Файл: Лекции профессора Стадникова Геннадия Владимировича по зарубежной литературе 1 курс, 2 семестр Оглавление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
@velosiped_i_kot
8
Любовь
Для дворянства – чистая и высокая. Для духовенства – никакая (тайно грешили). У третьего сословия
– смешанная. Для рыцаря любовь – долг, в том числе и религиозный, ведь любовь эта совершенно особого плана. Она исключает чувственный момент, дарит только переживания. От этих переживаний вся сладость. Официально высшая награда от Дамы Сердца – поцелуй в щёку (неофициально было и всё остальное). Рыцарская любовь – любовь вечного ожидания, «незаинтересованная».
Возникает концепция: любовь к Даме – это предвкушение любви небесной, то, что способно поднять человека выше чувственных желаний. Путь в другой мир. Дама даже по статусу выше, она – идеал красоты и совершенства.
Рыцарь долго не может даже быть выслушанным. Он пишет стихи на выдуманное имя, посвящая их на самом деле Даме Сердца. Однажды Дама нисходит, слушает. Если принимает – дарит реликвию вроде платочка. Эту реликвию рыцарь вечно носит с собой и бережёт.
Любви нужно научиться.
Смешанная любовь – допустима в 3-м сословии, скороприходящая, доминирует чувственное начало.
Большие траты для души. Пример: рыцарь видит хорошенькую селянку или пастушку, говорит ей:
«Милочка…» и либо крестьянка соглашается на недолгую любовь, либо зовёт односельчан.
Жанровые формы рыцарской лирики
Канцона – песнь о возвышенной чистой любви
Альба – утренняя песнь
Серена/серенада – песня у окна
Пасторелла – разговор рыцаря с пастушкой
Тенсоны – жанр-спор двух поэтов, необязательно о любви, можно и о политике
Сирвента – обсуждение политических вопросов, крестовых походов, например.
Плач – жанр, перешедший из народной культуры
Лэ – стихотворная новелла
Жанр определялся исключительно содержанием.
Вся лирика была тесно связана с музыкой, напевалась.
Почему погибла рыцарская лирика?
Прованс был разгромлен по инициативе Папы Римского (внутриевропейский крестовый поход) – историческая причина. Многие трубадуры погибли, выжившие организовали
Сициллийскую школу поэтов, но об этом в другой раз.
Нельзя было бесконечно жить в рамках канона.
Эта лирика были слишком сословна
@velosiped_i_kot
9
Рыцарский роман (13 марта)
Вторая половина 12 века, север Франции. С появлением эпических, но стихотворных произведений,
похожих на героических эпос, формируется новый жанр. эпос роман
Проблема «человек и общество»
Эпическая целостность, единство
Единство распадается, трещина между желаниями и поступками человека и правилами, принятыми в обществе
Повествование о…
Национальном прошлом, свершившемся. Это воспоминания
Не определившейся до конца действительности, что-то незавершённое
Певец пишет первые строки
«Венелон ещё не прадан» - уже знает, чем всё закончится
… и исследует, идёт за действительностью
(а ещё Пушкин не знал изначально, что
Татьяна выскочит за военного)
Человек
Закончен, тип, неизменен до конца, готов
Изменяется, развивается, характер, не готов
Профессор: в античности были романы?
Вссе: не-ет
Профессор: в античности были прекрасные романы
Первые образцы романов даёт нам античная литература. Греческий любовно-авантюрный роман
(«Дафнис и Хлоя» Лонга), авантюрно-бытовые романы на латыни («Сатирикон», «Золотой осёл» Апулея)
– возникают в период поздней античности.
Личность ещё неосознанно, в силу обстоятельств, отпадает от общества.
В крестьянской среде роман невозможен, ведь там общины никогда не рушатся. В дворянстве у человека появляется личная инициатива, в силу которой он начинает выламываться из общества,
создаётся романная ситуация.
Роман античный
Роман 12 века
Героем руководит
Судьба, рок, случай. Герой не самостоятелен, не волен. Романная ситуация создаётся вне его инициативы
Инициатива, герой ищет приключений, у него есть личностное Я
Изменения
В основном герой сохраняет себя.
Только то, что имеет – сохраняет или теряет
Самоутверждается физически не меняясь, только морально обретает что-то
Ни тот, ни другой осознанно не восстают против общества, мысля себя его сыновьями. Они не бунтари. Ошибка героя рыцарского романа, когда он выламывается из общества, лишь подтверждает это, ведь он возвращается.
