Файл: Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
(Мининский университет)
ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ
Обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования
\
Нижний Новгород
2020

©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
2
УДК 378
ББК 74 р 3
Ц 75
Авторский коллектив: Э.К.Самерханова, Е.П.Круподерова, И.В.Панова
Ц 75
Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса
и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования.
Н.Новгород: Мининский университет, 2020. 50 с.
ISBN 978-5-85219-694-1
В аналитическом обзоре представлен анализ дидактических возможностей различных образовательных платформ, современных интернет-сервисов для организации обратной свя- зи и оценивания учебных достижений обучающихся в условиях дистанционного обучения.
Особое внимание уделено анализу средств оценивания учебных достижений обучающихся, включающий в себя анализ on-line сервисов для организации тестирования, организации on- line встреч с обучающимися с целью проведения устных опросов. Рассмотрены инструменты для выявления первоначального опыта обучающихся, развития самостоятельности и сотруд- ничества, мониторинга хода проектной деятельности, проверки понимания, оценивания про- дуктов проектной деятельности. Продемонстрирована роль on-line средств визуализации как средства организации деятельности и оценивания обучающихся. Приведены сервисы и ин- струменты для организации рефлексии.
Выполнен анализ конструктов электронных портфо- лио. Рассмотрены цифровые ресурсы и сервисы обучения и реализации функции оценивания в различных школьных предметах.
Представленный обзор цифровых ресурсов может быть полезен учителям, методи- стам, директорам школ, а также родителям школьников.
УДК 378
ББК 74 р
ISBN 978-5-85219-694-1
© Мининский университет, 2020


©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................................ 4 1.
ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ........... 6 2.
СЕРВИСЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ В
УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ......................................................15 2.1.
Сервисы для организации онлайн тестирования .....................................................................15 2.2.
Сервисы и инструменты для оценивания письменных работ ..................................................16 2.3.
Сервисы и инструменты для оценивания устных опросов .......................................................19 2.4.
Сервисы и инструменты для оценивания проектной деятельности .......................................20 2.5.
Средства онлайн визуализации для организации деятельности и оценивания достижений обучающихся .........................................................................................................................................22 2.6.
Сервисы и инструменты для организации рефлексии .............................................................24 2.7.
Портфолио как средство оценивания достижений обучающихся ...........................................25 3.
ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ................................................27 3.1.
Биология ....................................................................................................................................27 3.2.
География ...................................................................................................................................28 3.3.
Иностранный язык .....................................................................................................................30 3.4.
Информатика .............................................................................................................................32 3.5.
История, Обществознание .........................................................................................................32 3.6.
Математика ................................................................................................................................34 3.7.
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) ....................................................................36 3.8.
Русский язык, Литература ..........................................................................................................37 3.9.
Технология .................................................................................................................................39 3.10. Физика, Астрономия ..................................................................................................................40 3.11. Химия .........................................................................................................................................41 3.12. Начальная школа .......................................................................................................................43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ...........................................................................................46


©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
4
ВВЕДЕНИЕ
Электронное обучение все шире получает распространение в школах.
Этим достигается повышение качества общего образования (например, в мало- комплектных удаленных школах), обеспечение доступности общего образования
(в первую очередь, для обучающихся с ограниченными возможностями здоро- вья), возможность качественного общего образования на профильном уровне и дополнительного образования.
Правовой основой для системного внедрения дистанционного образования являются: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.09.2012г. «Об образовании в Рос- сийской Федерации» и Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образова- тельную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Однако мировой опыт свидетельствует, что применение только дистанци- онных технологий, несмотря на все более широкое распространение, даже во взрослой аудитории не всегда имеет достаточно высокую эффективность: обу- чающимся может не хватить мотивации и навыков самоорганизации, чтобы ка- чественно освоить программу и дойти до конца курса. Поэтому наиболее пер- спективной сегодня является модель смешанного обучения, подразумеваю- щая интеграцию электронного обучения в традиционную классно-урочную си- стему.
Сегодня Россия и другие страны осуществляют стремительный переход образовательных организаций на дистанционную форму обучения. Перед каж- дой образовательной организацией, перед каждым учителем сегодня стоит зада- ча срочного освоения форматов дистанционного обучения.
В первую очередь учителю надо продумать, как работать с обучающими- ся. Это могут быть встречи в режиме реального времени, когда с учениками назначается online-встреча. На онлайн-уроке учитель объясняет материалы, от- вечает на вопросы учеников и задает вопросы им. Другой вариант взаимодей- ствия учителя с обучающимися – через предоставление ему учебных материа- лов: размещение собственного контента на сайте учителя, отправка заданий и получение ответов на них по электронной почте, использование возможностей образовательных платформ, порталов.
Основные проблемы, которые возникают перед каждым учителем: «Как обеспечить обучающихся качественным учебным контентом?», «Как организо- вать обратную связь и оценивание образовательных результатов обучающих- ся?». Цель данного обзора проанализировать дидактические возможности циф-


