Файл: Лекции профессора Стадникова Геннадия Владимировича по зарубежной литературе 1 курс, 2 семестр Оглавление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
многомысленна.
Священная поэма, отмеченная небом и землёй.
6
Лучший перевод – Михаил Лозинский
@velosiped_i_kot
18
Основано на теологическом неоплатонизме. Первична идея, а вторична материя. Всё, что есть в этом мире – лишь отражение божественного. Чтоб выйти к главному нужно использовать детали материального в качестве символов, которые отсылают нас к высшим идеям. Должны увидеть три
смысла: биографический, светский историко-политический, морально-религиозный. «Я очутился в сумрачном лесу» – Данте, Италия, человечество.
Божественную комедию не читают, а толкуют.
Символ начинает приобретать функцию образа. Мы лес видим, дремучий, «сумрачный».
У Данте символы складываются в зримую картину, и образное работает не только подтекстом, но и видимым, земным, чувственным.
Весна. Путешествие начинается в Страстную пятницу (день суда и распятия), заканчивается накануне
Пасхи.
Ад. Общая атмосфера – страх, холод. «Оставьте надежду» - это самое страшное. Цветы ада: чёрные
(тьма) и красные. Образы скульптурные. Музыка ада – хриплые крики грешников. В Аде нет движения, все приросли к месту. До 6 – несдержанность природы, а дальше – душевная испорченность.
9 кругов:
1. Некрещёные младенцы, добродетельные нехристиане. Лимб – великие люди античности: Гомер,
Овидий, Гораций, историограф Лукан. Они написали тексты, которые легли в основу воспеваний добродетельности.
2. Франческа и Паоло (убиты ревнивым мужем), их исповедь потрясает Данте, есть 2 версии почему он падает в обморок: он причастен к переводу текста о Ланселоте и он мог повторить их судьбу.
3. Чревоугодие
4. Скупцы
5. Гневные (3-5 – это их природа)
6. Еретики – особый вид грешников. Фаината – политический противник Данте (субъективность)
7. Насильники, вплоть до самоубийц
8. Обманщики (Улисс): Одиссей был обманщиком и хитрецом, а ещё идею с троянским конём ему приписывают. Получается, он сделал плохо Энею (жителю трои), а Эней Данте нравится.
Следовательно, Одиссей Данте не нравится, в Ад его, да поглубже!
9. 3 лица у Люцифера (мотив святой троицы): кроваво-красное – ненависть; бледно-жёлтое – бессилие; чёрное – неведение. Три пасти: для Иуды, Брута и Кассия (предали человека который им верил).
Харон их везде переводит, но вообще-то ему не очень хочется возить живого. А Вергилию можно везде, потому что он дохристианский христианин.
Данте выбрал путь к раю, но от земли оторваться не может. Ему так близка боль человека, что он вынужденно задерживается. Надо идти по вертикали, но притягивает горизонталь.
Данте увидел мир без любви, морали, добра и веры. Он стал выше, мудрее, пройдя через мир смерти.
Путешествие по Аду длится ровно сутки, тогда как в чистилище он находится 3,5 дней. Впасть в греховность быстрее, чем потом очиститься
Чистилище. Гора, окружённая морем, 2 преуступа и 7 кругов. Чем выше поднимаешься – тем легче идти, сбрасываются земные грехи, идёт от плоти к духу. В Чистилище Бог уже присутствует, но себя не открывает. Откроет только в Раю. Цветы Чистилища – зелёные и голубые, природа и море. Образы живописны. Восстанавливается гармония между человеком и Богом. Контрасты размываются, чувства становятся более спокойными. Откуда оно взялось? Падая, Люцифер пробил воронку ада, а с другой стороны земного шара земля вздыбилась, получилась та самая гора.
В Аду ярко выражена драма, в Чистилище – доминирует лирическое.
@velosiped_i_kot
19
Начиная с 21 песни к героям присоединяется ещё один: Стаций – римский эпический поэт
(«Фивады»). Он будет служить передатчиком от язычника к Беатриче, встреча с которой происходит в
земном раю – на вершине Чистилища.
Герой прощается с землёй и следует показать, что самое прекрасное есть на земле. Расцветшая природа, красота женщины. Получаем: цветущий луг, девушка, собирающая цветы. Это высшая красота земного. Вергилий исчезает, Беатриче становится проводником. Она олицетворяет величие божественной любви, озарение.
