Файл: Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 21. 03. 02 Землеустройство и кадастры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
77 гие природоохранные территории, вводить ограничения на охотничий про- мысел и сбор растений.
Охрана редких и исчезающих видов растений и животных связана со строгим учетом их состояния. В результате была создана Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. По состоянию на 1 ноября 1997 г. в Красную книгу РФ занесено
415 видов животных.
При Международном союзе охраны природы и природных ресурсов создана специальная комиссия по исчезающим видам растений. Она подго- товила Международную красную книгу растений, в которую включено 250 таксономических групп.
В Красной книге, изданной на любом уровне (международном, россий- ском, региональном), значительное внимание уделено мерам, направленным на сохранение и увеличение численности включенных в нее организмов.
Предусматривается дифференцированный подход к определению охранных мер в зависимости от состояния данного вида растений или
Интенсивно используемые и нарушенные территории (промышленные, транспортные, городские и др.) пока еще занимают сравнительно небольшие площади. Гораздо больше распространены ландшафты с измененными вто- ричными компонентами природы – пахотные, луго-пастбищные, лесохозяй- ственные и другие угодья. Эти территории (природно-антропогенные ком- плексы) частично утратили качества, присущие природным ландшафтам, в частности устойчивость к антропогенным воздействием. В связи с этим одна из задач охраны природы – разработка мероприятий по повышению устойчи- вости таких ландшафтов в соответствии с функциональным предназначением этих комплексов (воспроизводство питьевой воды, использование рекреаци- онного потенциала, повышение продуктивности с/х, лесных и промысловых угодий и др.).
В естественных условиях устойчивость ландшафтов и экосистем под- держивается за счет механизма саморегулирования и самовосстановления.
Однако в настоящее время в связи с возрастающими антропогенными на- грузками этот механизм во многих случаях уже не срабатывает и системы переходят в неустойчивое, а нередко и в критическое состояние.
Для сохранения механизмов саморегулирования необходимо, чтобы совокупная антропогенная нагрузка на природную среду не превышала само- восстановительный потенциал гео- и экосистем. Для реализации этого требу- ется переход на такую ступень управления хозяйственной деятельностью, которая предусматривает сбалансированное использование естественных ре- сурсов в соответствии с функциональным назначением природных систем.
Первостепенное значение приобретают меры по уменьшению антропогенных нагрузок путем ограничения строительства крупных инженерных объектов, нормирования видов природопользования, предупреждения негативных из- менений природных комплексов, разумного применения механизмов защиты, формирования системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ),
78 меры по сохранению биоразнообразия на всех уровнях (от видового разнооб- разия флоры и фауны до разнообразия экосистем).
Изменения ландшафтов, связанные с трансформацией их вторичных компонентов (почв, растительность, животный мир), как правило, носят об- ратимый характер. Для охраны таких ландшафтов используют преимущест- венно «мягкие» (т.е. основанные на естественных механизмах саморегули- рования) формы воздействия на гео- и экосистемы.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – участки суши и водоемов, на которых в установленном законом порядке полностью исклю- чено или ограничено хозяйственное использование природного ландшафта в целом или отдельных его компонентов.
К настоящему времени сложились различные формы ООПТ. Среди них наибольшее распространение получили заповедники, заказники, памятники природы, резерваты, национальные парки.
Заповедники – участки территории или акватории со всеми находящи- мися в их пределах природными объектами, полностью исключенные из всех видов хозяйственного использования, на которых естественные ландшафты сохраняются в ненарушенном состоянии.
Заказники – участки территорий или акватории, где постоянно или временно запрещается использование определенных видов природных ком- понентов (отдельные виды или группы растений, животных, полезных иско- паемых).
Памятники природы – уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объек- ты. Обычно они представляют собой небольшие по площади природные комплексы или отдельные объекты естественного или искусственного про- исхождения (рощи, озера, водопады, пещеры, пруды, старинные парки и т.п.
