Файл: Лекции профессора Стадникова Геннадия Владимировича по зарубежной литературе 1 курс, 2 семестр Оглавление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
@velosiped_i_kot
13
Почитаемый человек – не воин, а мастер с реальными целями.
Новый человек -> новая литератур.
Город любит реальную материальную выгоду от всего. Важно не столь эстетическое наслаждение, сколько задача научить жить по-новому, подать нравственный пример. Тенденции городской литературы:
1) дидактика (я поучаю, я не трубадур, а уже наставник)
2) я смеюсь над идеалами дворянского мира
3) моральная дидактика и сатира
Художественные языки: язык аллегорический и язык реальной жизни.
Символ – в сфере религиозного сознания, в него нужно проникнуть, постичь верой. Аллегория же однозначна, расшифровывается разумом.
Жанровые формы: словопрения, спор и диалог.
Роман о Розе. Начат рыцарем по имени Гильом де Лорис (30-е годы 13 века), в 70-е продолжен горожанином Жаном де Меном. Символ Розы: во времена Сапфо греки носили розу у сердца в знак небесной любви. Что-то про Деву Марию. «Царица цветов».
Если снится роза – это к счастью, но у счастья есть шипы.
Первая часть. Герою снится роза. Возникает томление любви, бедолага отправляется на поиски. После множества испытаний находит этот цветок. «Поцеловал я бархат розы» - и это всё, что ему может дать любовь. Новое изложение так называемой куртуазной любви.
Вторая часть. Новый герой, тоже хочет овладеть розой. Та находится в замке, охраняемом Страхом,
Злословием и Ревностью. Одному герою не справиться, так что на помощь приходит армия: Амур и
Природа. Герой «сорвал с куста и стал обладать» розой. Новая концепция любви, противопоставляется платонической.
Любовь – главная служанка Бога. Исполнять веления любви = исполнять божественную волю. Жизнь не умирает, пока есть любовь.
Город: любовь как источник жизни.
Фаблио – история-рассказ (нем. Шванк – шутка, в Италии – «новеллино»). В эпоху Возрождения название изменяется: новелла.
Жизнь строго регламентирована. Каждый должен заниматься своим делом. Рассказ не о том, как надо делать, а как нельзя делать (так интереснее). Характеров ещё нет, есть типы. У героев нет имён, есть роли.
Нет ни ноты, направленной против системы общества. Общество и его порядок принимается, критикуется конкретный человек, скорее даже природа этого человека (родился такой неудобный).
Нет этического критерия. Этическое в рассказах подвижно. Обманывать плохо, но если ты обманул и добился успеха – молодец. Изменять нехорошо, но если ловко, а муж – простак, то она молодец.
Осмеивается всегда проигравший. Если тебя обманули – ты дурак, а он – молодец.
Городская лирика решительно предубеждает против любви. Поэт-ритор. Тема лирики – намеренное снижение тем трубадуров.
Иннокентий III решительно против вольнодумия в Провансе, организовал внутренний крестовый поход Северной Франции на Прованс.
@velosiped_i_kot
14
Фридрих II дважды отлучён от церкви, мечтал сделать Сицилию центром культуры («Царственный престол поэзии», как сказал про неё Данте). Теперь Палермо становится центром. Возникает
сицилийская школа поэта.
В основном – тема любви
Преобладает канцона
О любви непринятой/непонятой
Трудно жить в этом обществе
Лучше принять смерть, чем так страдать
Лирика становится философской
Новый жанр – сонет. 14 строк, 2 катрена, 2 терцета
1250 - Фридрих II умер. В Итальянских городах сохранился дух античной культуры. Доминировал пафос интеллектуальности (а не пафос дела). В этих городах рождается предвозрождение. Поэтическая школа, которая продолжала традиции Прованса: «Новый сладостный стиль» - так эту школу назовёт
Данте. Два центра этой школы: Болонья (Гвидо Гвинецелли. 13 в), Флоренция (Гвидо Кавальканти, друг
Данте. Отец его встречается в аду Божественной комедии – еретик на 6-м круге).
