Файл: Местные строительные материалы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5.3 Технология строительства искусственных сооружений
Для установления проектного положения трубы восстанавливают ось трассы и стальной лентой дважды измеряют расстояние от ближайшего пикета до продольной оси дороги. В полученной точке устанавливают деревянный кол на уровне с землей и в него точно по оси трассы забивают гвоздь, фиксирующий центр оси дороги.

Продольную ось закрепляют двумя контрольными столбами, установленными не ближе 3 м от грани котлован.[20]

Подготовительные работы по строительству металлических гофрированных труб включают: ознакомление с рабочими чертежами, осмотр мест расположения труб и подъездов к ним; геодезические и разбивочные работы, планировку площадок и устройство подъездов, а также предварительную сборку секций труб на базах строительства.
Котлованы независимо от их объемов рекомендуется разрабатывать механизировано. Наиболее широко для этой цели применяют бульдозеры. Используют тяжелые бульдозеры мощностью 300-500 л. с, которыми разрабатывают частично оттаявшие грунты с включением островков мерзлоты. Находит также применение, особенно при больших объемах работ, разработка котлованов с помощью экскаваторов. Скальные, а также мерзлые грунты разрабатывают взрывным способом с зачисткой дна котлована.

Размеры котлованов и крутизну откосов их стенок принимают в соответствии с рабочими чертежами. Разрабатываемый грунт перемещают за пределы грунтовой призмы. Отвалы грунта разравнивают, не допуская загромождения русла и образования пазух, могущих привести к застоям воды. Разработку котлована начинают, как правило, со стороны выходного оголовка, постоянно обеспечивая уклон дна котлована и выпуск из него воды в низовую сторону. При необходимости для отвода поверхностных вод за пределами котлована устраивают отводящие канавы или обвалование.

Трубы монтируют автокранами с выходного оголовка. Собранную трубу засыпают грунтом. Грунт отсыпают одновременно горизонтальными слоями по 15 см с тщательным уплотнением.[2]

Заключительным этапом при сооружении трубы- укрепление русла и откосов насыпи.

5.4 Техника безопасности при строительстве искусственных сооружений

Постройка металлическихгофрированных водопропускных труб должна производиться с соблюдением требованийглавы Строительных норм и правил «Техника безопасности в строительстве».


Обучение безопасным методам иприемам работ должно быть организовано по программе, утвержденной главныминженером строительной организации, а затем проведена проверка знаний каждогорабочего с документальным оформлением результатов и выдачей специальныхудостоверений. До начала работ каждый рабочий должен быть проинструктирован потехнике безопасности.

Проведение инструктажарегистрируется в специальном журнале.

Работы по постройке трубпроизводят с помощью исправного инструмента, предназначенного для ихвыполнения.

Все рабочие должны бытьобеспечены спецодеждой и предохранительными приспособлениями, соответствующимиусловиям и характеру выполняемой работы.

При рытье котлованов и траншейкрутизну их стенок нужно устанавливать в соответствии с проектом. Длявечномерзлых грунтов, разрабатываемых в теплое время года, необходимо учитыватьвозможность оттаивания грунта в стенках.[1]

Переносить элементы, собиратьзвенья и секции надо с помощью специальных крючьев. Монтируемый элемент разрешается освобождать от крючьев только после постановкине меньше чем трех болтов, фиксирующих его положение. Запрещается находиться внутритрубы непосредственно под монтируемым элементом. Болты следует устанавливатьпосле того, как положение элемента зафиксировано с помощью оправок. Запрещаетсяпроверять совпадение отверстий, засовывая в них пальцы. При перекаткесмонтированной трубы или ее секций нужно находиться только позади их. Подъемсекций и полностью смонтированных труб допускается после затяжки всех болтов.

Особое внимание надо уделятьтехнике безопасности при устройстве дополнительного защитного покрытия.Приготавливать и наносить его необходимо с соблюдением технических требований иинструкций на производство этих работ. Нужно принимать также необходимые мерыпротивопожарной безопасности, в том числе обеспечение строительной площадкисредствами огнетушения.

