Файл: Учебнометодическое пособие по освоению дисциплины с контрольными заданиями для студентов бакалавриата по направлению подготовки Экономика (профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учетных регистрах на поступившие товары, студент должен прежде всего обратить внимание на моменты контрольных сверок прав и обязательств лиц, чья деятельность отражается в учете. Студент должен знать: стоимость товаров, полученных от поставщиков, должна контролироваться суммой их оплаты. На практике применяются в основном следующие два способа бухгалтерского контроля за полнотой и своевременностью оприходования товаров, а также за правильностью их оплаты:
На большинстве предприятий применяется первый способ, основанный на совмещении аналитического учета расчетов с поставщиками и синтетического учета.
Литература: 2,3,6,9,13,15,20,23
Вопросы для самоконтроля
Тема 8. Особенности учета товарных операций в общественном питании
Содержание темы
Общие положения. Определение продажных цен на продукцию собственного производства (калькулирование). Учет сырья и товаров в кладовых. Учет сырья и готовой продукции на производстве. Учет товаров в буфетах (барах).
Методические указания
Цель темы - изучить особенности бухгалтерского учета продукции собственного производства и покупных товаров и продажи их в розницу на предприятиях общественного питания.
В результате изучения темы будут получены знания по следующим вопросам: определение продажных цен на продукцию собственного производства (калькулирование), учет сырья и товаров в кладовых, сырья и готовой продукции на производстве, товаров в буфетах.
Предприятия общественного питания продают продукцию собственного производства и покупные товары.
Для производства продукции закупается сырье (продукты), которое подвергается холодной и тепловой обработке.
Покупными называются товары, которые приобретаются у поставщиков и продаются потребителям без обработки.
Стоимость приобретения сырья и товаров в общественном питании формируется так же, как и в торговле. Таким образом (путем прибавления к стоимости приобретения торговой наценки) определяется и продажная цена. Однако наценка в общественном питании в процентах к стоимости сырья выше, чем в торговле, так как предприятия общественного питания кроме расходов, связанных с продажей, имеют дополнительные расходы по производству продукции и организации ее потребления.
Предприятия общественного питания как имущественные комплексы традиционно состоят из трех структурных подразделений:
Для учета сырья, товаров и продукции собственного производства используются следующие счета:
а) 41 - 1- для учета сырья и товаров в кладовой;
б) 20 - для учета сырья и собственной продукции на производстве (кухне);
в) 41 - 2 - для учета товаров и продукции собственного производства в буфетах (барах).
В общественном питании счет 20 не является калькуляционном, как в других отраслях, а выполняет функцию обычного материального счета для учета наличия и движения ценностей на производстве (кухне). На этом счете отражаются только расходы, связанные с использованием сырья. Все остальные расходы, связанные с производством и продажей, учитываются на счете 44.
Поскольку для учета наличия и движения сырья и товаров в кладовой всегда применяется натурально - стоимостная схема учета, ценности в кладовой следует учитывать по стоимости приобретения. Что касается производства (кухни) и буфетов (баров), то здесь может использоваться и натурально - стоимостная, и стоимостная схема учета. Целесообразно в первом случае в качестве учетной цены применять стоимость приобретения, а во втором случае - продажные цены.
Термин «калькуляция» (от латинского calculation- «исчисление») в основном
означает исчисление себестоимости продукции, материалов, товаров и т. п. Однако в общественном питании под калькуляцией понимают определение продажной цены единицы продукции (одного блюда, одной порции, одного килограмма и т.п.).
В условиях рыночной экономики главным критерием установления цены на любой товар является уровень спроса и предложения (если иное не предусмотрено законодательством или какими- то другими нормативными документами). Общественное питание не является исключением. Продажную цену того или иного блюда определяют не на основе калькуляционных карточек, а исходя из конкретных условий деятельности организации: наличия конкурентов, покупательной способности предполагаемых потребителей и т. п. В таких организациях цены на блюда стабильны, что облегчает кассирам, официантам, поварам и другим работникам запоминание цен, позволяет издавать по более низкой стоимости красочные меню, поскольку их можно печатать большими тиражами, и, самое главное, работники бухгалтерии избавлены от ежедневной трудоемкой работы по составлению калькуляционных карточек.
