ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Кафедра физиологии и спортивной медицины
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОВ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося 505 группы по направлению подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (уровень бакалавриат)
(профиль Адаптивное физическое воспитание)
Сиряченко Светланы Владимировны
Заочная форма обучения
Научный руководитель:
к. биол. н., доцент
Бучацкая Ирина Николаевна
Великие Луки, 2021
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 5
1.1.Умственная отсталость и причины ее возникновения 5
1.2. Особенности формирования осанки и виды ее нарушений 8
1.3. Современные взгляды на использование подвижных игр в коррекционно-педагогической работе со школьниками, имеющими нарушения интеллекта 11
Глава 2. Методы и организация исследования 15
2.1. Методы исследований 15
2.2. Организация исследований 20
Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение 21
Выводы 33
Практические рекомендации 35
Список литературы 36
Приложение А 41
Приложение Б 42
Введение
В настоящее время научные данные указывают о том, что на протяжении обучения в младшей школе у детей с нарушениями интеллектуальной сферы показатели дефектов осанки возрастают в 5-6 раз [8, с.41]. Своевременно нескорректированные, они становятся причиной развития сколиотической болезни и негативно влияют на здоровье во взрослом возрасте [27, с.379]. Актуальной проблемой является своевременная профилактика и эффективная коррекция дефектов осанки в младшем школьном возрасте у детей с интеллектуальными нарушениями.
Нарушение осанки у детей с интеллектуальной недостаточностью приводит к снижению у них жизненной емкость легких, уменьшению экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У многих умственно отсталых школьников «мешковатая» осанка, движения неловкие, походка напряженная и неустойчивая, отмечается отставание в двигательных способностях, особенно, координационных [31, с.123].
Формирование правильной осанки детей школьного возраста с умственной отсталостью невозможно без правильно организованного, управляемого процесса физического воспитания. Как отечественные, так и зарубежные ученые занимаются проблемой коррекции и профилактики нарушений осанки, разрабатывают различные технологии ее формирования у детей младшего школьного возраста на основе их двигательной и познавательной функции [35, с.121-126; 11, с.54-58; 28, с.114-127; 38, с.93-101; 39, с.97-102; 37, с.153-160]. На занятиях по физической культуре для формирования правильной осанки у младших школьников с нарушением интеллекта применяют преимущественно средство коррекции и профилактики – специальные (корригирующие) упражнения [12, с.351; 18, с.297]. Тем не менее, меньше уделяют внимания на использование подвижных игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию и профилактику дефектов осанки у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Это и обусловило выбор данной темы исследования.
Объект исследования. Процесс коррекции и профилактики нарушений осанки у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования. Содержание коррекции и профилактики нарушений осанки у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости на основе применения игрового метода.
Рабочая гипотеза. Повышение эффективности коррекции и профилактики нарушений осанки детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости возможно посредством включения в занятия физической культуры подвижных игр и игровых упражнений.
Цель исследования. Обосновать содержание коррекции и профилактики нарушений осанки школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости игровым методом.
Задачи исследования.
1. Систематизировать и обобщить современные научно-методические знания и результаты практического опыта по проблеме использования подвижных игр для детей с нарушением интеллекта.
2. Выявить исходный уровень функционального состояния опорно-двигательного аппарата и физической подготовленности школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.
3. Разработать и апробировать коррекционно-оздоровительную методику для коррекции и профилактики нарушений осанки у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости игровым методом.
4. Оценить эффективность применения игрового метода, направленного на коррекцию и профилактику нарушений осанки у школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Глава 1. Обзор литературы
-
Умственная отсталость и причины ее возникновения
Среди многих проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, проблема умственной отсталости занимает особое место. Проблема эта чрезвычайно актуальна, поскольку все большему числу детей уже на первом году жизни ставится диагноз «умственная отсталость». Это общечеловеческая проблема, с которой встречаются родители во всех странах. К сожалению, такие дети будут рождаться и в дальнейшем. По данным ВОЗ, число людей с нарушениями интеллектуального развития достигает примерно 1% (при некотором преобладании лиц мужского пола) [30, с.22].
Под умственной отсталостью (отклонением психофизического развития) ученые понимают стойкие нарушения познавательной деятельности человека, обусловленные органическим повреждением головного мозга в период пренатального развития или детском возрасте (до 18 лет). Наиболее типичной моделью психического недоразвития считается олигофрения. Термин «олигофрения» объединяет группу болезненных состояний, различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям. Они характеризуются общим психическим недоразвитием с доминирующим интеллектуальным дефектом и отсутствием прогредиентности [30, с.22].
На современном этапе развития биологических наук ученые все больше склоняются к генетическим причинам этиологии заболевания олигофренией. К этим факторам относят патологию хромосомного набора, которая обуславливает более 50% случаев возникновения умственной отсталости различной степени тяжести. Наряду с генетическими (эндогенными) факторами существуют и экзогенные факторы риска развития олигофрении, связанные с поражением головного мозга в период пренатального развития, в грудном возрасте, а также в раннем детстве (до 2 лет). Клинико-психологическая структура олигофрении обусловлена необратимым недоразвитием мозговых структур, в частности коры больших полушарий [15, с.217-218].