При устройстве эмалевого покрытиянеобходимо выполнять требования по технике безопасности, приведенные в«Рекомендациях по защите металлических гофрированных труб в условиях БАМа» (М.,Изд. ЦНИИС, 1976. 15 с).[4]

Приготовляя битумный лак,необходимо помнить, что никоим образом нельзя вливать бензин в разогретыйбитум.

Температура битума в моментприготовления битумного лака не должна превышать 70°С. Смесь надо перемешиватьдеревянными мешалками.



Не разрешается использовать дляприготовления лака этилированный бензин или бензол. Варить битум нужно висправных котлах. Заполнение котлов допускается не более чем на 3U их емкости.

Горячую мастику необходимопереносить в закрытой таре. Бачки с мастикой должны быть установлены достаточнонадежно. Во время работы нужно предотвращать их падение и опрокидывание. Воизбежание расплескивания битума не рекомендуется заполнять бачки больше чем на3Uих объема. Нельзя допускать попадания горячего битума на кожу рабочего.Запрещается пользоваться открытым огнем в радиусе до 50 м от места смешиваниябитума с бензином, скипидаром и другими органическими растворителями. Принанесении битумного покрытия внутри трубы должно быть обеспечено постоянноепроветривание и нагнетание свежего воздуха. В случае возгорания битума для еготушения необходимо применять сухой песок или огнетушители.

Устройство асфальтобетонныхлотков надо выполнять с соблюдением требований, относящихся к приготовлению инанесению битумных мастик.

Во время засыпки труб иуплотнения грунта строительными механизмами не допускается нахождение людейвнутри трубы.[21]

При использованииэлектрифицированного инструмента и электрооборудования должны быть приняты мерыпо обеспечению электробезопасности. Работать можно только с проверенными и исправнымиинструментами и оборудованием. Металлические части строительных машин имеханизмов с электроприводом должны быть заземлены. Силовой кабель, подводящийнапряжение к двигателям передвижных механизмов, должен свободно перемещаться ибыть защищен от механических повреждений и др.

Рабочие и инженерно-техническиеработники должны быть обучены приемам оказания помощи (высвобождения отдействия тока) пострадавшим лицам.
5.5 Контроль качества работ
Использование для гофрированныхтруб элементов из тонколистового металла толщиной 1,5 - 2,5 мм, долговечность которогов значительной мере зависит от защитных мероприятий по предотвращению коррозии,а прочность и деформативность трубы от плотности засыпки, заставляетпредъявлять к качеству работ по постройке таких сооружений повышенныетребования.

При устройстве оснований в видепесчано-гравелистых и других подушек в процессе работ контролируютгеометрические размеры, а также плотность подушки и противофильтрационныхэкранов. В большинстве случаев плотность контролируют визуально по следу отгруженого автомобиля или от другой значительной нагрузки. При большой толщинеподушки (больше 1 м) и специальных указаниях проекта плотность определяютметодом лунок или прибором Н.П. Ковалева. Во времяпроизводства этих работ следят за постоянным осушением котлована, не допускаяего обводнения. В условиях вечной мерзлоты не допускают также скопления воды вестественных впадинах в зоне трубы.[23]


Инструментальный контрольвключает съемку продольного профиля подушки перед укладкой трубы.

При монтаже труб контролируют,во-первых, качество заводских элементов, доставленных на стройплощадку или набазу строительства, во-вторых, правильность сборки - чередование стыков,раскладку элементов, положение шайб, затяжку болтов. Для контроля качествазаводских элементов применяют: шаблон, представляющий собой сегмент с дугой,очерченный по радиусу трубы; магнитный толщиномер ИТП-1; рулетку пли другойинструмент для линейных замеров.[15]

Основные браковочные признаки повиду цинкового покрытия - это видимые трещины, забоины, крупная рябизна,большие наплывы цинка в местах стыков, темные пятна и места, не покрытыецинком. Не подлежат браковке элементы с наплывами цинка шириной до 100 мм внезоны отверстий, мелкие крупинки цинка до 0,5 мм, мелкая рябизна и небольшаяшероховатость поверхности светло-серые пятна.