Вергилию вступить в Рай нельзя, ему в Рим нужно. Стаций тоже не может, он остаётся в Чистилище.
Рай. Исполненная надежда, царство вечного блаженства, нет времени – только вечность, нет света – светоносность, музыка небесных сфер, главное действие – созерцание. Рай – это вознесение от одной планеты к другой, звёздное небо, кристальное небо и эмпирий – место Бога. Там только свет.
Проводник вновь сменяется: Беатриче покидает нас в эмпири, появляется мистик Бернар Левотский
– символ созерцания.
Данте на мгновение слепнет, потом видит окружающий мир совершенно по-другому. Он постиг великую истину, из тех что не передаются, а приобретаются.
В чём конечный смысл (высший пафос)? страстный призыв к поиску истины: деятельности (труду) души нашей. А полагаться следует на «любовь, что движет Солнце и светила».
Литературная эпоха Возрождение (10 апреля)
Развивалась в системе исторической эпохи Средних веков. Возрождение = Ренессанс = Гуманизм
(эпоха гуманизма). Сформировался идеал божественного гуманизма, человек – земной бог.
Франческо Петрарка эпоху открыл.
Раннее возрождение – до середины 15 века (в основном Италия)
Высокое – до середины 16 века
Позднее – до 1-го десятилетия 17 века
Завершили Шекспир и Сервантес.
Рождению эпохи способствовало:
Человек перерос Средневековье, по тем законам жить уже не мог. Человек
Освобождающийся.
Данте ступил одной ножкой в возрождение, Петрарка одну ножку ещё отрывал от средневековья.
Великий пафос самопознания. Надо было познать себя заново.
«Тот не мудрец, кто себя не знает» – Петрарка. Он выше всего ценил свободу. Вырваться из оков для него – высший дар.
«Я жительствую нигде и повсюду» («Я гражданин мира» - Эразм Роттердамский)
Лозунг жизни – «Не терпеть нужды и не иметь излишка, никем не командовать и никому не подчиняться». Отрицал поклонение авторитетам: «я не хочу ходить по чужим местам», не хранил у себя Божественной комедии: «я боюсь попасть под влияние».
Лозунг «ничто человеческое мне не чуждо». «Моя тайна» (подзаголовок «О презрении к миру») – диалог Аврелия Августина и Петрарки. На самом деле это две ипостаси Петрарки, нового и средневекового.
А. утверждает, что П погружён в земную любовь:
- Из-за этой любви впал в большое несчастье
- А я это не признаю, хотя бы меня подняли на дыбы
@velosiped_i_kot
20
- Слишком любишь земную славу, ты чрезмерно жаждешь славы людской
- Вполне признаю это. Но не мечтаю стать Богом, мне достаточно славы людской
8 апреля 1341 в Риме устраивают триумф Петрарки (по его собственному желанию) как человеку, поэту и гуманисту.
Отдельный человек видит в себе человечество – индивидуализм такой. «Я люблю себя потому что я люблю человечество».
Нужно было объединить духовное и телесное.
Кардинал Никола Кузанский (1-я половина 15 века) (выше кардинала только папа римский) «Учение о согласии». Если у Данте восхождение, то у Кузанского – нисхождение.
Бог – это некое единое, в нём в свёрнутом виде всё содержится. Всё остальное – разворачивается. От неба всё конкретизируется, но не утрачивает божественности. Человек – развёрнутый божественный микрокосмос. Значит, человек – это земной бог. Пантеизм – отождествление Бога и пирироды.
Философски было обосновано, что во всём есть божественное.
Литература
Время малых жанров: лирика и новелла. Данте, Петрарка, Бокаччо. Заново осваивается мир. Всё внимание приковано к земному. Во время Триумфа Петрарка сказал: «на то, что следует надеяться в божественном – оставим ангелам. Мы же должны обсуждать человеческое»
Время высокого возрождения – золотой полувек. 1490-е – 1510-е. Человек утвердившийся, причём громко и смело.
Продолжается философское обоснование. Итальянский мыслитель Джованни Пико дель
Мирандолла устроил диспут, написал к нему 900 тезисов (а ему 23 года), которые касаются вообще всего: земли, неба, человека, человечества. «Речь о достоинстве человека». Диспута не состоялось.
Бог заложил основы мира, затем передал венец творения человеку. Была пересмотрена идея судьбы человека. Леон Альберти, философ, говорил, что деятельного человека судьба победить не может.
