Файл: Москва 2021 2 удк 376. 112. 4 Ббк 74. 5 А.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38 образцы оформления психолого-педагогической документации. Далее следуют методические работы по организации коррекционно-педагогического процесса и психологической помощи детям с ТМНР, рекомендации по содержательному наполнению коррекционных курсов, внеурочной, дополнительной и досуговой деятельности. Разнообразить содержательный компонент обучения помогут источники с игровыми заданиями и упражнениями для детей данной категории. Они подобраны с учетом характерных психофизических особенностей, особых образовательных потребностей и знаний в области специальной психологии и педагогики. Это в свою очередь позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, создать для ребенка персонифицированные специальные развивающие условия как вовремя занятия, в период нахождения в условиях группы, таки на дому. В них также представлен алгоритм выбора специальных технических средств, методов индивидуальной помощи и обучения, правила планирования и реализации образовательного процесса. Завершает пособие подборка литературных источников по организации психолого-педагогической работы с родителями ребенка с ТМНР. Сотрудничество с семьей является одним из направлений или компонентов образовательной деятельности специалиста, т.к. последовательное совершенствование психического развития детей с ТМНР возможно только при специальной организации всей его жизни, формировании жизненной компетенции в условиях образовательной организации ив семье. Таким образом, методические материалы пособия конкретизируют и одновременно расширяют знания специалистов в области обучения, воспитания и психического развития детей с ТМНР, представляют собой содержательную базу для разработки специальной индивидуальной программы развития и плана обучения. Методические рекомендации должны помочь специалистам реализовать на практике требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Научные сотрудники и исследователи могут использовать их как основу при разработке инновационных педагогических

39 технологий для работы с детьми с ТМНР, определении содержания обучающих программ и учебно-методических пособий для специалистов дефектологов, психологов, тьюторов, социальных работников и других, участвующих в реализации образовательного процесса.


40 Список использованной литературы
1.
Жигорева, МВ. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями Монография М РИЦ МГГУ им. МА. Шолохова, 2009. – 145 с.
2.
Жигорева, МВ. Дети с комплексными нарушениями развития диагностика и сопровождение / МВ. Жигорева, И.Ю. Левченко. – М Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
3. Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головчиц. – М Логомаг, 2015. –
265 с.
4.
Басилова, ТА. Ян ван Дайк о детях с врождёнными нарушениями зрения и слуха Вопросы обучения и исследование проблем / ТА. Басилова,
Т.М. Михайлова, А.М.Пайкова. – М Теревинф, 2018. – 128 с.
5.
Маллер, АР, Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью учебное пособие. – М Академия, 2003. –
202 с.
6.
Маллер, АР. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии Практ. пособие. – М Аркти, 2000. – 124 с.
7.
Мастюкова, ЕМ. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст Советы педагогами родителям по подготовке к обучению детей с проблемами в развитии. – М.:Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. – 303 с.
8.
Мастюкова, ЕМ. Специальная педагогика подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной. – М Классикс Стиль, 2003. – 320 с.
9. Особые дети вариативные формы коррекционно-педагогической помощи Метод. пособие / Г.И. Филипповых и др под ред. Е.А. Стребелевой,
А.В. Закрепиной. – М Логомаг, 2013. –247 с.
10.
Стребелева, Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. – Волгоград Парадигма, 2012. – 256 с.

41 11.
Лазуренко, С.Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте Монография. – М Логомаг, 2014. – 266 с.
12.
Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. –
СПб: Сотис, 2002. – 256 с.
13.
Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Дидактика Плюс М Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 496 с.
14.
Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
15.
Приходько, О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации Монография / О.Г. Приходько. – СПб.:
Изд-во РГПУ им. АИ. Герцена, 2008. – 208 с.
16.
Мастюкова, ЕМ, Ипполитова, МВ. Нарушение речи у детей с церебральным параличом Книга для логопеда. – М Просвещение, 1985. – с.
17.
Хейссерман, Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка (Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития. – М Просвещение, 1964. – 285 с.
18.
Верещага, ИВ, Моисеева, ИВ, Пайкова, А.М. Психолого- педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха / Под ред.
А.М. Пайковой. – М Теревинф, 2017. – 60 с.
19. Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР) / Елисеева Е.Н., Истомина О.В., Рудакова
Е.А.;науч. ред А.М. Царёв. – Псков, 2018.
20. Методические рекомендации для специалистов психолого-медико- педагогических комиссий по обследованию детей с интеллектуальными


