Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2012 удк 504(075. 8) 614. 8(075. 8) Ббк 68. 69я73 Е455 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 562
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях
тической реализации данного направления была создана Всероссийская служба медицины катастроф (МК) (ВСМК).
ВСМК — государственная служба, специально предназначенная для медико- санитарного обеспечения пострадавшего населения в районе катастроф, аварий,
стихийных бедствий и на местах террористических актов. Она является одной из федеральных служб в составе РСЧС.
ВСМК функционально объединяет: службу МК министерства здравоохранения
(МЗ), службу МК министерства обороны, службу МК министерства внутренних дел (МВД), службу МК министерства путей сообщения, в составе которых имеют- ся силы и средства для ликвидации медицинских последствий ЧС.
Руководящим органом ВСМК является Межведомственная координационная комиссия при МЗ России. Она предназначена для координации деятельности вхо- дящих в ВСМК служб МК министерств здравоохранения, обороны, внутренних дел и путей сообщения.
Контрольные вопросы по главе 5 1) Раскройте понятие «чрезвычайная ситуация».
2) Согласны ли Вы с тем, что официальная классификация ЧС не является полной? Аргументируйте это.
3) Какие основные характеристики землетрясений Вы знаете?
4) Перечислите основные мероприятия по защите населения и территорий от землетрясений и ликвидации их последствий.
5) Перечислите и охарактеризуйте поражающие факторы извержения вулкана.
6) Что такое цунами? Назовите основные районы их образования на планете?
7) Имеется ли какая-то связь между вулканической деятельностью, землетря- сением и цунами?
8) Перечислите опасные гидрологические явления. Чем они вызываются?
9) Перечислите основные мероприятия, направленные на защиту населения и территорий от наводнения.
10) По каким признакам классифицируются природные пожары?
11) Что такое природно-очаговые заболевания?
12) Охарактеризуйте пути распространения инфекций.
13) В чем состоит суть профилактики природно-очаговых болезней?
14) Что такое эпифитотия, спорадия и эпизоотия?
15) В чем причина возникновения ЧС природного, техногенного, экологиче- ского, социального и биологического характеров?
16) По каким признакам классифицируются опасности?
Контрольные вопросы по главе 5
145
17) Что такое факторы риска, каков механизм их действия?
18) Что необходимо для профилактики и локализации ЧС разного характера?
19) Охарактеризуйте основные задачи РСЧС и режимы ее функционирования.
20) Что явилось причиной создания Всероссийской службы медицины катастроф?
21) Перечислите состав сил и средств ликвидации ЧС.
Глава 6
ОХРАНА ТРУДА
6.1 Понятие и составные части охраны труда
Безопасность жизнедеятельности в условиях производства представляет охра- на труда.
Охрана труда — это система правовых, социально-экономичес-
ких, организационно-технических, санитарно-гигиенических, ле-
чебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприя-
тий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение жиз-
ни и здоровья людей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Особенность охраны труда состоит в том, что она связана с технологией, тех- никой и организацией конкретного производства.
В целом охрана труда для любого вида деятельности включает в себя произ- водственную санитарию и гигиену труда; технику безопасности; организационно- правовые вопросы.
Гигиена труда (профессиональная гигиена) занимается изучением влияния на организм человека трудовых процессов и окружающей производственной среды,
а также разработкой гигиенических нормативов и мероприятий для обеспечения благоприятных условий труда и предупреждения профессиональных заболеваний.
Производственная санитария является частью общей санитарии, представляет собой систему организационных, санитарно-гигиенических мероприятий и техни- ческих средств, направленных на предотвращение или уменьшение воздействия вредных производственных факторов на человека. Она рассматривает комплекс проблем, связанных с воздействием на человека в процессе труда вредных произ- водственных факторов: защита органов дыхания (запыленность и загазованность воздуха, метеорологические условия); защита органов зрения (освещенность ра-
6.2 Понятие и составные части охраны труда
147
бочих мест, яркость источников света, рациональная окраска оборудования, стен,
потолка и т. п.); защита органов слуха от шума; защита человека в целом от виб-
рации, неблагоприятных параметров микроклимата (температуры, относитель-
ной влажности и скорости воздуха), а также принятие рациональных объемно-
планировочных решений рабочих мест; санитарно-бытовое обеспечение.