Резерваты – особо охраняемые природные территории с заповедным или заказным режимом. Термин широко применяется за рубежом. В одних странах по своему назначению и режиму резерваты приближаются к заказни- кам, в других (Австрия, Финляндия, Швеция и др.) – к заповедникам. По на- значению выделяют лесные, болотные, зоологические, ботанические, ком- плексные резерваты, по режиму – строгие, неполно охраняемые.
Национальные парки – территории, исключенные из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью сохранения природных ком- плексов с особой экологической, исторической и эстетической ценностью и для использования их в рекреационных и культурных целях. В большинстве стран мира национальные парки – основная форма охраны ландшафтов. В нашей стране они стали создаваться в 70-80 гг. ХХ в.
На основе представления о природоохранной сети возникло понятие о природоохранном (экологическом) каркасе региона. Согласно Е.Ю. Колбов- скому (1999), экологический каркас региона – это система природных «ди- ких» и культурных ландшафтов, построенная на основе крупных резерватов, соединенных экологическими коридорами, дистанцированная от центров и
79 осей хозяйственной активности и обеспечивающая экологическую стабиль- ность (относительный гомеостаз) территории соответствующего уровня.
Формирование экологического каркаса связано с созданием сложной сети охраняемых природных территорий, между которыми располагаются антропогенные ландшафты с центрами хозяйственного освоения. Влияние данных центров на природу по мере удаления от них должно уменьшаться вплоть до его полного прекращения.
В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разра- батывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раз- дел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в деклара- ции Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового под- хода к охране природы:
1. Государствам следует ввести эффективное законодательство в об- ласти охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуа- цию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они бу- дут реализовываться.
2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.
Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное приро- доохранное законодательство, однако до сих пор у многих членов ООН тако- го законодательства нет. Например, в России до сих пор нет закона о возме- щении вреда, причиненного здоровью людей неблагоприятными воздейст- виями окружающей среды, связанными с хозяйственной или другой деятель- ностью.
Основу природоохранного законодательства России составляют:
1. Законодательные акты - нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Сюда входят:
· Конституция РФ;
· Федеративные договоры;
· Международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы меж- дународного права;
· Законы, принятые Госдумой и одобренные Федеральным собранием РФ;
· Законы субъектов РФ.
2. Подзаконные акты. Это акты, принимаемые Президентом РФ, Пра- вительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ.
3. Нормативные документы, разрабатываемые на основе подзаконных актов, к которым относятся различные Правила, Положения, Инструкции. Они ус- танавливают принципы организации работ по обеспечению охраны окру- жающей среды.
80 4. Система государственных стандартов (ГОСТы системы «Охрана приро- ды»), санитарные правила и нормы (СанПиНы), строительные нормы и пра- вила (СНиПы), санитарные нормы (СН).
Контрольные вопросы и задания:1. Изучить организацию охраны природных ресурсов в Российской Федерации; 2. Изучить международное сотрудничество в деле охраны природы; 3. Атмосферный воздух; 4. Водные ресурсы; 5. Земельные ресурсы и недра; 6. Растительный и животный мир; 7.
Охрана ландшафтов, заповедных территорий, земель историко-культурного и рекреационного назначения; 8. Правовая основа охраны природных ресурсов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Глава 10: Экономика и экология
Экономика природопользования – это раздел экономики, изучающий- главным образом вопросы экономической оценки природных ресурсов и ущерб от загрязнения среды.
Экономика природопользования должна обеспечивать экономическое обоснование формируемых земельных отношений в процессе рационального использования земель, воспроизводства почвенного плодородия и в целом всей системы антропогенных ландшафтов. Рассматривая общую эффектив- ность от проведения тех или иных мероприятий по организации использова- ния земельных угодий, можно выделить экологическую, экономическую, со- циальную, технологическую эффективность и др. Экологическая эффектив- ность от организации использования земли может проявляться на разных уровнях. Первичный эффект заключается в снижении отрицательного воз- действия человека на окружающую его природную среду, в улучшении ее состояния. Это проявляется в снижении объема загрязнений и концентрации вредных веществ в почве, воде и воздухе, увеличении площади пригодных для использования земель, сокращении уровня шума, загазованности и дру- гих негативных воздействий на среду жизнедеятельности человека. Конеч- ный эффект заключается в повышении уровня жизни, продолжительности жизни населения, увеличении эффективности товарного производства и на- ционального богатства страны.