42 нарушениями, с ТМНР. – М ФГБНУ Центр защиты прав и интересов детей,
2019. – 93 с.
21.
Забрамная,
С.Д.
Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М Просвещение, 1998. – 68 с.
22.
Забрамная, С.Д., Исаева, Т.Н. Изучаем, обучая методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. – М Сфера, 2007. – 64 с.
23.
Стребелева, Е.А., Мишина, ГА. Психолого-педагогическая диагностика раннего и дошкольного возраста. – М Мозаика-Синтез, 2016. – с.
24.
Лазуренко, С.Б., Стребелева, Е.А., Яцык, Г.В., Павлова, Н.Н.,
Половинкина, ОБ. Диагностика психической активности младенцев. – М
Инфра-М, 2017. – 68 с.
25.
Лазуренко, С.Б. Диагностика психологического возраста детей первых трёх лет жизни. Методика ЯСЛИ. – М АдамантЪ, 2014. – 272 с.
26.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста Метод. пособие / Е.А. Стребелева и др под ред. Е.А.
Стребелевой. – М Просвещение, 1998. – 225 с.
27.
Стребелева, Е.А., Лазуренко, С.Б., Закрепина, А.В. Диагностика познавательного развития. Комплект материалов для обследования детей от 6 месяцев до 10 лет. – М Просвещение, 2020. – 112 (+96) с.
28. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / Т.Н. Исаева, Г.Н. Багаева, Г.В. Цикото,
А.А. Ерёмина, Н.Б. Жарова; под ред. Н.Ф. Дементьевой. – М ЦИЭТИН, 1993. –
83 с.
29.
Худенко, ЕД, Приходько, О.Г. Программа воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта. – Мс.
Нэнси М. Джонсон-Мартин, Сюзен М. Аттермиер, Кеннет Г.
Дженс, Бонни Дж. Хаккер. Программа Каролина для младенцев и детей

43 младшего возраста с особыми потребностями / Под ред. НЮ. Барановой. –
СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005. – 336 с.
31.
Казьмин,
А.М. и др.
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «ЛЕКОТЕКА» / А.М. Казьмин, Е.А.
Петрусенко, ГА. Перминова, АИ. угунова, A.M. Пайкова.
32.
Ерёмина, А.А. (Авт.-сост.). Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта Программа развития движений у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста в интегративной группе / Под ред. Волосовец Т.В., Кутеповой Е.Н. – М РУДН, 2007. – 30 с.
33. Покровская, И.А., Андреева, И.Н. Программа Адаптивная физическая культура для обучения детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями. – СПб.,
2014. – 42 с.
34.
Ерёмина, А.А. (Авт.-сост.). Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта Программа формирования продуктивных видов деятельности у детей в условиях интегративного обучения
/ Под ред. Волосовец Т.В., Кутеповой Е.Н.– М РУДН, 2007. – 30 с.
35.
Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М Просвещение, 2005. – 272 с.
36.
Баряева, Л.Б., Гаврилушкина, ОП, Зарин, АН, Соколова, Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2009. – 320 с.
37. Программа для специальных дошкольных учреждений Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Под. ред. Л.А.
Тимофеевой. – Мн Народная асвета, 2007. – 166 с.
38.
Головчиц,
Л.А. Программа Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития М Гном и Д, 2006. – 127 с.


44 39.
Нищева, Н.В., Гавришева, Л.Б., Кириллова, Ю.А. РАСТИ, МАЛЫШ. Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития. – СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2019. – 96 с.
40.
Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта Метод. рекомендации. М Просвещение, 2009. – 175 с.
41. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания Метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – е изд. – М Экзамен, 2004. – 128 с.
42.
Морозова, С.С. Аутизм коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах пособие для учителя-дефектолога. – М Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. – 176 с.
43.
Лазуренко, С.Б. Организация надомного обучения дошкольников с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР): Метод. пособие/С.Б. Лазуренко, Н.Н. Павлова. – Москва Инфра-М, 2021.– 71 с.
44.
Научно-методическая разработка учебно-методического комплекса по реализации СИПР, включая мультимедийное обучение. – Текст : электронный // Учебно-методический комплекс : сайт. – 2021. – URL: http://ege.pskgu.ru (дата обращения 21.11.2021).
45.
Гришвина, А.В., Пузыревская, Е.Я., Сочеванова, Е.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития Кн. для логопеда. Из опыта работы. – М Просвещение, 1988 гс. Данилова, Л.А., Стока, К, Казицына, Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе Методические рекомендации для учителей и родителей. – СПб., 2000. – 48 с.
47.
Бейкер, Б.Л., Брайтман, А.Дж. Путь к независимости обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – М Теревинф, 2000. – с.

