Файл: Лекции профессора Стадникова Геннадия Владимировича по зарубежной литературе 1 курс, 2 семестр Оглавление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
@velosiped_i_kot
1
Лекции профессора Стадникова Геннадия Владимировича по зарубежной литературе
1 курс, 2 семестр
Оглавление
Литература в системе культуры художественных эпох средних веков и возрождения европейского литературного региона .................................................................................................................................... 2
Литература раннего средневековья (20 февраля) ...................................................................................... 3
Эпос Архаический и Героический (27 февраля) ......................................................................................... 4
Зрелое средневековье. Рыцарская лирика (6 марта) ................................................................................ 6
Рыцарский роман (13 марта) ........................................................................................................................ 9
Средневековая драма ................................................................................................................................. 12
Городская литература ................................................................................................................................ 12
Малые произведения Данте (27 марта) ..................................................................................................... 15
Божественная комедия (3 Апрель) ............................................................................................................. 17
Литературная эпоха Возрождение (10 апреля) ......................................................................................... 19
Лирика возрождения (17 апреля) ............................................................................................................... 21
@velosiped_i_kot
2
Литература в системе культуры художественных эпох средних веков и возрождения европейского
литературного региона
Литература – письменные и печатные тексты
Культура – всё, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой
Слово – это текст культуры
Наиболее полно говорит о человеке литература как искусство.
Художественная эпоха определяется типом представления. Поэтика, написанная Аристотелем, построена нормативно. В основе исторической поэтики (Веселовский) – принцип историзации.
Эпоха Древность. Каждая литературная эпоха делится на этапы. Литература возникла в 3-м тысячелетии до нашей эры. Выделяют древние литературы (старшие) и молодые литературы, с 1-го тысячелетия до нашей эры.
Древние литературы: египетская, шумерская, вавилоно-сирийская, хеттская
Молодые: китайская, индийская, иранская
«Самые молоденькие»: древнегреческая и деточка римская (при этом они являются самыми древними европейскими литературами)
Литературные эпохи
Универсальные
Региональные
Имеют примерно одинаковый путь развития
Присуща определённому типу литературы
Средние века (тип характерен для всех литератур мира)
Возрождение (прошли только европейские литературы)
Знакомство с литературой Средних Веков
324-325 Император Константин официально признаёт христианство. Состоялся первый вселенский собор, на котором был принят символ веры. Наступило время Европы христианской.
395 Смерть последнего императора Римской империи, Феодосий поделил её на две части между сыновьями: восточная (Константинополь) досталась Аркадию, а западная (Рим) – Гонорию. Первая стала греко-сирийско-коптским регионом
1
, а вторая – латинским.
476 Падение западной империи, устранение последнего императора. Он был молодой совсем, его просто изгнали.
Период великого переселения народа
1054 Раскол христианской церкви. Восток – греко-католическая церковь (православная), запад – римская католическая церковь.
1353 Константинополь пал под натиском турков. Причины гибели Римской империи:
Рабский труд были невыгоден – экономическая причина
Постоянные набеги с севера – историческая причина
Культ материального
Презрительное отношение к производительному труду
1
Копты - египтяне
@velosiped_i_kot
3
ДРЕВНОСТЬ
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Политеизм
Монотеизм
Мир един, в нём есть и боги, и люди
Есть два мира
Художник ориентируется на природу, постигаемую разумом, природный космос, постигаемое в рациональном локусе (формулы)
Сверхприродный Бог, постигаемый иррациональной верой.
Категория прекрасного – гармония. Мера, равновесие
Возвышенное – главная эстетическая категория
Зримое (как архитектура)
Незримое, превосходящее зримое, намёк, символ (музыка)
Литература раннего средневековья (20 февраля)
Художественная эпоха Средних веков. Первый этап завершается в 10 веке после семи веков существования.
Литература может быть письменной или живого слова, как у народов Северной Европы.
Клерикальная литература – первые письменные литературы. Первый этап – литература апологетов
2
– первых писателей Средневековья. Эта литература развивается на латыни, единственном письменном
языке.
Квинт Тертуллиан. 160-е – 220, величайший апологет. Формула раннего христианства – верю, хоть
это и абсурдно – выведена им. «И погребённый воскрес» - ладно. Произведения: «проблема женского убранства», «о зрелищах» - критика в область театра, «подлинного притона бесстыдства».
Амвросий Медиоланский – сочинитель христианских гимнов
Аврелий Пруденций – крупнейший поэт
Сафроний Иероним – переводчик
Аврелий Августин. 354-430-е, территория нынешнего Алжира. Учился в Карфагене. В 387 году принял христианство. К Богу его привела мать, Святая Моника. Новая формула христианства – верю, чтобы
понимать.
426 – «О граде Божием» - новое слово об истории
400 – «Исповедь
3
» - новое слово о человеке. Величайшая книга эпохи. Вместе с «Комедией» Данте она составляет две вершины, которыми определяется Средневековье. Обе книги побуждены болью за человека и человечество. Призыв к духовному очищению.
