Файл: Имя физического лица как предмет сделки от критики до признания в гражданском праве т. С. Яценко я.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которое дано другому субъекту, порождает между ними обязательственное правоотношение, предметом которого являются действия по использованию имени. Полагаем, что в рамках данного обязательства у сторон имеются права иной, не личной, природы. Прежде всего у пользователя - право на использование имени, которое, безусловно, является имущественным, поскольку хотя и возникает по поводу нематериального блага - имени, но не отвечает признакам личных прав. Данное право не имеет тесной связи с личностью его обладателя, может принадлежать физическим и юридическим лицам и при определенных условиях способно отчуждаться.

Так, будучи имущественным, право на использование чужого имени в потенциале может стать предметом цессии (ст. 382 ГК РФ) или быть передано в залог (ст. 358.1 ГК РФ), на него может быть обращено взыскание по обязательствам пользователя. Это не противоречит закону, поскольку согласие гражданина на использование его имени само по себе свидетельствует о правомерности использования и, следовательно, предоставляет пользователю весь спектр возможностей, предусмотренных гражданским законодательством (абз. 2 п. 4 ст. 19 ГК РФ). Иначе говоря, в ст. 19 ГК РФ отсутствует механизм, который исключил бы переход права на использование имени к третьим лицам. Очевидно, что это создает риск умаления имени гражданина, его чести, достоинства, деловой репутации. Предоставление согласия на использование имени свидетельствует о том, что гражданин доверяет своему контрагенту, но это не означает, что он сможет доверять новому пользователю. Поэтому в ст. 19 ГК РФ необходимо предусмотреть запрет на переход права на использование чужого имени к другим лицам по любым допускаемым законом основаниям без согласия гражданина.

На вопрос о том, корреспондирует ли с правом на использование имени обязанность гражданина отказаться или ограничить свое право на имя <86>, необходимо дать отрицательный ответ. Иное будет противоречить норме п. 1 ст. 19 ГК РФ, в соответствии с которой гражданин в обороте приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. Более того, такой гражданин не обязан ограничивать и сферу своей деятельности, чтобы не конкурировать с пользователем, поскольку это может быть квалифицировано как недопустимый по общему правилу "полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности" (п. 3 ст. 22 ГК РФ).
86>85>84>85>84>83>83>82>82>81>80>81>80>79>78>77>79>78>77>76>75>76>75>74>73>74>73>72>71>72>71>70>70>69>68>67>69>68>67>66>65>66>65>64>63>64>63>62>61>60>62>61>60>59>

--------------------------------

<86> В научной литературе высказано мнение о том, что разрешение создать псевдоним на основе имени гражданина представляет собой добровольное ограничение этим гражданином принадлежащего ему личного нематериального блага. См.: Останина Е.А. Указ. соч. С. 156 - 195.
4. Пределы осуществления права на использование

имени гражданина
Границы правомерного использования чужого имени предусмотрены в законе: пользователю запрещено вводить в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан и злоупотреблять правом в иных формах <87>. У носителя имени в рамках обязательственного правоотношения возникает право требовать от пользователя соблюдения данных пределов. С этой точки зрения нельзя согласиться с мнением о том, что, предоставляя согласие, "обладатель личного неимущественного права тем самым себя ограничивает и позднее уже не сможет предъявить претензии к обладателю псевдонима" <88>. Очевидно, что если пользователь допустит злоупотребление правом, то носитель имени сможет отозвать согласие <89> и привлечь контрагента к ответственности в соответствии с нормой п. 5 ст. 19 ГК РФ.

--------------------------------

<87> См.: абз. 2 п. 4 ст. 19 ГК РФ.

<88> См.: Останина Е.А. Указ. соч. С. 156 - 195.

