Файл: Федеральное агентство по образованию иркутский государственный технический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 828
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
торцевой поверхности (при наличии пригонки)
Расчетные сопротивления срезу и растяжению болтов
Основные размеры элементов подкрановых балок
Расчетные сопротивления растяжению фундаментных болтовRba
Рис. 9.1 К определению расчетных усилий в разрезной подкрановой балке:
г – схема загружения балки одним краном для определения прогиба
Проверка жесткости подкрановой балки выполняется на нагрузку от одного крана с коэффициентом надежности по нагрузке γf = 1 и без учета коэффициента динамичности.
Величина равнодействующей четырех сил, действующих на балку от одного крана (рис. 9.1, г):
R1 = 2Fkn1 + 2Fkn2 = 2 ∙ 450 + 2 ∙ 480 = 1860 кН.
Находим положение равнодействующей R1:
x= [Fkn1(4,6+5,4) – Fkn2 ∙ 0,8]/R1 = [450 ∙10 – 480 ∙ 0,8] / 1860 = 2 м.
Опорные реакции:
Fаn = R (6 – 1)/12 = 1860 ∙ 5 / 12 = 775 кН;
Fbn = R – Fаn = 1860 – 775 = 1085 кН.
Максимальный изгибающий момент
Мn,max = Fаn(4,2 + 0,8) – Fkn2 ∙ 0,8 = 775 ∙ 5 – 480 ∙ 0,8 = 3491 кН∙м.
Расчетное значение нормативного изгибающего момента
Мn = αМn,max = 1,05 ∙ 3491 = 3665,55 кН∙м.
Из условия жесткости, при полном использовании материала балки при загружении расчетной нагрузкой, высота балки равна:
где fu = 1/400l – предельно допустимый прогиб подкрановой балки, установленный из условия обеспечения нормальной эксплуатации кранов режимов работы 1К – 6К; fu = 1/500l – для 7К; fu = 1/600l – для 8К.
Окончательно высоту балки принимают с учетом ширины листов (с припуском для строжки кромок) или в целях унификации конструкций – кратно 100 мм.
Принимаем hb = 1500 мм и назначаем высоту стенки hw= 1460 мм, задаваясь толщиной полок tf = 20 мм.
Определяем минимальную толщину стенки из условия ее прочности на срез на опоре от расчетной поперечной силы:
tw = 1,5Qx/(hwRsγc) = 1,5 · 1677,5 / (146 · 13,92 · 1) = 1,29 см,
где Rs = 0,58Ry= 13,92 кН/см2.
Принимаем tw = 14 мм.
Проверяем необходимость постановки продольных ребер жесткости.
Условная гибкость стенки
следовательно, продольные ребра жесткости не требуются.
Определяем требуемые геометрические характеристики сечения:
– момент инерции сечения балки
– момент инерции стенки балки
– момент инерции поясов балки
– площадь сечения одного пояса
Af= If/ [2(hf/ 2)2] = 974407,5 / [2 (148 / 2)2] = 88,97 см2;
– ширина пояса
Учитывая ослабления верхнего пояса балки двумя отверстиями do = 23 мм под болты d = 20 мм для крепления подкранового рельса, ширину пояса принимаем несколько большей:
bf = 445 + 2 ∙ 23 = 491 мм.
По сортаменту принимаем пояс из листа 500×20 мм (см. табл. 3.9).
Состав сечения тормозной балки: швеллер № 30 с площадью сечения Аш = 40,5 см2, моментом инерции I1 = 327 см4, zo = 2,55 см; горизонтальный лист из рифленой стали 1050×6 мм с площадью сечения Ал = 63 см2; верхний пояс балки 500×20 мм с площадями сечения брутто Аf = 100 см2 и нетто Af,n = 90,8 см2.
Сечения подкрановой конструкции представлено на рис. 9.3.
Рис. 9.3
9.4. Проверка прочности и устойчивости балки
Проверка прочности балки. Вычисляем геометрические характеристики сечения балки:
– момент инерции сечения брутто
Ix = twhw3/12 + 2Af (hf/2)2 = 1,4 ∙1463 / 12 + 2 ∙ 100 ∙ (148 / 2)2 =
= 1458282,5 см4;
– момент инерции сечения нетто
Ix,n = twhw3/12 + 2Af,n(hf/2)2 = 1,4 · 1463 / 12 + 2 ∙ 90,8 ∙ (148/ 2)2 =
= 1357524,1 см4;
– момент сопротивления нетто верхнего пояса
Wx,А= 2Ix,n/h = 2 ∙ 1357524,1 / 150 = 18100,3 см3;
– момент сопротивления брутто нижнего пояса
Wx, н = 2Ix/h = 2 ∙ 1458282,5 / 150 = 19443,8 см3;
– статический момент полусечения относительно оси x-x
Sx = Af hf/2 + twhw2/8 = 100 ∙ 148 / 2 + 1,4 ∙ 1482 / 8 = 11130,3 см3.
