Файл: Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
16
https://anketolog.ru/
На бесплатном тарифе можно создать три активные анкеты не более 10 вопросов каждая и получить на одну анкету до 50 ответов. После сбора ответов можно убрать анкеты в архив и создать новые.
https://quizizz.com
Конструктор тестов, поддерживающих ввод математических формул, ин- теграцию изображений и аудиофайлов, использование библиотеки уже создан- ных сообществом тестов.
Мастер-тест http://master-test.net/
Русскоязычный простой конструктор, который можно использовать в обу- чении, он бесплатен и не содержит рекламы. Чтобы создавать тесты, нужно зарегистрироваться как преподаватель. При желании готовый тест можно встроить у себя на сайте или пригласить участников пройти тестирование на сервисе, скинув им ссылку.
2.2. Сервисы и инструменты для оценивания письменных работ
В условиях дистанционного формата обучения роль письменных работ увеличивается многократно. Письменные работы становятся основным сред- ством обратной связи для учителя. Это могут быть упражнения из учебников; задания, предлагаемые на образовательных платформах; интерактивные рабо- чие листы, подготовленные учителем; контрольные работы и практические за- дания, отправленные обучающимся по электронной почте или размещенные на сайте школы (учителя); отчеты по лабораторным работам, выполненным в до- машних условиях; рефераты, доклады и многое другое.
Самым простыми вариантами предоставления выполненных письменных работ учителю является пересылка по электронной почте. Это могут быть от- сканированные рукописные тексты; тексты, набранные в текстовых редакторах; задания, выполненные на основе шаблонов, предоставленных учителем и др.
Но назвать такой способ удобным для учителя и обучающихся нельзя, особен- но, если учитель ведет занятия в нескольких классах и объем пересылаемых за- даний значительный. Одним из вариантов упрощения взаимодействия является использование облачных хранилищ.
©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
17
Облачные хранилища, как место для размещения заданий, выполненных работ
и результатов оценивания
Облачные хранилища данных: Dropbox (https://www.dropbox.com), Обла- ко Mail.ru (https://cloud.mail.ru), Яндекс.Диск (https://disk.yandex.ru) позволяют пользователям загружать и хранить файлы на серверах, распределенных в сети, и предоставлять их в доступ другим пользователям.
Преимущества облачного хранения – возможность доступа к ресурсам с любого мобильного устройства. Dropbox предоставляет бесплатно 2 ГБ про- странства, Облако Mail.ru – 25 ГБ, Яндекс.Диск – 3 ГБ первоначально и до 20
ГБ можно получить в качестве бонусов за участие в различных акциях. Во всех случаях объем дискового пространства можно существенно расширить за счет платных услуг. Поддерживается несколько десятков типов файлов.
Облачные хранилища Google Drive (https://drive.google.com/drive) и
Microsoft OneDrive (https://onedrive.live.com) помимо хранения и обмена файла- ми позволяют работать с документами коллективно, редактируя их непосред- ственно в браузере. OneDrive поддерживает Office Online – веб-версию
Microsoft Office, поэтому здесь можно загружать, создавать, редактировать файлы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и Microsoft
OneNote, OneDrive и хранить до 15 ГБ информации.
Общий доступ и совместное редактирование поддерживает и облачное хранилище компании Google. Набор офисных приложений обеспечивает работу с текстовыми документами, электронными таблицами, презентациями, изобра- жениями, веб-формами и другими типами файлов. На диске можно хранить также аудио- и видеофайлы, файлы в формате PDF.
Учитель может использовать облачные хранилища, как для размещения собственных заданий, так и для размещения выполненных работ обучающихся с результатами их оценивания.
Использование документов совместного редактирования
Возможности индивидуальной и коллективной работы над документами, таблицами, презентациями, формами (опросами) предоставляют документы
Google (https://docs.google.com). Если обучающийся предоставил письменную работу, как Google-документ, Google-таблицу, Google-презентацию, Google- рисунок с правами комментирования, то учитель имеет возможность проком- ментировать (оценить) выполнение задания «на полях» документа (например, указать на грамматические ошибки в сочинении).
