Файл: Имя физического лица как предмет сделки от критики до признания в гражданском праве т. С. Яценко я.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
--------------------------------
<63> См.: Kahn J.D. Bringing Dignity Back to Light: Publicity Rights and the Eclipse of the Tort of Appropriation of Identity // Cardozo Arts & Entertainment Law Journal. 1999. Vol. 17. P. 221 - 222.
<64> Ульбашев А.Х. Указ. соч.
Одна из этих конструкций - право на публичность (right of publicity), которое рассматривается как особое имущественное право, отражающее коммерческую ценность личности человека <65> и не совпадающее с личными правами на имя, изображение и т.п. Концепция паблисити начала формироваться в 1950-е гг. в США на фоне постепенного принятия идеи коммерциализации аспектов личности человека <66>.
--------------------------------
<65> Kahn J.D. Op. cit. P. 213 - 214.
<66> См.: Barbas S. From Privacy to Publicity: The Tort of Appropriation in the Age of Mass Consumption // Buffalo Law Review. 2013. Vol. 61. No. 5. P. 1186 - 1189.
Еще раньше, в 1907 г., суд Нью-Джерси запретил использовать имя и изображение Томаса Эдисона для продвижения компанией своей продукции. Подобная практика стала складываться и в других судах США, но основывалась она на идее защиты частной жизни (privacy <67>), хотя в исключительных случаях суды признавали, что "лицо имело имущественный интерес в своей личности" <68>. Охрана имени от неправомерного использования другими лицами в их коммерческой деятельности со ссылкой на privacy привела к парадоксальному результату: известным людям (актерам, спортсменам и др.) суды стали отказывать в защите их права на собственную идентичность, включая имя, со ссылкой на то, что такие люди добровольно стремятся к публичности, извлекают из нее выгоду, а потому и границы их частной жизни иные, нежели у простых людей. По этой причине знаменитый американский спортсмен Дэйви О'Брайен в 1939 г. не смог добиться запрета на использование своего имени и изображения в рекламе пива <69>.
--------------------------------
<67> Эта идея впервые была обоснована Сэмюэлем Уорреном (Samuel Warren) и Луисом Брандейсом (Louis Brandeis) в 1890 г. Они рассматривали право на частную жизнь в качестве самостоятельного субъективного права, обеспечивающего защиту духовной природы человека. См.: Kahn J.D. Op. cit. P. 215.
<68> Groves R.M. "Can I Profit from My Own Name and Likeness as a College Athlete?": The Predictive Legal Analytics of a College Player's Publicity Rights vs. First Amendment Rights of Others // Indiana Law Review. 2015. Vol. 48. No. 2. P. 376 - 377.
<69> См.: Ibid. P. 375 - 376.
Таким образом, в рамках privacy обеспечить защиту имени и других элементов идентичности человека от незаконного коммерческого использования оказалось невозможно. Право на частную жизнь не охраняет тех, кто стремится быть в центре внимания, не может включать правомочие давать другим лицам разрешение на использование имени или изображения, но, напротив, гарантирует человеку невмешательство "в интимные личные отношения или деятельность, свободу
личности делать фундаментальный выбор, касающийся его самого, его семьи и его отношений с другими" <70>.
--------------------------------
<70> Hull G. Privacy, People and Markets // Ethics & International Affairs. 2019. Vol. 33. Iss. 4. P. 499 - 509. См. также: Tripathi S. Right to Privacy as a Fundamental Right: Extent and Limitations // https://ssrn.com/abstract=2273074.
В рамках концепции right of publicity сформировались разные взгляды, объясняющие возможность коммерциализации идентичности человека - его имени, изображения, достоинства, особых характеристик и свойств. Сначала под влиянием европейской традиции обосновывалось право собственности человека на имя и другие элементы его идентичности <71>. В 1960 г. Уильям Проссер писал, что интерес в отношении данных элементов является "не столько ментальным, сколько собственническим и заключается в использовании имени и образа человека как аспекта его личности" <72>.