Конечно, при определении продажной цены нужно учитывать уровень покупных цен на сырье, но это не должно являться определяющим фактором. Калькуляционные карточки следует составлять периодически для определения стоимости сырьевого набора по покупным ценам. В этом случае на основе калькуляции можно рассчитать уровень рентабельности того или иного блюда, выяснять в ряде случаев необходимость использовать более дешевое сырье или менять ассортимент выпускаемых блюд.
На практике применяется комбинированный способ расчета продажных цен. Он является сочетанием традиционного и рыночного способов расчета продажных цен и состоит из трех этапов.
На первом этапе по принципу традиционного способа заполняется калькуляционная карточка с целью определения общей стоимости сырьевого набора по покупным ценам.
На втором этапе проставляется цена продажи определенная по принципу рыночного способа.
На третьем этапе из цены продажи вычитается общая стоимость сырьевого набора по покупным ценам и разность между этими показателями записывается по строке «Наценка».
Иногда одно и то же блюдо может продаваться по разным ценам в зависимости от места реализации, системы предоставляемых потребителям скидок и т. п. В таких случаях в калькуляционной карточке указывается несколько видов продажных цен и, соответственно, разные суммы наценки.
Рыночный способ расчета продажных цен применяется относительно редко. Большинство предприятий общественного питания используют комбинированный способ, что, по нашему мнению, объясняется двумя причинами: нежеланием работников учета менять традиционную схему работы и требованиями некоторых контролирующих органов обоснования применяемых продажных цен на основе составления калькуляционных карточек.
На большинстве предприятий общественного питания сырье и товары сначала поступают в кладовую, после чего передаются на производство, в буфеты и другие структурные подразделения.
Поступившее сырье и товары передают под материальную ответственность кладовщиков.
Документальное оформление и порядок приемки товаров такой же, как в торговле.
При отпуске сырья и товаров из кладовой делается запись по кредиту 41 - 1 в корреспонденции со счетами 20 или 41 - 2.
Если на производстве или в буфетах (барах) сырье и товары учитываются по продажным ценам, то дополнительно на сумму торговой наценки кредитуется счет 42 с дебетованием счетов 20 или 41 - 2.
При возврате сырья и товаров с производства или из буфетов (баров) в кладовую делаются обратные записи
Остальные товарные операции по кладовой отражаются в учете аналогично торговле.
Сырье на производство поступает из кладовой или непосредственно от поставщиков (при отсутствии кладовой, что характерно для небольших предприятий общественного питания).
При поступлении сырья из кладовой на производство делается запись (по учетным ценам кладовой).
Д 20 К 41 - 1.
Если учетные цены производства выше учетных цен кладовой, то на сумму торговой наценки, кроме того, составляется проводка:
Д 20 К 42.
При поступлении сырья на производство непосредственно от поставщиков делаются такие же записи, как и в торговле, только вместо счета 41 дебетуется счет 20.
На основании ведомости учета движения продуктов и тары на кухне с материально ответственных лиц производства списывается стоимость израсходованного сырья. При этом кредитуется счет 20, а дебетуется счет 90- 2 (при продаже продукции непосредственно потребителям) или 41 - 2 (при отпуске готовых изделий в буфеты
, бары и мелкорозничную сеть).
На возврат нереализованных готовых изделий из буфетов (баров) на производство делается запись:
Д 20 К 41 - 2.
При учете сырья на производстве по продажным ценам стоимость проданной продукции, подлежащей списанию со счета 20, равна сумме выручке предприятия (при условии, что потребителям при продаже продукции не предоставляются скидки). Если эти скидки предоставляются, то суммы выручки без скидок и с учетом скидок должны фиксироваться на разных счетчиках ККМ, а потом путем соответствующих расчетов определяется стоимость подлежащей списанию продукции, проданной по учетным ценам.