Исповедь покаяния
Две кульминационные книги
10-13 – проповедь.
Истиной мы считаем то, что любим (зачастую в эйфории)
Память: беспамятство – страшный грех
Любовь: счастье человечества наступит если все будут жить и поступать по любви
2
Аполог – защита, заступничество, оправдание. Апологетика – защита христианской литературы.
3
Исповедь светская нужна, чтобы понять и раскрыть себя, это её цель. У А. А.: «я должен возродиться для самого себя и выйти к Богу» - в этом замысел
Неоплатонизм (204-27) – философия спасения. Отказаться от власти телесного, ведь есть вожделенная часть – телесная – и возносящая.
@velosiped_i_kot
4
Что дала нам клерикальная литература
Открыла внутренний мир человека
Ввела новую палитру человеческих чувств o Милосердие o Сострадание
Ввела в обиход библейскую мифологию
Приход маленького человека в искусство
Эпос Архаический и Героический (27 февраля)
Героико-трагический пафос характерен для эпических произведений века героев. Создавался в основном в Европе.
Скандинавский эпос
Ирландские саги (проза со стихотворными вставками)
Индийские саги
Англосаксонский эпос (Beowulf)
Рационально-логическое мышление находит художественное изображение в тексте. Художественно- образное и рационально-логическое в своём единстве создают миф, а из него уже получается литература. Процесс демифологизации: длительный, время мифическое заменяется историческим, территория космическая – конкретной, герои-боги разбавляются простыми людьми.
Миф – нечто беспредельное и безграничное. Главная задача мифа
– рассказать о том, как мир понимается. Главная функция –
утилитарная. В процессе демифологизации она вытесняется
эстетической, текст всё больше воздействует на человека.
Пробуждением чувств и даётся толчок размышлениям.
Главная эмоция в архаике – страх. Смерть всегда была рядом.
Возникали мифы о конце света (эскатологические). Такой является
«прорицание вёльвы», где описано всё от сотворения до конца.
Центон – римский плащ из кусков материи, а также стихотворение из строчек других стихотворений:
Лысый с белой бородою (Н. Никитин)
Старый русский великан (М. Лермонтов)
С догарессой молодою (А. Пушкин)
Упадает на диван (Н. Некрасов)
Агиография – (святой пишу) жизнь святых, жития.
Герои-мученики и их образцовая смерть. Они подвергаются пыткам, но не изменяют вере.
Эдда: «младшая»
(рукопись) и «старшая»
(книга о мифологических песнях, автор Снормм из рода Стерлунгов). 29 песен,
10 из которых мифологические, а 19 – героические.
@velosiped_i_kot
5
Героические песни. Их всего-то 19 штук.
Боги, чудовища, великаны – ушли куда-то на периферию
Человек – часть общества, рода. Он не одинок
Самое страшное – испытать стыд, позор.
Сигурд и Гудрун – самые частые герои. Сигурд поражает дракона, завладевая кладом. Тем самым он подписывает себе смертный приговор (клад – достояние иных сил).
Другие особенности обычаев:
Клятва вместо конституции. Нарушил клятву – смерть
Если не отомстишь – ты слаб
Чем ужаснее месть – тем лучше, больше чести рода, больше героизма
Исторический эпос. Историческая ситуация получает отклик в форме песни – кантилена. Кантилен передаётся из уст в уста, начинает «разрастаться», пополняться новым материалом. Песни сливаются и рождается поэма. Если герой предстаёт сначала одним, а потом – другим – это не значит, что герой меняется. Просто поэма составлена из двух. В средневековье это начинают записывать. Наиболее известные поэмы:
Французская «Песнь о Роланде» (записывается в конце 11 века). Классический тип героического эпоса, модель.
Испанская «Песнь о моём Сиде» - борьба испанцев против мавров
«Песнь о Нибелунгах»
Основные темы: защита родины и веры, чувство патриотизма («о, милая Франция!»), верное служение королю, борьба с неверными, судьба истории и судьба героя.
Эпическая история – принципиально не меняется, создана народом. Сущность не реального, а желаемого. Эпос передаёт дух исторической жизни.
Летопись передаёт факты, а в эпосе, если исторический факт не вписывается в общую концепцию – он меняется.
Судьба героя героична и всегда трагична.
Проблема прототипа
Прототипы вторичны. В народном сознании формируется образ, тип человека. Этот тип привязывается к какому-то историческому лицу. Система:
1. Герои-соотечественники
2. «Плохие» соотечественники
3. Враги и иноверцы
Быт всё больше вторгается в эпос. Приходит реальное обыденное, вытесняя героическое. Пик героического – смерть героя, но в «песне о Роланде» он жив.
С началом Древнего Средневековья героический эпос прекратил своё существование.