Лоренцо Валла «Об истинном и ложном благе»: самое важное – в земном. Мы здесь для наслаждения. Главное – здоровое тело и красота. Не добродетель, а наслаждение, ясно вам?
Леонардо да Винчи: физическая однородность вселенной, единство земли и небесных тел. Бог сотворил первую природу, а вторую, более совершенную, творит человек. Природа даёт нам золото, и мы делаем из него замечательные вещи. Жизнь в вечных делах – вот хорошая жизнь. Лучше смерть, чем усталость.
Художественный стиль эпохи окончательно оформился
Стиль Ренессанс: красота не скрыта, о ней говорит не слово. Мы можем это увидеть, ведь в земном воплощено божественное. Главное искусство – живопись. Мы можем и должны эту красоту показать.
Надо уметь видеть красоту. Есть те, которые видят, те, которым нужно помочь и те, кто не видит.
Охват жизни во всей полноте. Нет главного и второстепенного. Всё, что есть в этом мире – интересно.
Изображение гармонии (единство различного), пропорции и грации.
Томас Мор. «Утопия». Выдуманный остров и реальная Англия.
1453 – падение Константинополя – и пошло-поехало: убийства, сожжения, жестокость.
Тенденция первая: Возрождение эгоцентризма
@velosiped_i_kot
21
Я – это только я.
Я – это бог.
Мне всё позволено.
Тенденция вторая: Атака против антропоцентризма
Мишель Монтель «Опыты»: что за безумная идея о величии человека? Он маленький и беспомощный.
Тенденции безвыходного отчаяния и героического энтузиазма. Расцвет романа. Гармония заменяется контрастом, кричащей дисгармонией. Маньеризм -> барокко -> классицизм.
Что нам дало Возрождение:
Книгопечатание
Расширение представлений о мире
Лирика возрождения (17 апреля)
Родилась в Италии, стране южного возрождения (к югу от Альп, к северу, соответственно – страны северного возрождения).
Консаньери (книга песен) Петрарки положила начало традиции петраркизм. Продолжение трубадуров, сициллиской школы, школы Нового сладостного стиля и Данте. Преемственность такая.
Единственное, что Петрарка писал на национальном языке – лирика. Сам он относился к своим стихам как к баловству, но именно они живут вечно.
1327 – в церкви города Авиньона Петрарка увидел чудесную женщину, вдохновился и стал писать стихи. Лаура де Нов осталась некой мечтой, а в 1348 умерла.
Мы имеем два цикла: «На жизнь мадонны Лауры» (263 произведения) и «На смерть мадонны Лауры»
(1348-1374 гг.) У книги было 9 прижизненных редакций, то есть, её можно назвать поэтической исповедью, поэтическим дневником. 366 стихотворений, из них 317 сонетов.
Отец Петрарки был другом Данте, тоже изгнанным из Флоренции.
В лирике – 3 героя: мир, возлюбленная и поэт (обычно это главное лицо).
Лирика – литература, совмещающая субъект и объект. Персонажем становится сам создатель, тема – его внутренний мир.
Мир, в котором происходят события:
У Данте: божественная беспредельность, в которой сливается душа поэта. Вертикаль, вечность.
У Петрарки: самое интересное – горизонталь. Конкретный земной мир. Этот мир ему интересен, он не стремится к Богу. Лирика Петрарки передаёт динамику жизни, поэтому его сонет свободен от монотонности. Земное время, конкретные даты.
Традиционное: ОНА идеальн, совершенна (тип, женщина вообще); любовь ещё не знает своей жизненной эволюции (сразу и навсегда).
Новое: ОНА полностью сконструирована из земных деталей; любовь тоже земная («придумать это нельзя, это моя земная жизнь, земное существование): глубокая, трепетная, бесконечная любовь земного поклонения. Останавливается перед земной страстью обладания.
Любовь у петраркистов: идеальная земная женщина и идеальная земная любовь. Потом всё перемешается, но пока это так.
@velosiped_i_kot
22
ОНА всегда одинакова, а ОН всегда разный, переживает глубокую душевную драму. Его внутренняя жизнь – беспредельная активность в столкновении различных чувств.
[запуск процесса самопознания]: желание разобраться в себе -> желание найти ответ -> вправе ли он на эту любовь, которая заканчивается земным поклонением? -> [ответ найти невозможно, ДАННЫЕ
УДАЛЕНЫ]
Желание тела, чувственная часть или дух, поклонение?
