ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сборник методических материалов по организации воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями развития Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт коррекционной педагогики»
Москва 2021
Москва 2021
2
УДК 376.112.4
ББК 74.5 А
Акимова Е.А., Владыко ЕМ, Павлова Н.Н., Бруцкая КА. Сборник методических материалов по организации воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями развития / Е.А.
Акимова, ЕМ. Владыко,Н.Н. Павлова, КА. Бруцкая – Мс. В сборник включены наиболее популярные научные работы и методические рекомендации по организации коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с ТМНР и психолого-педагогической работы с родителями. Они соответствуют требованиям ФГОС, а также современному научному взгляду на воспитание, обучение и социализацию детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития. Психолого-педагогические источники представлены по главам от теоретико- методологических трудов известных ученых в области специальной психологии и педагогики до сборников практических занятий взрослых с детьми для удобства их поиска. Издание будет полезно всем, кто занимается обучением детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
УДК 376.112.4
ББК 74.5
© Акимова Е.А.,
Владыко ЕМ.
Павлова Н.Н.,
Бруцкая КА, 2021
3 Содержание Предисловие. 4 1. Теоретико-методологическое обоснование образования дошкольников с ТМНР…………………………………………………………………………
6 1.1 Методология обучения детей с ТМНР………………………………… 6 1.2 Методология обучения детей с умственной отсталостью 7 1.3 Методология обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
10 2. Методическое оснащение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития.
11 2.1 Методики диагностики психического развития детей с ТМНР……... 12 2.2 Методики диагностики познавательного развития детей с умственной отсталостью.
14 3. Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ТМНР………………………………………………………………………….
18 3.1 Целевые программы для детей раннего и дошкольного возраста с ТМНР……………………………………………………………………….
18 3.2 Программы для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
22 3.3 Программы для детей с нарушением интеллекта и другими нарушениями развития
25 4. Методическое оснащение образования детей с ТМНР…………………… 26 4.1 Теоретико-методические основы воспитания и обучения детей с ТМНР……………………………………………………………………….
26 4.2 Прикладные аспекты образования детей с ТМНР……………………
27 4.2.1 Организация логопедической работы с детьми с ТМНР………..
27 4.2.2 Организация социально-бытовой ориентировки 27 4.2.3 Эстетическое воспитание и социализация.
27 5. Практические рекомендации по организации коррекционно- педагогической работы
28 5.1 Методики для развития познавательных возможностей.
29 5.2 Методические пособия для развития социально-коммуникативных навыков.
30 5.3 Методические пособия по развитию самостоятельности. 32 6. Методические основания для организации психолого-педагогической помощи родителям детей с ТМНР…………………………………………….
32 6.1 Семейное консультирование. 33 6.2 Психологическое просвещение. 35 6.3 Методическая поддержка. 36 Заключение. 37 Список использованной литературы. 40
4 Предисловие Последние десятилетие в России идет интенсивная модернизация системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее важным достижением является законодательное обеспечение конституционного права на образование самой сложной категории детей- инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР) и создание в образовательном учреждении необходимых для этого специальных условий. Право детей с ТМНР раннего и дошкольного возраста на образование отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – Стандарт. Дети с ТМНР представляют собой отдельную психолого-педагогическую категорию. Сочетание интеллектуальных, сенсорных и двигательных нарушений, каждое из которых является тяжелым или выраженным, обуславливает появление сложной структуры особых образовательных потребностей и требует особой организации образовательного процесса. Для реализации потенциальных возможностей психического развития детей раннего и дошкольного возраста с
ТМНР в соответствии с требованиями ФГОС разработана ПрАООП ДО. Ее содержание учитывает индивидуальные психофизические особенности и потенциальные возможности развития, состояние здоровья и социальные условия жизни. Однако Программа содержит лишь краткое теоретическое обоснование организации образовательного процесса, не объясняет механизмов и закономерностей психического развития детей с ТМНР, не разъясняет характера и способов развивающего взаимодействия взрослых с детьми, правил создания развивающей среды. Предполагается, что специалист, в обязанности которого входит обучение дошкольников с ТМНР, должен свободно ориентироваться в научной и учебно-методической литературе, которую он использует при организации образовательного процесса. При этом хорошо известно, что образование детей с ТМНР до настоящего времени
5 осуществляюсь новаторами-практиками, а исследования инициировались отдельными коллективами или учеными, что объясняет малое количество методических наработок. Для удовлетворения насущной потребности практики в методическом оснащении образования детей с ТМНР нами были обобщены научные и популярные методические материалы. Они представлены в пособии в следующей последовательности монографии программы методические пособия сборники развивающих игр и упражнений методические рекомендации по организации психолого-педагогической работы с родителями. При разработке содержания коррекционных курсов для детей с ТМНР целесообразно пользоваться учебно-методическими и практическими пособиями, которые разработаны для детей с изолированными нарушениями развития, которые относятся к другим психолого-педагогическим категориям. Такой подход расширяет профессиональный кругозор специалиста и дает возможность оказать комплексное воздействие на разные психологические сферы, сформировать компенсаторные механизмы, использовать потенциальные возможности ребенка к освоению нового. По этой причине мы включили в пособие научную литературу, созданную для детей с различными нарушениями развития. По нашему мнению, они могут повысить эффективность обучения и перспективы социализации детей с ТМНР. Надеемся, что сборник сориентирует практиков в современном методическом разнообразии и сократит время на поиск необходимых для организации образовательного процесса научно-практических работ.
