ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Показатель инвестиций, который падает, указывает на то, что надежды на восстановление промышленности при существующих факторах нет (рис. 19).



Рис. 19. Инвестиции в основной капитал

Падение инвестиций в основной капитал усугубляется высокими объемами вывоза капитала из страны, в результате которого экономика лишается необходимых для ее развития финансовых средств (рис. 20).



Рис. 20. Отток капитала (+), поступление капитала (-)

Реакцией на текущую социально-экономическую ситуацию в стране стало резкое падение рождаемости и рост естественной убыли населения (рис. 21).



При сохранении неизменной модели развития Россия будет и дальше терять человеческие ресурсы ускоряющимися темпами.

Таким образом, динамика последних лет развития сигнализирует о проблемах в экономике государства, решение которых должно стать неотъемлемой политикой властей. Классический принцип выжидательной политики — переждать, затянув пояса, уже не работает в ситуации, когда исходная модель (сырьевая экономика) себя исчерпала, а существующие темпы роста на уровне статистической погрешности (достоверность роста стоит поставить под сомнение) не соответствуют потенциалу страны.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – один из важнейших макроэкономических показателей.

Он отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, предназначенных для непосредственного употребления, которые были произведены за определенный период (квартал, год) во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

ВВП выражается в национальной валюте, либо (при необходимости) пересчитывается в иностранную валюту по биржевому курсу, а также может быть представлен по паритету покупательной способности.


 

ВВП России по годам, 1995 – 2020
 (в текущих ценах, данные Росстата):

1995г.  –  1 трлн. 428,5 млрд. рублей

1996г.  –  2 трлн. 007,8 млрд. рублей

1997г.  –  2 трлн. 342,5 млрд. рублей

1998г.  –  2 трлн. 629,6 млрд. рублей

1999г.  –  4 трлн. 823,2 млрд. рублей

2000г.  –  7 трлн. 305,6 млрд. рублей

2001г.  –  8 трлн. 943,6 млрд. рублей

2002г.  –  10 трлн. 830,5 млрд. рублей

2003г.  –  13 трлн. 208,2 млрд. рублей

2004г.  –  17 трлн. 027,2 млрд. рублей

2005г.  –  21 трлн. 609,8 млрд. рублей

2006г.  –  26 трлн. 917,2 млрд. рублей

2007г.  –  33 трлн. 247,5 млрд. рублей

2008г.  –  41 трлн. 276,8 млрд. рублей

2009г.  –  38 трлн. 807,2 млрд. рублей

2010г.  –  46 трлн. 308,5 млрд. рублей

2011г.  –  60 трлн. 282,5 млрд. рублей

2012г.  –  68 трлн. 163,9 млрд. рублей

2013г.  –  73 трлн. 133,9 млрд. рублей

2014г.  –  79 трлн. 199,7 млрд. рублей

2015г.  –  83 трлн. 232,6 млрд. рублей

2016г.  –  86 трлн. 010,2 млрд. рублей

2017г.  –  92 трлн. 089,3 млрд. рублей

2018г.  –  103 трлн. 626,6 млрд. рублей

2019г.  –  110 трлн. 046,1 млрд. рублей

9 мес. 2020г.  –  76 трлн. 547,2 млрд. рублей

 

ВВП России в долларах США по годам, 1992 – 2020 (в текущих ценах, данные МВФ):

1992г.  –  91,625 млрд. долларов

1993г.  –  196,752 млрд. долларов

1994г.  –  296,466 млрд. долларов

1995г.  –  335,664 млрд. долларов

1996г.  –  419,522 млрд. долларов

1997г.  –  433,619 млрд. долларов

1998г.  –  290,231 млрд. долларов

1999г.  –  209,770 млрд. долларов

2000г.  –  278,075 млрд. долларов

2001г.  –  328,276 млрд. долларов

2002г.  –  369,939 млрд. долларов

2003г.  –  460,746 млрд. долларов

2004г.  –  632,765 млрд. долларов

2005г.  –  817,752 млрд. долларов

2006г.  –  1 трлн. 059,991 млрд. долларов

2007г.  –  1 трлн. 391,683 млрд. долларов

2008г.  –  1 трлн. 778,391 млрд. долларов

2009г.  –  1 трлн. 309,174 млрд. долларов

2010г.  –  1 трлн. 632,841 млрд. долларов

2011г.  –  2 трлн. 044,618 млрд. долларов

2012г.  –  2 трлн. 202,672 млрд. долларов

2013г.  –  2 трлн. 289,244 млрд. долларов

2014г.  –  2 трлн. 056,583 млрд. долларов

2015г.  –  1 трлн. 363,707 млрд. долларов

2016г.  –  1 трлн. 282,663 млрд. долларов

2017г.  –  1 трлн. 578,417 млрд. долларов

2018г.  –  1 трлн. 630,659 млрд. долларов

2019г.  –  1 трлн. 610,381 млрд. долларов

2020г.  –  1,46 трлн. долларов (прогнозная оценка)