Внутренний раздор поэта: не «любит ли она?» а невозможность разобраться в самом себе. Рассудок и
влечение. Это и беда, и содержание жизни, ведь иначе он бы не стал себя познавать и творить. В лирике
Петрарки вообще много жалоб. Так что однажды Папа Римский сказал: «Я же всё могу, давай разведу тебя, женишься на Лауре и прекрати это дело» - «Ради Бога, нет! О чём же я буду тогда писать?»
Петраркизм:
Национальный язык
Жанр сонета (предельные краткость и высота содержания)
История любви в рамках земного времени и пространства
Идеальная возлюбленная, но любовь земная (может думать только в каких пределах её любить)
Франсуа Вийон. Жил в бедности, но умудрился закончить Сорбонну, став бакалавром, а затем и магистром. Писал стихи. Во время одного из ограблений со своими друзьями (1462) попался и был приговорён к «повесить и растрезать». Однако попал под помилование Людовика XI и просто был изгнан из Парижа. С января 1463 мы о нём ничего не знаем.
Писал стихи даже в тюремной камере, но у него редко был стол и место где хранить стихи. Вот циклы, которые дошли до нас:
«Предуказание» (переводят также как «Завещание»). По итогам первого изгнания
«Большое завещание» (тоже переводят ка «Завещание»)
18 стихотворений не из циклов
11 баллад на воровском жаргоне
Новое мироощущение & старая художественная традиция.
Старофранцузский язык
Не открыли новых тем (но трактовал старые по-иному)
Не знал сонета (традиционные жанры).
Мир: создан человеком, социальный, мир большого города. Вийон – поэт города, один из крупнейших урбанистов. Природу не знает. Его пейзажи – дома, трактиры, улицы, притоны. Он не видит природу Бога, только природу человека. Его герои – не влюблённые, а воры, тюремщики, сводники, купцы.
Любовь: продажная, грязная. У него было много женщин: толстуха Марго, любезная перчатница, курносая Розали. Он с иронией пишет к чему сводилась их любовь.
Катрина де Вассаль: нашла себе более богатого поклонника, который с друзьями хорошенько Вийона поколотил:
И я, бедняга, был избит,
Как холст вальком, без сожаленья.
Катрин Воссель за весь мой стыд
Ответить, верно, надлежит.
Священная поэма, отмеченная небом и землёй.
6
Лучший перевод – Михаил Лозинский
@velosiped_i_kot
18
Основано на теологическом неоплатонизме. Первична идея, а вторична материя. Всё, что есть в этом мире – лишь отражение божественного. Чтоб выйти к главному нужно использовать детали материального в качестве символов, которые отсылают нас к высшим идеям. Должны увидеть три
смысла: биографический, светский историко-политический, морально-религиозный. «Я очутился в сумрачном лесу» – Данте, Италия, человечество.
Божественную комедию не читают, а толкуют.
Символ начинает приобретать функцию образа. Мы лес видим, дремучий, «сумрачный».
У Данте символы складываются в зримую картину, и образное работает не только подтекстом, но и видимым, земным, чувственным.
Весна. Путешествие начинается в Страстную пятницу (день суда и распятия), заканчивается накануне
Пасхи.
Ад. Общая атмосфера – страх, холод. «Оставьте надежду» - это самое страшное. Цветы ада: чёрные
(тьма) и красные. Образы скульптурные. Музыка ада – хриплые крики грешников. В Аде нет движения, все приросли к месту. До 6 – несдержанность природы, а дальше – душевная испорченность.
9 кругов:
1. Некрещёные младенцы, добродетельные нехристиане. Лимб – великие люди античности: Гомер,
Овидий, Гораций, историограф Лукан. Они написали тексты, которые легли в основу воспеваний добродетельности.
2. Франческа и Паоло (убиты ревнивым мужем), их исповедь потрясает Данте, есть 2 версии почему он падает в обморок: он причастен к переводу текста о Ланселоте и он мог повторить их судьбу.
3. Чревоугодие
4. Скупцы
5. Гневные (3-5 – это их природа)
6. Еретики – особый вид грешников. Фаината – политический противник Данте (субъективность)
7. Насильники, вплоть до самоубийц
8. Обманщики (Улисс): Одиссей был обманщиком и хитрецом, а ещё идею с троянским конём ему приписывают. Получается, он сделал плохо Энею (жителю трои), а Эней Данте нравится.