Осознанное вычленение себя из мира впервые встречается в произведении «Дон Кихот» Сервантеса.
Герой имеет свою программу жизни, о которой он рассказывает козопасам.
Эпос умирает, а роман – бессмертная жанровая форма.
Художественная традиция
Сначала – лирика (до середины 11 века). Рыцарская лирика роману:
Разработала литературный язык, стихотворную технику
Дала куртуазные идеалы
Лирическое Я сформировалось в героя романа
Трубадуры (представители лирики) -> труверы (с французского – находить, искать)
Лирика создавалась на Провансальском языке, романы – на старофранцузском.
@velosiped_i_kot
10
Эволюция рыцарского романа
50-е годы 12 века – «Античные» романы: в основном опираются на исторические события
античности. Наиболее интересный – об Александре Македонском. Один из первых рыцарских романов, и даже нет любовной темы, но герой представлен ещё и как смертный человек, самостоятельный, выделенный из истории.
60-е 12 века – основной материал уже не в истории и легендах, а в литературе античности, обрабатываются сюжеты оттуда. Об Энее. Руководствуется внеличными задачами. Уже появляется история любви Энея. Роман о Трое – тоже популярен, тоже основан на античной литературе.
70-е – зрелость. Отказ от античного материала. Обращение к обработке легенд и преданий кельтов, которые в основном селились на Британских островах. Кельты – «люди, живущие скрытно». У них был завет не распространять свои предания за пределы своего народа, хранить их как высшую ценность. В эпоху христианизации кельтов Гальфрид Монмутский смог всё собрать и издать книгу с кельтскими легендами – «История Бритов» или «История королей Британии». Именно в этой книге изложена история короля Лира. Большая часть книги – история короля Артура, личности полулегендарной, его царство – образец рыцарского царства.
Васс, роман «Брут» (правнук Энея) – первый роман, где появляется круглый стол, символ рыцарского мира, равенства рыцарей.
Основные циклы европейского рыцарского ромара
Цикл короля Артура (романов Круглого стола)
Романы о Тристане и Изольде
Романы о Святом Граале
Кретьен де Труа – самый значительный писатель эпохи, христианин из города Труа (северо-восток
Франции, провинция Шампань), «французский Гомер». Знал античность, любил Овидия, переводил, писал стихи и романы. Его покровительницей была герцогиня Мария Шампанская, она заказала у него роман о Ланселоте, или рыцаре повозки.
5
Романы Кретьена де Труа, дошедшие до нас:
Эрек и Энида – завершён
Клижес (это имя гг) – завершён
Ивэн или Рыцарь Льва – завершён
Ланселот, или Рыцарь телеги – не завершён Кретьеном, его завершил друг
Персиваль, или повесть о Святом Граале – не завершён
Ещё был роман «Тристан и Изольда», но именно кретьенская версия до нас не дошла.
5
Рыцарь повозки: Ланселот был влюблён в жену короля Артура. Ради неё он проехал на повозке, что было позорно, поскольку так возили обречённых на казнь. Он сомневался сначала, но всё равно проехал, вот какой молодец.
@velosiped_i_kot
11
Классические рыцарские романы
Эрек и Энида, Ивэн или Рыцарь Льва.
Мир, приподнятный над землёй, безграничный рыцарский мир. Герои в этом мире не стареют, так что точного времени нет. Внутренне меняются все, кроме Артура – законченного, совершенного идеала, меры рыцарства. Трёхчастная структура:
1. Ещё не романная часть
Энида – не Дама сердца, Эрек сближается с ней не по долгу, а по личному влиянию, велению сердца. В куртуазный идеал вносится великая поправка: супружеская любовь как обязательность в кодексе рыцаря.
2. Романная ситуация
«Отважный рыцарь и верный супруг» - идеал Кретьена. Все, даже Энида, упрекают Эрека в том, что он больше не свершает подвигов, только женой любуется, не отходит от неё. Выпадение из
мира в силу личных обстоятельств, невольно.
3. Герой понимает ошибку, отправляется на подвиги (но и Эниду с собой берёт). Проблема решена, гармония восстановлена, рыцарь снова за круглым столом.
Романы о Тристане и Изольде
Жозеф Бедье объединил все мотивы, создал компиляцию.
Такие романы назывались только именем Тристана, потому что его трагедия самая трагичная.
Любовь в таких романах – не куртуазная (она не может быть трагичной, только драматичной), а земная
(вот она трагичной быть может). Изображается как сверхличная сила, над которой разум не властен.