Отбрасываются сословные принадлежности, есть просто человек, его благородство определяется благородством его сердца, его личности. Его следует выводить из поступков, а не из происхождения.
Нет смешанной или высокой любви. Есть просто любовь, она очень неоднозначна.
Возлюбленная – прекрасна, небесная красота.
Гвидо Гвинецелли: поклонение даме, созерцания – вызывает удивительные перемены в сердце.
Формирует мир чистоты и совершенства. Язык любви и язык религии. Предельная идеализация.
Кавальканти: индивидуализация любви. Любовь звала не к небу, а к земле. Созерцание дамы вызывает земную страсть. Земная страсть сильнее, и это трагедия для поэта.
Предвозрождение
Единение духовного, идеального – и земного. А точнее, поиски этого единства (драматичные).
Возрождение – найденное единство духовного и земного.
Вся драма явилась у Данте. Ярко высвечены бесценности, но единство между ними ещё не найдено.
Поэты Нового сладостного стиля невиданно возвысили роль поэта в обществе. Если бы раньше индивидуальность была обозначена (трубадуры ею интересовались), то сейчас её возвеличили.
Петрарка будет увенчан лавровым венком.
Традиция трубадуров тёмного стиля: поэзия не может быть всем доступна, она должна приподнимать человека к более высоким нравственным началам.
Книги-предновеллы ведут уже к роману возрождения. Типы:
I.
«Новеллино» - 100 новелл, объединённых одной проблемой: герой в трудном положении, но выходит из него благодаря остроумному ответу. Полезно острое словцо.
II.
Объединение согласно общности героев. «Роман о Лисе» - фиблио о лисе и волке, много штук. Рассказов много, герои общие
III.
Рассказчик и его рассказы.
IV.
Роман-обрамление: истории вписаны в сюжет, как Дон Кихот.
@velosiped_i_kot
15
Малые произведения Данте (27 марта)
Всё кроме его Комедии.
Данте Алигьери (1265 – 1321) – предвозрожденческий поэт. Вырос из школы Нового сладостного стиля, обнажившей мысль о двух бесценностях: земное и духовное. Отказаться от одного – уже трагедия. Предвозрождение – драматические, а иногда и трагические поиски единства (оно не было найдено). Данте в тоге отдался духовному и проследовал в Рай. Возрождение – найденный триумф, гармония.
Есть два блаженства: небесное и земное. Две формы жизни: созерцательная и деятельная. Мы не знаем Данте улыбающегося, есть только нравственный судья «суровый Данте» (так говорил Пушкин).
Развитие жизни Данте. С одной стороны, общественный деятель, трибун, дипломат, политический изгнанник – работник земли. С другой стороны, поэт, мечтатель, созерцатель. Два этапа жизни:
Флорентийский (до 1301) и время эмиграции (умер в Ровэне).
Родился Данте в дворянской семье, рано потерял мать, в 18 лет лишился ещё и отца. Выходит, он вынужден был свою жизнь строить сам. Его вдохновительница – прекрасная девочка Беатриче
Портинаре. Она скончалась в 1290-м году, а в 1292 закончена первая книга Данте – «Новая жизнь».
31 стихотворений, 26 из них – сонеты. Есть несколько канцонов и баллада. И ещё проза. В целом такое зовётся прозометрией (книга стихами и прозой).
3 смысловые части книги:
I. с 1 по 17 прозаических главок
II. с 17 по 28
III. с 28 по 42 23 глава – кульминация. Во второй части был сделан выбор.
Тема любви и смерти. Любовь – божественное; высшее содержание жизни; мера вашей нравственности и духовной чистоты.
Сначала она помогла ему раскрыться как человеку, затем как поэту.
1301 – Данте отправляется послом в Венецию по дипломатическому поручению. В это время во
Флоренции враждуют две партии – Гвельфы и Гибеллины. Гвельфы разделяются на белых (тощий народ) и чёрных (жирный народ). Данте относится к белым. Происходит переворот, в результате которого все белые гвельфы побеждены и изгоняются. Данте предлагают предстать перед судом, но, естественно, он отказывается.