<89> По аналогии с правилом, касающимся изображения гражданина: "...ранее данное согласие гражданина на использование его изображения может быть отозвано в любое время" (п. 49 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Запрет злоупотребления правом является важной, но явно недостаточной мерой охраны имени гражданина. Можно обеспечить ее наиболее полным образом, только если четко определить сферу, способы и другие условия использования имени в договоре.

Закон не требует заключения соглашения по поводу использования имени, поскольку для этого достаточно одностороннего волеизъявления правообладателя (абз. 2 п. 4 ст. 19 ГК РФ). Вместе с тем российские ученые говорят о том, что договор заключать в этом случае необходимо <90>. При отсутствии в законе специального регулирования Л.Ю. Михеева предлагает относить договор об использовании имени физического лица к непоименованным и видит некоторое его сходство с соглашениями об использовании результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации <91>.



--------------------------------

<90> См., напр.: Михеева Л.Ю. Указ. соч. С. 162 - 163; Рожкова М.А. Указ. соч. С. 32; Гаврилов Э.П. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ и интеллектуальные права // Патенты и лицензии. 2013. N 4. С. 14 - 23.

<91> См.: Михеева Л.Ю. Указ. соч. С. 162 - 163.
Очевидно, однако, что постепенное вовлечение в гражданский оборот нематериальных благ, обладающих в сравнении с другими объектами существенной спецификой, требует включения в законодательство договорных конструкций, которые способны учитывать эту специфику.

На практике использование имени гражданина в некоторых случаях становится условием договора возмездного оказания услуг. Чаще всего он заключается в сфере рекламы и предусматривает разнообразные обязанности носителя имени, связанные, как правило, с продвижением на рынке определенного товара. Среди таких обязанностей, например, регулярное размещение контента на собственных страницах в социальных сетях, участие в подготовке фото- и видеоматериалов для пользователя, посещение специализированных выставок, конференций и других мероприятий <92>.

--------------------------------

<92> См., напр.: Определение ВС РФ от 20 февраля 2021 г. N 308-ЭС20-24498 по делу N А53-3142/2020 // СПС "КонсультантПлюс".
Однако проблему это не решает, поскольку использование имени гражданина может осуществляться и в иных формах, например путем его изображения на одежде или отражения в имени героя мультфильма. Поэтому договор об использовании нематериальных благ должен быть предусмотрен в числе поименованных и в качестве существенных условий наряду с предметом включать сферу, способы и пределы использования блага.

Правомерность использования имени судебная практика связывает с соблюдением только двух условий: получением согласия на использование имени и непричинением вреда носителю имени <93>. Охрана интересов правообладателя требует, чтобы другие лица использовали имя в их творческой, предпринимательской или иной экономической деятельности <94> исключительно с правомерной целью и под собственным именем, поскольку "приобретение прав и обязанностей под именем другого лица" запрещено законом (абз. 1 п. 4 ст. 19 ГК РФ).

--------------------------------

<93> Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом ВС РФ 28 марта 2018 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

<94> См.: абз. 2 п. 4 ст. 19 ГК РФ.

Исключение составляет использование имени гражданина другим лицом в качестве псевдонима, но и в этом случае деятельность такого лица должна быть правомерной. Например, недопустимо использовать аналог псевдонима в сети Интернет - никнейм для того, чтобы скрыть личность правонарушителя в случае распространения порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений в Сети <95>.

--------------------------------

<95> См., напр.: решения АС Новосибирской области от 25 июня 2020 г. по делу N А45-40154, от 4 июня 2020 г. по делу N А45-30520/2019 // СПС "КонсультантПлюс" и др.
Несмотря на то что имя и псевдоним названы в п. 4 ст. 19 ГК РФ рядом, механизм их использования другими лицами не может быть одинаковым. В отличие от имени псевдоним может применяться в ограниченном числе случаев, предусмотренных в законе (абз. 2 п. 1 ст. 19 ГК РФ) <96>. Это обусловлено в том числе различиями в функциональном назначении имени и псевдонима. Имя гражданина выполняет функции не только в частной, но и в публичной сфере, например, учитывается для целей налогообложения или статистического учета. Отсюда и существование императивных требований к государственной регистрации имен, что невозможно представить себе в отношении псевдонима, который приобретается "только в результате его систематического употребления, придающего его носителю творческую индивидуальность" <97>.