Следовательно, Одиссей Данте не нравится, в Ад его, да поглубже!
9. 3 лица у Люцифера (мотив святой троицы): кроваво-красное – ненависть; бледно-жёлтое – бессилие; чёрное – неведение. Три пасти: для Иуды, Брута и Кассия (предали человека который им верил).
Харон их везде переводит, но вообще-то ему не очень хочется возить живого. А Вергилию можно везде, потому что он дохристианский христианин.
Данте выбрал путь к раю, но от земли оторваться не может. Ему так близка боль человека, что он вынужденно задерживается. Надо идти по вертикали, но притягивает горизонталь.
Данте увидел мир без любви, морали, добра и веры. Он стал выше, мудрее, пройдя через мир смерти.
Путешествие по Аду длится ровно сутки, тогда как в чистилище он находится 3,5 дней. Впасть в греховность быстрее, чем потом очиститься
Чистилище. Гора, окружённая морем, 2 преуступа и 7 кругов. Чем выше поднимаешься – тем легче идти, сбрасываются земные грехи, идёт от плоти к духу. В Чистилище Бог уже присутствует, но себя не открывает. Откроет только в Раю. Цветы Чистилища – зелёные и голубые, природа и море. Образы живописны. Восстанавливается гармония между человеком и Богом. Контрасты размываются, чувства становятся более спокойными. Откуда оно взялось? Падая, Люцифер пробил воронку ада, а с другой стороны земного шара земля вздыбилась, получилась та самая гора.
В Аду ярко выражена драма, в Чистилище – доминирует лирическое.
@velosiped_i_kot
19
Начиная с 21 песни к героям присоединяется ещё один: Стаций – римский эпический поэт
(«Фивады»). Он будет служить передатчиком от язычника к Беатриче, встреча с которой происходит в
земном раю – на вершине Чистилища.
Герой прощается с землёй и следует показать, что самое прекрасное есть на земле. Расцветшая природа, красота женщины. Получаем: цветущий луг, девушка, собирающая цветы. Это высшая красота земного. Вергилий исчезает, Беатриче становится проводником. Она олицетворяет величие божественной любви, озарение.
Вергилию вступить в Рай нельзя, ему в Рим нужно. Стаций тоже не может, он остаётся в Чистилище.
Рай. Исполненная надежда, царство вечного блаженства, нет времени – только вечность, нет света – светоносность, музыка небесных сфер, главное действие – созерцание. Рай – это вознесение от одной планеты к другой, звёздное небо, кристальное небо и эмпирий – место Бога. Там только свет.
Проводник вновь сменяется: Беатриче покидает нас в эмпири, появляется мистик Бернар Левотский
– символ созерцания.
Данте на мгновение слепнет, потом видит окружающий мир совершенно по-другому. Он постиг великую истину, из тех что не передаются, а приобретаются.
В чём конечный смысл (высший пафос)? страстный призыв к поиску истины: деятельности (труду) души нашей. А полагаться следует на «любовь, что движет Солнце и светила».
Литературная эпоха Возрождение (10 апреля)
Развивалась в системе исторической эпохи Средних веков. Возрождение = Ренессанс = Гуманизм
(эпоха гуманизма). Сформировался идеал божественного гуманизма, человек – земной бог.
Франческо Петрарка эпоху открыл.
Раннее возрождение – до середины 15 века (в основном Италия)
Высокое – до середины 16 века
Позднее – до 1-го десятилетия 17 века
Завершили Шекспир и Сервантес.
Рождению эпохи способствовало:
Человек перерос Средневековье, по тем законам жить уже не мог. Человек
Освобождающийся.
Данте ступил одной ножкой в возрождение, Петрарка одну ножку ещё отрывал от средневековья.
Великий пафос самопознания. Надо было познать себя заново.
«Тот не мудрец, кто себя не знает» – Петрарка. Он выше всего ценил свободу. Вырваться из оков для него – высший дар.
«Я жительствую нигде и повсюду» («Я гражданин мира» - Эразм Роттердамский)
Лозунг жизни – «Не терпеть нужды и не иметь излишка, никем не командовать и никому не подчиняться». Отрицал поклонение авторитетам: «я не хочу ходить по чужим местам», не хранил у себя Божественной комедии: «я боюсь попасть под влияние».
Лозунг «ничто человеческое мне не чуждо». «Моя тайна» (подзаголовок «О презрении к миру») – диалог Аврелия Августина и Петрарки. На самом деле это две ипостаси Петрарки, нового и средневекового.