Март 1302 – суд чёрных гвельфов приговорил Данте к смертной казни через сожжение.
II период жизни Данте.
Канцона «Мои три дамы сердца окружили». Эти дамы – Справедливость, Законность и Правда. Они тоже изгнаны из этого мира, явились в лохмотьях.
Пройдя через боль, поэт возвышается. Так что изгнание – важный фактор творческой жизни Данте.
Первые годы изгнания – обращение к творческой жизни. Задумал и трудится над трактатами «Пир»
(знаний, написан на народном итальянском языке) и «О народном красноречии».
1307 – новый период. Данте встречает Мадонну Пьетру. Каменная дама, не отвечает на любовь.
@velosiped_i_kot
16
Трактат «Монархия»
Идея о всемирной светской монархии. Во её главе – два Солнца: светский и духовный правители.
Оружием достичь великого невозможно. Необходимо Просвещение. Духовное подготовление к новой жизни.
«Не я сочиняю комедии, я их записываю, слушаю то, что диктуется мне свыше. Главная задача – спасти мир, погрязший в греховности»
Данте снова говорят, что он может вернуться во Флоренцию. Для этого нужно публично попросить прощения и покаяться. Данте не согласен. Его вторично приговаривают к смертной казни, в этот раз уже к отсечению головы.
1321 год. В ночь с 13 на 14 сентября Данте умирает.
1966 – новый суд по Данте. Его оправдали перед человечеством и историей.
@velosiped_i_kot
17
1 2 3 4
Божественная комедия (3 Апрель)
6
1313 – начало работы над комедией
1316 – закончена первая часть
1318 – вторая, чистилище
1321 – комедия полностью завершена
Почему комедия? Содержание – ужасно и смрадно, но в трагедии герой погибает, а в комедии – спасается! Джованни Бокаччо (написал «Декамерон») в «Похвальном слове Данте» говорит о том, что
«божественная» - хвалебное слово, значит не только то что там христианское содержание.
Замысел
В 13-м письме (их всего 13 и сохранилось) Данте пишет о том, что, пройдя очень трудную школу жизни, он понял, что мир погряз в греховности, да и сам он тоже. «Вырвать живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести их к состоянию счастья» (спасти мир). Чтобы спасти мир, нужно спасти душу каждого.
Отталкивается от средневековых «видений или хождений по мукам: душа созерцает греховность мира. Душа, как правило, пассивно созерцает греховность мира. Слово рассказывало, а герой занимал позицию пассивного созерцателя.
Что вносит Данте
Меняется позиция героя, перед нами герой, душа которого всеми фибрами причастна к трагедии мина, герой сочувствует и переживает
Слово не повествует, а оценивает, критикует и одобряет
Цель – не предостеречь и ужаснуть, а помочь возродиться, наставить на этот путь
Архитектоника Комедии
Композиция строго математически выверена: Данте придерживается мысли о том, что числа – это мысли бога, они вносят в мир порядок и гармонию, противостоят хаосу. Понять смысл числа
= понять смысл мироздания.
Три – отец, сын и святой дух. Терцины – трёхстишия. Музыка троицы повторяется не умолкая.
Три части (кантики). 33 песни во второй и третьей. В первой – 34 (2+32): вступление в поэму, принимается решение отправится по пути очищения. В «аду» тройка не работает, поэтому 32 песни
100 песен – символ совершенства
Все три части заканчиваются словом «светило»
В 1-й терцина каждой части есть главенствующее слово, мысль: лес (заблуждение), парус
(надежда).
Вергилий: любимый поэт, символ разума; предсказал явление Христа (4-я эклога «Буколиков») так что он дохристианский христианин; появляется в 70-й терцине, это год его рождения.
Поэтика (художественный метр). Символико-аллегорический метод. Комедия