Файл: Москва 2021 2 удк 376. 112. 4 Ббк 74. 5 А.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 могут быть использованы при обследовании детей раннего и дошкольного возраста с ТМНР. Знакомство сними позволит специалисту выбрать наиболее подходящие для достижения актуальных профессиональных целей.
2.1 Методики диагностики психического развития детей с ТМНР Одной из первых является методика Хейссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка [17]. Методика включает в себя набор специальных диагностических проб, структурированную процедуру психолого-педагогического обследования, основу которой составляет экспериментальная ситуации взаимодействия взрослого с ребенком, систему приемов педагогического анализа. Каждая диагностическая проба представляет собой игровое задание, выполнение которого возможно при наличии психологических достижений определенной сложности. Причем анализируется не столько факт наличия или отсутствия у ребенка возрастного онтогенетического показателя, а сколько качество и результат выполнения пробы. Такой подход дает возможность получить комплекс психолого-педагогических данных, анализ которых обеспечивает понимание причин невыполнения заданий и характер ошибок, позволяет определить вариант психического развития ребенка и наметить содержание коррекционно-педагогической работы с целью формирования механизмов компенсации и социализации. Еще один диагностический инструмент «Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха создан практиками из Центра лечебной педагогики. Его авторами являются Верещага ИВ, Моисеева ИВ,
Пайкова А.М. [18]. Данная методика включает в себя методы психолого- педагогической оценки функциональных возможностей анализаторов, движений и эмоциональной сферы ребенка с сочетанными нарушениями развития. Изложены процедура и материал для обследования диагностический

13 чемоданчик, методы и приемы взаимодействия взрослого с ребенком, правила и советы по проведению обследования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, бланки для фиксации данных, клинические примеры, литература и справочные материалы. По результатам анализа полученных данных специалист может определить конкретные шаги по улучшению условий среды и оптимизации программы обучения ребенка с ТМНР. Еще одна современная методика (научный редактор Царев А.М.) [19] содержит процедуру психолого-педагогического обследования, диагностические пробы последующим коррекционным курсам Предметно- практические действия, Двигательное развитие, Сенсорное развитие, Адаптивная физическая культура. Отдельная глава методики представляет собой рекомендации по разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для детей с ТМНР. В целях уточнения специальных условий образования детей с ТМНР можно воспользоваться методическими рекомендациями для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обследованию детей с интеллектуальными нарушениями и детей с ТМНР [20]. В пособии представлены рекомендации по организации обследования детей с ТМНР на
ПМПК, диагностический инструментарий для комплексного обследования детей, педагогический инструментарий, позволяющий сформулировать рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения, воспитания, развития и социальной адаптации в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Помимо методики обследования, представлена характеристика детей с ТМНР и их особых образовательных потребностей, чтобы помочь специалисту ПМПК правильно сформулировать рекомендации. В приложении также представлены памятки для родителей, в которой разъясняются цели образования ребенка с ТМНР и порядок взаимодействия с образовательной организацией, и сотрудников ДДИ по разработке СИПР и сотрудничеству с организациями системы образования.


14

2.2 Методики диагностики познавательного развития детей с умственной отсталостью Начать описание методик для оценки познавательного развития детей с
ТМНР мы хотели бы с учебника Забрамной С.Д. [21]. В нем представлены теоретические основы и практические рекомендации по определению умственного развития детей с различной степенью умственной отсталости. В течение 20 лет его практического применения специалистами ПМПК в своей работе он приобрел известность и стал популярным. Успех объясняется тем, что автором подробно изложен порядок процедуры обследования, составлен список наиболее эффективных диагностических заданий и методик, раскрыты методы, позволяющие установить наличие или отсутствие признаков, отграничивающих умственную отсталость от сходных с ней состояний, описаны критерии дифференциации различных вариантов аномального развития. По результатам анализа данных, собранных с помощью диагностических заданий, можно достаточно точно определить содержание и программу обучения ребенка с умственной отсталостью. Уточнить правильность выбора специалистов ПМПК и дополнить психолого-педагогические данные ребенка специалист может путем использования еще одного авторского инструмента [22]. Он прост в применении, т.к. в основу лег метод наблюдения за деятельностью ребенка в процессе выполнения учебных заданий. Авторы Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. исходили из сугубо практических задач обучения детей с ТМНР и оптимизации учебного процесса на начальном этапе. Методика содержит подробное описание диагностических ситуаций, последовательности предъявления диагностических заданий, параметры оценки деятельности ребенка и сфер развития на основе наблюдения за их выполнением. Несмотря на то, что методика создана для детей младшего школьного возраста, структура и алгоритм наблюдения могут быть использованы в процессе воспитательной и

