Файл: Педагогический институт факультет психологии кафедра возрастной и социальной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семья как фактор форсирования ценностных ориентаций у подростков


Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности, одним из факторов формирования ценностных ориентаций ребенка. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Семья является одним из важных феноменов бытия человека, она всегда была и остается объектом изучения психологов. Семья была и остается источником безопасности, духовности, стабильности, близости, терпимости. Кроме того, именно семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, выступает «базой» для успешной социализации нового поколения [8].

Человеческая семья возникает под влиянием культурных факторов, в то же время в ней как в одной из форм социальной организации проявляется основная функция культуры («налаживание связи человека с окружающей средой»).

Семейные ценности всегда были и остаются базовыми составляющими человеческого бытия и залогом благополучного развития общества. В настоящее время ценность семьи определяется реализацией главных функций семьи - репродуктивной, воспитательной, ценностно-формирующей. Кроме того, функция формирования активного общественного сознания, определяет семью как приоритетную ценность общества.

Следует заметить, что семья и семейные ценности оказываются специфическими для каждого времени, но всегда остаются главными в перечне общечеловеческих ценностей. В семье происходит интериоризация культурных, социальных, религиозных, нравственных ценностей. Интересно, что семья находится одновременно и внутри, и снаружи системы ценностей, оставаясь наиболее устойчивой в социальной системе единицей и развиваясь вместе с обществом. Семья находится в постоянном движении, изменяясь под воздействием внешних условий, при этом сохраняя свою динамическую структуру [9].


В современном обществе отмечается явное противоречие. С одной стороны, отмечается тенденция, направленная на увеличение степени автономии личности, расширение ресурсных возможностей личности и значимости внесемейной деятельности. Кроме того, значимость образования (в том числе, самообразования) и творческой самореализации, обусловливает влияние внесемейных ценностных ориентаций [4].

С другой стороны, актуальная политическая, экономическая и социальная ситуация в стране вызывает усиление социальной напряженности. И именно семья противостоит социальной напряженности, являясь для членов семьи «надежной базой», объединяющим ресурсным центром. Семья была и остается для человека местом удовлетворения базовых физиологических и, что, несомненно, важно, психологических потребностей. Именно поэтому, в современной российской семье, социальная и личностная значимость семейных ценностей оказывается, напрямую связана с развитием самой семьи и индивида в семье.

Главной базовой единицей семейной матрицы является диада мать-ребенок, которая отвечает за формирование, сохранение и передачу индивидуальных и семейных ценностей как внутри семьи и обществе, так и последующим поколениям.

Таким образом, семья, являясь общественный организмом, сама по себе является важнейшей общечеловеческой ценностью, формирующей, сохраняющей и передающей из поколения в поколение систему индивидуальных и семейных ценностей.

В зависимости от того, какой метод воспитания используется, какие нормы морали, и правила поведения приветствуются в семье, под таким влиянием будут формироваться ценности у ребенка.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Имеются данные, что, хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами [2].

Так, в исследовании немецких психологов было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для юношей, прежде всего, служит мать, а затем в зависимости от ситуации в разной последовательности - отец, подруга или друг. В другом исследовании, выполненном на основе отечественной выборки, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время - с родителями, с друзьями, в

компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек - на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?», и те, и другие поставили на первое место мать. На втором месте у юношей оказался отец, у девушек - друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И. С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных юношей и девушек, подтверждают эту тенденцию. Как показано в исследовании (А. А. Реан, М. Ю. Санникова), в котором в системе отношений личности к социальному окружению, в том числе определялось и отношение к сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности. Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности [7].

Особое значение для формирования моральных воззрений имеют следующие факторы:

- родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие по отношению к ребенку;

- частота и интенсивность общения родителей с юношами;

- семейная дисциплина, вид применяемых наказаний;

- роль, отведенная ребенку в семейной иерархии;

- степень самостоятельности, предоставляемой ребенку.

По результатам теоретического анализа исследования можно сделать следующие выводы.

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Они определяют содержательную сторону личности и составляют основу ее отношений к окружающему миру, к себе самой, являются ядром мотивации жизненной активности, основой жизненной концепции.

Персональная иерархия ценностей строго индивидуальна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Ценности - основа и цель воспитания, начиная с семьи, детских садов, школ и других социальных институтов. У старшеклассников ценностные ориентации в основном находятся на стадии формирования. В связи с особенностями подросткового возраста, личностной нестабильностью, выбор приоритетов часто меняется.


Подростковый возраст - это трудный период полового созревания и психологического взросления. Основные новообразования этого возраста: чувство взрослости, стремление к освоению новых социальных ролей, что отражается в появлении новых интересов, разнообразные образы «Я» объединяются в единое целое, образуя «Я-концепцию», которая является центральным новообразованием всего периода. В этом возрастном периоде большая восприимчивость к усвоению норм и способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Идет большая внутренняя работа по пересмотру своего отношения к себе, к людям и окружающему миру в поисках своих ценностей. В этот период конфликты со взрослыми направлены на противостояние всему адекватному, уровень критичности по отношению к взрослым возрастает, старшеклассники считают, что их принижают, недооценивают, поэтому реальные и адекватные ценности оттесняются на второй план из-за недостаточности личностных ресурсов. Механизм дифференциации формируется медленно или не срабатывает, находясь в угнетенном конфликтами состоянием [4].

Семья является важнейшим институтом социализации личности - это первый социальный опыт взаимодействия. Именно в семье закладывается фундамент формирования структуры ценностных ориентаций. Родители передают накопленный поколениями опыт, знания. Умения, обогащают духовную жизнь ребенка, знакомят с природой и окружающей действительностью, учат с ней взаимодействовать, трудиться. Добиваться поставленных целей.

Если семья неполная, в силу разных причин, особенно когда они трагичны и экстремальны, это оказывает сильное влияние не только на психику ребенка, в том числе и на формирование структуры ценностных ориентаций, что может проявиться в изменении поведения и в поступках вплоть до различных форм асоциального поведения. Часто именно те потребности, которые не удовлетворяются, становятся актуальными целями, мечтами, ценностями [17].

Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей - выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им.


Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей. «…У рабочих, вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным» [4, с.3].

Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.

Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье, которая целиком падает на плечи женщины - это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, находя дополнительный приработок и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра, то есть материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности нередко оборачиваются проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Конечно, неблагоприятные условия воспитания в неполной семье отчасти компенсируются значительным участием старшего поколения в судьбе внуков, но очевидно, что эта помощь неспособна полностью компенсировать издержки, возникающие в семье с потерей отца.

Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи - морально-психологический. В неполной семье значительно чаще оказываются ограниченными отношения между матерями и детьми-подростками. Детям обычно одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в любви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. С точки зрения воспитания чувств и их закрепления в личности — это чрезвычайно важно. Ведь отец и мать в воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый человек, имея вою индивидуальность, приносит с собой в семью неповторимое многообразие чувств и мыслей, интересов и знаний, действий и поступков. И вся эта разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из родителей и никем и ничем не возместится.