Файл: Образовательная программа Государственное управление и государственная служба (с углубленным изучением иностранных языков и правовых дисциплин).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
103 начинается вступлением премьер-министра Австралии, главы Правительства, который избирается по поручению главного губернатора (это, в частности, главный для Австралии нормативный акт). Но, когда в Австралии либо Французской Республике вступительное слово включается в общее содержание акта, то при составлении стратегии Соединенных Штатов Америки обращение Президента было вынесено за границы содержания. В канадском государстве проблемы безопасности нации рассматриваются в границах деятельности Министерства общественной безопасности и подготовки к чрезвычайным ситуациям104. В Великобритании тексту стратегии105 предшествуют вводные слова главы высшего органа исполнительной власти, где разъясняются изменения, произошедшие в стране и на мировой арене с момента издания действующего пока акта. Сам же стратегический акт, чаще всего, представляется им высшему органу законодательно власти государства по поручению королевы.
В другом европейском государстве - Испании, проблемы обеспечения государственной безопасности делятся на два акта
- внешней политики;
- безопасности нации. 106
Первая издается по представлению министра иностранных дел с согласия Совета министров на срок 4 года, второй акт выполняется в Министерстве обороны и одобряется высшим органом исполнительной власти Испании. Необходимо подметить, что до 2011 года в испанском государстве отсутствовал подобный акт, но в 2015 году активно создавался проект Закона "О национальной безопасности".
Закон о безопасности нации имеет место и в Китайской Народной Республике107.
Этот подход необходимо отметить с позитивной стороны в том смысле, что форма акта дает возможность наиболее точно установить место норм стратегии в системе правового урегулирования. Оттого, что в ситуации утверждения ее текста, к примеру, высшим органом исполнительной власти случается столкновение содержания акта и его формы. Текст стратегического акта носит всеохватывающие свойства и устанавливает ряд принципиальных интересов, которые должны в будущем отражаться также в законодательстве, то есть стратегия предшествует законам.
С мной стороны, постановления высшего органа исполнительной власти в иерархии правовых источников занимают наиболее низкую ступень, нежели законы.
Таким образом, можно утверждать о том, что стратегии безопасности нации получают свое правовое признание разнообразными методами: в государстве может иметь место единый нормативно-правовой акт о национальной безопасности, стратегия может быть утверждена высшими органами исполнительной либо законодательной властей, утверждение стратегии может относиться к полномочиям Главы государства. Важно отметить не свойственное для России обращение (в виде вступительного слова, предисловия) от имени лица, которое ответственно за подготовку акта стратегии.
Как представляется, этой подход не в полной степени оправданный: уж должностное лицо было ответственно за подготовку стратегического акта, подписало акт, его видение полностью отражено в акте. Зачем тогда добавлять определенную преамбулу, место которой не в полной степени определено в системе правового урегулирования. В настоящей работе, не умаляет значения такого юридического инструментария, призванного нормативно отображать систему ценностных и идеологических оснований акта. Однако, как видится, что в ситуации с актом стратегии безопасности нации весь текст наполнен ценностным содержанием.
Допустимо предположить, что наиболее результативно и целесообразно было бы изложить названные термины в границах публичных выступлений по поводу принятого акта, а не расширять текст его.
Кроме того, целесообразно исследовать структуру акта. Акт стратегии национальной безопасности России включает в себя 6 разделов, состоящих из 116 пунктов. Интересен тот факт, что раздел4, посвященный обеспечению безопасности нации, то есть неким мерам, принимаемым органами государственной и муниципальной власти во взаимодействии с гражданским обществом, поделен условно на 9 блоков (в предыдущей Стратегии была применена нумерация, от которой в настоящем времени отказались):
- оборона государства;
- общественная и государственная безопасность;
- повышение степени качества жизни россиян;
- финансовый рост; наука, образование и современные технологии;
- здравоохранение;
- культура;
- экология и природопользование;
- стабильность и равноправное партнерство.
Исследование текста действующей стратегии дает возможность утверждать о выделении стратегических задач, угроз их постижению и целей противодействия угрозам по каждому из приоритетов, что также является составляющей содержательной структуры акта.
Аналогично выстроена изданная в 2003 году Стратегия европейской безопасности108, которая указывает на современные угрозы, ключевые вызовы и стратегические задачи, которые значение для европейского сообщества. Уже в 2010 году Европейским советом была одобрена стратегия безопасности уже внутренней 109. В настоящее время акт носит комплексный характер и затрагивает все области жизнедеятельности.
Стратегии отдельных иностранных государств отличаются наиболее детальной конструкцией, выделением заключительной и вводной части. Целесообразно описать некоторые такие акты.