А. утверждает, что П погружён в земную любовь:
- Из-за этой любви впал в большое несчастье
- А я это не признаю, хотя бы меня подняли на дыбы
@velosiped_i_kot
20
- Слишком любишь земную славу, ты чрезмерно жаждешь славы людской
- Вполне признаю это. Но не мечтаю стать Богом, мне достаточно славы людской
8 апреля 1341 в Риме устраивают триумф Петрарки (по его собственному желанию) как человеку, поэту и гуманисту.
Отдельный человек видит в себе человечество – индивидуализм такой. «Я люблю себя потому что я люблю человечество».
Нужно было объединить духовное и телесное.
Кардинал Никола Кузанский (1-я половина 15 века) (выше кардинала только папа римский) «Учение о согласии». Если у Данте восхождение, то у Кузанского – нисхождение.
Бог – это некое единое, в нём в свёрнутом виде всё содержится. Всё остальное – разворачивается. От неба всё конкретизируется, но не утрачивает божественности. Человек – развёрнутый божественный микрокосмос. Значит, человек – это земной бог. Пантеизм – отождествление Бога и пирироды.
Философски было обосновано, что во всём есть божественное.
Литература
Время малых жанров: лирика и новелла. Данте, Петрарка, Бокаччо. Заново осваивается мир. Всё внимание приковано к земному. Во время Триумфа Петрарка сказал: «на то, что следует надеяться в божественном – оставим ангелам. Мы же должны обсуждать человеческое»
Время высокого возрождения – золотой полувек. 1490-е – 1510-е. Человек утвердившийся, причём громко и смело.
Продолжается философское обоснование. Итальянский мыслитель Джованни Пико дель
Мирандолла устроил диспут, написал к нему 900 тезисов (а ему 23 года), которые касаются вообще всего: земли, неба, человека, человечества. «Речь о достоинстве человека». Диспута не состоялось.
Бог заложил основы мира, затем передал венец творения человеку. Была пересмотрена идея судьбы человека. Леон Альберти, философ, говорил, что деятельного человека судьба победить не может.
Лоренцо Валла «Об истинном и ложном благе»: самое важное – в земном. Мы здесь для наслаждения. Главное – здоровое тело и красота. Не добродетель, а наслаждение, ясно вам?
Леонардо да Винчи: физическая однородность вселенной, единство земли и небесных тел. Бог сотворил первую природу, а вторую, более совершенную, творит человек. Природа даёт нам золото, и мы делаем из него замечательные вещи. Жизнь в вечных делах – вот хорошая жизнь. Лучше смерть, чем усталость.
Художественный стиль эпохи окончательно оформился
Стиль Ренессанс: красота не скрыта, о ней говорит не слово. Мы можем это увидеть, ведь в земном воплощено божественное. Главное искусство – живопись. Мы можем и должны эту красоту показать.
Надо уметь видеть красоту. Есть те, которые видят, те, которым нужно помочь и те, кто не видит.
Охват жизни во всей полноте. Нет главного и второстепенного. Всё, что есть в этом мире – интересно.
Изображение гармонии (единство различного), пропорции и грации.
Томас Мор. «Утопия». Выдуманный остров и реальная Англия.
1453 – падение Константинополя – и пошло-поехало: убийства, сожжения, жестокость.
Тенденция первая: Возрождение эгоцентризма
@velosiped_i_kot
21
Я – это только я.
Я – это бог.
Мне всё позволено.
Тенденция вторая: Атака против антропоцентризма
Мишель Монтель «Опыты»: что за безумная идея о величии человека? Он маленький и беспомощный.
Тенденции безвыходного отчаяния и героического энтузиазма. Расцвет романа. Гармония заменяется контрастом, кричащей дисгармонией. Маньеризм -> барокко -> классицизм.
Что нам дало Возрождение:
Книгопечатание
Расширение представлений о мире
Лирика возрождения (17 апреля)
Родилась в Италии, стране южного возрождения (к югу от Альп, к северу, соответственно – страны северного возрождения).
Консаньери (книга песен) Петрарки положила начало традиции петраркизм. Продолжение трубадуров, сициллиской школы, школы Нового сладостного стиля и Данте. Преемственность такая.
Единственное, что Петрарка писал на национальном языке – лирика. Сам он относился к своим стихам как к баловству, но именно они живут вечно.