15 педагогической работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью дошкольного возраста. В учебном пособии Стребелевой Е.А., Мишиной ГА. обобщены наиболее популярные современные методики психолого-педагогической диагностики, которые созданы для выявления отклоняющихся вариантов развития у детей раннего и дошкольного возраста [23]. Содержание знакомит читателей с понятийным аппаратом в области диагностики психического развития, основными теоретическими положениями, принципами и диагностическим инструментарием, тактикой применения методов психолого-педагогической диагностики на практике. Существует группа методик диагностики психического развития детей младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста, которые целесообразно использовать для выявления актуального уровня и потенциальных возможностей развития, особых образовательных потребностей ребенка с ТМНР. Эта информация является основанием для определения содержания и организации обучения, педагогического маршрута и варианта
ПрАООП. Все они содержат теоретический материал, концептуальные научные основы методики обследования, порядок реализации диагностической процедуры, критерии оценки, качественную и количественную обработку результатов, интерпретацию полученных данных, рекомендации специалистам по организации воспитания и обучения ребенка с ТМНР. Так, методика Диагностики психической активности младенцев может применяться с первых месяцев жизни ребенка с ТМНР [24]. Эта современная технология диагностики психической активности младенцев позволяет оценить качество безусловно-рефлекторных ответов и функциональных возможностей тактильного, зрительного и слухового анализаторов, причем с ее помощью можно выявить наиболее зрелый из анализаторов и использовать его функциональные возможности для развития других. Понимание структуры и тяжести ограничений функционирования анализаторов указывает на путь компенсации и социализации ребенка с помощью специальных педагогических

16 методов. Методика содержит не только подробное описание диагностических проб, но и характеристику поведения ребенка, специальный игровой инструментарий. Авторская методика Лазуренко С.Б. предназначена для определения актуального психологического возраста детей первых трех лет [25]. Методика предусматривает индивидуальное предъявление ребенку стимульного предметного материала, действия с которым в специально созданной диагностической ситуации обеспечивают возможность выявления способа общения со средой и ведущего типа деятельности. Полученные сведения помогают составить индивидуальный психологический портрет ребенка, а их совокупность – обнаружить особенности формирования психики. Методика может быть использована для изучения динамики психического развития, а также для проведения продольного исследования в течение одного возрастного этапа. Она имеет скринирующий характер и реализуется за короткий промежуток времени от 10–15 минут в младенческом возрасте и до
20–30 минут в раннем возрасте. Для изучения познавательного развития дошкольников авторским коллективом под руководством Стребелевой Е.А. разработана процедура психолого-педагогического обследования, которая снабжена наглядными игровым материалом [26]. Простые упражнения и тесты, алгоритм анализа собранных данных разработаны на основе многолетних исследований и наблюдений. Компактность и точность процедуры обследования сделали ее методику одной из самых популярных у практиков. Обследование организуется в типичных для дошкольного возраста видах детской деятельности общение, подражание, игра, обучение.
Психолого-педагогическая диагностика
Стребелевой Е.А. ставит целью выявление отклонений, своевременную профилактику и создание условий для развития мышления у детей дошкольного возраста. Она помогает оценить интеллектуальное развитие ребенка и определить индивидуальную программу коррекционно- педагогической помощи. Результат достигается за счет анализа и сопоставления

17 трех факторов биологических, социальных и психологических. Методика содержит как качественную, таки количественную оценку результативности выполнения тестовых заданий ребенком. Способ принятия задания, самостоятельность в процессе выполнения, обучаемость и критичность к результату деятельности являются качественными критериями или показателями интеллектуального развития. Именно они позволяют ребенку выполнить или не выполнить задания диагностического набора для определенного возраста. Представление особенностей интеллектуальной деятельности ребенка в виде баллов позволяет отнести его к группе развития нормативное, отставание, нарушение, определить объем и форму оказания педагогической помощи, дать рекомендации родителям по воспитанию в семье. Осуществить диагностику и мониторинг становления познавательного развития у детей в возрасте от 6 месяцев до 11 лет жизни можно с помощью методики Стребелевой Е.А., Лазуренко С.Б., Закрепиной А.В. [27]. С помощью данной методики можно последовательно изучать познавательное развитие ребенка в раннем, дошкольном и школьном возрастах, установить существующий у него актуальный интеллектуальный способ решения познавательных задач, вариант познавательного развития, а также определить необходимость оказания специальной психолого-педагогической помощи и ее содержание, в том числе индивидуальный образовательный маршрут. Его применение позволит специалисту установить интеллектуальный способ, которым ребенок пользуется для решения познавательной задачи, степень соответствия или несоответствия этого способа возрастному нормативу, те. определить вариант познавательного развития ребенка, благодаря чему наметить педагогический маршрут и виды психолого-педагогической помощи ребенку, подобрать содержание индивидуальной программы воспитания и обучения, средства, методы и приемы развития познавательного потенциала.