Качествоэмалевого защитного покрытия проверяют по следующим показателям: толщинапокрытия должна соответствовать заданной в проекте, покрытие должно бытьсплошным, ровным (без натеков) и не иметь отлипа, сорности и механических повреждений.Толщину покрытия измеряют магнитным толщиномером ИТП-1, сплошность проверяетсядефектоскопом ЛКД-1.

Качество битумного защитногопокрытии-сплошность, целостность, отсутствие пузырей и отслоений – оцениваютвизуально, а толщину покрытия определяют непосредственными измерениями в местахнадрезов. Для оценки сцепления битумного защитного покрытия с металлом трубыпроизводят пробный надрыв изоляции у края или у надреза по двум сходящимся подуглом 45- 60° линиям. Адгезия (сцепление) считается достаточной, если приотрыве произойдет разрушение мастики. Отслоение изоляции с обнажением чистойметаллической поверхности - свидетельство плохого качества дополнительногопокрытия.

Трубы нужно засыпать грунтом под контролемодного из инженерно-технических работников. Качество засыпки труб контролируют,проверяя толщину слоев грунта, разницу уровней засыпки по обеим сторонам трубыи в пазухах многоочковых труб, соответствие материала засыпки требованиямпроекта. В процессе отсыпки проверяется плотность грунта на горизонтах 0,25;0,5 и 0,75
D по высоте с обеих сторон трубы нарасстоянии 0,1 и 1 м от боковых стенок в средней по ее длине части (D - диаметр трубы). Количество пробдолжно быть не менее двух в каждой точке. Достаточно просто и оперативно этоможно осуществить с помощью прибора Н.П. Ковалева, основанного на принципегидростатического взвешивания. Непосредственно с помощью прибора определяютобъемную массу влажного грунта и его скелета (плотность). По известным объемноймассе, влажности грунта и плотности вычисляют влажность.[12]

Полученныезначения плотности сравнивают с величиной максимальной стандартной плотности,вычисляют коэффициент уплотнения грунта. Коэффициент от 0,95 и большесвидетельствует о достаточном уплотнении. Естественная влажность грунта засыпкине должна отличаться от оптимальной больше чем на 10 %.

Если теми работ позволяет,контролировать плотность и влажность грунта можно методом режущих колец иликомбинированным способом. В последнем случае объемную массу влажного грунтаопределяют прибором Н.П. Ковалева, а влажность известным способом – путемвысушивания. Плотность грунта определяется расчетом.

При использовании для засыпкитруб крупнообломочных грунтов, а также в зимнее время, применяют метод лунок.Он заключается в том, что в грунте выкапывают лунку глубиной 10 - 15 см собъемом 3-5 л. Вынутый из лунки грунт взвешивают, а объем лунки замеряют,заполняя ее сухим песком из мерного сосуда. Разделив массу грунта, извлеченногоиз лунки, на его объем, находят объемную массу влажного грунта. Влажностьгрунта определяют высушиванием, а плотность расчетом. В летнее время дляопределения объема лунки вместо песка ее можно заполнять водой, предварительноуложив полиэтиленовую прокладку.

В случае существенных отступленийот проекта или при не обеспечении необходимой степени плотности,характеризуемой коэффициентом уплотнения, засыпка должна быть приостановлена иприняты соответствующие меры по достижению заданных требований.

До начала засыпки нужно в пяти -семи сечениях по длине трубы замерить вертикальный диаметр. Для этой целирекомендуется телескопическая рейка с ценой деления 1 мм.С помощью этой же рейки и нивелира по тем же сечениям производят съемкупродольного профиля трубы. Измерения диаметров и съемку профиля повторяют впроцессе строительства и после завершения отсыпки насыпи.[16]