Файл: Образовательная программа Государственное управление и государственная служба (с углубленным изучением иностранных языков и правовых дисциплин).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
77
Для борьбы с угрозами в названной области нужна постоянная деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по осуществлению свобод и прав лиц в информационной области, защите и усовершенствованию информационной инфраструктуры России, противодействию информационным войнам, а также интеграция России в информационное пространство мировой арены.
Необходимо заключить, что имевшая место в России геополитическая обстановка скрывает в угрозы всем областям безопасности нации, и от адекватной реакции на такие угрозы находится в зависимости роль и место России внутри интеграционных объединений и в мире.
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
2.1. Конституционно-правовая сущность национальной безопасности
Национальная безопасность - это один из основных аргументов общественного договора, формальным юридическим выражением которого считается российская Конституция78. То есть, российские граждане считают Конституцию РФ высшим по юридической силе документом, в первую очередь оттого, что благодаря ей обеспечивается национальная безопасность, то есть всего народа. В этом состоит конституционная правовая суть общественного договора.
Согласно мнения многих ученых, в частности А.И. Овчинникова, А.Ю. Мамычева, А.Г. Кравченко, действующий на современном этапе конституционализм с его ценностной, научной, мировоззренческой базой, в особенности с конституционно-судебным механизмом, является примирительным, универсальным, консенсуальным нормативным механизмом, сдерживающим всплеск разнообразных типов радикализма на уровне демонстрации глобальных противоречий, отталкиваясь от принципа соблюдения суверенитета государства.79
В связи с этим все чаще имеют место воззрения о целесообразности включения в текст Конституции России специализированной главы, которая бы определяла роль национальной безопасности в системе государственного конституционного строя, методы, формы и процессы ее обеспечения. Необходимо учитывать, что статус Конституции РФ обязывает выражать все ключевые проблемы безопасности нации в научно-векторном определении.
В международных правовых актах, федеральных законах и прочих нормативно-правовых актах отдельные области национальной безопасности получают конкретное выражение и правовое урегулирование. Невзирая на то, что в Основном законе государства нет прямого указания на безопасность нации, понятие безопасности применяется в этом смысле.
Помимо этого, в некоторых местах используется понятие государственной безопасности, которое, бесспорно, в тех нормах может признаваться синонимом понятия - национальная безопасность, хоть в доктрине признается по объему меньшим.
Основной закон России устанавливает общее смысловое восприятие безопасности нации и создает институциональную систему для ее обеспечения. Конституционные положения должны получить последовательные развитие и конкретизацию в отраслевом и также специализированном законодательстве, которое имеет предметом правового урегулирования национальную безопасность государства и общества.80
Здесь необходимо указать международно-правовые акты, которые регламентируют участие Российской Федерации в обеспечении региональной и международной безопасности, Хартию Шанхайской организации сотрудничества81, Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом82; в рамках Содружества Независимых Государств - Устав Организации Договора о коллективной безопасности83, Соглашение о правовом статусе Договора о коллективной безопасности84, Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и единого экономического пространства85.
Средь нормативно-правовых актов необходимо указать Законы, регулирующие режим военного86 и чрезвычайного87положения, регулирующие деятельность специальных государственных служб88 и правоохранительных органов89, о борьбе с терроризмом90, о безопасности, экстремизмом91, легализацией доходов, которые получены противозаконным способом.
На конституционных нормах базируются также разнообразные доктрины и стратегии в области безопасности нации. В частности, из Основного закона государства переносится понятийный категориальный аппарат закона о безопасности. С понятием безопасность нации тесно взаимосвязана категория национальных интересов, под которыми понимаются, в том числе конституционные ценности и приоритеты эволюции государства.
Нормативно-правовые акты, касающиеся обеспечения интересов нации и национальной безопасности России, базируют оценку интересов человека, государства и общества на положениях Конституции России о территориальной целостности и суверенитете государства, о его самоопределении и политическом управлении; о достойном месте на мировой арене; развитии государства и народа на базе обеспечения прав человека и благополучия всех составляющих общественных групп.