45 48.
Лыкова-Унковская,
Е.С. Как стать самостоятельным. Формирование бытовой компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья Учеб.-метод. пособие М Парадигма, 2016. – 110 с.
49. Развивающий уход за детьми с тяж ёлыми и множественными нарушениями развития Инф.-метод. сб. ОС. Бояршинова, А.М.Пайкова и др под ред. А.Л. Битовой, ОС. Бояршиновой. – М Теревинф, 2018. – 114 с.
50. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно- развивающего обучения и реабилитации Учеб.-метод.пособие / М. Вентланд, СЕ. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др Науч. ред СЕ. Гайдукевич. – Мн БГПУ,
2009. – 276 с.
51. Формирование жизненных компетенций у детей с тяжёлой умственной отсталостью в процессе абилитационной работы Практическое пособие Авт.-сост.: С.Ю. Танцюра, Т.Ф. Баранова, Б.М. Басангова, СМ.
Мартыненко, Т.Д. Шоркина; под общ. ред. С.Ю. Танцюры. – М ГАУ ИДПО
ДТСЗН, 2017. – 114 с.
52.
Копытин, АИ. Практикум по арт-терапии. – СПб.: Питер, 2001. –
448 с.
53.
Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: Златоуст, 1998. – 355 с.
54.
Константинова, И.С. Музыкальные занятия с особым ребенком. Взгляд нейропсихолога. – М Теревинф, 2019.– 392 с.
55.
Медведева, Е.А., Комиссарова, Л.Н., Шашкина, ГР, Сергеева, О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Медведевой. – М Академия, 2002. – с.
56. Игры и упражнения для детей с тяжёлыми нарушениями слуха и зрения сборник игр для педагогов и родителей Практич. пособие / Авт.-сост.:
Л.А. Головчиц, ЛИ. Кириллова, А.В. Кроткова, ЕЛ. Андреева, ТЮ.
Сироткина. – М Инфра-М, 2018. – 149 с.


46 57.
Браткова, МВ, Закрепина, А.В., Пронина, Л.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослыми Практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей Под ред. МВ. Братковой. – М Парадигма, 2013. – 128 с.
58. Формирование предметно-игровых действий у младенцев с нарушениями зрения методические рекомендации / Скляднева В. М,
Лазуренко С. Б, Кириллова ЛИ. и др. - Москва АдамантЪ, 2015.
59. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями Метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, ГА. Мишиной. – М Инфра-М, 2019. – 158 с.
60.
Стребелева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М Просвещение, 1991. – 191 с.
61.
Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2018. – 176 с.
62.
Войлокова, Е.Ф., Андрухович, Ю.В., Ковалева, Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Учеб.-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.
63.
Гаврилушкина, ОП. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей Кн. для учителя. М Просвещение, 1991. – 94 с.
64. умакова, ИВ. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта Кн. для педагога- дефектолога М Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.– 86 с.
65.
Лебедева, Е.Н. Ознакомление детей с отклонениями в умственном развитии со звуками окружающей действительности Метод. пособие. –
М.:Классикс Стиль, 2007.– 91 с.
66.
Захарова, И.Ю., Моржина, Е.В. Игровая педагогика таблица развития, подбор и описание игр. – М Теревинф, 2018. – 152 с.
67.
Закрепина, А.В. Развиваем социальные умения родителям детей с
ОВЗ: Учеб.-практич. пособие. – М Инфра-М, 2019. – 162 с.

47 68.
Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. – Текст : электронный // Благотворительный фонд синдром Вильямса : сайт. – 2021. –
URL: https://williams-syndrome.ru/wp-content/uploads/2013/04/Брюс-Л.-Бейкер-
Алан-Дж.-Брайтман.-Путь-к-независимости-обучение-детей-с-особенностями- развития-бытовым-навыкам.pdf (дата обращения 07.10.2021).
69.
Стребелева, Е.А., Мишина, ГА. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. – М
Инфра-М, 2020.– 178 с.
70.
Бубчикова, Н.В. Особенности психологического консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике Перспективные научные исследования – 2018. Материалы Международной (заочной) научнопрактической конференции. под общей редакцией АИ. Вострецова. 2018. – С. 80-83.
71.
Басилова, ТА, Александрова, НА. Как помочь малышу со сложным нарушением развития пособие для родителей. – М Просвещение,
2008. – 111 с.
72.
Стребелева, Е.А., Мишина, ГА. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с отклонениями в развитии Пособие для педагога-дефектолога и родителей. – М Парадигма, 2014. – 72 с.
73.
Финни, Н.Р. Ребёнок с церебральным параличом помощь, уход, развитие Книга для родителей Перс англ. – М Теревинф, 2009. – 336 с.
74.
Ткачева, В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям "Психология" / В. В. Ткачева. - Москва : УМК "Психология" : Московский психолого-социальный ин-т, 2006. - 319 с, [2] л. цв. ил. : ил 21 см.
75.
Ткачева, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья диагностика и консультирование. — М Национальный книжный центр, 2014. — 160 с. (Специальная психология)