Техника безопасности — система безопасных при
¨емов работы,
предотвращающих воздействие на работающих опасных и вред-
ных производственных факторов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основные задачи техники безопасности заключаются в создании безопасной техники и безопасной эксплуатации оборудования.
6.2 Понятие и составные части охраны труда
Организационно-правовые вопросы охраны труда основываются на законода- тельных положениях, закрепленных в Трудовом кодексе (ТК) РФ, введ¨енном в дей- ствие с 2002 года. Положения, изложенные в н¨ем, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателем и работ- никами на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненно- сти. Одним из основных положений ТК являются основные принципы государ- ственной политики в области охраны труда:
1) признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по от- ношению к результатам производственной деятельности предприятия;
2) координация деятельности в области охраны труда, а также в области охра- ны окружающей среды;
3) установление единых нормативных требований по охране труда для пред- приятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной де- ятельности и ведомственной подчиненности;
4) государственный надзор и контроль за соблюдением правил охраны труда;
5) общественный контроль за соблюдением правил охраны труда, осуществ- ляемый работниками через профессиональные союзы;
6) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологии, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
7) применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;
8) обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, сред- ствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактичес- ким питанием, необходимыми профилактическими средствами, за счет средств работодателей;
148
Глава 6. Охрана труда
9) обязательное расследование каждого несчастного случая и профессиональ- ного заболевания на производстве;
10) установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредны- ми или опасными условиями труда;
11) защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
12) подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образова- тельных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
13) установление государственной отчетности об условиях труда, о несчаст- ных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
14) информирование работников о состоянии условий и охране труда на пред- приятии;
15) сотрудничество при решении проблем охраны труда.
Каждый работник, в соответствии с трудовым законодательством, имеет право на защиту трудовых прав и свобод. Основными способами защиты являются само- защита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; судебная защита.
6.3 Контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране труда. Охрана труда на предприятии
Контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране труда осу- ществляется государством, общественными организациями, а также на уровне предприятия.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодатель- ства всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда. Федеральная инспекция труда — единая централи- зованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах РФ).
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет глав- ный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Перечислим права государственных инспекторов труда:
в установленном порядке беспрепятственно в любое время суток при нали- чии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм соб- ственности работодателей-физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнитель- ной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать
6.3 Контроль и надзор за соблюдением законодательства
об охране труда. Охрана труда на предприятии
149
от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполне- ния надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых матери- алов и веществ в установленном порядке, с уведомлением об этом работо- дателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для испол- нения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового пра- ва, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении винов- ных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения тре- бований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в ус- тановленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполне- ния работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требова- ниям охраны труда;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных право- нарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в право- охранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлече- нии виновных к ответственности;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в го- сударственную инспекцию труда по вопросу индивидуального или коллек- тивного трудового спора, находящемуся на рассмотрении соответствую- щего органа (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового пра- ва, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязатель- ному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работода- телем в суде в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению ра- бот в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с фе-
150
Глава 6. Охрана труда
деральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в уста- новленной сфере деятельности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному над-
зору (Ростехнадзор) осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энер- гии, промышленной безопасности, безопасного ведения работ, связанных с исполь- зованием и добычей природных ресурсов, охраны природных ресурсов, безопасно- сти производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопас- ности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики,
охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техно- генного воздействия, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и бла-
гополучия человека (Роспотребнадзор) в структуре Министерства здравоохране- ния и социального развития РФ осуществляет государственный надзор и контроль за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия предприятиями,
независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами. Роспотребнадзор проводит также государственную реги- страцию потенциально опасных химических и биологических веществ, государ- ственную регистрацию и сертификацию новых медицинских иммунобиологиче- ских препаратов и дезинфекционных средств и др.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального раз-
вития осуществляет контроль за порядком производства медэкспертизы, за по- рядком установления утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитации инвали- дов и т. д.
Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии разраба- тывает технические регламенты, в том числе и в области безопасной эксплуатации установок различного назначения, зданий, сооружений и т. д.
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяй-
ству контролирует соответствие строительным нормам и правилам предпроектной и проектной документации строительства объектов различного назначения.
В рамках контроля и надзора за соблюдением законодательства по охране труда на федеральном уровне осуществляется государственная экспертиза. Государствен- ная экспертиза условий труда проводится федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в целях оценки:
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу,
работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции, технического пере- оснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным тре- бованиям охраны труда;
тической реализации данного направления была создана Всероссийская служба медицины катастроф (МК) (ВСМК).