Как отмечают знаменитые ученые-конституционалисты, в частности Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, характеристика сути конституции находит свое проявление в том, что Основной закон государства - это юридически узаконенный баланс интересов всех групп общества, мера постигнутого в государстве и обществе баланса меж свободой и властью.92 Оттого Основной закон России признается нормативной правовой основой обеспечения безопасности человека, населения и государства.
С одной стороны, значительное число конституционных норм гарантируют безопасность человека, народа и государства, с иной - отдельные положения разграничивают случаи конфликтов меж интересами безопасности человека, государства и общества. К примеру, безопасность индивида выражена в ст. 20 Конституции России, согласно которой все имеют право на жизнь, в ст. 21, согласно которой достоинство человека находится под государственной охраной, никто не может подвергаться насилию, пыткам, иному жестокому либо унижающему обращению либо наказанию; в ст. 22, в соответствии с которой все обладают правами на свободу и частную неприкосновенность; в ст. 23, согласно которой все обладают правами на неприкосновенность личной жизни, иметь семейную и личную тайны, защищать честь и доброе имея и т.п.
При том, п. 3 ст. 55 Основного закона России устанавливает, что свободы и права личности могут ограничиваться федеральным законом лишь в такой степени, как это требуется в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и интересов иных лиц, обеспечения обороны Российской Федерации и государственной безопасности.
То есть, в интересах государственной безопасности безопасность отдельного человека может пострадать. К примеру, безопасность военного служащего, который исполняет воинский долг, может нарушаться ради защиты безопасности Российской Федерации.
Статья 56 Основного закона России в качестве одной из задач ограничения свобод и прав в случае чрезвычайного положения указывает безопасность народа, общества. В соответствии с Конституцией России государственная безопасность - это основание для запрета деятельности общественных объединений, действия либо цели которых ее нарушают (ч. 5 ст. 13); относится к ведению России (п. "м" ст. 71); является одной из ключевых задач Главы государства, который произносит присягу, которая обязывает его защищать государственную безопасность (ч. 1 ст. 82); относится к ведению высшего исполнительного органа власти (п. "д" ст. 114).
2.2. Конституционная безопасность государства
Для того, чтобы российское государство эффективно обеспечивало национальную безопасность, требуется четкий алгоритм функционирования, установленный в Конституции России. Так, в Уголовном кодексе РФ93 имеется отдельная глава, устанавливающая уголовную ответственность за совершение преступлений против основ конституционного строя и государственной безопасности. Оттого, отмечают А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев и А.Г. Кравченко, охрана Основного закона, обеспечение всех защищенных ею приоритетов и ценностей, основ конституционного строя получила отражение в науке через категорию конституционной безопасности.
Разные ученые по-разному определяют названную категорию. Под конституционной безопасностью часто понимают не что иное, как состояние защищенности жизненных интересов человека, государства и общества на базе последовательного обеспечения верховенства закона, баланса конституционных ценностей.94 Также безопасность можно определить как обеспечение защиты основ строя конституционного, включающие в себя нормы Основного закона государства, регулирующие основные начала правовой системы.95
Имеет место и точка воззрения, согласно которой конституционная безопасность обеспечивает охрану правовой конституции, а безопасность нации - фактической конституции государства.96
Как усматривается, конституционная безопасность - это важная составляющая национальной безопасности, характеризующая ее внутригосударственную, внутриполитическую границу.
К вызовам и угрозам конституционной безопасности необходимо отнести: нарушения со стороны общественных объединений, органов власти государства и муниципалитетов Основного закона и законов Российской Федерации, вред, который отражен в конституционных нормах, российским национальным интересам, свободам и правам личности, нарушения в ходе избирательных кампаний, отсутствие надзора над соблюдением требований конституционным положениям и выполнением законов; межконфессиональные и межэтнические конфликты; сепаратизм; экстремизм; бездействие властей в ходе различных социальных конфликтов и т.д.97
Особую роль в конституционной безопасности играет проблема суверенитета российского государства. Основной закон государства устанавливает суверенную российскую государственность, неприкосновенность и целостность ее территории, как одной из основ конституционного строя. Государственные органы в рамках своих полномочий реализуют установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством меры охраны суверенитета России, ее государственной целостности и независимости, обеспечению государственной обороны и государственной безопасности. В связи с этим, уголовный закон рассматривает деяния, которые направлены на подрыв государственной безопасности в одной главе, именуемой, как преступные деяния против основ конституционного строя и государственной безопасности.
3. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Очередной активностью внимания к проблемам безопасности нации было обозначено издание новой Стратегии национальной безопасности России98. Как пишет Н.А. Трусов, конституционное развитие Российской Федерации на современном этапе в сложившихся политических условиях на мировой арене требует наиболее тщательного внимания к проблемам обеспечения безопасности нации.99
Кроме обширного спектра внешнеполитических и внутренних угроз, который следует из текста акта, для настоящего исследования представляет интерес также его техническая составляющая. Ведь юридическая техника отвечает за осуществление задач и стратегических идей при помощи специализированных юридических средств.100 История указывает на постоянное совершенствование технико-юридического инструментария, о реальном обогащении приемов и средств юридической техники, об эволюции ее тактики и стратегии. Поэтому в настоящем исследовании предстоит попытаться ответить на вопрос, чем обусловливаются перемены стратегии в стране.
Одно из возможных объяснений - при подготовке текста учитывался мировой опыт в области стратегического планирования. Для подтверждения названного необходимо, прежде всего, проанализировать отдельные национальные документы по вопросам безопасности нации, вычленить особенное и общее с точки воззрения правовой формы таких документов.
При этом не исключается также антагонистическая позиции - как представляется, удастся определить и то новое, что вносит страна в практику обеспечения безопасности нации.
Таким образом, в рамках настоящего параграфа работы необходимо обратиться к сравнительному правоведению. Изучить стратегические акты национальной безопасности России и других государств и установить юридико-технические отличия и сходства, тот юридический инструментарий, при помощи которого обеспечивается реализация задач обеспечения безопасности нации. Представляется, что исследование нужно начать с определения места названных стратегических актов в системе внутринационального права. Исходить в этом необходимо от статуса субъектов, которые удостоверяют такие документы. Так, в Российской Федерации Стратегия подлежит утверждению указом Главой государства. В Соединенных Штатах Америки этому акту101 предшествует обращение Главы государства. Подобен и текст французской "Белой книги"102, которая открывается письмом Главы государства. Стратегия национальной безопасности Австралии
Для борьбы с угрозами в названной области нужна постоянная деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по осуществлению свобод и прав лиц в информационной области, защите и усовершенствованию информационной инфраструктуры России, противодействию информационным войнам, а также интеграция России в информационное пространство мировой арены.
Необходимо заключить, что имевшая место в России геополитическая обстановка скрывает в угрозы всем областям безопасности нации, и от адекватной реакции на такие угрозы находится в зависимости роль и место России внутри интеграционных объединений и в мире.
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
2.1. Конституционно-правовая сущность национальной безопасности
Национальная безопасность - это один из основных аргументов общественного договора, формальным юридическим выражением которого считается российская Конституция78. То есть, российские граждане считают Конституцию РФ высшим по юридической силе документом, в первую очередь оттого, что благодаря ей обеспечивается национальная безопасность, то есть всего народа. В этом состоит конституционная правовая суть общественного договора.
Согласно мнения многих ученых, в частности А.И. Овчинникова, А.Ю. Мамычева, А.Г. Кравченко, действующий на современном этапе конституционализм с его ценностной, научной, мировоззренческой базой, в особенности с конституционно-судебным механизмом, является примирительным, универсальным, консенсуальным нормативным механизмом, сдерживающим всплеск разнообразных типов радикализма на уровне демонстрации глобальных противоречий, отталкиваясь от принципа соблюдения суверенитета государства.79
В связи с этим все чаще имеют место воззрения о целесообразности включения в текст Конституции России специализированной главы, которая бы определяла роль национальной безопасности в системе государственного конституционного строя, методы, формы и процессы ее обеспечения. Необходимо учитывать, что статус Конституции РФ обязывает выражать все ключевые проблемы безопасности нации в научно-векторном определении.
В международных правовых актах, федеральных законах и прочих нормативно-правовых актах отдельные области национальной безопасности получают конкретное выражение и правовое урегулирование. Невзирая на то, что в Основном законе государства нет прямого указания на безопасность нации, понятие безопасности применяется в этом смысле.