©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
18
Справка по работе с Google-документами: https://support.google.com/docs/answer/7068618?visit_id=637208840519971762-
2384765464&hl=ru&rd=2
Интерактивные рабочие листы
Интерактивный рабочий лист – электронный ресурс, созданный учителем с помощью документов совместного редактирования для самостоятельной ра- боты обучающихся индивидуально или совместно. Возможности по созданию интерактивных рабочих листов предоставляют документы Google и Microsoft
Office Online.
Технология использования интерактивного рабочего листа:
Учитель создает и публикует интерактивный рабочий лист в среде электронного обучения (ссылкой или вставляя в страницу кодом).
Учитель также дополнительно создает копию этого листа для клониро- вания шаблона каждым учеником. Для этого в настройках совместного доступа устанавливается возможность редактирования для любого пользователя, обла- дающего ссылкой.
Обучающийся переименовывает клонированный лист и может его ви- доизменять и редактировать его (выполнять задание).
После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с по- мощью URL-адреса в среде электронного обучения (сайте/блоге), предъявляя таким образом другим свою работу.
Пример интерактивного рабочего листа на основе Google-таблицы http://goo.gl/1EP2cC.
Отличные возможности по созданию интерактивных рабочих листов имеются у Google-форм. В них можно встраивать изображения и видеоролики, к которым добавлять вопросы и задания. Примеры интерактивных рабочих ли- стов на основе Google-форм:
Химия, 11 класс. Строение атома. https://goo.gl/hvikR6
Биология. Митоз. https://goo.gl/vgY6BQ
Математика. Правильные многогранники. https://goo.gl/LZhrT9
Русский язык «Синонимы и антонимы» https://goo.gl/huHkou
Информатика. Понятие информации. https://goo.gl/dd2Cax
Для создания интерактивных рабочих листов имеются также специальные сервисы. Например, https://app.wizer.me. Здесь можно создавать свои ресурсы или взять работы, подготовленные другими педагогами. Для второго пути есть
©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
19 меню, где ресурсы разбиты по предметам, и опция «Воспользоваться этим ра- бочим листом», копирующая его в ваш личный кабинет. При создании нового интерактивного листа, встраиваем в него видео, добавляем задания разного ти- па (с выбором ответа и открытые, на установление соответствия, заполнение пропусков или классификацию и т.д.). Примеры интерактивных рабочих листов на основе https://app.wizer.me:
Английский язык
Рождество в
Британии https://app.wizer.me/preview/AQ5I9O
Геометрия.
Равнобедренный треугольник https://app.wizer.me/preview/8U34GD
Математика. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными https://app.wizer.me/preview/TN4ATH
Информатика. Типы алгоритмов. https://app.wizer.me/preview/WQ3R0R.
1 2 3 4 5 6
2.3. Сервисы и инструменты для оценивания устных опросов
Осуществлять устные опросы в условиях дистанционного формата обу- чения значительно сложнее, чем организовать обратную связь через письмен- ные сообщения. Но есть предметы, где без такой формы оценивания обойтись очень сложно. Это, прежде всего, иностранные языки. И здесь на помощь могут прийти сервисы для on-line встреч с обучающимися.
https://zoom.us
Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Ученики могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность го- ворить голосом, демонстрировать видео и демонстрировать свой экран.
https://www.wiziq.com/
Сервис для организации онлайн-обучения. Создается класс, к которому подключаются обучающиеся (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. И можно проводить онлайн-встречи. В бесплатной версии только 10 участников могут подключить- ся к курсу и к видео встрече.
https://hangouts.google.com/
Система проведения видеоконференций, предоставляющая возможность записи и публикации материалов вебинара на https://www.youtube.com.