В настоящее время в Австралии акт стратегии состоит введения, заключения, краткого содержания и двух частей, посвященных основам государственной мощи (современные возможности) и перспективам. В границах двух названных разделов установлено сквозное выделение пяти подразделов, в каждом из которых сведения разделены на автономные блоки по тематике. Представляется интересным, что в структуру стратегического акта Австралии входит также перечень употребляемых сокращений, в российском стратегическом акте вместо сокращений применяется указание в скобках о дальнейшем наименовании того либо другого понятия.
В японской стратегии национальной безопасности110 выделены уже 4 секции с дополнительными разделами, при этом первая из них отражает причины формирования акта. Характерной чертой является отсутствие какого-то заключения. В последнем разделе установлены меры по усилению безопасности нации и развитию глобального и внутринационального восприятия без факультативных итоговых положений.
Американская Стратегия национальной безопасности также включает в себя введение, заключение (минимальное) и 4 раздела, посвященные безопасности, развитию, ценностям и международному порядку. Каждый из 4 разделов включает себя подзаголовки.
Стратегия национальной безопасности Французской Республики включает также введение, заключение и главное содержание. Однако в ней выделено уже 7 глав, каждая из которых состоит подразделов, именуемых прописными буквами французского алфавита.. Седьмая глава посвящена средствам обеспечения безопасности и содержит отдельные блоки по темам. Текст стратегического акта Франции отличен наличием приложений: письмо Главы государства к руководителю комиссии по подготовке акта, приказ о формировании комиссии, состава комиссии, перечня лиц, которые были заслушаны комиссией. В акте также имеет место перечень основных употребляемых сокращений.
Действующая английская Стратегия национальной безопасности, 2015 года тоже содержит 7 глав по тематическим блокам: общее видение и ценности; влиятельное и сильное государство; контекст вопросов безопасности нации; защита общества; глобальное влияние; развитие; реализация норм акта и преобразования. Последний блок в особенности важный - не все стратегические акты содержат указание на порядок их реализации в государстве.
Можно осуществить параллель и со стратегическим актом Российской Федерации, где ставятся цели органам государственной власти и должностным лицам по противодействию угрозам национальной безопасности. Вернувшись к акту Великобритании нужно заметить: некоторые из блоков содержат подразделы. В частности, при рассмотрении защиты народа выделены:
- защита территорий;
- военные силы;
- ядерное сдерживание;
- борьба с экстремистской и террористической деятельностью;
- кибер-сфера;
- организованная преступность;
- тяжкие преступные деяния;
- противостояние кризисным ситуациям.
Представляется важным автономное выделение глоссария в приложении к акту.
Проблемы безопасности нации в Канаде включают в себя такие блоки, как:
- противодействие террористической деятельности;
- взаимодействие с населением;
- противостояние распространению различных видов оружия массового поражения: химическое, биологическое, радиологическое и ядерное;
- критическая инфраструктура;
- безопасность в сфере информации.
Каждый из разделов регулируется автономно и стратегия как единый документ не сформирован.
Таким образом, структурирование стратегических актов о безопасности нации на мировой арене достаточно разнообразно. Общим можно назвать выделение вступления и заключения. И когда в российской стратегии национальной безопасности нет таких разделов, то, отталкиваясь от внутреннего наполнения, первый раздел, посвященный общим положениям - и шестой раздел, посвященный основным показателям состояния безопасности нации - условно можно считать разделами, несущими подобные функции.
Необходимо указать в рамках исследуемого вопроса преимущество отечественной Стратегии национальной безопасности - разделение всего текста на пункты, что делает наиболее удобным ссылки и обращение на акт
Еще одним элементом, который подлежит исследованию, должна стать употребляемая терминология. При этом, важно указать, что непосредственно подходы к восприятию безопасности нации в разных странах могут быть предметом автономного изучения, все же с точки воззрения юридической техники представляет интерес их установление либо отсутствие в тексте акта.
Ныне, пишет А.В. Миловидная, дефиниции составляют существенную часть понятийного аппарата системы законодательства, во многом обуславливая ее формальную определенность.111 Так, в России в п. 6 стратегического акта установлены понятия:
- национальной безопасности;
- национальных интересов;
- угроз национальной безопасности;
- обеспечения национальной безопасности;
- стратегических национальных приоритетов;
- системы обеспечения национальной безопасности.