18
3. Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ТМНР Качество образования определяется соответствием программного материала и содержания обучения требованиям ФГОС, которые определены исходя из современных данных науки педагогики и психологии. Образовательные Программы имеют разные профессиональные свойства типовые, экспериментальные, авторские, рабочие. Однако для всех характерна определенная структура, наличие материала обучения по годам, целевые ориентиры и критерии оценки эффективности образовательного процесса. Для детей с ТМНР разработана и утверждена Министерством Просвещения
ПрАООП ДО. Однако специалистам полезно иметь представления о содержании образовательных Программ для детей с комплексными нарушениями развития и нарушениями интеллекта, т.к. в них могут быть представлены материалы, которые помогут сделать образовательный процесс более эффективным.
3.1 Целевые программы для детей раннего и дошкольного возраста с ТМНР В настоящее время при планировании образовательной деятельности с детьми с ТМНР специалист может использовать ряд научно обоснованных Программ, прошедших многолетнюю апробацию на практике и доказавших свою эффективность. Одна из первых Программ для детей раннего и дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью опубликована в
1993 году под редакцией Дементьевой Н.Ф. [28]. Структура Программы совпадает стой, что имеет современная ПрАООП ДО для детей с ТМНР: содержание представлено не по годам обучения, а по этапам или периодам, которые соответствуют определенному онтогенетическому этапу психического развития и актуальному психологическому возрасту ребенка с глубокой,

19 тяжелой или умеренной умственной отсталостью. Такой подход позволяет учесть как потенциальные возможности к обучению, те. зону ближайшего развития, таки выстроить образовательный процесс в том виде деятельности, который является у ребенка ведущим. Длительность освоения ребенком содержания каждого этапа обучения определяется индивидуально, исходя из его структуры и тяжести нарушений в развитии и потенциальных возможностей к усвоению нового. Содержание обучения представлено последующим разделам развитие движений формирование навыков самообслуживания ознакомление с окружающими развитие речи обучение игре предметно-практическая деятельность рисование музыкально- ритмические занятия. В Программе подробно изложены методы и приемы работы с детьми, особенности организации учебно-воспитательного процесса в дошкольной группе построения процесса общения с ребенком. Дополнить содержание коррекционно-развивающей работы или осуществить планирование образовательного процесса можно, ориентируясь на Программу воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта, авторы Худенко ЕД, Приходько О.Г. [29]. В ней даны рекомендации по перспективному, тематическому, календарному планированию педагогической деятельности, изложены конкретные практические приемы коррекционно-демагогической работы с детьми с ТМНР, приведены образцы развивающих упражнений и игр. В качестве альтернативы можно использовать американскую Программу Каролина [30] для детей раннего и младшего дошкольного возраста с множественными нарушениями развития и особыми потребностями, созданную коллективом авторов. Однако следует учесть, что она основывается на возрастном принципе при построении образовательного процесса. Специалист планирует свою работу, выбирая задания и упражнения из Программы для развития каждого навыка и умения отдельно, ориентируясь на актуальное психологическое состояние данной сферы или достижения ребенка. Такой подход противоречит системному принципу организации деятельности

20 центральной нервной системы и головного мозга, а также не учитывает тот факт, что психическое развитие различных сфер взаимосвязано и реализуется гетерохронно, а значит, процесс воспитания и обучения не может быть организован по типу тренировки отдельных навыков. Он должен способствовать формированию у ребенка нового, более совершенного социального способа познания и взаимодействия с окружающим миром. Следует заметить, что в Программе представлены задания и упражнения для развития у детей функциональных возможностей анализаторов, самостоятельности и речи. При их адаптации к требованиям ФГОС и традиционным практикам оказания коррекционно-педагогической помощи они могут быть достаточно результативными. Практическая направленность изложения, простота и доступность текста обеспечивают возможность использования данного материала родителями под руководством специалистов. Еще одним методическим материалом для организации коррекционно- развивающих занятий с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста с нарушением развития (ограничением жизнедеятельности) является Программа «Лекотека» под редакцией Казьмина А.М. [31]. Ее содержание направлено на улучшение функционирования детей в естественных жизненных ситуациях, повышение качества взаимодействия с родителями, включение в среду сверстников. Отдельный блок посвящен повышению компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка, расширению социальных контактов ребенка и семьи. Содержание включает в себя протокол обследования поведения родителей, а также психологического развития ребенка, где в онтогенетической последовательности перечислены показатели возраста в различных линиях развития организацию игровых сеансов с детьми и практических обучающих занятий с родителями порядок деятельности центров ранней помощи, работы специалистов образцы оформления психолого-педагогических данных и бланки документов. Коррекционная направленность других двух Программ заключается в развитии движений у детей со сложной структурой дефекта. Так, программа