ВСМК — государственная служба, специально предназначенная для медико- санитарного обеспечения пострадавшего населения в районе катастроф, аварий,
стихийных бедствий и на местах террористических актов. Она является одной из федеральных служб в составе РСЧС.
ВСМК функционально объединяет: службу МК министерства здравоохранения
(МЗ), службу МК министерства обороны, службу МК министерства внутренних дел (МВД), службу МК министерства путей сообщения, в составе которых имеют- ся силы и средства для ликвидации медицинских последствий ЧС.
Руководящим органом ВСМК является Межведомственная координационная комиссия при МЗ России. Она предназначена для координации деятельности вхо- дящих в ВСМК служб МК министерств здравоохранения, обороны, внутренних дел и путей сообщения.
Контрольные вопросы по главе 5 1) Раскройте понятие «чрезвычайная ситуация».
2) Согласны ли Вы с тем, что официальная классификация ЧС не является полной? Аргументируйте это.
3) Какие основные характеристики землетрясений Вы знаете?
4) Перечислите основные мероприятия по защите населения и территорий от землетрясений и ликвидации их последствий.
5) Перечислите и охарактеризуйте поражающие факторы извержения вулкана.
6) Что такое цунами? Назовите основные районы их образования на планете?
7) Имеется ли какая-то связь между вулканической деятельностью, землетря- сением и цунами?
8) Перечислите опасные гидрологические явления. Чем они вызываются?
9) Перечислите основные мероприятия, направленные на защиту населения и территорий от наводнения.
10) По каким признакам классифицируются природные пожары?
11) Что такое природно-очаговые заболевания?
12) Охарактеризуйте пути распространения инфекций.
13) В чем состоит суть профилактики природно-очаговых болезней?
14) Что такое эпифитотия, спорадия и эпизоотия?
15) В чем причина возникновения ЧС природного, техногенного, экологиче- ского, социального и биологического характеров?
16) По каким признакам классифицируются опасности?
Контрольные вопросы по главе 5
145
17) Что такое факторы риска, каков механизм их действия?
18) Что необходимо для профилактики и локализации ЧС разного характера?
19) Охарактеризуйте основные задачи РСЧС и режимы ее функционирования.
20) Что явилось причиной создания Всероссийской службы медицины катастроф?
21) Перечислите состав сил и средств ликвидации ЧС.
Глава 6
ОХРАНА ТРУДА
6.1 Понятие и составные части охраны труда
Безопасность жизнедеятельности в условиях производства представляет охра- на труда.
Охрана труда — это система правовых, социально-экономичес-
ких, организационно-технических, санитарно-гигиенических, ле-
чебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприя-
тий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение жиз-
ни и здоровья людей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Особенность охраны труда состоит в том, что она связана с технологией, тех- никой и организацией конкретного производства.
В целом охрана труда для любого вида деятельности включает в себя произ- водственную санитарию и гигиену труда; технику безопасности; организационно- правовые вопросы.
Гигиена труда (профессиональная гигиена) занимается изучением влияния на организм человека трудовых процессов и окружающей производственной среды,
а также разработкой гигиенических нормативов и мероприятий для обеспечения благоприятных условий труда и предупреждения профессиональных заболеваний.
Производственная санитария является частью общей санитарии, представляет собой систему организационных, санитарно-гигиенических мероприятий и техни- ческих средств, направленных на предотвращение или уменьшение воздействия вредных производственных факторов на человека. Она рассматривает комплекс проблем, связанных с воздействием на человека в процессе труда вредных произ- водственных факторов: защита органов дыхания (запыленность и загазованность воздуха, метеорологические условия); защита органов зрения (освещенность ра-
6.2 Понятие и составные части охраны труда
147
бочих мест, яркость источников света, рациональная окраска оборудования, стен,
потолка и т. п.); защита органов слуха от шума; защита человека в целом от виб-
рации, неблагоприятных параметров микроклимата (температуры, относитель-
ной влажности и скорости воздуха), а также принятие рациональных объемно-
планировочных решений рабочих мест; санитарно-бытовое обеспечение.