Помимо этого, в некоторых местах используется понятие государственной безопасности, которое, бесспорно, в тех нормах может признаваться синонимом понятия - национальная безопасность, хоть в доктрине признается по объему меньшим.
Основной закон России устанавливает общее смысловое восприятие безопасности нации и создает институциональную систему для ее обеспечения. Конституционные положения должны получить последовательные развитие и конкретизацию в отраслевом и также специализированном законодательстве, которое имеет предметом правового урегулирования национальную безопасность государства и общества.80
Здесь необходимо указать международно-правовые акты, которые регламентируют участие Российской Федерации в обеспечении региональной и международной безопасности, Хартию Шанхайской организации сотрудничества81, Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом82; в рамках Содружества Независимых Государств - Устав Организации Договора о коллективной безопасности83, Соглашение о правовом статусе Договора о коллективной безопасности84, Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и единого экономического пространства85.
Средь нормативно-правовых актов необходимо указать Законы, регулирующие режим военного86 и чрезвычайного87положения, регулирующие деятельность специальных государственных служб88 и правоохранительных органов89, о борьбе с терроризмом90, о безопасности, экстремизмом91, легализацией доходов, которые получены противозаконным способом.
На конституционных нормах базируются также разнообразные доктрины и стратегии в области безопасности нации. В частности, из Основного закона государства переносится понятийный категориальный аппарат закона о безопасности. С понятием безопасность нации тесно взаимосвязана категория национальных интересов, под которыми понимаются, в том числе конституционные ценности и приоритеты эволюции государства.
Нормативно-правовые акты, касающиеся обеспечения интересов нации и национальной безопасности России, базируют оценку интересов человека, государства и общества на положениях Конституции России о территориальной целостности и суверенитете государства, о его самоопределении и политическом управлении; о достойном месте на мировой арене; развитии государства и народа на базе обеспечения прав человека и благополучия всех составляющих общественных групп.
Как отмечают знаменитые ученые-конституционалисты, в частности Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, характеристика сути конституции находит свое проявление в том, что Основной закон государства - это юридически узаконенный баланс интересов всех групп общества, мера постигнутого в государстве и обществе баланса меж свободой и властью.92 Оттого Основной закон России признается нормативной правовой основой обеспечения безопасности человека, населения и государства.
С одной стороны, значительное число конституционных норм гарантируют безопасность человека, народа и государства, с иной - отдельные положения разграничивают случаи конфликтов меж интересами безопасности человека, государства и общества. К примеру, безопасность индивида выражена в ст. 20 Конституции России, согласно которой все имеют право на жизнь, в ст. 21, согласно которой достоинство человека находится под государственной охраной, никто не может подвергаться насилию, пыткам, иному жестокому либо унижающему обращению либо наказанию; в ст. 22, в соответствии с которой все обладают правами на свободу и частную неприкосновенность; в ст. 23, согласно которой все обладают правами на неприкосновенность личной жизни, иметь семейную и личную тайны, защищать честь и доброе имея и т.п.
При том, п. 3 ст. 55 Основного закона России устанавливает, что свободы и права личности могут ограничиваться федеральным законом лишь в такой степени, как это требуется в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и интересов иных лиц, обеспечения обороны Российской Федерации и государственной безопасности.
То есть, в интересах государственной безопасности безопасность отдельного человека может пострадать. К примеру, безопасность военного служащего, который исполняет воинский долг, может нарушаться ради защиты безопасности Российской Федерации.
Статья 56 Основного закона России в качестве одной из задач ограничения свобод и прав в случае чрезвычайного положения указывает безопасность народа, общества. В соответствии с Конституцией России государственная безопасность - это основание для запрета деятельности общественных объединений, действия либо цели которых ее нарушают (ч. 5 ст. 13); относится к ведению России (п. "м" ст. 71); является одной из ключевых задач Главы государства, который произносит присягу, которая обязывает его защищать государственную безопасность (ч. 1 ст. 82); относится к ведению высшего исполнительного органа власти (п. "д" ст. 114).