21 под редакцией Волосовец Т.В., Кутеповой Е.Н «Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта [32] раскрывает содержание работы по формированию продуктивных видов деятельности, ориентировки в пространстве, развитию общих движений у детей с разной степенью ограничений функциональных возможностей анализаторов и степенью умственной отсталости. Содержание другой Программы посвящено развитию двигательных возможностей и функции руки, социальных движений ребенка с игрушкой, ориентировки в пространстве, обогащению сенсорного опыта у детей с нарушением интеллекта в сочетании с двигательными нарушениями на уроках
АФК [33]. Упражнения по развитию движений и других психических функций представлены не по годам обучения, а в онтогенетической последовательности, те. по принципу от простых двигательных навыков к более сложным. Программа состоит из четырех разделов Восприятие собственного тела, Обучение двигательным навыкам, Развитие физических способностей, Функция руки. Авторы Программы Адаптивная физическая культура для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями Покровская И.А. и Андреева И.Н.
[33] предлагают специалисту самостоятельно выбирать степень сложности заданий и определять для ребенка длительность освоения программного материала, исходя из его индивидуальных возможностей. При этом допускается, что в процессе обучения ученик не будет плавно переходить от одного раздела к другому или в рамках одного раздела двигается от первого пункта к последнему, а процесс обучения может реализовываться дисгармонично, когда быстрое освоение навыка сменяется длительным литическим периодом. Индивидуальная динамика развития движений отражается в плане коррекционно-педагогической работы, графике индивидуальных и групповых занятий АФК. Организовать коррекционно-педагогическую работу в области художественно-эстетического развития ив частности, формирования таких

22 видов деятельности как рисование, лепка, конструирование, можно с учетом содержания Программы формирования продуктивных видов деятельности у детей в условиях интегративного обучения под редакцией Волосовец Т.В.,
Кутеповой Е.Н. [34]. В ней материал Программ распределен на этапы, каждый из которых соответствует определенной сложности продуктивных видов деятельности. В основе выбора этапа обучения для конкретного ребенка лежит актуальное состояние целенаправленной деятельности как показателя его психического развития. Сроки прохождения каждого этапа определяются исходя из динамики становления продуктивной деятельности, те. индивидуально. Онтогенетический подход как основа содержания программы обеспечивает возможность ее применения в процессе работы с разновозрастной группой детей с различными по тяжести ограничениями развития.
3.2 Программы для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Целесообразно познакомиться с содержанием Программ для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. В настоящее время их опубликовано четыре. Так, Программа Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. обобщила содержание коррекционно-педагогической работы с детьми 3-7 (8) лет с умственной отсталостью разной степени тяжести [35]. В ней содержание представлено последующим разделам Здоровье, Социальное развитие, Физическое развитие и физическое воспитание, Познавательное развитие, Формирование деятельности и Эстетическое развитие. Авторами сформулированы задачи обучения и воспитания поквартально предложены темы для планирования и проведения групповых и подгрупповых занятий с детьми в процессе работы по образовательной области определены целевые ориентиры каждого года обучения. В рекомендациях также содержатся приложения, раскрывающие режим дня в разных возрастных группах,

23 распределение нагрузки между специалистами, примерный алгоритм составления индивидуальной программы работы с ребенком. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, авторы Баряева Л.Б., Гаврилушкина ОП, Зарин АН,
Соколова Н.Д. [36]. В основе содержания Программы лежит закономерность психического развития нормального и аномального ребенка, что определило структуру педагогической работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. Материал Программы распределен в соответствии с онтогенетическим принципом, что позволяет строить коррекционно-образовательную работу с учетом актуальных психологических достижений возраста и зоны ближайшего развития детей вначале каждого года обучения. Это делает процесс обучения целостными непрерывным. Разница в динамике психического развития исключает возможность предъявления единых требований к результатам обучения. Содержание основных направлений педагогической работы представлено следующим образом физическое и моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе физического воспитания, формирования предметной и игровой, продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования, элементарного труда, ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений, музыкального воспитания. Все направления коррекционно- образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно. В программе указаны организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения детей с диагнозом легкая умственная отсталость и умеренная умственная отсталость. Концентрическое построение программы позволяет повторять материал, продолжать обучение ребенка наследующих этапах при должной психолого-педагогической поддержке.

24 Инновационный подход к организации образовательного процесса предложен в Программе для специальных дошкольных учреждений и организации воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью под редакцией Тимофеевой Л.А. [37]. Она включает диагностический блоки контрольно-оценочные показатели усвоения социального опыта (программного материала) на разных этапах обучения и воспитания, что обеспечивает возможность индивидуального выбора содержания одного из двух уровней образования базовый и коррекционный, за счет чего можно обеспечить индивидуальную нагрузку в процессе обучения, избежать переутомления и избыточной интенсификации развития, возможность реализации индивидуального подхода. Каждый уровень обучения реализуется по предложенным в Программе примерным учебным планам по годам, а также распорядку дня. Базовый уровень направленна формирование социально значимого опыта и рациональных способов деятельности, обеспечивает переход зоны ближайшего психического развития в актуальные возможности ребенка за счет их применения здесь, сейчас и сегодня. Каждый фрагмент содержания имеет разную степень сложности и формы реализации знание, умение, использование, и степень самостоятельности применения на практике. Коррекционный уровень ниже базового ориентированна расширение жизненно важных социальных умений, содействующих социализации и накоплению практического опыта взаимодействия со взрослыми и предметным миром. Предложенный коллективом авторов подход может быть использован при конструировании индивидуальной программы обучения для детей с ТМНР, т.к. позволяет учесть соотношение актуального уровня и зоны ближайшего развития. На начальном этапе обучения детей с ТМНР предлагается ориентироваться на содержание первого года обучения (независимо оттого, с какого возраста ребенок принят в образовательное учреждение, по результатам контрольного обследования через 2-4 недели принять окончательное решение о