Пример
Показания счетчиков ККМ за день составили при продаже продукции: а) без предоставления скидок – 16000 руб.;
б) с предоставлением скидки 10% - 3600 руб.
В случае а) учетные и продажные цены совпадают, поэтому пересчет выручки не нужен.
В случае б) продажная цена на 10% ниже учетной, поэтому выручка подлежит пересчету: 3600 / 90 * 100 = 4000.
Общая сумма подлежащей списанию продукции, проданной по учетным ценам равна: 16000 + 4000 = 20000.
Так же, как и в розничной торговле, составляется расчет торговой наценки, относящейся к проданным продукции собственного производства и покупным товарам, и на ее сумму делается сторнировочная запись:
Д 90 – 2 К 42
Особенностью вышеуказанного расчета по сравнению с торговлей является то, что при его составлении учитывается сальдо на конец месяца двух счетов: 20 и 41 – 2.
При учете сырья на производстве по стоимости приобретения стоимость реализованной продукции, подлежащей списанию со счета 20, может быть рассчитана двумя способами.
Первый способ основан на натурально-стоимостной схеме учета с использованием соответствующих средств вычислительной технике (кассовых терминалов, соединенных с компьютерами). Информация о том, какие блюда и в каком количестве были проданы за день, накапливается в памяти компьютера. Туда же на основании сборников рецептур, стандартов предприятия (СТП) и технико-технологических карт (ТТК) вносятся нормы закладки сырья на каждое блюдо. По этим нормам и числу проданных блюд рассчитывается нормативное количество сырья (килограммы, литры и т. п.), приходящегося на проданную продукцию. Для списания стоимости этого сырья используют способы оценки, указанные в п. 16 ПБУ 5/01. При использовании этих способов расчет себестоимости
-
Ведение позиционного учетного регистра по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; -
Без регистровый способ.
На большинстве предприятий применяется первый способ, основанный на совмещении аналитического учета расчетов с поставщиками и синтетического учета.
Литература: 2,3,6,9,13,15,20,23
Вопросы для самоконтроля
-
Можно ли осуществлять поставку товара без договора? -
Почему при приемке товаров на складе поставщика необходима доверенность? -
Что влечет за собой невыполнение обязательств по договору поставки? -
Почему при продаже товаров в розничной торговле сразу же отражается реализация? -
Как проконтролировать в розничной торговле правильность списания проданных товаров с материально-ответственных лиц? -
Почему реализованная торговая наценка списывается методом «красного сторно»? Можно ли отразить эту наценку в бухгалтерском учете, не применяя сторнировочной записи?
Тема 8. Особенности учета товарных операций в общественном питании
Содержание темы
Общие положения. Определение продажных цен на продукцию собственного производства (калькулирование). Учет сырья и товаров в кладовых. Учет сырья и готовой продукции на производстве. Учет товаров в буфетах (барах).
Методические указания
Цель темы - изучить особенности бухгалтерского учета продукции собственного производства и покупных товаров и продажи их в розницу на предприятиях общественного питания.
В результате изучения темы будут получены знания по следующим вопросам: определение продажных цен на продукцию собственного производства (калькулирование), учет сырья и товаров в кладовых, сырья и готовой продукции на производстве, товаров в буфетах.
Предприятия общественного питания продают продукцию собственного производства и покупные товары.
Для производства продукции закупается сырье (продукты), которое подвергается холодной и тепловой обработке.
Покупными называются товары, которые приобретаются у поставщиков и продаются потребителям без обработки.
Стоимость приобретения сырья и товаров в общественном питании формируется так же, как и в торговле. Таким образом (путем прибавления к стоимости приобретения торговой наценки) определяется и продажная цена. Однако наценка в общественном питании в процентах к стоимости сырья выше, чем в торговле, так как предприятия общественного питания кроме расходов, связанных с продажей, имеют дополнительные расходы по производству продукции и организации ее потребления.
