Файл: Федеральное агентство по образованию иркутский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 818

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Катетом шва kf задаются в пределах 8 – 16 мм. Принимая kf = 16 мм, определяем:

lb = lw + 1 = A7Ry/(2βfkfRwf γwf γc) =

= 123,2 ∙ 23 / (2 ∙ 0,7 ∙ 1,6 ∙ 18 ∙ 1 ∙ 1) + 1 = 70 cм.

Длина накладки l7 = 1050 + 700 = 1750 мм.

8.5.8. Прикрепление подкрановой консоли к колонне

Подкрановые балки под мостовые опорные краны опираются на колонны постоянного сечения через консоли из сварного двутавра (одностенчатые консоли) или двух швеллеров (двустенчатые консоли).

Консоль рассчитывается на давление F, приложенное с эксцентриситетом е, от двух сближенных кранов, расположенных на подкрановых балках.

Швы, прикрепляющие одностенчатую консоль, рассчитываются на действие момента М = Fе иперерезывающую силу Q= F.

Швы прикрепляющие консоль, состоящую из двух швеллеров, обнимающих колонну, рассчитываются на реакции, найденные как в одноконсольной балке:

F1=Fе/h;F2 = F(h + е)/h.

Пример 8.6. Проверить прочность сварного соединения одностенчатой консоли с колонной. Сталь класса С255. Сварка механизированная в среде СО2 сварочной проволокой марки Св-08Г2С диаметром 1,4 мм. Катет шва kf= 8 мм. К консоли приложена расчетная сосредоточенная сила F = 800 кН с эксцентриситетом (расстоянием от оси подкрановой балки до грани колонны) е = 350 мм. Размеры сечения консоли показаны на рис. 8.15.

Материал конструкций – сталь класса С255, имеющая расчетное сопротивление Ry= 24 кН/см2 при толщине свариваемых элементов от 10 до 20 мм (см. табл. 2.3);

Сварка механизированная с использованием проволоки Св-08Г2С по ГОСТ 2246-70*. Расчетные сопротивления сварных соединений при расчете: по металлу шва Rwf = 21,5 кН/см2; по металлу границы сплавления Rwz= 16,65 кН/см2 Коэффициенты проплавления, принимаемые для механизированной сварки при диаметре сварочной проволоки 1,4 мм и катетах швов 8 мм по табл. 3.4 равными βf= 0,9 и βz= 1,05. Коэффициенты условий работы соединения γwf = γwz = 1,0, конструкции γс= 1,0.

Сравниваем:

βfRwf = 0,9 ∙ 21,5 = 19,35 кН/см2 > βzRwz = 1,05 ∙ 16,65 = 17,48 кН/см2,

следовательно, сварные швы рассчитываем по металлу границы сплавления.


В месте прикрепления консоли действуют:

– изгибающий момент М = Fе = 800 ∙ 0,35 = 280 кН∙м;

– поперечная сила Q = F = 800 кН.


Рис. 8.15. Одностенчатая подкрановая консоль:

а – прикрепление консоли; б – геометрические характеристики сечения;

в – расчетные длины швов; г – эпюры напряжений в шве

Определяем геометрические характеристики сечения сварных швов в месте прикрепления консоли к колонне с учетом дефектов швов в начале и конце сварки 10 мм (рис. 8.15, в):

– суммарная расчетная длина швов, прикрепляющих один пояс:

lw,n= (bf1) + [bf(tw + 2kf + 2 ∙ 0,5)] =

= (25 – 1) + [25 – (1 + 2 ∙ 0,8 +1)] = 45,4 cм;

– площадь сварного шва у пояса

Aw,n = βfkflw,n = 1,05 ∙ 0,8 ∙ 45,4 = 38,14 см2;

– суммарная расчетная длина швов, прикрепляющих стенку,

lw,ст = 2(hw– 1) = 78 см;

– площадь сварного шва у стенки

Aw,ст = βzkflw,cт = 1,05 ∙ 0,8 ∙ 78 = 65,52 см2;

– общая площадь всех сварных швов

Aw = Aw,ст + 2Aw,n= 65,52 + 2 ∙ 38,14 =141,8 см2;

– момент инерции всех сварных швов относительно оси х-х

Iw = [2βzkf(hw1)3] / 12 + 2[Aw.n(hf/2)2] =

= [2 ∙ 1,05 ∙ 0,8 · (40 – 1)3] / 12 + 2 · [38,14 · (41,4 / 2)2] = 40989,9 см4;

– момент сопротивления швов

Ww = 2Jw/h = 2 ∙ 40989,9 / 42,8 = 1915,42 см3.

Срезающее напряжение в шве от М

τw,М = М/Ww = 28000 / 1915,42 = 14,62 кН/см2.

Срезающее напряжение в шве от Q

τw,Q = Q/Aw = 800 / 141,8 = 5,64 кН/см2.

Проверяем прочность сварного шва:



Прочность соединения консоли с колонной обеспечена.



Проверку напряжений в опорном сечении одностенчатой консоли допускается производить в предположении, что изгибающий момент воспринимается только полками, а поперечная сила – стенкой.

В этом случае угловые швы, прикрепляющие полки консоли, рассчитываются на усилие в полке:

Н = М/hf = 28000 / 41,4 = 676,33 кН,

где hf = htf = 42,8 – 1,4 = 41,4 см.