©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
5 ровых образовательных платформ, современных Интернет-сервисов в контек- сте организации учебного процесса и оценивания его результатов в дистанци- онном формате.
Аналитический обзор состоит из трех разделов. В первом разделе анали- зируются возможности популярных цифровых образовательных платформ и сервисов с точки зрения организации учебного процессе в дистанционном фор- мате и средств оценивания его результатов. Традиционно большинство плат- форм в качестве средств оценивания учебных достижений обучающихся пред- лагают интерактивные упражнения и тестовые задания. Причем возможности по созданию тестов могут быть разными, отличающимися типами вопросов, предоставлением правильных ответов, возможностью установить параметры выставления отметок и т.п. Особый интерес представляет возможность отдель- ных платформ предоставлять учителю статистику работы обучающихся в элек- тронной среде, мониторинг его деятельности по выполнению заданий разного уровня сложности.
Второй раздел посвящен обзору возможностей Интернет-сервисов для ре- ализации функции оценивания в условиях дистанционного обучения школьни- ков. Выполнен анализ on-line сервисов для организации тестирования, выпол- нения письменных заданий, рассмотрены другие способы создания интерак- тивных рабочих листов. Приведены варианты сервисов для организации on-line встреч с обучающимися с целью проведения устных опросов. Детально проана- лизированы сервисы и инструменты для организации оценивания в проектной деятельности обучающихся. Продемонстрирована роль on-line средств визуали- зации как средства организации деятельности и оценивания обучающихся.
Приведены сервисы и инструменты для организации рефлексии. Одним из эф- фективных способов организации самостоятельной учебной деятельности обу- чающихся и, одновременно, инструментом формирующего оценивания являет- ся портфолио. Выполнен анализ конструктов электронных портфолио.
В третьем разделе рассмотрены электронные ресурсы, сервисы и инстру- менты применительно к конкретным предметным областям.
Представленный анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации деятельности и оценивания предметных достижений не пре- тендует на полноту и точность, так как основная цель заключается в раскрытие дидактических возможностей современных интернет сервисов, цифровых обра- зовательных ресурсов в условиях массового перехода школ на дистанционное обучение.
Авторы аналитического обзора будут искренне рады, если представлен- ный обзор цифровых ресурсов поможет учителю выбрать наиболее подходящие цифровые средства обучения и способы оценивания достижений обучающихся.


©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
6
1. ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ОЦЕНИВАНИЯ
УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ходе анализа цифровых образовательных платформ мы использовали практико-ориентированный подход к использованию ресурсов данной плат- формы в условиях перехода на дистанционный формат обучения. Особое вни- мание мы уделили анализу средств оценивания учебных достижений обучаю- щихся, представленных на данной платформе.
Схему анализа мы выстроили следующим образом: общая характеристика возможностей платформы, условия регистрации, какие учебные предметы и для каких классов представлены, как организовать на данной платформе процесс обучения в дистанционном формате, и какие средства оценки результатов обу- чения предлагают разработчики платформы.
Российская онлайн-платформа «Учи.ру» –
https://uchi.ru/
Процесс регистрации
Регистрация учителя на платформе проходит в 4 этапа: ввод логина (e- mail) и пароля, заполнение личных данных (ФИО, телефон), выбор населенного пункта и образовательной организации (школы), выбор класса и предметов.
Классы и предметы
1 -4 классы: Математика, Английский язык, Программирование, Русский язык, Окружающий мир.
5 класс: Математика, Английский язык, Программирование, Русский язык, Биология, География, Обществознание, История;
6 класс: Математика, Английский язык, Программирование, Русский язык, Биология, География,
7 класс: Математика, Английский язык, Русский язык, География, Физи- ка;
8 класс: Математика, Английский язык, Русский язык, Физика, Химия;
9 -11 классы: Математика, Английский язык, Русский язык.
Организация обучения
Личный кабинет учителя содержит четыре раздела: Главная, Мои классы,
Портфолио и Вебинары.
На главной странице учителю доступны образовательные ресурсы по вы- бранным предметам и виджеты онлайн-олимпиад.
При выборе предмета учитель переходит на страницу класса, которая со- держит две вкладки: Программа и Статистика. На странице «Программа» пред-

©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
7 ставлена структура курса, планируемые результаты освоения программы и соб- ственно интерактивные уроки, после каждого урока ученикам предлагается сдать экзамен. Важно, что ученикам предоставляется бесплатный доступ ко всем ресурсам на время уроков. После 16:00 доступно 20 заданий бесплатно, для неограниченного доступа родители могут оформить подписку.
В ходе выполнения заданий система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному ре- шению.
На странице «Статистика» учитель может видеть результаты выполнения учениками интерактивных заданий в процентном отношении от общего коли- чества. В сводной таблице по каждой теме учитель может видеть активность ученика в системе, сколько уроков им пройдено или находится в стадии про- хождения.
Для организации обучения в дистанционном формате разработчики пред- лагают онлайн-уроки, уроки в виртуальном классе, создание заданий из карто- чек.
Для посещения онлайн-уроков в личном кабинете пользователя необхо- димо выбрать раздел «Вебинары», в котором можно посмотреть расписание, записаться на урок, посмотреть видео прошлых занятий. В настоящее время дистанционные уроки доступны для учеников 1-4 и 5-8 классов, а также экс- пресс-подготовка к ОГЭ по математике.
Сервис «Виртуальный класс» дает возможность учителю проводить соб- ственные уроки в формате вебинара.
Сервис «Создать задание из карточек» позволяет учителю разработать собственные задания для своих учеников.
Главные сервисы Учи.ру для дистанционного обучения учеников это – интерактивные курсы, домашнее задание, проверочные работы.
Сервис «Проверка знаний» на Учи.ру— это удобный инструмент созда- ния нескольких вариантов проверочных заданий (контрольные, самостоятель- ные работы) из банка заданий по русскому языку (1-7 классы) и математике (1-
11 классы). Учителя найдут удобным возможность подбирать задания по критериям соответствия ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Более подробно узнать о возможностях дистанционного обучения на
Учи.ру можно на специальной странице платформы - https://distant.uchi.ru/