Геометрические характеристики тормозной балки относительно вертикальной оси y-y:
– расстояние от оси подкрановой балки y0-y0 до центра тяжести
z = (Aшyш+ Aлyл)/(Aш + Aл + Af,n) =
= (40,5 ∙ 122,45 + 63 ∙ 70,5) / (40,5 + 63 + 90,8) = 48,6 см;
– момент инерции тормозной балки
Iy = 327 + 40,5 ∙ 73,852 + 0,6 ∙ 1052 / 12 + 63 ∙ 21,92 + 2∙453 / 12 +
+ 90,8 ∙ 48,62 = 538,957 см4;
– момент сопротивления тормозной балки для крайней точки верхнего пояса
Wy,А = Iy/(48,6 + 22,5) = 5380,57 / 71,1 = 7580,3 см3.
Проверяем прочность балки:
– по нормальным напряжениям в верхнем поясе (точка А):
Недонапряжение в балке составляет
что допустимо в составном сечении согласно СНиП [6].
– по нормальным напряжениям в нижнем поясе:
– по касательным напряжениям на опоре:
Проверяем прочность стенки балки при местном давлении колеса крана. Учитывая действия подвижной сосредоточенной нагрузки, передающей давление на стенку через верхний пояс в местах, не укрепленных ребрами жесткости, стенка подвергается местному давлению (рис. 9.4), что может привести к ее смятию:
где Fk– расчетная сосредоточенная нагрузка от колеса без учета коэффициента динамичности;
γf1 – коэффициент увеличения нагрузки на колесе, учитывающий возможное перераспределение усилий между колесами и динамический характер нагрузок, принимаемый равным:
1,6 – при кранах режима работы 8К с жестким подвесом груза,
1,4 – при кранах режима работы 8К с гибким подвесом груза,
1,3 – при кранах режима работы 7К,
1,1 – при прочих кранах;
lef– условная расчетная длина распределения сосредоточенной нагрузки Fk, зависящая от жесткости пояса с рельсом и сопряжения пояса со стенкой:
здесь с – коэффициент, учитывающий степень податливости сопряжения пояса и стенки: для сварных балок с = 3,25, для клепанных с = 3,75;
I1f– сумма собственных моментов инерции пояса и кранового рельса:
I1f= If+Ix,р= 50 ∙ 23 / 12 + 4794,22 = 4827,6 см4,
где Ix,р= 4794,22 см4 – момент инерции подкранового рельса КР-120, принятый по табл. 9.2.
В случае приварки рельса швами, обеспечивающими совместную работу рельса и пояса, за I1f принимают их общий момент инерции.
Проверяем стенку сварной балки на совместные действия всех напряжений на уровне верхних поясных швов по формуле
где σx = (Мx/Wx,А)hw/hб = (389090 / 18100,3) 146 / 150 = 20,92 кН/см2;
τ = QMSf/(Ix,ntw) = 347,72 ∙ 6719,2 / (1357524,1 ∙ 1,4) = 1,23 кН/см2 –
касательные напряжения в сечении с максимальным изгибающим моментом Мх, здесьSf = Af,n(hf/2) = 90,8 (148 / 2) = 6719,2 см3 – статический момент пояса относительно оси х-х.
Рис. 9.4. Местные напряжения в стенке подкрановой балки
под колесом крана
Таблица 9.2
Характеристики подкранового рельса по ГОСТ 4121-76*
Рельс | Момент инерции, см4 | Высота рельсаhp, мм | |
Ix,р | It | ||
КР-70 | 1083,25 | 253 | 100 |
КР-80 | 1523,69 | 387 | 130 |
КР-100 | 2805,88 | 765 | 150 |
КР-120 | 4794,22 | 1310 | 170 |
КР-140 | 5528,27 | 2130 | 170 |
Прочность стенки балки от воздействия местного крутящего момента Мкр (рис. 9.5) проверяем по формуле: