Файл: Лекции Архитектура гражданских зданий.pdf

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 4975

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

В современных городах применяют разнообразные виды массового уличного транспорта:

трамвай,  троллейбус,  автобус,  такси.  В  крупнейших  городах  огромное  значение  имеет

метрополитен. В  качестве  перспективных  видов  городского  транспорта  можно  назвать

вертолеты, монорельсовые  дороги, транспортеры  и  движущиеся  тротуары. Эффективная

организация  современного  городского  транспорта  предъявляет  повышенные  требования  к

устройству и оборудованию городских путей сообщения — магистралей.

 Другой не менее важной задачей при проектировании системы улиц и площадей является

организация пешеходного движения. В современных (особенно больших и крупных) городах с

интенсивным  транспортным  движением  положение  пешеходов  на  улицах  города  стало

небезопасным  и  неудовлетворительным  с  санитарно-гигиенической  точки  зрения. В  связи  с

этим выдвигается новая градостроительная задача — разделение транспортного и пешеходного

движения, организация изолированных от транспорта, хорошо озелененных пешеходных улиц

прогулочного, торгового и культурно-зрелищного назначения. Именно на этих улицах следует

концентрировать  общественные  и  культурно-бытовые  учреждения, а  не  в  зонах

напряженных  транспортных  магистралей, как  это  делалось  до  сих  пор. Транспортные

магистрали  будут проходить  параллельно, чтобы пешеходные  улицы находились поблизости

от  остановок  общественного  транспорта. Такому  решению  способствует  прогрессивная

структура современного города с четким выделением жилых районов и микрорайонов.

УЛИЦЫ

В  современном  городе  сеть  улиц  и  дорог  должна  представлять  единую  систему  путей

сообщения, обеспечивающую   удобные транспортные и


background image

27

пешеходные связи всех его элементов, как внутренних, так и с прилегающей территорией

пригородной зоны и внешними автомобильными дорогами.

Удобное  обслуживание  населения  городским  транспортом, достаточно  высокая  скорость

движения, полная безопасность и экономичность могут быть достигнуты при условии: строгой

дифференциации улиц по назначению и видам движения транспорта; правильной организации

пересечений магистралей с интенсивным движением транспорта; рационального размещения

магистралей  и  остановок  общественного  транспорта  на  них; прямолинейности  основных

магистралей. В планировке города огромное значение имеет четкая классификация улиц по их

назначению. Отнесение  улицы  к  той  или  иной  категории  определяет  ее  профиль, тип

покрытия, характер  застройки. Разделение  улиц  на  категории  осуществляется  на  основании

учета  следующих  признаков: назначение  улицы  в  плане  города; движение  транспорта  и

пешеходов; состав транспортного потока; расчетная скорость движения.

По  действующим  нормам  все  улицы  и  дороги  населенных  мест  по  своему  назначению

разделяют  на  категории: скоростные  дороги; магистральные  улицы  общегородского  и

районного значения; улицы и дороги местного движения: жилые, промышленных и складских

районов (производственных зон), проезды; пешеходные дороги.

 Схема построения уличной сети

города

:

/  — городская  скоростная

дорога;

2—магистральная

улица 

общегородского

значения;

3

то  же,

районного  значения; 

жилая 

улица; 5

пешеходная  аллея;

6

остановка 

общественного

транспорта; 7 — автостоянка

общего  пользования; 

общественный центр


background image

28

Схемы поперечных профилей скоростных дорог:

а — в одном уровне с защитной полосой зелени; б — в выемке

Скоростные дороги служат для транспортной связи между отдаленными районами города

и внегородскими автомобильными дорогами.

Городская дорога в отличие от улицы не имеет непосредственной связи с окружающей ее

застройкой. Пешеходное  движение  по  ней  исключается. Если  такая  дорога  проходит  в

пределах  селитебной  территории, то  граница  ее  проезжей  части  должна  быть  удалена  от

застройки не менее чем на 50 м, а застройка защищена густым массивом зелени. Скоростная

дорога может размещаться также в выемке, туннеле или на эстакаде.


background image

29

Скоростная  дорога  должна  обеспечить непрерывность  движений, транспорта. Поэтому

проектируют  ее  с  ограниченным  количеством  примыканий  магистральных  улиц  или

примыкания  осуществляют  в  разных  уровнях. Новые  жилые  районы  не  рекомендуется

пересекать скоростными дорогами. Их рационально прокладывать по периферии города.

Наиболее  ответственные  функции  в  системе  города  выполняют магистральные  улицы,

по  которым  идет  основной  поток  движения  массового  городского  транспорта. Улицы

общегородского транспортного значения образуют систему главных магистральных улиц,

которая  дополняется  примыкающими  к  ним  второстепенными  магистральными  улицами

районного  значения,  служащими  для  транспортной  связи  внутри  района  или  между

соседними  районами.  Размещение  этих  улиц  в  плане  города  в  значительной  мере

определяет  удобство  пользования  транспортом, технические  и  экономические  условия

его  эксплуатации. Оно  диктует  расположение  остановок  общественного  транспорта,

которые  должны  обслуживать  население  в  радиусе  пешеходной  доступности  не  более

100—500 м. Исходя  из  этого, расстояние  между  магистралями  обычно  принимается  в

пределах 700—1000 м. Наметившееся  за  последнее  время  стремление  к  укрупнению

межмагистральной  территории  вызывает  некоторое  увеличение  этого  расстояния, что не

всегда оправдано.

Поперечный  профиль  магистральных  улиц  устанавливают  в  зависимости  от  величины

города, расчетной интенсивности движения всех видов городского транспорта и пешеходов,

преобладающей этажности застройки, условий рельефа, способа отвода поверхностных вод,

расположения подземных коммуникаций.

Элементами профиля улицы являются: проезжая часть, тротуары, полосы озеленения.

Ширину  проезжей  части  определяют  с  учетом  интенсивности  движения  и  состава

транспортного  потока. При  смешанном  потоке  каждому  виду транспорта, отличающемуся

скоростью движения, предоставляется отдельная полоса проезжей части. Чем выше скорость

транспорта, тем наиболее удаленной от тротуара полосе он размещается.

   

Ширина  одной  полосы  для  автомобильного  транспорта  принимается 3,5—3,75 м  для

общегородских магистралей и 3,5 м — для районных. Минимальное количество полос — 4.

     

Трамвайное  полотно  может  быть  расположено  в  одном  уровне  с  проезжей  частью  или

обособлено в средней или боковой части улицы.


background image

30

     Обычно проезжая часть располагается посредине улицы. При проектировании магистрали с

интенсивным  движением (порядка 1000 и  более  автомобилей  в  час  в  одном  направлении)

целесообразно  выделять  транзитную  проезжую  часть  с  изолированными  от  нее  местными

проездами шириной 6,5—7 м для транспортного обслуживания прилегающих тер риторий.