--------------------------------

<96> См., напр.: ст. 1265, 1315 ГК РФ и др.

<97> Никиташина Н.А. Указ. соч. С. 576.
Развитие сети Интернет усилило востребованность псевдонимов (nicknames, usernames). Люди используют их для участия в социальных сетях, онлайн-играх и на других сетевых ресурсах. В основе таких псевдонимов, как правило, лежат не имена реальных физических лиц, а обозначения особого рода, поэтому популярность в сети набирают генераторы никнеймов. На одном из подобных ресурсов желающему создать псевдоним предлагают заполнить небольшую анкету, в которой нужно указать пол, положение в семье, особые черты характера, особенности внешности и др. Эта информация учитывается при создании псевдонима <98>. Наряду с бесплатными ресурсами существуют интернет-магазины, в которых за плату можно сгенерировать необычный никнейм <99>.

--------------------------------

<98> См.: https://www.findnicknames.com/nickname-generator/.

<99> Например, Shopify, Oberlo, FreshBooks, Anadea, Hipster Business Names, Getsocio, Businessnamegenerator.com, Namesmith, Namelix. См. также: https://www.shopify.com/blog/4660242-what-should-i-name-my-online-store.

Таким образом, сегодня сфера использования псевдонимов существенно расширяется. Их назначение теперь не сводится исключительно к выражению творческой индивидуальности их носителя, но может заключаться в обеспечении безопасности или продвижения бизнеса в сети. Поэтому яркие и звучные никнеймы нередко становятся объектом сделок купли-продажи. С этой точки зрения взгляд на псевдоним как неотчуждаемое от его носителя благо не отвечает потребностям современного оборота. Нет никаких препятствий, чтобы легализовать право на отчуждение псевдонима, если в его основе не лежит имя другого физического лица.

Надо сказать, что закон устанавливает пределы исключительно для случаев правомерного использования имени гражданина другим лицом. Использование имени без его согласия порождает у него право требовать возмещения вреда, причиненного нарушением права на имя (п. 5 ст. 19 ГК РФ). Эта норма рассчитана исключительно на случаи искажения имени физического лица или использования его способами, которые затрагивают честь, умаляют достоинство или деловую репутацию <100>.

--------------------------------

<100> См.: Определение ВС РФ от 15 августа 2017 г. // СПС "КонсультантПлюс".
Однако за пределами ее регулирования остаются случаи, когда вред гражданину не причинен, но он лишился той выгоды, которую мог бы получить, если бы его имя использовалось с его согласия.

В зарубежных странах незаконное использование имени человека в коммерческих целях квалифицируется как неосновательное обогащение, которое состоит в "неправомерном преобразовании экономической ценности образа знаменитости" <101>. В частности, неосновательным признается обогащение, если незаконное заимствование имени, образа или голоса знаменитости может заменить и, следовательно, снизить спрос на контрактное профессиональное исполнение ("зачем платить Тому Хэнксу, если в фильме его можно "клонировать"). Сюда же относят незаконное использование имени человека в рекламе, в произведениях искусства или товарах, предлагаемых для всеобщего распространения и продажи <102>. Например, бывший баскетболист Эд О'Бэннон обвинил несколько компаний в неосновательном обогащении, поскольку они не компенсировали ему использование его имени и образа на торговых картах, в видеоиграх и др. <103>

--------------------------------

<101> В одном из решений суд отметил, что "коммерческая эксплуатация личности другого лица в коммерческих целях представляет собой одно из наиболее вопиющих и распространенных средств вторжения в частную жизнь". См.: Kahn J.D. Op. cit. P. 231 - 232.