Файл: Образовательная программа Государственное управление и государственная служба (с углубленным изучением иностранных языков и правовых дисциплин).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Текст французской стратегии был пересмотрен по прошествии также пяти лет с момента издания предыдущей, однако в новом документе озвучивается "надежда" на то, что все стратегические интересы будут актуальны ближайшие 15 лет, то есть акт нацелен на долгосрочную перспективу. Точно такой же термин - "национальные интересы на долгосрочную перспективу" - использовали и составители российской стратегии, оставив, однако, сам срок без уточнения. А в США, например, традиционным считается для каждого президента начинать исполнение своих обязанностей с подобного целеполагающего акта. В период с 1987 до 2000 за исключением двух лет (1989 и 1992) каждый год появлялись обновленные документы. В последующем сроки действия документа увеличились.

Предшественником действующей стратегии 2015 года был документ, изданный в 2010 году. Итак, большинство стран предполагает изменение стратегий в пятилетние сроки, лишь некоторые нацелены на долгосрочный период, но, как показывает в том числе и практика нашего государства, от таких методов постепенно отказываются. Предыдущая стратегия была нацелена на 2020 год, однако по истечении пяти лет ее действия был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 года "О стратегическом планировании"115, которым был установлен срок корректировки стратегии - 6 лет, что и было исполнено в 2015 году.

При анализе иностранных документов мы также было обращено внимание на использование символики. Многие стратегические документы зарубежных стран в своем официальном виде помимо утвержденного текста имеют дополнительное структурирование, цветовое выделение, таблицы, рисунки, иллюстрирующие ключевые аспекты национальной безопасности или символику государства, и т.д.

Например, предложенный правительством Австралии текст национальной стратегии содержит также схему: общее видение проблемы, цели национальной безопасности, ключевые риски, фундаментальные основы безопасности и пятилетние приоритеты. Далее по тексту представлена статистика - "Национальная безопасность в цифрах", а также таблицы. В России же традиционно рассматривается юриспруденцию, как нечто более лаконичное: в числе особенностей языка юридических документов называют: сухость изложения, сознательный отказ от элементов художественной речи, стремление к точности и однозначности выражения и т.п.116

Допустимо предположить, что это утверждение можно экстраполировать и на внешнее оформление документа, что в большей степени подходит его официальному статусу. Исследование юридического инструментария можно продолжать безгранично. В рамках настоящей работы следует все же поставить пусть и промежуточную, но точку и сделать вывод о том, что создателями национальных документов о безопасности в различных государствах используется весь спектр инструментария юридической техники. Нет исключительно одного правильного подхода. Вместе с тем, использование отдельных методик не всегда оправдано (так, многие зарубежные документы характеризует излишняя иллюстративность, чрезмерно расширяющая объем документа).


Стратегия национальной безопасности РФ, будучи третьим по счету документом в Российской Федерации, учла предыдущие недочеты (например, отсутствие дефиниций), а также положительно характеризуется рядом других отличий от аналогичных документов зарубежных стран (среди них нумерация текста по пунктам, исключение излишних для документа подобного рода вводных элементов и др.).

Важно также отметить, что этих различий все же больше, следовательно, отвечая на поставленный в начале вопрос, неоправданно говорить, что юридическая техника нашей стратегии национальной безопасности была заимствована у зарубежных государств. Вместе с тем, интересно будет обратить внимание также на язык документа, происхождение терминологии, используемые примечания и иные элементы структуры. Каждый из выделенных в рамках настоящей работы инструментов также требует более детального рассмотрения. Причем важно иметь в виду, что юридическая техника имеет далеко не только прикладное значение. А значит, всегда нужно рассматривать то, как задачи стратегических документов решаются с помощью юридической техники, служат более фундаментальному предназначению - установлению и поддержанию порядка. Таковы перспективы дальнейших исследований национальной безопасности в контексте сравнительного правоведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате реализации постановленных в работе задач была достигнута ее основная цель - проведено исследование национальной безопасности Российской Федерации, ее Концепции и структуры.

В ходе исследования были раскрыты понятие национальной безопасности и ее сферы; рассмотрены понятие и виды национальных интересов России; раскрыты понятие и источники угрозы объектам национальной безопасности; проанализированы конституционно-правовую сущность национальной безопасности; раскрыты понятие конституционной безопасности государства; проанализированы правовую политику Российской Федерации в сфере национальной безопасности.

Национальную безопасность государства расценивают как синоним военно-оборонной политики, как важной цели национальной безопасности именуют самосохранение нации как особенной культурной, политической, исторической общности, что подразумевало бы защиту строя государства, идеалов нации, традиций, образа жизни. Для теории национальной безопасности Российской Федерации в силу культурной и исторической самобытности государства не принципиально разведение понятий государственной и национальной безопасности.