Ранее были выделены и прочие категории, а в Концепции национальной безопасности РФ 1997 года112 понятийный аппарат вовсе не был установлен. В целом аналогичная ситуация соответствует указанному в научной литературе мнению о том, что, отмечая важность, особую ценность и полезность дефиниций закона, нельзя забывать, что все явления претерпевают изменения, поэтому должна меняться также дефиниция, при этом, и по содержанию, и по форме.
113
Так и дефиниция национальной безопасности, и ряд других сопутствующих были изменены в 2015 году, а некоторые и вовсе исключены из текста Стратегии. В Стратегии Великобритании в приложении дается трактовка основных категорий безопасности (например, "задачи обеспечения национальной безопасности"), поясняются аббревиатуры, отсылающие к международным организациям (НАТО, ОБСЕ), раскрываются отдельные государственные органы (Национальный морской информационный центр) и механизмы их деятельности ("акселератор" - государственная программа поддержки малого и среднего бизнеса) и др. Это один из немногих стратегических зарубежных документов по общим вопросам национальной безопасности, содержащих в своем тексте непосредственно дефиниции.
Во многих зарубежных государствах содержание категории национальная безопасность и сопутствующих понятий можно вывести лишь путем анализа текста всего документа.
Так, в Законе "О безопасности Китайской Народной Республике" в статье второй описывается в отношении каких ситуаций может быть использована категория национальной безопасности. Представляется, что такое различие обусловлено исторически сложившейся практикой правотворчества в нашем государстве, характеризующейся большим количеством норм-дефиниций. Что оправдано также с позиций обеспечения единства используемой юридической терминологии как одного из правил юридической техники. Любая стратегия характеризуется динамичностью и подвержена изменениям соответственно тем или иным наиболее актуальным угрозам, стоящим перед государством. В связи с этим следует рассмотреть и общие сроки и условия пересмотра стратегических документов. Даже в этом вопросе видны различия государств, а иногда и противоречия внутри одного.
Так, отмечает в своей работе А.С. Миловидова, представляя свою стратегию, премьер-министр Австралии указала, что документ отражает концепцию национальной безопасности на следующую декаду.114 Вместе с тем, в самом тексте документа говорится о направлениях обеспечения безопасности и приоритетах на ближайшие 5 лет, а также постоянно упоминаются "изменяющиеся условия жизни в Азиатском веке". Что позволяет сделать вывод о том, что стратегия будет пересматриваться именно в этот срок, а возможно и ранее.
Стратегия безопасности Великобритании пересматривалась по прошествии пяти лет с момента принятия предыдущей. Такой же порядок предусмотрен и в текущем документе, по крайней мере, в самостоятельном разделе о реализации положений документа как раз говорится о таком сроке. Более того, помимо пересмотра текста, в документе указывается на то, что регулярно будет трансформироваться и институциональная система обеспечения безопасности до тех пор, пока она не станет максимально эффективной. Представляется, что этот принцип следует принять во внимание и отечественным органам власти.
В другом европейском государстве - Испании, проблемы обеспечения государственной безопасности делятся на два акта
- внешней политики;
- безопасности нации. 106
Первая издается по представлению министра иностранных дел с согласия Совета министров на срок 4 года, второй акт выполняется в Министерстве обороны и одобряется высшим органом исполнительной власти Испании. Необходимо подметить, что до 2011 года в испанском государстве отсутствовал подобный акт, но в 2015 году активно создавался проект Закона "О национальной безопасности".
Закон о безопасности нации имеет место и в Китайской Народной Республике107.
Этот подход необходимо отметить с позитивной стороны в том смысле, что форма акта дает возможность наиболее точно установить место норм стратегии в системе правового урегулирования. Оттого, что в ситуации утверждения ее текста, к примеру, высшим органом исполнительной власти случается столкновение содержания акта и его формы. Текст стратегического акта носит всеохватывающие свойства и устанавливает ряд принципиальных интересов, которые должны в будущем отражаться также в законодательстве, то есть стратегия предшествует законам.
С мной стороны, постановления высшего органа исполнительной власти в иерархии правовых источников занимают наиболее низкую ступень, нежели законы.
Таким образом, можно утверждать о том, что стратегии безопасности нации получают свое правовое признание разнообразными методами: в государстве может иметь место единый нормативно-правовой акт о национальной безопасности, стратегия может быть утверждена высшими органами исполнительной либо законодательной властей, утверждение стратегии может относиться к полномочиям Главы государства. Важно отметить не свойственное для России обращение (в виде вступительного слова, предисловия) от имени лица, которое ответственно за подготовку акта стратегии.