Появляется треугольник.
Король Марк переживает утрату: узнаёт об измене своей жены с его близким родственником.
Изольда вынуждена быть верной супругой, но безумно любит Тристана. Тристан – верный вассал Марка, но безумно любит его супругу. Для Изольды эта ситуация не столь трагична, как для Тристана, ведь супружество ей навязано и потерять его – не проблема. А вот Тристан хотел бы быть истинным рыцарем и выполнять свой вассальный долг. Так что он – самый страдающий.
Что бы герой не выбрал – кончится плохо. В итоге все умирают.
Это был самый «живучий» роман, который ещё много раз обрабатывался в литературе.
О Персифале
Начинают подвергаться переоценке рыцарские ценности.
Грааль – таинственная чаша, находившаяся в руках Иисуса во время Тайной вечери. Снимая Иисуса с креста, Иосиф набрал в эту чашу кровь Его. Чаша дарует владельцу вечную молодость, силу и так далее.
Находится в замке – символе мировой христианской империи, законы которой выше, чем в рыцарской.
Каждый рыцарь этот замок ищет.
Эйшенбах. Роман «Персифаль».
Отец Персифаля тоже был рыцарем, но погиб, так что мать растила ребёнка в глуши. Однако герой всё равно покинул её (она умерла от горя), пришёл к Артуру, стал идеальным рыцарем и пошёл искать
Грааль. После долгих подвигов замок он в итоге находит. Кроме Грааля там ещё есть больной король.
Амфуртас – страдающий король, единственная возможность выздоровления для него – рыцарь с жалостливой мудростью, состраданием и милосердием. Этому рыцарю полагается Грааль. Король стонет от боли, а Персифаль стоит рядом. Стоит и стоит. А чего стоит? Он идеальный рыцарь, так что не может первым обратиться к вышестоящему…
@velosiped_i_kot
12
Персифаль ведёт себя как идеальный рыцарь, но не как идеальный человек.
Конечно же, никакой Грааль он не получает. Во время новых подвигов Персифаль попадает к одному отшельнику и проходит школу человечности. Обретает простые истины: добро, сострадание. Потом он снова попадает в замок и уже говорит с королём, проявляя душевное участие.
Идеальный мир Артура – не идеальный
мир человечества. Высшая школа рыцарства
– не высшая школа человечности.
В третьем веке появляются пародии на рыцарский рома. Это значит, что жанр умирает (пародия на
Гомера о сражении мышей и лягушек так же знаменовала уход эпохи). «Мул без узды»: ко двору Артура приезжает девица, ища уздечку для своего мула. «Кто привезёт – за того выйду замуж». Один из рыцарей привозит – а она не становится его женой, просто уезжает. «О Косэн и Николе»: молодой человек, не желающий исполнять рыцарский долг.
Когда умирает рыцарский роман, появляется…
Средневековая драма
Средневековый театр вырос из церковных культов с соучастием народного творчества. Культура с античной не связана!
«Тропы» - сценки в лицах. Они распространяются, появляется литургическая драма, но на латыни.
Затем – полулитургическая драма, на национальных языках. Всё больше отделяется от церкви, даже пространственно: сначала их ставили внутри церкви, затем – на церковном дворе, потом на площадях. В сценках начинают принимать участие простые горожане.
Жанры:
Миракль – земная жизнь человека, который запутался, согрешил и вернуться к вере не может. Ему помогает кто-то из святых, может даже Дева Мария. Надежда на чудо. «Чудо отеофиле» - прообраз истории Фауста
Моралите (12-13 века) – «нравственный», дидактическая драма, дидактическая литургия.
Аллегорические фигуры (Любовь, Ревность, Ненависть) и борьба между ними, положительными и отрицательными. Побеждает всегда разум. «О разумном и неразумном» - спор грешника и праведника
Мистерия. Исполнялась в основном во время праздников. «Мистерия Ветхого Завета».
Фарс – комическая драма, бытовые ситуации. «Мальчик и слепой».
Городская литература
Роль города решительно изменилась. Городская литература сменяет рыцарскую
Город органически вписывается в систему жизни, однако возникают новые тенденции (13 век):
Центр торговли
Центр ремесла
Центр денежного оборота
Двигатель прогресса
Место зарождения «нового человека»
3-е сословие определяет новые тенденции общественного прогресса
«Новый человек»: деловит, энергичен, практичен, умеет ценить материальное благо, здравомыслящий. Не наследует, а обретает (отсюда культ труда).