 

Динамика ВВП России по годам: 1991 – 2020 (данные Росстата)

1991г.:     – 5,0%

1992г.:     – 14,5%

1993г.:     – 8,7%

1994г.:     – 12,7%

1995г.:     – 4,1%

1996г.:     – 3,6%

1997г.:       1,4%

1998г.:     – 5,3%
Включить звук

1999г.:       6.4%

2000г.:      10,0%

2001г.:       5,1%

2002г.:       4,7%



2003г.:       7,3%

2004г.:       7,3%

2005г.:       6,4%

2006г.:       8,2%

2007г.:       8,5%

2008г.:       5,2%

2009г.:     – 7,8%

2010г.:       4,5%

2011г.:       4,3%

2012г.:       3,7%

2013г.:       1,8%

2014г.:       0,7%

2015г.:     – 3,7% (в апреле 2019г. Росстат снизил оценку падения ВВП до – 2,3%)

2016г.:     – 0,2% (в декабре 2018г. показатель изменён на + 0,3%)

2017г.:       1,5% (в декабре 2018г. показатель улучшен до 1,6%)

2018г.:       2,3%

2019г.:       1,3%

9 мес. 2020г.:     – 3,4%

В 2014 году был принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Закон о стратегическом планировании), устанавливающий правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования.

В соответствии с Законом о стратегическом планировании государственной программой Российской Федерации (далее – государственная программа) является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Разработка государственных программ осуществляется на основании перечня государственных программ, утверждаемого Правительством Российской Федерации. Проект перечня государственных программ формируется Минэкономразвития России и Минфина России исходя из стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и на основании положений федеральных законов, предусматривающих реализацию государственных программ, а также во исполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.


В 2018 году в целях приведения перечня государственных программ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г., Перечень государственных программ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р, был актуализирован Правительством Российской Федерации, в части наименований государственных программ, сроков их реализации и ответственных исполнителей.

В настоящее время Перечень государственных программ сформирован по 5 направлениям

  1. Новое качество жизни.

  2. Инновационное развитие и модернизация экономики.

  3. Обеспечение национальной безопасности.

  4. Сбалансированное региональное развитие.

  5. Эффективное государство.

В соответствии с Перечнем государственных программ разрабатывается 44 государственные программы, из них: 43 утверждены Правительством Российской Федерации и одна находится в стадии разработки (Обеспечение защиты личности, общества и государства). Перечень государственных программ постоянно актуализируется в соответствии со сферами и приоритетами государственной политики.

Государственное регулирование инвестиций.

Инвестиционная политика государства - это совокупность мероприятий, проводимых государством по управлению инвестиционной деятельностью с целью создания оптимальных условий для активизации инвестиционного процесса.

Основной целью инвестиционной политики государства является создание благоприятных условий для развития инвестиционного процесса.

Основными задачами государственной инвестиционной политики являются:

1. Поддержка (стимулирование) отдельных отраслей экономики.

2. Обеспечение сбалансированного развития отраслей хозяйствования и экспортного производства.

3. Достижение конкурентоспособной отечественной продукции.

4. Реализация социальных и экологических программ (развитие здравоохранения, образования, ЖКХ, охрана окружающей среды).


5. Регулирование занятости населения.

6. Обеспечение обороноспособности и безопасности государства.

Государственное регулирование инвестирования направлено на обеспечение максимальной эффективности инвестиционных вложений.

 

Государственное регулирование топливно-энергетического комплекса.

Российская Федерация располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является фундаментом развития национальной экономики.

Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует экономической консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных макроэкономических показателей. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для поддержания устойчивого развития экономики государства.

Основные механизмы государственного регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса предусматривают:

1. меры по созданию рациональной рыночной среды (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе);

2. повышение эффективности управления государственной собственностью;

3. введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и стимулирующих энергосбережение;

4. стимулирование и поддержку стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сферах.

ГР естественных монополий

Государственное регулирование деятельности естественных монополий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. Согласно указанного закона естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства.

Методами регулирования деятельности субъектов естественных монополий являются:

- ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребностей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения потребностей в полном объеме.