Предприятия общественного питания как имущественные комплексы традиционно состоят из трех структурных подразделений:
-
кладовая; -
производство (кухня); -
буфеты (бары).
Для учета сырья, товаров и продукции собственного производства используются следующие счета:
а) 41 - 1- для учета сырья и товаров в кладовой;
б) 20 - для учета сырья и собственной продукции на производстве (кухне);
в) 41 - 2 - для учета товаров и продукции собственного производства в буфетах (барах).
В общественном питании счет 20 не является калькуляционном, как в других отраслях, а выполняет функцию обычного материального счета для учета наличия и движения ценностей на производстве (кухне). На этом счете отражаются только расходы, связанные с использованием сырья. Все остальные расходы, связанные с производством и продажей, учитываются на счете 44.
Поскольку для учета наличия и движения сырья и товаров в кладовой всегда применяется натурально - стоимостная схема учета, ценности в кладовой следует учитывать по стоимости приобретения. Что касается производства (кухни) и буфетов (баров), то здесь может использоваться и натурально - стоимостная, и стоимостная схема учета. Целесообразно в первом случае в качестве учетной цены применять стоимость приобретения, а во втором случае - продажные цены.
Термин «калькуляция» (от латинского calculation- «исчисление») в основном
означает исчисление себестоимости продукции, материалов, товаров и т. п. Однако в общественном питании под калькуляцией понимают определение продажной цены единицы продукции (одного блюда, одной порции, одного килограмма и т.п.).
В условиях рыночной экономики главным критерием установления цены на любой товар является уровень спроса и предложения (если иное не предусмотрено законодательством или какими- то другими нормативными документами). Общественное питание не является исключением. Продажную цену того или иного блюда определяют не на основе калькуляционных карточек, а исходя из конкретных условий деятельности организации: наличия конкурентов, покупательной способности предполагаемых потребителей и т. п. В таких организациях цены на блюда стабильны, что облегчает кассирам, официантам, поварам и другим работникам запоминание цен, позволяет издавать по более низкой стоимости красочные меню, поскольку их можно печатать большими тиражами, и, самое главное, работники бухгалтерии избавлены от ежедневной трудоемкой работы по составлению калькуляционных карточек.
Конечно, при определении продажной цены нужно учитывать уровень покупных цен на сырье, но это не должно являться определяющим фактором. Калькуляционные карточки следует составлять периодически для определения стоимости сырьевого набора по покупным ценам. В этом случае на основе калькуляции можно рассчитать уровень рентабельности того или иного блюда, выяснять в ряде случаев необходимость использовать более дешевое сырье или менять ассортимент выпускаемых блюд.
На практике применяется комбинированный способ расчета продажных цен. Он является сочетанием традиционного и рыночного способов расчета продажных цен и состоит из трех этапов.
На первом этапе по принципу традиционного способа заполняется калькуляционная карточка с целью определения общей стоимости сырьевого набора по покупным ценам.
На втором этапе проставляется цена продажи определенная по принципу рыночного способа.
На третьем этапе из цены продажи вычитается общая стоимость сырьевого набора по покупным ценам и разность между этими показателями записывается по строке «Наценка».
Иногда одно и то же блюдо может продаваться по разным ценам в зависимости от места реализации, системы предоставляемых потребителям скидок и т. п. В таких случаях в калькуляционной карточке указывается несколько видов продажных цен и, соответственно, разные суммы наценки.
Рыночный способ расчета продажных цен применяется относительно редко. Большинство предприятий общественного питания используют комбинированный способ, что, по нашему мнению, объясняется двумя причинами: нежеланием работников учета менять традиционную схему работы и требованиями некоторых контролирующих органов обоснования применяемых продажных цен на основе составления калькуляционных карточек.
На большинстве предприятий общественного питания сырье и товары сначала поступают в кладовую, после чего передаются на производство, в буфеты и другие структурные подразделения.