6
1. Теоретико-методологическое обоснование образования дошкольников с ТМНР В данном разделе представлены монографии и учебно-методические материалы, в которых показаны современные клинико-психолого- педагогические характеристики детей с умственной отсталостью и другими нарушениями развития, в том числе ТМНР, теоретические основы, принципы и методические подходы к организации коррекционно-педагогической помощи детям с сочетанными/комплексными нарушениями развития на разных возрастных этапах. Согласно категории детей, которой посвящена публикация, их можно условно объединить в три группы о детях с ТМНР и комплексными нарушениями о детях с умственной отсталостью и другими нарушениями развития о детях с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
1.1 Методология обучения детей с ТМНР Одним из первых современных научных трудов о детях с ТМНР можно считать монографию Жигоревой МВ. [1]. В ней автор обобщила результаты изучения особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями. В данной работе раскрыты прикладные аспекты воспитания и обучения, специальной психологической помощи как детям, таки их родителям. В другом труде Жигоревой МВ. [2] представлен диагностический комплекс для изучения особенностей развития детей с комплексными нарушениями, даны психолого-педагогические характеристики детей с разной структурой нарушений и уровнем психического развития раскрыты организационно-методические и содержательные основы психолого- педагогического сопровождения детей данной категории. Книга имеет электронное приложение и оснащена диагностическим инструментарием для психолого-педагогического обследования.
7 В учебном пособии Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями под редакцией Головчиц Л.А. [3] представлены теоретические и методические подходы к организации и содержанию помощи детям дошкольного возраста, имеющим сочетание нескольких первичных нарушений. Авторами дана развернутая характеристика особенностей психического развития дошкольников со сложным сочетанием первичных нарушений, подробно раскрыта сущность современных организационных форм воспитания и обучения, методы и приемы коррекционной работы с детьми в дошкольных учреждениях и даны рекомендации по организации воспитательного процесса в семье. Специалистам будут полезны рекомендации и опыт выдающегося голландского исследователя Ян ван Дайка [4], профессиональная деятельность которого посвящена вопросам организации обучения слепоглухих детей и детей с тяжелыми множественными нарушениям развития. Одним из главных принципов научного подхода Ван Дайка является понимание языка как процесса, порождаемого социальным взаимодействием с внешним миром с помощью перцептивного познания и движения. Ученый понимал, что за счет овладения движением ребенок может продемонстрировать свое отношение к происходящему и осуществить практический контакт с предметной средой. Особое внимание в книге уделено развитию движений, осознанию возможностей тела и восприятию себя, освоению двигательного подражания. Подражание у слепоглухого ребенка является ключевым условием для развития системы семантического языка, осмысленной речи (meaningfullanguage), по мнению Ван Дайка.