Проверяем прочность соединения:



Прочность соединения при катете шва kf = 8 мм не обеспечена.

Определяем требуемый катет шва

kf = Н/(βzlw,nRwzγwzγc) = 676,33 / 1,05 ∙ 45,4 ∙ 16,65 ∙ 1 ∙ 1 = 0,85 мм.

Принимаем катет шва, прикрепляющего пояса к колонне, kf= 9 мм.

Проверяем прочность сварных швов у стенки:



Условие выполняется.

Пример 8.7. Рассчитать прикрепление консоли из двух швеллеров (рис. 8.16). Сталь класса С255. Сварка механизированная (условия сварки – по данным примера 8.6). К консоли приложена расчетная сила F = 600 кН с эксцентриситетом е = 350 мм.

Определяем изгибающий момент в основании консоли:

М = Fе = 600 ∙ 0,35 = 210 кН∙м.

Из условия прочности работы консоли на изгиб находим требуемый момент сопротивления одного швеллера:

Wx, min = M/(2Ryγc) = 21000 / (2 ∙ 24 ∙ 1) = 437,5 см3,

где Ry = 24 кН/см2 – расчетное сопротивление стали С255 при толщине

фасонного проката свыше 10 мм (за толщину фасонного проката принимается толщина полки швеллера).


Рис. 8.16. Двустенчатая подкрановая консоль

По сортаменту ГОСТ 8240-93 принимаем ближайший номер швеллера

[40, имеющего Wx= 761 cм3 > Wx, min = 437,5 см3, толщину стенки d = 8 мм, толщину пояса t= 13,5 мм.

Определяем усилия:

F1 = Fе/h = 600 ∙ 0,35 / 0,4 = 525 кН;

F2 = F(h + е)/h = 600 (0,4 + 0,35) / 0,4 = 1125 кН.

Катет шва для прикрепления консоли к наружной ветви колонны

kf1 = F1/(2βzlw1Rwzγwzγc) = 525 / (2 ∙ 1,05 ∙ 39 ∙ 16,65 ∙ 1 ∙ 1) = 0,39 cм,


где lw1 = lw2 = h– 1 = 40 – 1 = 39 см – расчетная длина одного шва.

Принимаем сварной шов с катетом kf = 5 мм, что менее d = 8 мм и более kf,min = 4 мм при механизированной сварке более толстого из свариваемых листов от 6 до 10 мм (см. табл. 3.5).

Катет шва для прикрепления консоли к внутренней ветви колонны

kf2 = F2/(2βzlw2Rwzγwzγc) = 1125 / (2 ∙ 1,05 ∙ 39 ∙ 16,65 ∙ 1 ∙ 1) = 0,83 см.

Принимаем шов с катетом kf = 9 мм < kf,max = 1,2d = 1,2 ∙ 8 = 9,6 мм.

Прочность соединения консоли с колонной обеспечена.

Глава 9

КОМПОНОВКА СЕЧЕНИЯ И РАСЧЕТ

СПЛОШНОЙ СВАРНОЙ ПОДКРАНОВОЙ БАЛКИ

_____________________________________________________________

9.1. Особенности работы подкрановых балок

Главные особенности работы подкрановых балок:

– восприятие подвижной вертикальной нагрузки от крана, прикладываемой в любой точке по длине балки, а также оказывающей на нее динамическое воздействие;

– воздействие сравнительно больших сосредоточенных давлений от колес крана, передающихся через поясные швы на стенку балки и вызывающих ее смятие;

– наличие поперечных тормозных боковых сил, приводящих к изгибуверхней части балки в горизонтальной плоскости;

– на верхний пояс балки действует дополнительный крутящий момент, изгибающий стенку вследствие внецентренного приложения вертикальной нагрузки (при случайных смещениях рельса с оси подкрановой балки) и поперечных горизонтальных сил, приложенных в уровне головки рельса.

Нормы проектирования относят подкрановые конструкции к первой группе конструкций и регламентируют ряд специфических требований, которые необходимо учитывать при проектировании.

Пример 9.1. Подобрать сечение подкрановой балки составного двутаврового симметричного сечения под два электрических мостовых крана режима работы 5К грузоподъемностью Q = 100/20 т. Пролет цеха L = 30 м, шаг колонн В = 12 м. Ширина подкрановой части колонны hн = 1250 мм.

Нагрузки на подкрановую балку приняты по табл. 6.2: нормативные значения давления на колеса крана
Fкn1 = 450 кН и Fкn2 = 480 кН; вес тележки GТ = 410 кН; тип кранового рельса КР-120 (ГОСТ 4121-76*). Количество колес на одной стороне крана nо = 4. Материал конструкций – сталь класса С255 (температура эксплуатации t > –40 оС). Расчетное сопротивление R = 24 кН/см2 для толщины свариваемых элементов t ≤ 20 мм.

Поясные швы выполняются автоматической сваркой сварочной проволокой марки Св-08А диаметром d = 4 мм. Расчет швов производится по металлу границы сплавления: Rwz = 16,65 кН/см2; βz = 1,15; γwz = 1,0; γc = 1,0.

Коэффициент надежности по ответственности γn = 1,0.

9.2. Определение расчетных сил и усилий

Нагрузки от крана передаются на подкрановую конструкцию через колеса крана, расположенные на концевой балке кранового моста (см. рис. 7.2).

Схема крановой нагрузки приведена на рис. 9.1, а.