--------------------------------
<71> См.: German Civil Code - Burgerliches Gesetzbuch (BGB). Vol. 1. Books 1 - 3: §§ 1 - 1296. Article-by-Article Commentary / Ed. by G. Dannemann, R. Schulze, J. Watson. Munich: C.H. Beck, 2020. P. 1599, 1604 и далее.
<72> Цит. по: Barbas S. Op. cit. P. 1122.
Позднее паблисити стало рассматриваться в качестве неотъемлемой части человеческого достоинства. Сегодня преобладает взгляд, согласно которому right of publicity - это особое имущественное право, которое обеспечивает "требование коммерческой цены за отказ от личной жизни" и включает правомочие разрешать другим использовать имя, изображение и другие элементы идентичности <73>. Например, в типовом договоре между Национальной футбольной лигой США и игроком предусматривается, что игрок предоставляет клубу и Лиге право использовать его имя, изображение, автограф/подпись, голос и другие идентифицирующие характеристики в рекламе и других сферах <74>.
--------------------------------
<73> См.: Weisbord R.K. A Copyright Right of Publicity // Fordham Law Review. 2016. Vol. 84. No. 6. P. 2809 - 2810.
<74> См.: Groves R.M. Op. cit. P. 374.
Постепенное признание права на публичность позволило уточнить содержание морального императива, который лежит в основе охраны человека и его прав: важно защищать не только личную свободу и достоинство человека, но и результаты его усилий по развитию собственной личности. Этот взгляд получил дальнейшее развитие в рамках теории труда: человек имеет право на плоды своего труда и вправе запретить другим пользоваться этими плодами для собственного обогащения <75>. Поэтому нарушение права на публичность означает "присвоение" результатов деятельности человека, благодаря которой он приобрел положительную репутацию <76>.
--------------------------------
<75> См.: Dogan S.L., Lemley M.A. What the Right of Publicity Can Learn from Trademark Law // Stanford Law Review. 2006. Vol. 58. Iss. 4. P. 1181 - 1184.
<76> См.: Einhorn M.A. Publicity Rights, Merchandise, and Economic Reasoning // https://ssrn.com/abstract=1014800.
В основе признания права на публичность имущественным правом лежит практика Верховного суда США, которая формируется с 1970-х гг. <77> Однако данный институт до конца не проработан, поэтому судебная практика в сфере защиты right of publicity очень неустойчива. Например, известный американский игрок в видеоигры проиграл суд о защите права на публичность (его изображение было использовано без его согласия в мультфильме), поскольку суд указал на первую поправку к Конституции США, которая охраняет свободу выражения мнений в сфере развлечений <78>. Суды штата Нью-Йорк считают, что использование имен и изображений знаменитостей в произведениях искусства не нарушает их права на публичность. Противоположная практика складывается в судах Калифорнии: использование имени знаменитости в произведении, предназначенном для продажи, представляет собой эксплуатацию образа знаменитости и, следовательно, является нарушением right of publicity <79>.
--------------------------------
<77> См.: Hull G. Op. cit.
<78> См.: Weisbord R.K. Op. cit. P. 2803, 2819. Кроме того, в рамках первой поправки к Конституции США не является нарушением right of publicity, если имя знаменитости используется в информационном сообщении, которое касается вопросов, составляющих общественный интерес. См.: Murray M.D. The Ethics of Intellectual Property: An Ethical Approach to Copyright and Right of Publicity Law // https://ssrn.com/abstract=2013463.
<79> Ibidem.
В целом, несмотря на противоречивость американской судебной практики, выделение особого имущественного права позволяет обеспечить участие в обороте сугубо нематериальных объектов без посягательства на их природу.
Здесь нужно обратить внимание на то, что right of publicity возникает у носителя имени в качестве самостоятельного субъективного права.
Российское законодательство исключает наличие у физического лица иного, кроме личного, права на имя. Возможность давать согласие на использование имени нельзя рассматривать в качестве самостоятельного права. В противном случае, поскольку оно не может быть отнесено к личным правам и должно быть признано имущественным, это право становится отчуждаемым, что противоречит норме, предусмотренной абз. 2 п. 4 ст. 19 ГК РФ. Поэтому данную возможность следует квалифицировать в качестве правомочия в составе личного неимущественного права на имя.
