме мысль человека становится доступной другим людям. У человека нет иных способов отражения соответствующих связей внешнего мира, кроме тех речевых форм, которые закрепились в его родном языке. Мысль не может ни возникать, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи | 1. Анализ 2. Синтез 3. Обобщение 4. Сравнение 5.Абстрагирование Качества мышления (ума). - Широта -Конкретность - Глубина -Самостоятельность - Критичность - Гибкость - Последовательность - Быстрота | - Установление всеобщих взаимосвязей. - Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений. - Обобщение свойств однородной группы явлений и др. | Наглядным (конкретным) называется такое мышление, предмет которого человек воспринимает или представляет. Оно непосредственно опирается на образы предметов и делится на наглядно-действенное и наглядно-образное. Дискурсивное (абстрактно-понятийное, словесно-логическое) мышление – это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом. На открытие законов, свойств объектов, объяснение явлений направлено теоретическое (объяснительное) мышление, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия | Физиологической основой мышления является деятельность всей коры головного мозга, а не какого-то одного его участка. В качестве специфического нервно-физиологического механизма мышления выступают временные нервные связи во второй сигнальной системе во взаимодействии с первой, которые образуются между мозговыми концами анализаторов |
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств | Предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. | 1. Предметность 2. Апперцепция 3.Константность 4.Осмысленность. 5.Избирательность 6. Целостность | 1. Отражается сложный образ предмета. 2. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом. З. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта. 4.Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия. | Зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие | Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. В основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого. |
Речь – процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах. | Процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми | 1.Содержательность 2.Понятность 3.Выразительность 4.Бездейственность | - Обозначения - Выражения - Воздействия - Сообщения | 1. Устная – общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой. Делится на: а) монологическую – речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли б) диалогическую – разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников 2.Письменная – изображается графически, с помощью письменных знаков (букв), обозначающих звуки устной речи. Особенность – она обращена к отсутствующему читателю, который находится в другом месте, в другой обстановке и прочтет написанное только через некоторое время. 3.Внутренняя – речь про себя. Ею пользуются в процессе мышления. Эта речь позволяет человеку мыслить на основе родного языка даже тогда, когда человек и не говорит громко. Люди обычно думают на том языке, на котором говорят. Перед тем как выразить мысль устно или письменно, человек часто проговаривает ее про себя, т.е. во внутренней речи. | Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные. К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим - голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и носа) и органы слуха. Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово. Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов. В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афазия). Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полушарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппарата производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее отдельных слов. |
Внимание– это направленность и сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. | Направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании | 1.Концентрация – степень сосредоточения внимания на объекте: - высокая; - низкая 2. Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно: 3.Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой: - трудное; - легкое 4.Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. 5.Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте: - устойчивое - неустойчивое | - отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов; - сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель; - активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов. | 1.Непроизвольное — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. (Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание) 2.Произвольное- это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. (Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность). 3.Послепроизвольное– вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. Снижается целенаправленность, снимается напряжение | Физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и торможения и особенности их движения и взаимодействия в коре головного мозга. Направленность высшей нервной и психической деятельности человека всегда связана с возбуждением одних корковых участков и торможением других по закону индукции. Среди возбужденных участков коры выделяется тот, который в данный момент имеет наибольшее значение, он начинает господствовать над всеми остальными. Так обеспечивается избирательность нашей деятельности и осуществляется контроль за ее протеканием, поэтому мы можем долгое время удерживать свое внимание на каком-либо объекте. |
Задания по теме 1.2 Методические основы организации обучения дошкольников
Цель: формирование навыков определения результатов обучения, подбора и применения методов диагностики, интерпретации результатов диагностики; умение применять их для решения практических задач.
Задание 2. Подберите 5 методик диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (возраст на выбор)
1. «Цветные коврики» - определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.
Материал: 6 цветных карточек (красная, синяя, жёлтая, зелёная, оранжевая, голубая)
Ход задания: ребёнку предлагают выбрать поочерёдно карточки – «коврики» называемых цветов (красного, зелёного, жёлтого, синего). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать цвет. Для детей трёх лет достаточно правильного выбора 3 – 4 цветов и названия двух – трёх карточек. Для детей четырёх лет удовлетворительным считается, если ребёнок правильно называет все основные цвета и сам называет 4 – 6 цветов.
2. «Кружки» - выявление особенностей восприятия отношений предметов по величине.
Материал: 3 кружка одного цвета разной величины.
Ход задания: ребёнку предлагают 3 кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «самый большой» или «самый маленький» кружок и назвать его («большой», «маленький»). Самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным для ребёнка трёх лет.
3. «Фигуры» - выявление особенностей восприятия формы предмета.
Материал: два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета – круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник.
Ход задания: перед ребёнком выкладывают две любые из пяти фигур. Затем предлагают ещё одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например: перед ребёнком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем – квадрат из второго набора и т.д. Для ребёнка трёх лет допустимо путать овал и круг, квадрат и прямоугольник.
4. «Конструирование по образцу» - определение особенностей развития пространственного и наглядно – действенного мышления.
Материал: три детали разной формы из строительного набора в двух экземплярах.
Ход задания: взрослый пред ребёнком создаёт конструкцию из строительных деталей, затем просит его построить точно такую. Для ребёнка трёх лет удовлетворительным считается самостоятельное выполнение задания.
5. «Пирамидка» - выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями.
Материал: детская пирамидка из 5 – 7 элементов.
Ход задания: взрослый показывает образец пирамидки, фиксируя внимание ребёнка на том, что пирамидка ровная: «Посмотри, какая ровная пирамидка». Затем образец разбирают, и элементы выкладывают перед ребёнком в случайном порядке. Ребёнка просят собрать пирамидку, как было. Если ребёнок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание.
Оценка результатов
Высокий уровень – выполнение задания на основе зрительного соотнесения.
Средний уровень – примеривание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень.
Низкий уровень – отсутствие самостоятельного решения. В этом случае ребёнку можно предложить выполнить задание с меньшим количеством элементов.
Задание 3.
Создайте форму диагностической карты развития ребенка дошкольного возраста (возраст на выбор).
Задание по теме 1.3 Анализ современных образовательных программ дошкольного воспитания
Цель: формирование умения постановки цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста; навыков их практической реализации.
Задание 4.
Проанализируйте выбранную образовательную программу по плану: теоретическая основа, научное обоснование.
Опишите структуру выбранной программы: цель, задачи, содержание, методическое обеспечение.
Анализ программы «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева).
Авторы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных
учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования, и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.
Возраст детей: К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года: младенческая группа); ранний возраст (от 1 года до 3 лет: первая и вторая группы раннего возраста); дошкольный возраст (от 3 лет до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).
При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от рождения до 2 лет, разделы для младенческой группы и первой группы раннего возраста структурно отличаются от остальных разделов (для детей от 2 до 7 лет). Это различие обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспитания и обучения для детей этой возрастной категории.
Цели (задачи):
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
Основные разделы: Наиболее существенной структурной характеристикой программы «От рождения до школы» является принцип подачи материала — содержание психолого-педагогической работы излагается в Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.
Взаимодействие с семьями воспитанников: Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования. Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».