©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
20
https://www.skype.com
Сервис для проведения видеоконференций. У учителя должен быть акка- унт Skype. Для обучающихся наличие аккаунта необязательно. Учитель создает
«собрание», отправляет ссылку на него обучающимся. Обучающиеся могут общаться в чате или присоединиться к видеозвонку и общаться голосом.
https://pruffme.com/
Платформа для создания и проведения онлайн вебинаров, видеокурсов, тестов и опросов. На https://www.youtube.com размещены подробные видео- инструкции по созданию вебинаров на https://pruffme.com/.
2.4. Сервисы и инструменты для оценивания проектной деятельности
При организации оценивания проектной деятельности обучающихся, прежде всего необходимо использовать стратегии формирующего оценивания, позволяющие выявить первоначальный опыт обучающихся; стимулировать са- мостоятельность и сотрудничество; осуществлять мониторинг прогресса; орга- низовать проверку понимания. Итоговое оценивание в проекте тоже крайне важно. И, речь, идет, прежде всего, об оценивании продуктов проектной дея- тельности.
Для оценивания потребностей и интересов обучающихся наиболее часто педагоги обращаются к таким инструментам оценивания, как таблица «Знаю –
Интересуюсь – Узнал» (З-И-У), «мозговые штурмы», графические планиров- щики, входное анкетирование.
Возможно использование следующих сервисов:
Инструмент оценивания
Сервис
Таблицы типа «Знаю – Инте- ресуюсь – Узнал» документы Google, Microsoft Excel online,
Microsoft Word online
«Мозговые штурмы»
Google-таблицы, Microsoft Excel online, online интерактивные доски
Входное анкетирование
Google-анкеты, Microsoft формы
Графические планировщики
Online ментальные карты
Важным является применение стратегии развития самостоятельности и со- трудничества. Актуальность применения данной стратегии формирующего оценивания объясняется, прежде всего, требованиями ФГОС к образователь- ным результатам обучающихся, которые включают такие регулятивные уни- версальные учебные действия:
©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
21
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности и др.
Возможно использование следующих инструментов и сервисов:
Инструмент оценивания
Сервис
Календари для планирова- ния деятельности on-line -календари: Google-календарь, Out- look
Диаграммы Ганта, «доски задач», и другие инструмен- ты управления проектами https://www.smartsheet.com, https://www.symphonical.com, https://teamer.ru, https://trello.com/
Сетевые обсуждения
Блоги: https://www.blogger.com, https://ru.wordpress.org/ https://www.tumblr.com/
Форумы: https://www.ucoz.ru/, https://www.forum2x2.ru/, https://www.vbulletin.com/en/
Видеочаты: https://hangouts.google.com, https://www.skype.com, https://zoom.us, https://discordapp.com/
Сообщества: https://vk.com, https://ok.me
Листы самооценивания и взаимоценивания
Google-формы, Google-документы, Google- таблицы, Microsoft Excel online, Microsoft
Word online, Microsoft формы
При использовании стратегии мониторинга прогресса используются та- кие инструменты как отчеты, журналы, дневники, беседы и т.п. И в этом случае эффективными сетевыми инструментами оценивания являются on-line журна- лы, on-line календари, on-line графические планировщики и др.
Очень важно грамотное применение в организации проектной деятельности стратегии проверки понимания. Использование этой стратегии способствует формированию таких важных УУД, как владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. При использовании данной стратегии можно предложить проведении рефлексии с помощью блогов; анализ
©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
22 собственного вклада обучающихся в работу группы, оценку навыков сотрудничества с помощью on-line опросов; ведение сетевых порфтолио, их анализ.
Для итогового оценивания используется стратегия демонстрации пони- мания. Как правило, реализация данной стратегии оценивания связана с оцен- кой результатов продуктивной деятельности обучающихся (презентацией про- дуктов, созданных в ходе выполнения исследования) или представлением и анализом портфолио, демонстрирующим прогресс и достижения школьника.