25 уровне сложности программы (базовый или коррекционный, и далее ежеквартально проводить контрольное психолого-педагогическое обследование и по результатам оценки динамики психического развития принимать решение о варианте обучения наследующий календарный период.
1   2   3   4

3.3 Программы для детей с нарушением интеллекта и другими нарушениями развития При организации занятий со слабослышащими детьми с нарушением интеллекта рекомендуется ориентироваться на содержание Программы воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными комплексными) нарушениями развития, автор Головчиц Л.А. [38]. Содержание Программы подходит для организации занятий с детьми, которые испытывают трудности усвоения материала Программы для слабослышащих дошкольников. Обучение по материалу данной Программы может быть реализовано как в обычных группах детского сада для слабослышащих, таки в группах кратковременного пребывания, при организации индивидуальной работы сданной категорией детей. Это обеспечивает возможность перевода детей из специальной группы в обычную группу для слабослышащих в случаях успешного овладения Программой. Автором реализована преемственность содержания двух Программ обучения слабослышащих. Все без исключения дети с умственной отсталостью имеют системное недоразвитие речи. Определить содержание логопедической работы сними позволит Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития, авторы Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова
Ю.А. [39]. Программа содержит целевые ориентиры обучения, тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности порекомендованным ФГОС образовательным областям, перечень дидактических пособий, игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных

26 и музыкальных произведений, характеристику развивающей предметно- пространственной среды.
4. Методическое оснащение образования детей с ТМНР Традиционно систематизация методики технологий в дефектологии осуществляется по нозологическому подходу. Нами предпринята попытка классифицировать литературу по принципу направленности – теоретической или прикладной.
4.1 Теоретико-методические основы воспитания и обучения детей с ТМНР Представленное направление в большей степени на теоретическом уровне определяет логику и стратегию построения педагогического процесса в дошкольном образовании. Данная часть работ объединяет учебники и учебно- методические рекомендации, в которых содержатся сведения о системе и содержании дошкольного образования в Российской Федерации, технологиях и методах воспитания и обучения детей с ОВЗ, распределении нагрузки и структуры деятельности специалистов, реализующих педагогический процесс, конструировании индивидуальной образовательной программы, описывается специфика работы с родителями [40, 41]. В работах раскрывается содержание основных образовательных областей, представленных в ФГОС ДО. Отдельные работы позволяют подготовить ребенка к школьному обучению и учесть преемственность содержания дошкольного образования в переходе к обучению в школе [42]. Полезными станут методические рекомендации по организации обучения детей с ТМНР в домашних условиях [43, 44]. В них изложен алгоритм построения образовательного процесса в условиях семьи, даны советы по уходу за детьми в нестабильном соматическом и неврологическим состоянии, методы включения родителей в образование ребенка с ТМНР.

27
4.2 Прикладные аспекты образования детей с ТМНР Работы, условно вошедшие в данное направление, представляют интерес для проведения и структурирования психокоррекционных и коррекционно- развивающих занятий, социализации и социально-бытовой ориентировки, логопедической помощи.
4.2.1 Организация логопедической работы с детьми с ТМНР Нарушения речи характерны для всех категорий детей с ОВЗ, и дети с
ТМНР не являются исключением. Отставание или нарушения в речевом развитии выступают одним из важных диагностических маркеров, на который обращают внимание родители и обращаются с запросом к специалистам. Также речь выступает важным средством усвоения социокультурного опыта и социализации ребенка. Соответственно, важным является включение в коррекционно-педагогический процесс логопедической работы. Отечественная логопедическая наука накопила большой пласт разработок по работе с различными речевыми нарушениями, в том числе и с детьми разных нозологических групп [45, 46]. Для детей с ТМНР важно выстроить логопедические занятия с учетом структуры дефекта, обязательно учитывая сочетание групповой и индивидуальной формы работы.
4.2.2 Организация социально-бытовой ориентировки Работа по формированию бытовых компетенций выступает важным направлением социализации детей с ТМНР. Методические рекомендации могут быть полезны специалистам в плане формирования навыков гигиены, самообслуживания, одевания, коммуникативных навыков, жизненных компетенций [47-49]. Особое внимание специалистов направлено на адаптацию детей к условиям детского сада и дальнейшую подготовку к школьному образованию [50]; обучению моделям поведения в типичных жизненных