Этот вывод не противоречит нормам гражданского законодательства, которые разрешают наследникам давать согласие на использование имени наследодателя, например, в качестве элемента в товарном знаке <80> (подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ) <81>. В данном случае у наследника самостоятельное субъективное право возникает за рамками правопреемства, т.е. не переходит к нему от наследодателя, поскольку в состав наследства "личные неимущественные права и другие нематериальные блага" не входят (абз. 3 ст. 1112 ГК РФ).
--------------------------------
<80> Об особенностях использования имен физических лиц в товарных знаках см.: Терещенко О., Рахлей Ю. Указ. соч. С. 31 - 38.
<81> Для регистрации товарного знака в этом случае требуется документальное подтверждение согласия носителя имени или его наследника. См.: Приказ ФГБУ ФИПС от 20 января 2020 г. N 12 "Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов" // СПС "КонсультантПлюс".
Иная позиция высказана М.Н. Малеиной, которая объясняет возникновение данного права у наследников существованием "некоторых нематериальных благ в отрыве от личности после смерти человека в усеченном объеме - составе", что позволяет наследникам осуществлять право давать согласие на их использование <82>.
--------------------------------
<82> Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. С. 14 - 15, 33.
Вместе с тем в законе отсутствуют основания для такого вывода. Согласно абз. 3 п. 2 ст. 150 ГК РФ другие лица вправе только защищать принадлежавшие умершему нематериальные блага в случаях и порядке, установленных законом. Так, в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 1228 ГК РФ по общему правилу любое заинтересованное лицо может защищать авторство и имя автора после его смерти. Очевидно, что охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абз. 1, 2 п. 2 ст. 1267 ГК РФ) не предполагает права наследников решать вопрос об использовании авторского имени в гражданском обороте.
Конечно, такое ограничительное регулирование не отвечает потребностям оборота, поскольку не только наследники
, но и сами наследодатели могут быть заинтересованы в продолжении использования их имени и образа. Отечественная судебная практика по-своему решает эту проблему и фактически легализует случаи использования имен известных лиц в товарных знаках и без согласия, поскольку отказывает в признании регистрации данных объектов незаконной, если иск предъявляется не носителем имени или его наследниками, а иными лицами. Например, общество обратилось в Роспатент с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку по причине его несоответствия норме подп. 1 и 2 п. 3 и п. 9 ст. 1483 ГК РФ. В спорном товарном знаке было использовано имя известного немецкого педагога XIX в. - Фридриха Фребеля. Истец ссылался на отсутствие согласия его наследников. Суд отказал ему в удовлетворении иска, поскольку не обнаружил доказательств наличия связи между истцом и педагогом, его наследниками, а следовательно, заинтересованности в оспаривании товарного знака, хотя и отметил необходимость наличия согласия <83>.
--------------------------------
<83> См.: решение СИП от 6 ноября 2020 г. по делу N СИП-661/2020 // СПС "КонсультантПлюс".
За рубежом эта проблема решена. Например, в Германии наследники могут не только принимать меры для охраны имени наследодателя, но и использовать его имя в собственных экономических интересах <84>. В большинстве штатов США признается возможность наследования right of publicity <85>.
--------------------------------
<84> http://www.medienrecht-ratgeber.de/medienrecht/recht-am-eigenen-namen/recht-am-eigenen-namen.html
<85> См.: Wyman A.C.K. Defining the Modern Right of Publicity // https://ssrn.com/abstract=2500879.
В России в потенциале можно было бы разрешить наследникам давать согласие на использование имени наследодателя после его смерти во всех случаях, а не только для отображения в товарном знаке. Однако, если в законе не предусмотреть дополнительные меры охраны, возникает риск умаления имени и других нематериальных благ наследодателя в случае, когда главной целью наследника станет получение материальной выгоды. Вместе с тем уровень риска снижается, если закрепить право гражданина определять в завещании режим использования имени после его смерти.
Имя и личное неимущественное право на него являются объектами абсолютного правоотношения, в рамках которого у управомоченного субъекта возникает право на собственное поведение. В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ отчуждать эти объекты нельзя.
Очевидно, что согласие правообладателя на использование его имени