Абсолютный экономический эффект организации использования зе- мельных угодий может быть выражен приростом объемов валовой продук- ции, чистого дохода и прибыли за счет освоения, трансформации и улучше- ния земель, проектирования природоохранных мероприятии, введения эколо- гически целесообразной системы землевладения и землепользования. Кроме того, этот эффект может быть выражен снижением производственных затрат, экономией (или предотвращением потерь) живого и овеществленного труда, снижением себестоимости продукции отраслей, связанных с использованием земли.
Относительный экономический эффект рассчитывают, соизмеряя по- лученные экономические затраты и размер капитальных вложений. При формировании агроландшафтов, проектировании и введении системы сево-
81 оборотов, осуществлении комплекса мелиоративных мероприятий этот эф- фект может быть рассчитан как отношение прироста чистого дохода к разме- ру капиталовложений. Ккапитальным вложениям относятся единовремен- ные затраты: на создание новых и реконструкцию существующих основных фондов, сокращающих (или предотвращающих) отрицательное влияние хо- зяйственной деятельности на окружающую среду (лесные полосы, дороги, гидротехнические сооружения); на мероприятия, непосредственно воздейст- вующие на элементы окружающей среды для улучшения их состояния и не образующие основных фондов (трансформация, улучшение конфигурации участков угодий и т.п.); на модернизацию технологии производства, осуще- ствляемую исключительно для уменьшения неблагоприятного воздействия технологических процессов на агроландшафты и их компоненты (приобрете- ние специальной почвозащитной и мелиоративной техники и др.).
При обосновании устройства территории конкретных сельскохозяйствен- ных землевладений и землепользований более целесообразно рассчитывать относительный экономический эффект (отношение экономии производст- венных затрат к капиталовложениям на создание элементов устройства тер- ритории землевладений и землепользований). Все нормативы и показатели экологического обоснования можно условно разделить на три группы. К пер- вой группе относятся нормы допустимого в течение оговоренного периода времени техногенного воздействия на природные территориальные комплек- сы и агроландшафты. Эти нормативы следует неукоснительно выполнять на данном этапе развития производительных сил и землепользования, сочетать краткосрочные экономические интересы землевладельцев и землепользова- телей и долгосрочные эколого-экономические интересы общества в целом.
Во вторую группу включена совокупность нормативов и показателей, кото- рые должны быть достигнуты к определенному сроку. Досрочное достиже- ние землевладельцем или землепользователем уровня требований перспек- тивного нормирования должно быть экономически выгодным и приносить дополнительную прибыль. В третью группу входит вся совокупность эколо- гических норм и регламентов, обеспечивающих полное соответствие хозяй- ственной деятельности условиям экологической безопасности.
К экологическим стоимостным показателям можно отнести: капитальные затраты на осуществление природоохранных мероприятий (строительство гидротехнических сооружений, дорог, посадка лесных полос, создание сани- тарно-зашитных зон, миграционных коридоров и др.); ежегодные издержки на поддержание природоохранных сооружений в рабочем состоянии; умень- шение затрат на медицинское обслуживание людей вследствие улучшения экологической обустроенности агроландшафтов стоимость дополнительной продукции, полученной вследствие увеличения производительности труда и уменьшения потерь рабочего времени из-за болезней; стоимость дополни- тельной продукции, полученной в результате уменьшения отрицательного воздействия на земельные угодья, воду и воздух антропогенных и природных факторов (эрозии, иссушения, уплотнения почв, загрязнения всех природных ресурсов); стоимость дополнительной продукции, полученной в результате