1.2 Методология обучения детей с умственной отсталостью Учебным пособием с теоретическим обоснованием, изложением дидактических и методических основ специального образования детей и подростков с тяжелыми нарушениями умственного развития является научный
8 труд Маллера АР, Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью [5]. В нем раскрываются особенности психофизического развития детей данной категории, изложено содержание, организация и методы коррекционной работы начиная с раннего до подросткового возраста. Приводятся катамнестические данные о трудоустройстве и социальной адаптации выпускников специальных учреждений. Даются рекомендации по работе с семьей ребенка-инвалида. Дополнительно можно использовать материалы другой публикации
Маллера АР. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [6]. В ней рассматриваются вопросы теории и практики обучения детей с тяжелой умственной отсталостью, а также методика педагогической работы по социально-трудовой адаптации обучающихся юношеского возраста. Две книги Мастюковой ЕМ. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст Советы педагогами родителям по подготовке к обучению детей с проблемами в развитии [7] и Специальная педагогика подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии ранний и дошкольный возраст [8] обобщают многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей. Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов. Дается описание коррекционных занятий по сенсорному воспитанию, развитию игровой деятельности, речи, ознакомлению детей с окружающим миром, формированию начальных математических представлений, развитию личности и межличностных отношений. Особое внимание уделяется сочетанию педагогического процесса с лечебно-гигиеническими и оздоровительными процедурами. Вопросам организации и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возрастов с нарушением интеллекта в разных условиях стационаре, ПМПС центрах, смешанных группах в ДОУ
9 комбинированного и компенсирующего видов, подготовительном классе специальной (коррекционной) школы VIII вида посвящено методическое пособие Особые дети вариативные формы коррекционно-педагогической помощи под редакцией Стребелевой Е.А. [9]. В нем раскрываются содержание, методы и приемы работы по формированию возрастных психологических образований и типичных видов детской деятельности у детей указанной категории. В еще одной книге Стребелевой Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта [10] излагаются вопросы теории и практики дошкольной олигофренопедагогики, описываются особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, а также методы коррекционно-воспитательной работы сними. В монографии Лазуренко С.Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте [11] представлены клинико- психолого-педагогические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья, варианты динамики психического развития в раннем возрасте, в том числе у детей с ТМНР, изложена стратегия организации психолого-педагогической помощи семье ребенка с нарушениями здоровья в период раннего детства. При организации занятий в рамках образовательной области эстетического воспитания рекомендуем воспользоваться методическим пособием Екжановой Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности [12]. В ней автор обобщила истоки, концептуальные подходы и механизмы формирования изобразительной деятельности, что стало основой представленного в книге поэтапного процесса формирования изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с разным уровнем умственной недостаточности (умственной отсталостью и задержкой психического развития. Содержание коррекционно-педагогической работы подробно изложено в программах коррекционно-развивающего обучения
10 изобразительной деятельности умственно отсталых детей, которые дополняют теоретико-методологический материал в качестве практического Приложения. Получившая профессиональное признание книга Шипициной Л.М.
«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [13] будет полезна практикам при организации специальной психологической помощи детям с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью в различных организационных формах обучения, воспитания, реабилитации и сопровождаемого проживания. Особое внимание уделяется социализации и интеграции лиц с умственной отсталостью в общество. Подробно изложены пути социально-психологической адаптации, формирования коммуникативных навыков, семейных взаимоотношений, полоролевого поведения. Еще одним известным автором Мамайчук И. Ив монографии Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [14] изложены основные концепции онтогенеза и дизонтогенеза психического развития, теоретико-методологические основы психологической помощи, направления и организация психологического консультирования, эффективные методы психологической коррекции, психологического сопровождения и психологической поддержки детей с разными формами нарушений психического развития.
1.3 Методология обучения детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата Известно, что у значительного числа детей с ТМНР одним из последствий органического поражения ЦНС является детский церебральный паралич. В связи с чем монография Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации [15] может стать крайне полезной при разработке содержания занятий по развитию движений и речи у детей с ТМНР и патологией движений. В ней раскрыта
11 модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом в возрасте от 1 года до 3 лет, дифференцированный подход к организации образовательного процесса в зависимости от тяжести ограничения двигательных возможностей и структуры нарушений развития у детей сданной патологией. Разработать содержание коррекционных курсов по коррекции речевых нарушений и развитию речи поможет популярная у практиков книга
Мастюковой ЕМ. и Ипполитовой МВ. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [16]. Авторы подробно описали предпосылки и механизмы развития речи, физиологические механизмы и психологические закономерности речевой деятельности, представили характеристику речевых расстройств при различных формах церебрального паралича. Теоретические данные дополняют рекомендации по организации логопедической работы, принципы и приемы коррекции наиболее частых речевых нарушений у детей с церебральным параличом.
2. Методическое оснащение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития Научный поиски создание методики психолого-педагогической диагностики психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется более 100 лет. Благодаря чему современные педагоги и психологи имеют возможность осуществлять профессиональную деятельность, используя методики диагностики, основанные на разных теоретических позициях и концептуальных подходах к сбору, анализу и интерпретации результатов обследования. Некоторые из диагностических методик созданы для диагностики отдельной сферы или области психического развития, имеют ограничения по возрасту детей или разработаны для детей определенной психолого-педагогической категории, другие имеют более универсальное назначение. В данном разделе представлены методики, которые