28 ситуациях (во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, в повседневной жизни) в соответствии с социально одобряемыми нормами [51].
4.2.3 Эстетическое воспитание и социализация Важным аспектом включения ребенка с ТМНР в социум выступает формирование и развитие его потребностей, связанных с духовно- нравственными эстетическим воспитанием. Важным средством, применяемым для реализации этих целей, может выступить арт-терапия. Арт-терапевтический подход показал высокую эффективность в работе с детьми с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости и ТМНР [52, 53]. Арт- терапевтические приемы, внедряемые в коррекционный процесс, служат решению целого спектра прикладных задач обучают навыкам поведения и эмоционального реагирования способствуют переводу неодобряемых реакций в социальные формы обучают построению взаимодействия, в том числе с применением средств альтернативной и дополнительной коммуникации создают позитивные условия формирования навыков саморегуляции и развития произвольности. Большое значение отводится арт-терапии в формировании и развитии познавательных процессов, моторики, личностной сферы детей с
ТМНР. Применение различных техники материалов дает возможность создавать сенсорно насыщенную и развивающую среду, что способствует оформлению у ребенка чувственного опыта [54, 55].
5. Практические рекомендации по организации коррекционно-
педагогической работы Практические пособия, сборники игровых заданий и упражнений незаменимы для содержательного наполнения индивидуальных и групповых коррекционно-педагогических занятий с детьми с ТМНР. В данном разделе представлены практические пособия, направленные на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста, формирование

29 игровой занятости, коммуникации и самостоятельности. Повышение уровня жизненной компетенции у детей с ТМНР требует целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия и значительно большего времени на освоение любого социального навыка при систематическом оказании внешней помощи в процессе продуктивного сотрудничества со взрослым.
5.1 Методики для развития познавательных возможностей Особого внимания заслуживает Игры и упражнения для детей с тяжелыми нарушениями слуха и зрения сборник игр для педагогов и родителей, созданный коллективном известных ученых в области коррекционной педагогики [56]. В нем представлены дидактические игры и упражнения для детей с тяжелыми нарушениями слуха и зрения, направленные на развитие сенсорного воспитания. Данное пособие представляет собой методическую помощь для специалистов, работающих с детьми со сложной структурой нарушений (ТМНР). Ряд методических пособий представляют собой дидактические игры и упражнения по развитию мышления детей раннего и дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Они могут использоваться как в оригинальном варианте, таки быть адаптированы к особым образовательным потребностям детей с ТМНР. Это набор игровых упражнений для детей раннего возраста Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослыми Братковой МВ. [57], Формирование предметно-игровых действий у младенцев с нарушениями зрения Склядневой В.М. [58], Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями под ред.
Стребелевой Е.А. [59]. Другие пособия разработаны для дошкольников с нарушением интеллекта Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [60], Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии Стребелевой Е.А. [61], Сенсорное воспитание

30 дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Войлоковой Е.Ф.,
Андрухович Ю.В., Ковалевой Л.Ю. [62]. Известно, что занятия по развитию конструктивной деятельности содействуют развитию разнообразных психических процессов (внимания, восприятия, памяти) и, конечно, мышления. При построении занятий неоценимую помощь специалистам окажет пособие Гаврилушкиной ОП. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей [63]. В книге представлены особенности конструирования детей с умственной отсталостью дошкольного возраста, сформулированы задачи коррекционного обучения, раскрыты конкретные методические приемы, изложена организация и содержание обучения по годам, представлены примеры занятий. Отдельного внимания заслуживает книга умаковой ИВ. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта [64]. В ней автор представила методику формирования дочисловых количественных представлений у умственно отсталых дошкольников, правила организации коррекционных занятий, методы и приемы обучения.
5.2 Методические пособия для развития социально-
коммуникативных навыков
Социально-коммуникативное развитие является важной составляющей коррекционного процесса при обучении детей. С первых дней жизни ребенок овладевает такими социальными умениями как установление зрительного контакта, реагирование на близкого человека, выражение эмоций, появления интереса к предметному миру и звуковым стимулам, в том числе музыкальным игрушкам или произведениям. Социализация ребенка реализуется через общение с родителями и другими взрослыми, она включает в себя разнообразную детскую деятельность игровую, исследовательскую, коммуникативную, в процессе которой у ребенка постепенно формируется