Поступившее сырье и товары передают под материальную ответственность кладовщиков.
Документальное оформление и порядок приемки товаров такой же, как в торговле.
При отпуске сырья и товаров из кладовой делается запись по кредиту 41 - 1 в корреспонденции со счетами 20 или 41 - 2.
Если на производстве или в буфетах (барах) сырье и товары учитываются по продажным ценам, то дополнительно на сумму торговой наценки кредитуется счет 42 с дебетованием счетов 20 или 41 - 2.
При возврате сырья и товаров с производства или из буфетов (баров) в кладовую делаются обратные записи
Остальные товарные операции по кладовой отражаются в учете аналогично торговле.
Сырье на производство поступает из кладовой или непосредственно от поставщиков (при отсутствии кладовой, что характерно для небольших предприятий общественного питания).
При поступлении сырья из кладовой на производство делается запись (по учетным ценам кладовой).
Д 20 К 41 - 1.
Если учетные цены производства выше учетных цен кладовой, то на сумму торговой наценки, кроме того, составляется проводка:
Д 20 К 42.
При поступлении сырья на производство непосредственно от поставщиков делаются такие же записи, как и в торговле, только вместо счета 41 дебетуется счет 20.
На основании ведомости учета движения продуктов и тары на кухне с материально ответственных лиц производства списывается стоимость израсходованного сырья. При этом кредитуется счет 20, а дебетуется счет 90- 2 (при продаже продукции непосредственно потребителям) или 41 - 2 (при отпуске готовых изделий в буфеты
, бары и мелкорозничную сеть).
На возврат нереализованных готовых изделий из буфетов (баров) на производство делается запись:
Д 20 К 41 - 2.
При учете сырья на производстве по продажным ценам стоимость проданной продукции, подлежащей списанию со счета 20, равна сумме выручке предприятия (при условии, что потребителям при продаже продукции не предоставляются скидки). Если эти скидки предоставляются, то суммы выручки без скидок и с учетом скидок должны фиксироваться на разных счетчиках ККМ, а потом путем соответствующих расчетов определяется стоимость подлежащей списанию продукции, проданной по учетным ценам.
Пример
Показания счетчиков ККМ за день составили при продаже продукции: а) без предоставления скидок – 16000 руб.;
б) с предоставлением скидки 10% - 3600 руб.
В случае а) учетные и продажные цены совпадают, поэтому пересчет выручки не нужен.
В случае б) продажная цена на 10% ниже учетной, поэтому выручка подлежит пересчету: 3600 / 90 * 100 = 4000.
Общая сумма подлежащей списанию продукции, проданной по учетным ценам равна: 16000 + 4000 = 20000.
Так же, как и в розничной торговле, составляется расчет торговой наценки, относящейся к проданным продукции собственного производства и покупным товарам, и на ее сумму делается сторнировочная запись:
Д 90 – 2 К 42
Особенностью вышеуказанного расчета по сравнению с торговлей является то, что при его составлении учитывается сальдо на конец месяца двух счетов: 20 и 41 – 2.
При учете сырья на производстве по стоимости приобретения стоимость реализованной продукции, подлежащей списанию со счета 20, может быть рассчитана двумя способами.
Первый способ основан на натурально-стоимостной схеме учета с использованием соответствующих средств вычислительной технике (кассовых терминалов, соединенных с компьютерами). Информация о том, какие блюда и в каком количестве были проданы за день, накапливается в памяти компьютера. Туда же на основании сборников рецептур, стандартов предприятия (СТП) и технико-технологических карт (ТТК) вносятся нормы закладки сырья на каждое блюдо. По этим нормам и числу проданных блюд рассчитывается нормативное количество сырья (килограммы, литры и т. п.), приходящегося на проданную продукцию. Для списания стоимости этого сырья используют способы оценки, указанные в п. 16 ПБУ 5/01. При использовании этих способов расчет себестоимости