@velosiped_i_kot
6
Зрелое средневековье. Рыцарская лирика (6 марта)
Зрелое Средневековье – второй этап Средних веков, период: 11 – середина 14 века. Основные направления: рыцарская и городская литературы (вторая половина 11 – 12 вв и 13 – 14 вв соответственно)
Главные черты эпохи
в основном завершается христианизация Европы
больше освещаются мирские моменты жизни, земные проблемы и вопросы
уравнивается разум и вера
латынь перестаёт быть единственным письменным языком, оставаясь международным языком философии и богословия. Литературные художественные произведения создаются на национальных языках
свиток -> книга
усиливается интерес к античной философии
появляются университеты
готическая эстетика устремления вверх (соборы стремятся шпилем, дамы – метровыми шляпами)
все 8 крестовых походов. Как результат: восточная нега и утончённость обогатила европейскую культуру
распалась эпическая целостность, единство высших и низших (из-за этого эпос и перестал существовать). Общество делилось на сословия: o дворяне (те, кто воюет) o духовенство (те, кто молится) o крестьяне, ремесленники, торговцы (те, кто трудится) границы непереходимы, положение в обществе определяется фактом рождения
Сливки сливок – рыцарство. Пока не распалось единство, рыцарем мог стать любой человек, который мог себе позволить коня и оружие, достаточно было поступить на службу. Затем юношей стали специально обучать (с 7 до 14 – паж, с 14 до 21 – оруженосец, затем – почётное принятие в рыцари). В обязанности рыцаря входило:
1) быть отличным воином
2) беспощадным к врагам
3) верным вассалом
4) щедрым, потому что скупость – это грех
Вначале рыцари были грубы и неотёсаны. Позже начались званые вечера, где правила хозяйка дома.
Рыцарь должен был стать галантным и вежливым, а также образованным – всё для того, чтобы обхаживать даму. Воспитать и облагородить рыцаря только дама и могла. В кодексе появляются новые обязанности:
5) иметь даму сердца
6) уметь писать ей стихи, чем лучше стихи – тем больше любовь
Происходит реабилитация женщины в обществе. Теперь она – заступница рыцаря и его воспитательница. А церковь это приняла и даже благословила. Почему? Стадников расскажет в конце лекции.
Впервые рыцарская лирика возникла в Провансе, рассаднике ереси. Столица – Тулуза – в 12 веке стала «новыми Афинами», культурной столицей Европы. Особенности рыцарской лирики:
@velosiped_i_kot
7 1. Первая в Европе лирика, создававшаяся на национальном литературном языке (провансальский язык стал ненадолго международным языком поэтов, «отечеством трубадуров»)
2. Очень внимательное отношение к предшествующей литературной традиции. Рыцарская лирика смогла творчески освоить предшествующий опыт. a. Фольклор и народная поэзия b. Арабо-мусульманская лирика Пиренейского полуострова c. Античная лирика Рима. Овидий – певец и учитель любви, «мы дети Овидия» - говорили трубадуры
4
d. Христианская лирика, клерикальная литература. Она знала только одну даму: деву
Марию – отсюда поклонение и ожидание утешения от рыцарской дамы.
3. Уважение к личному авторству. Появились жизнеописания трубадуров. Ужас! Жизнеописаний заслуживают только великие полководцы и так далее, но до нас дошло 200 трубадуров…
4. Выдвинулись крупные поэты:
Гильом Девятый, герцог Аквитании – первые канцоны, покаянная песнь
Бернард де Вентадорн – большие поэмы, канцоны
Бертран де Борн
Арнаут Даниель
Были и женщины:
Мария Французская – стихотворные новеллы (лэ)
Графиня де Диа – замужняя женщина, любившая другого
Поэтика рыцарской лирики
Возможности проявления личного Я были ограничены, проявляться можно было только в форме
(рифма, строфика), в области стихотворной техники, но не содержания. Важно не то, что сказано, а то, как сказано.
Ясный стиль
Тёмный стиль
Сказать так, чтобы всем было понятно.
Учитывать вкус
Надо сказать немного посложнее, чтобы не угождать средним вкусам, а приподнимать
Более демократичный
Более перспективный
Средневековый мир – мир строгой регламентации. Поэтому и нет разной красоты, у неё единственный эталон. Вступает в силу эстетика установочного, эстетика тождества, литературный этикет. Возлюбленная будто у всех одна и та же, ведь другой быть не может: белокура, белокожа, щёчки румяные с ямочками, нос тонкий, глазки весёлые, подбородок круглый с ямочкой, стройная и тоненькая, не ходит, а словно парит.
Расса – дама светла и тонка
Кокетлива, весела, моложава
Белокожа, уста как рубин
С упругой грудью и мягким локтем
С заячьей длинною гибкою спинкой – какой ужас, канон разрушается. Бертран де Бон, как ты посмел сказать про заячью спинку, ты что, дурак? Никто так не говорит, ограничься, пожалуйста, чек-листом прекрасной дамы, приведённым выше.
Встречается мотив любви-голода.
4
Читайте Овидия. Он написал всё о любви
Лирика вагантов (молодых клириков)
Менизанк – (любовь песнь) – лирика германских народов, ближе к фольклору, более демократичная, воспевает простую и взаимную любовь