При организации оценивания продуктов проектной деятельности обуча- ющихся хорошо зарекомендовал себя критериальный подход. Пример оценки продукта проектной деятельности: https://clck.ru/Mgrfb.
2.5. Средства онлайн визуализации для организации деятельности и
оценивания достижений обучающихся
Современные Интернет-сервисы предоставляют уникальные возможно- сти для структурирования и визуализации информации. Приемы визуализации помогают поддержать познавательную деятельность, увидеть ранее скрытый смысл, изменить перспективу видения и найти новую точку зрения, увидеть и установить новые связи между событиями и объектами.
В условиях дистанционного обучения эти сервисы могут быть очень по- лезными. Например, вместо заданий на конспектирование каких-либо первоис- точников, подготовки докладов и рефератов обучающимся можно предложить создание кластеров, ментальных карт, лент времени, инфографики, схем «ры- бий скелет», диаграмм Венна, проведение SWOT-анализа и т.п. Для этого име- ется огромное количество полезных, простых в освоении сервисов.
©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
23
Прием
визуализации
Примеры on-line сервисов
Варианты использования
Кластеры https://bubbl.us/ https://cacoo.com http://www.gliffy.com/
Различные классификации, систематизация. Построение графов, деревьев, родослов- ных
Ментальные карты http://www.mindmeister.com/ http://www.mindomo.com/ http://www.mind42.com/ http://popplet.com/ http://www.spiderscribe.net/
Смысловое чтение текста, сбор и структурированное представление информации,
«мозговой штурм»
Ленты време- ни http://www.timerime.com http://www.timetoast.com/ http://www.tiki-toki.com
Создание временно- событийных линеек для представления развития эпох, событий, личностей
Диаграммы
Исикавы http://www.classtools.net/educatio n-games-php/fishbone http://www.gliffy.com https://docs.google.com/drawings
Анализ проблем, выявление причинно-следственных свя- зей, структурирование ин- формации, рефлексия
Диаграммы
Венна http://www.classtools.net/educatio n-games-php/venn_intro
Сравнительный анализ раз- личных систем, теорий, объ- ектов
SWOT-анализ http://www.gliffy.com/swot- analysis/ https://docs.google.com/drawings анализ проблем, различных систем
Концептуаль- ная таблица, денотатный граф http://www.gliffy.com https://cacoo.com https://docs.google.com/drawings
Систематизация информации, выявление существенных признаков изучаемых явле- ний, событий
Инфографика http://www.easel.ly/, https://visual.ly/, http://infogr.am/, http://piktochart.com/, https://www.canva.com
Сжатие большого объема ин- формации, обобщение, структурирование и система- тизация представляемой ин- формации и т.п.
©
Мининский университет (Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина)
24
Средства визуализации могут использоваться и как форма оценочных бланков. Примеры критериев оценивания продуктов проектной деятельности, выполненных с помощью on-line средств визуализации: критерии оценивания плаката в виде ментальной карты (http://goo.gl/XVTwa6), форма самооценива- ния презентации, выполненная с помощью сервиса https://cacoo.com
(https://goo.gl/DOmxbm).
2.6. Сервисы и инструменты для организации рефлексии
Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах. Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе планирования, выборе наибо- лее эффективных способов и приемов достижения поставленной цели.
Ситуативная рефлексия проводится, как правило, в процессе выполнения заданий и предназначена для выявления непосредственной включенности обу- чающегося в проблему или ситуацию, осмысление ее элементов, анализ проис- ходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь».
Ретроспективная рефлексия, как правило, служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности в конце занятия. Этот вид рефлексивной рабо- ты должен быть направлен на более полное осознание, понимание, обобщение и структурирование полученного опыта. В условиях дистанционного обучения особое место принадлежит ретроспективной рефлексии.