Национальные интересы в методологическом отношении представляют собой первооснову инструментария исследования обеспечения национальной безопасности.

В 1992 году впервые был принят Закон Российской Федерации "О безопасности", определивший не национальные интересы, а жизненно важные интересы как "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства".

Избегая отождествления "национальных интересов" и "потребностей", в настоящем исследовании было предложено вести речь о сущности национального интереса, являющегося предметной формой выражения национальных ценностей, в основе которого лежат объективные потребности развития личности, общества и государства. Учитывая, что национальный интерес есть интерес нации как двуединство суверенного территориального государства и гражданского общества, сущность его заключается в отношении, выражающем стремление государства и гражданского общества к достижению самосохранения государства.


В Концепции национальной безопасности Российской Федерации рассмотрен широкий перечень внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны, при этом объясняется, что причины их существования следует искать в состоянии экономики страны, несовершенстве системы организации государственной власти и гражданского общества, в его социально-политической поляризации и криминализации общественных отношений, росте организованной преступности и коррупции, увеличении масштабов терроризма, обострении межнациональных и осложнении международных отношений.

Было установлено, что под угрозой национальной безопасности понимается непосредственная угроза жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности, которая выходит за локальные границы и относится к основным национальным ценностям (суверенитету, государственности, территориальной целостности).

Главную роль в определении конституционных правовых основ обеспечения национальной безопасности современного российского государства играет ее Конституция.

Конституция РФ выступает одновременно основой и источником правовых норм в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Очередным всплеском внимания к вопросам национальной безопасности было обозначено опубликование новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Современное конституционное развитие России в сложившихся геополитических условиях требует более тщательного внимания к вопросам обеспечения национальной безопасности.

Помимо широкого круга внутренних и внешнеполитических выводов, который может следовать из текста документа, для настоящего исследования представила интерес также его юридико-техническая составляющая.

Так, стратегии национальной безопасности получают свое юридическое признание различными способами: в стране может существовать единый закон о национальной безопасности, стратегия может утверждаться органами законодательной или исполнительной власти, утверждение стратегии может быть отнесено к компетенции президента. Было отмечено не свойственное Российской Федерации обращение (вступительное слово, предисловие) от имени лица, ответственного за подготовку стратегии.


Как представляется, такой подход не в полной мере оправдан: раз уж должностное лицо и так было ответственно за подготовку документа и подписало его, то все его видение в целом и содержится в документе. Зачем же добавлять некую преамбулу, место которой в системе правового регулирования не в полной мере определено. Представляется, что в случае со стратегией национальной безопасности весь текст документа итак наполнен таким ценностным содержанием. Исследование позволило сделать вывод, что эффективно было бы изложить указанные тезисы в рамках публичных выступлений по поводу принятого документа, а не расширять его текст.

Рассматривая структуру документа, были сделаны следующие выводы. Стратегия национальной безопасности РФ состоит из 6 разделов, включающих в себя 116 пунктов. Анализ текста документа показал о выделении стратегических целей, угроз их достижению и задач по противодействию угрозам по каждому из приоритетов, что также является содержательной составляющей структуры документа. Представляется необходимым самостоятельное выделение глоссария в приложении к документу. Было отмечено в рамках данного вопроса одно преимущество Стратегии национальной безопасности Российской Федерации по сравнению со стратегиями других государств (США, Великобритании, Японии и т.д.) - разделение всей информации на пункты, что делает более удобным обращение и ссылки на него.

Говоря о терминологии, используемой в ныне действующей стратегии, необходимо отметить, что дефиниции составляют значительную часть понятийного аппарата действующей системы законодательства, во многом способствуя ее формальной определенности. Дефиниция национальной безопасности, и ряд других сопутствующих были изменены в 2015 году, а некоторые и вовсе исключены из текста Стратегии. Многие стратегические документы зарубежных стран в своем официальном виде помимо утвержденного текста имеют дополнительное структурирование, цветовое выделение, таблицы, рисунки, иллюстрирующие ключевые аспекты национальной безопасности или символику государства и т.д. В России же традиционно рассматривается юриспруденцию, как нечто более лаконичное: в числе особенностей языка юридических документов называют: сухость изложения, сознательный отказ от элементов художественной речи, стремление к точности и однозначности выражения и т.п.

Допустимо предположить, что это утверждение можно экстраполировать и на внешнее оформление документа, что в большей степени подходит его официальному статусу.