Как представляется, этой подход не в полной степени оправданный: уж должностное лицо было ответственно за подготовку стратегического акта, подписало акт, его видение полностью отражено в акте. Зачем тогда добавлять определенную преамбулу, место которой не в полной степени определено в системе правового урегулирования. В настоящей работе, не умаляет значения такого юридического инструментария, призванного нормативно отображать систему ценностных и идеологических оснований акта. Однако, как видится, что в ситуации с актом стратегии безопасности нации весь текст наполнен ценностным содержанием.
Допустимо предположить, что наиболее результативно и целесообразно было бы изложить названные термины в границах публичных выступлений по поводу принятого акта, а не расширять текст его.
Кроме того, целесообразно исследовать структуру акта. Акт стратегии национальной безопасности России включает в себя 6 разделов, состоящих из 116 пунктов. Интересен тот факт, что раздел4, посвященный обеспечению безопасности нации, то есть неким мерам, принимаемым органами государственной и муниципальной власти во взаимодействии с гражданским обществом, поделен условно на 9 блоков (в предыдущей Стратегии была применена нумерация, от которой в настоящем времени отказались):
- оборона государства;
- общественная и государственная безопасность;
- повышение степени качества жизни россиян;
- финансовый рост; наука, образование и современные технологии;
- здравоохранение;
- культура;
- экология и природопользование;
- стабильность и равноправное партнерство.
Исследование текста действующей стратегии дает возможность утверждать о выделении стратегических задач, угроз их постижению и целей противодействия угрозам по каждому из приоритетов, что также является составляющей содержательной структуры акта.
Аналогично выстроена изданная в 2003 году Стратегия европейской безопасности108, которая указывает на современные угрозы, ключевые вызовы и стратегические задачи, которые значение для европейского сообщества. Уже в 2010 году Европейским советом была одобрена стратегия безопасности уже внутренней 109. В настоящее время акт носит комплексный характер и затрагивает все области жизнедеятельности.
Стратегии отдельных иностранных государств отличаются наиболее детальной конструкцией, выделением заключительной и вводной части. Целесообразно описать некоторые такие акты.
В настоящее время в Австралии акт стратегии состоит введения, заключения, краткого содержания и двух частей, посвященных основам государственной мощи (современные возможности) и перспективам. В границах двух названных разделов установлено сквозное выделение пяти подразделов, в каждом из которых сведения разделены на автономные блоки по тематике. Представляется интересным, что в структуру стратегического акта Австралии входит также перечень употребляемых сокращений, в российском стратегическом акте вместо сокращений применяется указание в скобках о дальнейшем наименовании того либо другого понятия.
В японской стратегии национальной безопасности110 выделены уже 4 секции с дополнительными разделами, при этом первая из них отражает причины формирования акта. Характерной чертой является отсутствие какого-то заключения. В последнем разделе установлены меры по усилению безопасности нации и развитию глобального и внутринационального восприятия без факультативных итоговых положений.
Американская Стратегия национальной безопасности также включает в себя введение, заключение (минимальное) и 4 раздела, посвященные безопасности, развитию, ценностям и международному порядку. Каждый из 4 разделов включает себя подзаголовки.
Стратегия национальной безопасности Французской Республики включает также введение, заключение и главное содержание. Однако в ней выделено уже 7 глав, каждая из которых состоит подразделов, именуемых прописными буквами французского алфавита.. Седьмая глава посвящена средствам обеспечения безопасности и содержит отдельные блоки по темам. Текст стратегического акта Франции отличен наличием приложений: письмо Главы государства к руководителю комиссии по подготовке акта, приказ о формировании комиссии, состава комиссии, перечня лиц, которые были заслушаны комиссией. В акте также имеет место перечень основных употребляемых сокращений.
Действующая английская Стратегия национальной безопасности, 2015 года тоже содержит 7 глав по тематическим блокам: общее видение и ценности; влиятельное и сильное государство; контекст вопросов безопасности нации; защита общества; глобальное влияние; развитие; реализация норм акта и преобразования. Последний блок в особенности важный - не все стратегические акты содержат указание на порядок их реализации в государстве.
Можно осуществить параллель и со стратегическим актом Российской Федерации, где ставятся цели органам государственной власти и должностным лицам по противодействию угрозам национальной безопасности. Вернувшись к акту Великобритании нужно заметить: некоторые из блоков содержат подразделы. В частности, при рассмотрении защиты народа выделены:
- защита территорий;
- военные силы;
- ядерное сдерживание;
- борьба с экстремистской и террористической деятельностью;
- кибер-сфера;
- организованная преступность;
- тяжкие преступные деяния;
- противостояние кризисным ситуациям.
Представляется важным автономное выделение глоссария в приложении к акту.