31 социальное поведение, приобретается индивидуальный опыт социального взаимодействия. Ориентирами для успешной социализации детей является полноценное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни. В книге «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития Гришвиной А.В и др. [45] представлено содержание логопедической работы, а также приводятся приблизительные планы и примеры занятий, способствующие достижению образовательных задач каждого этапа обучения (первый этап - развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных слови протослов; второй этап – формирование простой фразы на третьем – овладение лексико-грамматическими нормами языка и общением с помощью распространенных предложений. В другом литературном источнике Ознакомление детей с отклонениями в умственном развитии со звуками окружающей действительности Лебедевой
Е.Н. [65] изложено содержание дидактических игр по ознакомлению со звуками окружающей действительности, даны методические рекомендации. Книгу можно использовать при определении содержания занятий, направленных на развитие восприятия и понимание ребенком эмоционального характера простых музыкальных произведений, мира природы, чувств людей и героев художественных произведений. Пособие Захаровой И.Ю., Моржиной Е.В. Игровая педагогика таблица развития, подбор и описание игр [66] содержит периоды развития эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым. Ориентируясь на данное пособие, специалист может оценить игровое поведение ребенка и определить актуальный этап его эмоционального развития, на основании этой информации подобрать игры для развития эмоциональной сферы. Пособие содержит алгоритм взаимодействия с обучающимися, продолжительность занятий и развивающие условия среды.

32
5.3 Методические пособия по развитию самостоятельности Отдельным направлением коррекционного обучения является формирование самостоятельности у детей с ТМНР. Однако лишь два методических пособия содержат игры, способствующие развитию социальных умений, формированию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальными нарушениями. Это книга Закрепиной А.В. Развиваем социальные умения родителям детей с ОВЗ» [67] и зарубежное пособие Путь к независимости обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
Брюса Л. Бейкер, Алана Дж. Брайтмана [68]. В книге Закрепиной А.В. представлены игры, направленные на развитие социальных умений детей, некоторые можно применять в бытовых ситуациях, другие требуют организации специального игрового пространства. Каждая игра имеет подробную инструкцию и описание возможного поведения детей, степень их участия в игровых действиях и специальные педагогические приемы, виды педагогической помощи, позволяющие сделать игровую ситуацию доступной для освоения ребенком с различными интеллектуальными возможностями и сложной структурой нарушений в развитии. Методика американских ученых основана на системном подходе и идеях, свойственных бихевиоризму. Это система пошагового обучения. «Stepbystep» — Шаг за шагом, которая направлена на формирование отдельных социальных навыков исходя из актуальных возможностей и потребностей ребенка определенного возраста с сочетанными нарушениями развития. Система ориентирована на онтогенетическую последовательность формирования навыков у детей.
6. Методические основания для организации психолого-
педагогической помощи родителям детей с ТМНР Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ — это условие развития психофизических возможностей ребенка. Одним из главных направлений в

33 медико-социальном и психолого-педагогическом сопровождении ребенка с
ТМНР является работа с семьей. Родители, воспитывающие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, нуждаются в помощи, осуществляемой в следующих основных направлениях
- семейное консультирование (индивидуальное, профориентированное, психолого-педагогическое), направленное на помощь в ориентировке родителей в особенностях и проблемах ребенка
- психологическое просвещение (обучение родителей навыкам общения и игры, способам взаимодействия в системе
«родитель-ребенок», информирование родителей о конкретных видах нарушений у детей, правах родителей, воспитывающих детей-инвалидов, родительском опыте воспитания детей с особыми нуждами, социальных и образовательных учреждениях, фондах, оказывающих разные виды помощи детям с ТМНР и их семьями т.п.);
- методическая поддержка (разработка сопровождающих материалов для родителей – памятки, дневники наблюдений, домашние задания и т.д.).
6.1 Семейное консультирование
Стребелева Е.А., Мишина ГА. [69] называют следующие задачи психолого-педагогического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ: оказание психолого-педагогической помощи родителям создание условий для решения личностных проблем родителей, оказывающих негативное влияние на воспитание и развитие ребенка с ОВЗ; определение родительской позиции создание условий для повышения психолого- педагогической компетентности родителей в области возрастного развития детей, психосоциальных особенностей развития ребенка с ОВЗ, воспитания и развития ребенка с ОВЗ; формулировка педагогического прогноза и др. Практический опыт работы Бубчиковой Н. В. позволил выделить несколько групп родителей детей с ОВЗ [70]:
1. Родители, готовые к совместной деятельности со специалистом и

34 обладающие достаточным уровнем осознавания особенностей своего ребенка.
2. Родители, не обладающие осознанностью особенностей развития своего ребенка и игнорирующие ситуацию с проблемами здоровья ребенка.
3. Родители, осознающие особенности развития своего ребенка, но ответственность за реабилитацию ребенка полностью перекладывающие на специалистов. В методическом руководстве Басиловой ТА. [71] подробно описываются этапы психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с врожденными множественными нарушениями ознакомительный, организационный, переходный. Автором предложены простые и эффективные рекомендации по оценке состояния таких детей и занятиям с детьми дома силами родителей. В тоже время другие ученые, Стребелева Е.А., Мишина ГА, обобщили практические методы изучения родительско-детских отношений, организационные формы и содержание поддержки семьи, воспитывающей ребенка раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в разных условиях (в медицинских и образовательных организациях) [69, 72].
Нэнси Р. Финни, известный английский специалист по церебральному параличу, подчеркивает, что наша роль как профессионалов заключается в том, чтобы направлять и поддерживать родителей, а не в том, чтобы сделать из родителей специалистов, и не в том, чтобы взять родительские функции на себя [73]. В ее книге рассказывается о том, как происходит партнерское взаимодействие родителей со специалистами на специальных занятиях с ребенком ив условиях семьи. Согласно Ткачевой В.В., следует учитывать то, что обычно консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения [74]. По ее мнению, психологическое консультирование семьи имеет определенную организационную структуру знакомство, определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их