В 1965 г. А. Сухаревой сформулированы два основных клинико-психологических закона олигофрении: закон тотальности нервно-психического недоразвития; закон иерархичности недоразвития психической сферы. Под «тотальностью» автор понимает недоразвитие всех нервно-психических и, в определенной степени, соматических функций, начиная от недоразвития внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, сенсорной, моторной, эмоциональной сфер, высших психических функций, особенно мышления, речи, личности в целом. Иерархичность недоразвития психической сферы проявляется в более тяжелом поражении филогенетически новейших новообразований. В частности, моторика и эмоционально-волевая сфера оказываются более сохранными, чем внимание, мышление и интеллект. С другой стороны, психические функции, развитие которых связано, по большей части, с социальным влиянием, являются более пластичными и формируемыми [15, с.218-219].
В международной практике оценка степени интеллектуального дефекта осуществляется по количественным показателям IQ, которые обеспечивают определение актуального уровня знаний и умений. Однако, использование интеллектуальных тестов не позволяет осуществить качественный анализ дефекта, затрудняет прогнозирование дальнейшего интеллектуального развития. С помощью IQ не всегда можно дифференцировать легкую умственную отсталость и социально-педагогическую запущенность, особенно в случаях, не диагностированных сенсорных дефектов. Доказано, что умственная отсталость осложняется недоразвитием одной или нескольких сенсорных систем. Игнорирование зрительных и слуховых аномалий затрудняет формирование психических функций лиц с умственной отсталостью, углубляя психическое и социальное недоразвитие [5, с.35].
В соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10), принятой ВОЗ, выделяют четыре степени умственной отсталости: легкая - дебильность (уровень IQ от 50-55 до 70); умеренная - имбецильность (IQ от 35-40 до 50-55); тяжелая - тяжелая умственная субнормальность (IQ от 20-25 до 35-40); и глубокая - идиотия (IQ ниже 20-25) [17].
В соответствии с DSM-IV различают четыре степени тяжести задержки умственного развития в диапазоне IQ [17] (Таблица 1).
Таблица 1 - Степени тяжести задержки умственного развития по классификации DSM-IV [17]
Диагностированный уровень задержки умственного развития | Соответствующий диапазон IQ |
Незначительное отставание | от 50-55 до примерно 70 |
Умеренное отставание | От 35-40 до 50-55 |
Тяжелое отставание | От 20-25 до 35-40 |
Глубокое отставание | Ниже 25 |
В настоящее время имеется и другая классификация, основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности. В данной классификации различают три основные группы: дебильность, имбецильность и идиотия [16, с.44-45], которым соответствуют три уровня или степени отсталости: легкая (IQ составляет 50-69), умеренная (IQ равен 20-49), тяжелая или глубоко выражена (IQ ниже 20). В свою очередь, в группе имбецилов в отечественной дефектологии, выделяют детей с умеренной умственной отсталостью (IQ составляет 35-49) и детей с выраженной умственной отсталостью (IQ от 20-25 до 34-39).
Наблюдения за динамикой психического развития детей с умственной отсталостью показывают, что признаки недоразвития проявляются на всех этапах онтогенеза, а степень выраженности пропорциональна глубине органического поражения мозга, интенсивности и экстенсивности корковой недостаточности. В частности, первый год жизни характеризуется задержкой формирование перцептивных функций, развития моторики, которые проявляются в замедлении статических и локомоторных навыков. В 2-3-летнем возрасте умственно отсталые дети характеризуются задержкой в формировании навыков самообслуживания, недоразвитием речевых функций, игровой деятельности. В дошкольном и школьном возрасте четко прослеживается недостаточность интеллектуальной деятельности, также наблюдается значительные трудности в овладении начальными элементами сюжетно-ролевой игры, чтения и счета. Именно игровая деятельность детей-олигофренов демонстрирует динамику нарушений психического развития [3, с.161; 10, с.148-149].
Таким образом, наиболее типичной моделью психического недоразвития ученые считают олигофрению, которая характеризуется общим психическим недоразвитием, преобладанием интеллектуального дефекта и отсутствием прогредиентности. Среди причин возникновения заболевания выделяют эндогенные (генетические) и экзогенные факторы риска развития олигофрении. Клинико-психологическая структура олигофрении обусловлена необратимым недоразвитием мозговых структур, в частности, коры больших полушарий. В структуре олигофрении ученые выделяют легкую, умеренную, тяжкую и глубокую умственную отсталость. Наиболее распространенными являются легкая и умеренная умственная отсталость. Умственная отсталость часто осложняется недоразвитием одной или нескольких сенсорных систем, а также нарушениями опорно-двигательного аппарата.