1327 – в церкви города Авиньона Петрарка увидел чудесную женщину, вдохновился и стал писать стихи. Лаура де Нов осталась некой мечтой, а в 1348 умерла.
Мы имеем два цикла: «На жизнь мадонны Лауры» (263 произведения) и «На смерть мадонны Лауры»
(1348-1374 гг.) У книги было 9 прижизненных редакций, то есть, её можно назвать поэтической исповедью, поэтическим дневником. 366 стихотворений, из них 317 сонетов.
Отец Петрарки был другом Данте, тоже изгнанным из Флоренции.
В лирике – 3 героя: мир, возлюбленная и поэт (обычно это главное лицо).
Лирика – литература, совмещающая субъект и объект. Персонажем становится сам создатель, тема – его внутренний мир.
Мир, в котором происходят события:
У Данте: божественная беспредельность, в которой сливается душа поэта. Вертикаль, вечность.
У Петрарки: самое интересное – горизонталь. Конкретный земной мир. Этот мир ему интересен, он не стремится к Богу. Лирика Петрарки передаёт динамику жизни, поэтому его сонет свободен от монотонности. Земное время, конкретные даты.
Традиционное: ОНА идеальн, совершенна (тип, женщина вообще); любовь ещё не знает своей жизненной эволюции (сразу и навсегда).
Новое: ОНА полностью сконструирована из земных деталей; любовь тоже земная («придумать это нельзя, это моя земная жизнь, земное существование): глубокая, трепетная, бесконечная любовь земного поклонения. Останавливается перед земной страстью обладания.
Любовь у петраркистов: идеальная земная женщина и идеальная земная любовь. Потом всё перемешается, но пока это так.
@velosiped_i_kot
22
ОНА всегда одинакова, а ОН всегда разный, переживает глубокую душевную драму. Его внутренняя жизнь – беспредельная активность в столкновении различных чувств.
[запуск процесса самопознания]: желание разобраться в себе -> желание найти ответ -> вправе ли он на эту любовь, которая заканчивается земным поклонением? -> [ответ найти невозможно, ДАННЫЕ
УДАЛЕНЫ]
Желание тела, чувственная часть или дух, поклонение?
Внутренний раздор поэта: не «любит ли она?» а невозможность разобраться в самом себе. Рассудок и
влечение. Это и беда, и содержание жизни, ведь иначе он бы не стал себя познавать и творить. В лирике
Петрарки вообще много жалоб. Так что однажды Папа Римский сказал: «Я же всё могу, давай разведу тебя, женишься на Лауре и прекрати это дело» - «Ради Бога, нет! О чём же я буду тогда писать?»
Петраркизм:
Национальный язык
Жанр сонета (предельные краткость и высота содержания)
История любви в рамках земного времени и пространства
Идеальная возлюбленная, но любовь земная (может думать только в каких пределах её любить)
Франсуа Вийон. Жил в бедности, но умудрился закончить Сорбонну, став бакалавром, а затем и магистром. Писал стихи. Во время одного из ограблений со своими друзьями (1462) попался и был приговорён к «повесить и растрезать». Однако попал под помилование Людовика XI и просто был изгнан из Парижа. С января 1463 мы о нём ничего не знаем.
Писал стихи даже в тюремной камере, но у него редко был стол и место где хранить стихи. Вот циклы, которые дошли до нас:
«Предуказание» (переводят также как «Завещание»). По итогам первого изгнания
«Большое завещание» (тоже переводят ка «Завещание»)
18 стихотворений не из циклов
11 баллад на воровском жаргоне
Новое мироощущение & старая художественная традиция.
Старофранцузский язык
Не открыли новых тем (но трактовал старые по-иному)
Не знал сонета (традиционные жанры).
Мир: создан человеком, социальный, мир большого города. Вийон – поэт города, один из крупнейших урбанистов. Природу не знает. Его пейзажи – дома, трактиры, улицы, притоны. Он не видит природу Бога, только природу человека. Его герои – не влюблённые, а воры, тюремщики, сводники, купцы.
Любовь: продажная, грязная. У него было много женщин: толстуха Марго, любезная перчатница, курносая Розали. Он с иронией пишет к чему сводилась их любовь.
Катрина де Вассаль: нашла себе более богатого поклонника, который с друзьями хорошенько Вийона поколотил:
И я, бедняга, был избит,
Как холст вальком, без сожаленья.
Катрин Воссель за весь мой стыд
Ответить, верно, надлежит.