Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2012 удк 504(075. 8) 614. 8(075. 8) Ббк 68. 69я73 Е455 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 559

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

140
Глава 5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях
Меры защиты при ЧС биологического характера. В случае возникновения оча- га особо опасной инфекции для предотвращения распространения заболевания за границы биологического очага осуществляют комплекс лечебно-профилактических мероприятий и устанавливают карантин.
Карантин — система организационных, режимных, административно-хозяйст- венных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилакти- ческих мероприятий, направленных на полную изоляцию эпидемического очага особо опасных инфекций, очага биологического заражения и последующую пол- ную ликвидацию последствий заражения.
На внешних границах зоны карантина устанавливается вооруженная охрана,
регулируется движение. Население разобщается на мелкие группы, контакты меж- ду которыми сводятся до минимума. Не разрешается без крайней надобности вы- ходить из квартир и домов; продукты питания, вода и предметы первой необхо- димости доставляются специальными командами. Запрещается вывод животных и вывоз имущества. Вход и въезд может быть разрешен только специальным фор- мированиям ГО и медперсоналу для оказания помощи по ликвидации последствий
ЧС. Объекты, оказавшиеся в зоне карантина, переходят на особый режим работы со строгим выполнением противоэпидемических требований. Отдых рабочих, так же как и питание, организуется по группам в специально отведенных помещениях.
В зоне карантина прекращается работа учебных заведений, зрелищных учрежде- ний и торговых точек. В тех случаях, когда установленный вид возбудителя не относится к группе особо опасных инфекций и нет угрозы массовых заболеваний,
введенный карантин заменяется обсервацией.
Обсервация — система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными карантинными инфекционны- ми заболеваниями и выезжающими из зоны карантина. В зоне обсервации про- водятся следующие режимные мероприятия: максимально ограничивается въезд и выезд, а также вывоз имущества без предварительного обеззараживания и раз- решения эпидемиологов; усиливается медицинский контроль за питанием и водо- снабжением; ограничивается движение по зараженной территории, нормируется общение между отдельными группами людей и др.
В зоне обсервации и карантина с самого начала их образования проводятся специальные мероприятия:
Дезинфекция — уничтожение на объектах внешней среды возбудителей инфек- ционных заболеваний. Профилактическая дезинфекция — обеззараживание, кото- рое проводят постоянно, независимо от наличия инфекционных заболеваний. Цель профилактической дезинфекции в условиях ЧС — предупредить распространение возбудителей инфекционных заболеваний, а также их накопление на внешних объ- ектах.
Текущая дезинфекция — обеззараживание, которое проводят многократно до госпитализации больного с целью предупредить распространение возбудителей из его непосредственного окружения во внешнюю среду. Заключительная дезин- фекция — обеззараживание дезинфекционными бригадами, проводимое однократ- но после госпитализации или в случае смерти инфекционного больного. Цель заключительной дезинфекции — предупредить распространение возбудителя через предметы и вещи, которыми пользовался больной. Дезинфекция основана на при-


5.7 Единая государственная система предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
141
менении физических средств и способов уничтожения или удаления болезнетвор- ных микроорганизмов. К физическим факторам дезинфекции относятся: высокая температура, вода, УФЛ, прямые солнечные лучи и др. Самые распространенные дезинфицирующие средства — хлорная известь, хлорамин, перекись водорода, фор- мальдегид. Для обработки рук применяется 0,5%-й раствор хлорамина, для обез- зараживания выделений инфекционных больных — 5%-й раствор.
Основные способы и объекты дезинфекции:
ˆ погружение в дезраствор с последующим мытьем посуды из-под выделе- ний (фекалий, рвотных масс, мочи, мокроты);
ˆ кипячение столовой посуды, не загрязненного выделениями белья;
ˆ замачивание в дезрастворе с последующей стиркой загрязненного выделе- ниями белья;
ˆ орошение помойных ям, мусорных ящиков;
ˆ сжигание мусора и всего того, что нельзя или нецелесообразно обрабатывать;
ˆ заливание мусора дезраствором;
ˆ влажная уборка ветошью, смоченной дезраствором (мебель, дверные руч- ки, оборудование).
Дезинсекция — уничтожение насекомых-переносчиков инфекционных заболе- ваний и бытовых паразитов специальными средствами (хлорофос, гексахлоран,
карбофос, диметилфталат и др.). Для уничтожения бытовых вшей и блох вещи обрабатывают горячим воздухом в дезинфекционных камерах.
Дератизация — комплекс мероприятий, направленных на борьбу с грызунами,
источниками или переносчиками инфекционных заболеваний. Наиболее опасными для человека грызунами являются мыши и крысы. Дикие грызуны переносят воз- будителей таких инфекций, как чума, туляремия. Для борьбы с ними применяют препараты под общим названием ратициды. Примером ратицидов является зооку- марин. Ратицидами опыляют норы, ходы, объекты, часто посещаемые грызунами.
Своевременное удаление мусора и отбросов предупреждает появление и распро- странение возбудителей инфекционных заболеваний и их переносчиков.
Специфическая профилактика заключается в проведении профилактических прививок. Вакцинация может осуществляться заблаговременно, в том числе по- этапно (прививки против клещевого энцефалита, коклюша, дифтерии, столбняка)
или в экстренном порядке, когда человек уже подвергся опасности заражения, на- пример при укусе клещом, животным или грызуном.
5.7 Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Фе-


142
Глава 5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях
дерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликви-
дации чрезвычайных ситуаций:
ˆ разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ˆ осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
ˆ обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств,
предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрез- вычайных ситуаций;
ˆ сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ˆ подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
ˆ прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвы- чайных ситуаций;
ˆ создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ˆ осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ˆ ликвидация чрезвычайных ситуаций;
ˆ осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадав- шего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
ˆ реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычай- ных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
ˆ международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и вза- имодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования РСЧС
определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Прави- тельства Российской Федерации.
Постоянно действующие органы управления единой системы:
на федеральном уровне — Министерство Российской Федерации по делам граж- данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для реше- ния задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
на межрегиональном уровне — территориальные органы Министерства Россий- ской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик- видации последствий стихийных бедствий — региональные центры по делам граж-


5.7 Единая государственная система предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
143
данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — региональные центры);
на региональном уровне — территориальные органы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви- дации последствий стихийных бедствий — органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвида- ции чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее — глав- ные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обо- роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации);
на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или)
гражданской обороны при органах местного самоуправления;
на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномо- ченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвы- чайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Органы повседневного управления единой системы:
ˆ центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, де- журно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
ˆ центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
ˆ центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министер- ства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычай- ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъек- там Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчер- ские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Феде- рации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
ˆ единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
ˆ дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Координационные органы единой системы:
на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, ко- миссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федера- ции) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации;
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образова- ния) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвы- чайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
Чрезвычайные случаи, возникающие в мирное время, дали основание к выде- лению и оформлению в составе здравоохранения нового учебно-практического на- правления в медицине, получившего название «Медицина катастроф». Для прак-


144
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25