Проблемы безопасности нации в Канаде включают в себя такие блоки, как:
- противодействие террористической деятельности;
- взаимодействие с населением;
- противостояние распространению различных видов оружия массового поражения: химическое, биологическое, радиологическое и ядерное;
- критическая инфраструктура;
- безопасность в сфере информации.
Каждый из разделов регулируется автономно и стратегия как единый документ не сформирован.
Таким образом, структурирование стратегических актов о безопасности нации на мировой арене достаточно разнообразно. Общим можно назвать выделение вступления и заключения. И когда в российской стратегии национальной безопасности нет таких разделов, то, отталкиваясь от внутреннего наполнения, первый раздел, посвященный общим положениям - и шестой раздел, посвященный основным показателям состояния безопасности нации - условно можно считать разделами, несущими подобные функции.
Необходимо указать в рамках исследуемого вопроса преимущество отечественной Стратегии национальной безопасности - разделение всего текста на пункты, что делает наиболее удобным ссылки и обращение на акт
Еще одним элементом, который подлежит исследованию, должна стать употребляемая терминология. При этом, важно указать, что непосредственно подходы к восприятию безопасности нации в разных странах могут быть предметом автономного изучения, все же с точки воззрения юридической техники представляет интерес их установление либо отсутствие в тексте акта.
Ныне, пишет А.В. Миловидная, дефиниции составляют существенную часть понятийного аппарата системы законодательства, во многом обуславливая ее формальную определенность.111 Так, в России в п. 6 стратегического акта установлены понятия:
- национальной безопасности;
- национальных интересов;
- угроз национальной безопасности;
- обеспечения национальной безопасности;
- стратегических национальных приоритетов;
- системы обеспечения национальной безопасности.
Ранее были выделены и прочие категории, а в Концепции национальной безопасности РФ 1997 года112 понятийный аппарат вовсе не был установлен. В целом аналогичная ситуация соответствует указанному в научной литературе мнению о том, что, отмечая важность, особую ценность и полезность дефиниций закона, нельзя забывать, что все явления претерпевают изменения, поэтому должна меняться также дефиниция, при этом, и по содержанию, и по форме.
113
Так и дефиниция национальной безопасности, и ряд других сопутствующих были изменены в 2015 году, а некоторые и вовсе исключены из текста Стратегии. В Стратегии Великобритании в приложении дается трактовка основных категорий безопасности (например, "задачи обеспечения национальной безопасности"), поясняются аббревиатуры, отсылающие к международным организациям (НАТО, ОБСЕ), раскрываются отдельные государственные органы (Национальный морской информационный центр) и механизмы их деятельности ("акселератор" - государственная программа поддержки малого и среднего бизнеса) и др. Это один из немногих стратегических зарубежных документов по общим вопросам национальной безопасности, содержащих в своем тексте непосредственно дефиниции.
Во многих зарубежных государствах содержание категории национальная безопасность и сопутствующих понятий можно вывести лишь путем анализа текста всего документа.
Так, в Законе "О безопасности Китайской Народной Республике" в статье второй описывается в отношении каких ситуаций может быть использована категория национальной безопасности. Представляется, что такое различие обусловлено исторически сложившейся практикой правотворчества в нашем государстве, характеризующейся большим количеством норм-дефиниций. Что оправдано также с позиций обеспечения единства используемой юридической терминологии как одного из правил юридической техники. Любая стратегия характеризуется динамичностью и подвержена изменениям соответственно тем или иным наиболее актуальным угрозам, стоящим перед государством. В связи с этим следует рассмотреть и общие сроки и условия пересмотра стратегических документов. Даже в этом вопросе видны различия государств, а иногда и противоречия внутри одного.
Так, отмечает в своей работе А.С. Миловидова, представляя свою стратегию, премьер-министр Австралии указала, что документ отражает концепцию национальной безопасности на следующую декаду.114 Вместе с тем, в самом тексте документа говорится о направлениях обеспечения безопасности и приоритетах на ближайшие 5 лет, а также постоянно упоминаются "изменяющиеся условия жизни в Азиатском веке". Что позволяет сделать вывод о том, что стратегия будет пересматриваться именно в этот срок, а возможно и ранее.
Стратегия безопасности Великобритании пересматривалась по прошествии пяти лет с момента принятия предыдущей. Такой же порядок предусмотрен и в текущем документе, по крайней мере, в самостоятельном разделе о реализации положений документа как раз говорится о таком сроке. Более того, помимо пересмотра текста, в документе указывается на то, что регулярно будет трансформироваться и институциональная система обеспечения безопасности до тех пор, пока она не станет максимально эффективной. Представляется, что этот принцип следует принять во внимание и отечественным органам власти.