2.2. Конституционная безопасность государства
Для того, чтобы российское государство эффективно обеспечивало национальную безопасность, требуется четкий алгоритм функционирования, установленный в Конституции России. Так, в Уголовном кодексе РФ93 имеется отдельная глава, устанавливающая уголовную ответственность за совершение преступлений против основ конституционного строя и государственной безопасности. Оттого, отмечают А.И. Овчинников, А.Ю. Мамычев и А.Г. Кравченко, охрана Основного закона, обеспечение всех защищенных ею приоритетов и ценностей, основ конституционного строя получила отражение в науке через категорию конституционной безопасности.
Разные ученые по-разному определяют названную категорию. Под конституционной безопасностью часто понимают не что иное, как состояние защищенности жизненных интересов человека, государства и общества на базе последовательного обеспечения верховенства закона, баланса конституционных ценностей.94 Также безопасность можно определить как обеспечение защиты основ строя конституционного, включающие в себя нормы Основного закона государства, регулирующие основные начала правовой системы.95
Имеет место и точка воззрения, согласно которой конституционная безопасность обеспечивает охрану правовой конституции, а безопасность нации - фактической конституции государства.96
Как усматривается, конституционная безопасность - это важная составляющая национальной безопасности, характеризующая ее внутригосударственную, внутриполитическую границу.
К вызовам и угрозам конституционной безопасности необходимо отнести: нарушения со стороны общественных объединений, органов власти государства и муниципалитетов Основного закона и законов Российской Федерации, вред, который отражен в конституционных нормах, российским национальным интересам, свободам и правам личности, нарушения в ходе избирательных кампаний, отсутствие надзора над соблюдением требований конституционным положениям и выполнением законов; межконфессиональные и межэтнические конфликты; сепаратизм; экстремизм; бездействие властей в ходе различных социальных конфликтов и т.д.97
Особую роль в конституционной безопасности играет проблема суверенитета российского государства. Основной закон государства устанавливает суверенную российскую государственность, неприкосновенность и целостность ее территории, как одной из основ конституционного строя. Государственные органы в рамках своих полномочий реализуют установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством меры охраны суверенитета России, ее государственной целостности и независимости, обеспечению государственной обороны и государственной безопасности. В связи с этим, уголовный закон рассматривает деяния, которые направлены на подрыв государственной безопасности в одной главе, именуемой, как преступные деяния против основ конституционного строя и государственной безопасности.
3. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Очередной активностью внимания к проблемам безопасности нации было обозначено издание новой Стратегии национальной безопасности России98. Как пишет Н.А. Трусов, конституционное развитие Российской Федерации на современном этапе в сложившихся политических условиях на мировой арене требует наиболее тщательного внимания к проблемам обеспечения безопасности нации.99
Кроме обширного спектра внешнеполитических и внутренних угроз, который следует из текста акта, для настоящего исследования представляет интерес также его техническая составляющая. Ведь юридическая техника отвечает за осуществление задач и стратегических идей при помощи специализированных юридических средств.100 История указывает на постоянное совершенствование технико-юридического инструментария, о реальном обогащении приемов и средств юридической техники, об эволюции ее тактики и стратегии. Поэтому в настоящем исследовании предстоит попытаться ответить на вопрос, чем обусловливаются перемены стратегии в стране.
Одно из возможных объяснений - при подготовке текста учитывался мировой опыт в области стратегического планирования. Для подтверждения названного необходимо, прежде всего, проанализировать отдельные национальные документы по вопросам безопасности нации, вычленить особенное и общее с точки воззрения правовой формы таких документов.
При этом не исключается также антагонистическая позиции - как представляется, удастся определить и то новое, что вносит страна в практику обеспечения безопасности нации.
Таким образом, в рамках настоящего параграфа работы необходимо обратиться к сравнительному правоведению. Изучить стратегические акты национальной безопасности России и других государств и установить юридико-технические отличия и сходства, тот юридический инструментарий, при помощи которого обеспечивается реализация задач обеспечения безопасности нации. Представляется, что исследование нужно начать с определения места названных стратегических актов в системе внутринационального права. Исходить в этом необходимо от статуса субъектов, которые удостоверяют такие документы. Так, в Российской Федерации Стратегия подлежит утверждению указом Главой государства. В Соединенных Штатах Америки этому акту101 предшествует обращение Главы государства. Подобен и текст французской "Белой книги"102, которая открывается письмом Главы государства. Стратегия национальной безопасности Австралии