35 замещающих психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога. Методами психологического изучения семьи чаще всего являются наблюдение и эксперимент. В качестве дополнительных методов традиционно используют беседу-интервью, изучение документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др. Для изучения личностных особенностей, внутрисемейных отношений, ценностных ориентаций и воспитательских позиций родителей следует использовать анкету Психологический тип родителя (В.В. Ткачева); социограмму Моя семья (В.В. Ткачева); тест-опросник родительского отношения — ОРО (А.Я.
Варга, В.В. Столин); адаптированный Тематический апперцептивный тест (В.В.
Ткачева); методику История жизни с проблемным ребенком (В.В. Ткачева). Вместе стем В. В. Ткачева указывает на важность понимания родителями перспектив профессионального будущего ребенка с ОВЗ. Профориенти- рованное консультирование поданному аспекту она рекомендует проводить в разных формах и коллективно, и индивидуально, когда каждый из родителей или другие члены семьи могут представить свою проблему отдельно [75].
1   2   3   4

6.2 Психологическое просвещение В рамках психологического просвещения следует отметить формы и способы информирования родителей [76]:
- информирование на индивидуальных консультациях
- информирование на детско-родительских группах (вовремя занятий родители получают информационную поддержку непосредственно от специалистов и других родителей. У родителей появляется возможность наблюдать за поведением других родителей и детей, делиться своим опытом и

36 узнавать об опыте других родителей
- использование интернет-ресурса (размещение тематических материалов для родителей на сайте организаций, осуществляющих обучение и воспитание детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, выпуск информационных буклетов и оформление стендов и т.д.);
- информационные стенды, размещенные в холлах и коридорах центра
- печатная продукция (журналы, буклеты, памятки, флаеры);
- проведение мероприятий (семинары, мастер-классы, тренинги, праздничные мероприятия, встречи с интересными людьми, родительские собрания, поездки, акции, экскурсии
- информирование на родительских группах поддержки и взаимопомощи, Клубе общения и творчества, программе «EarlyBird» (Ранняя пташка. По мнению Григоренко НЮ, просвещение родителей может осуществляться через специальные сайты для родителей, консультации, ответы на вопросы родителей на сайте образовательной организации, при помощи индивидуальной переписки с семьей посредством электронной почты и других современных программных приложений.
6.3 Методическая поддержка
Еще одним методом работы с семьей является методическая поддержка. Она может осуществляться через следующие формы работы с родителями [78]. Так, важно проводить занятия, направленные на освоение родителями приемов воздействия, направленных на коррекцию дефектов развития, формирование навыков целесообразного поведения, гармонизацию личности ребенка с ОВЗ; занятия, направленные на обучение родителей приемам организации развивающих занятий с детьми выполнение родителями домашних заданий совместно со своим ребенком самостоятельная работа родителей с литературой, позволяющей ознакомиться с методикой работы с детьми, имеющими ОВЗ, на доступном для родителей уровне.

37 Заключение Для реализации конституционного права детей с ТМНР на образование необходимо повышение педагогических компетенций специалистов – психологов, тьюторов, коррекционных педагогов и других. Дети с ТМНР представляют собой самую сложную категорию обучающихся, и залогом их успешной социальной адаптации является как знание теоретических основ и современных научных подходов, принципов организации и реализации образования детей с ТМНР, таки широкий профессиональный кругозор. Ввиду дефицита справочных материалов, алгоритмов и рекомендаций по разработке индивидуальных занятий специалисту достаточно сложно выбрать подходящий литературный источник для достижения актуальных целей образования. Это объясняется тем, что государственная система обучения детей с ТМНР существует весьма непродолжительное время, отсутствует обобщенный опыт ее практического воплощения. Однако специалист обязан свободно ориентироваться в существующем методическом поле. Для решения этой важной педагогической задачи нами обобщены методические материалы по организации обучения детей дошкольного возраста с ТМНР. Методические материалы представлены в следующей последовательности. Сначала читатель может познакомиться с монографиями и научными публикациями в области специального образования детей с ТМНР и комплексными нарушениями в развитии. Затем представлены современные методики диагностики психического развития детей с сочетанными нарушениями развития. Они могут использоваться специалистами входе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка на ПМПК, а также в целях мониторинга и оценки динамики психического развития, успешности освоения программного материала и повышения социальной компетентности. Методики отражают структуру специальной индивидуальной программы развития ребенка (СИПР), в них дана характеристика ее основных компонентов, представлен перечень нормативно-правовых документов,