Техника безопасности — система безопасных при
¨емов работы,
предотвращающих воздействие на работающих опасных и вред-
ных производственных факторов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основные задачи техники безопасности заключаются в создании безопасной техники и безопасной эксплуатации оборудования.
6.2 Понятие и составные части охраны труда
Организационно-правовые вопросы охраны труда основываются на законода- тельных положениях, закрепленных в Трудовом кодексе (ТК) РФ, введ¨енном в дей- ствие с 2002 года. Положения, изложенные в н¨ем, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателем и работ- никами на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненно- сти. Одним из основных положений ТК являются основные принципы государ- ственной политики в области охраны труда:
1) признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по от- ношению к результатам производственной деятельности предприятия;
2) координация деятельности в области охраны труда, а также в области охра- ны окружающей среды;
3) установление единых нормативных требований по охране труда для пред- приятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной де- ятельности и ведомственной подчиненности;
4) государственный надзор и контроль за соблюдением правил охраны труда;
5) общественный контроль за соблюдением правил охраны труда, осуществ- ляемый работниками через профессиональные союзы;
6) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологии, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
7) применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;
8) обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, сред- ствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактичес- ким питанием, необходимыми профилактическими средствами, за счет средств работодателей;
148
Глава 6. Охрана труда
9) обязательное расследование каждого несчастного случая и профессиональ- ного заболевания на производстве;
10) установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредны- ми или опасными условиями труда;
11) защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
12) подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образова- тельных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
13) установление государственной отчетности об условиях труда, о несчаст- ных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
14) информирование работников о состоянии условий и охране труда на пред- приятии;
15) сотрудничество при решении проблем охраны труда.
Каждый работник, в соответствии с трудовым законодательством, имеет право на защиту трудовых прав и свобод. Основными способами защиты являются само- защита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; судебная защита.
6.3 Контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране труда. Охрана труда на предприятии
Контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране труда осу- ществляется государством, общественными организациями, а также на уровне предприятия.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодатель- ства всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда. Федеральная инспекция труда — единая централи- зованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах РФ).
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет глав- ный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Перечислим права государственных инспекторов труда:
в установленном порядке беспрепятственно в любое время суток при нали- чии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм соб- ственности работодателей-физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнитель- ной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать
6.3 Контроль и надзор за соблюдением законодательства
об охране труда. Охрана труда на предприятии
149
от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполне- ния надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых матери- алов и веществ в установленном порядке, с уведомлением об этом работо- дателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для испол- нения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового пра- ва, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении винов- ных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения тре- бований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в ус- тановленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполне- ния работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требова- ниям охраны труда;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных право- нарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в право- охранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлече- нии виновных к ответственности;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в го- сударственную инспекцию труда по вопросу индивидуального или коллек- тивного трудового спора, находящемуся на рассмотрении соответствую- щего органа (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового пра- ва, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязатель- ному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работода- телем в суде в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению ра- бот в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с фе-
150
Глава 6. Охрана труда
деральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в уста- новленной сфере деятельности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному над-
зору (Ростехнадзор) осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энер- гии, промышленной безопасности, безопасного ведения работ, связанных с исполь- зованием и добычей природных ресурсов, охраны природных ресурсов, безопасно- сти производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопас- ности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики,
охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техно- генного воздействия, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и бла-
гополучия человека (Роспотребнадзор) в структуре Министерства здравоохране- ния и социального развития РФ осуществляет государственный надзор и контроль за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия предприятиями,
независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами. Роспотребнадзор проводит также государственную реги- страцию потенциально опасных химических и биологических веществ, государ- ственную регистрацию и сертификацию новых медицинских иммунобиологиче- ских препаратов и дезинфекционных средств и др.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального раз-
вития осуществляет контроль за порядком производства медэкспертизы, за по- рядком установления утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитации инвали- дов и т. д.
Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии разраба- тывает технические регламенты, в том числе и в области безопасной эксплуатации установок различного назначения, зданий, сооружений и т. д.
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяй-
ству контролирует соответствие строительным нормам и правилам предпроектной и проектной документации строительства объектов различного назначения.
В рамках контроля и надзора за соблюдением законодательства по охране труда на федеральном уровне осуществляется государственная экспертиза. Государствен- ная экспертиза условий труда проводится федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в целях оценки:
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу,
работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции, технического пере- оснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным тре- бованиям охраны труда;