Файл: Лекции Архитектура гражданских зданий.pdf

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 4974

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

Местные  проезды  следует  отделять  от  проезжей  части  магистральных  улиц  полосой

зеленых  насаждений  шириной  не  менее 6 м. Если  улица  проектируется  с  разделительной

полосой  или  трамвайным  полотном  по  оси, то  устраивают  две  односторонние  проезжие

части  по  обе  стороны  зеленой  полосы  или  трамвайного  полотна. В  некоторых  случаях

возможно  и  асимметричное  решение, с  боковым  расположением  озеленения  или

трамвайного полотна.


background image

32

Ширина  тротуаров  принимается  кратной  одной  полосе  движения, равной 0,75 м, и

должна быть не менее 4,5 м для общегородских магистралей и 3 м — для районных.

При  размещении  у  края  тротуара  мачт  освещения, опор  контактной  сети,

светофоров и т. п. эту ширину увеличивают на 0,5—1,2 м. Необходимость  в  такой  полосе

отпадает, если  между  тротуаром  и  проезжей  частью  предусматривается  полоса  газона,

где и размещают это оборудование.

Ширину  тротуаров  у  вокзалов, кинотеатров, универмагов  и  других  крупных

общественных зданий следует увеличивать до 6—9 м.

В профиле  магистральной  улицы  большое  значение  имеет  правильное  расположение

полос  озеленения, которое  предназначено  для  защиты  застройки  и  пешеходов  от

неблагоприятного воздействия транспорта.

Разделительные  полосы озеленения  располагают  между  проезжей  частью и тротуаром

(шириной не менее 2 м), между основной проезжей частью и проезжими частями местного

движения (шириной  не  менее 6 м), между  проезжими  частями  для  разделения  встречного

движения (шириной не менее 3 м).

Общую  ширину  магистральных  улиц  в  пределах  красных  линий  следует  принимать  не

менее: 45 м — для улиц общегородского и 35 м —районного значения. Следует иметь в виду,

что  ширина  проезжей  части  магистральной  улицы  определяет  пропускную  способность  ее

лишь до известного предела. Излишества в ширине на определенной стадии могут привести

к обратному результату — дезорганизации и снижению безопасности движения.

Скорость  движения  транспорта  на  улицах  больших  городов  лимитируется  не  столько

шириной  проезжей  части, сколько  перекрестками. Из-за  частых  пересечений  магистралей

улицами движение транспорта осуществляется волнами от светофора к светофору. В связи с

этим магистральные улицы городского значения необходимо проектировать, как правило, с

минимальным количеством перекрестков, делая их на расстоянии не менее 800—1000 м, и с

развязкой движения в двух уровнях.

Организацию  движения  транспорта  на  магистралях  нельзя  рассматривать  отдельно  от

движения пешеходов, которое на некоторых пересечениях достигает большой интенсивности и

создает  немалые трудности, сковывая  движение  транспорта. Поэтому  на  таких  пересечениях

необходимо  отделить  поток  пешеходов  от  потока  транспорта. В  современном


background image

33

градостроительстве  оно  достигается  устройством  пешеходных  туннелей, перекидных

мостиков, эстакад. Выбор  конструкции  перехода  зависит  от  конкретных  условий  места

пересечения и интенсивности потоков. Магистральные  улицы застраивают общественными

зданиями и жилыми домами, располагаемыми с отступом от красной линии не менее 6 м.

Перед  зданиями  устраивают  зеленые  защитные  полосы. Защитному  озеленению

магистральных  улиц  с  интенсивным  движением  транспорта  следует  уделять  особое

внимание, так как оно способно значительно улучшить условия жизни и работы в зданиях,

выходящих на эти улицы.

Улицы  и  дороги  местного  движения служат  для  транспортной  и  пешеходной  связи

микрорайонов  между  собой  и  с  магистральными  улицами, для  транспортной  и

пешеходной  связи  промышленных  предприятий  и  складов  с  магистральными  улицами.

Улицы  и  дороги  местного  движения  не  предназначены  для  регулярного  движения

общественного  транспорта, они  используются  для  эпизодического  проезда  легковых  и

грузовых автомобилей.

Пешеходные  дороги предназначаются  для  пешеходной  связи  на  территории  жилых

комплексов  и  с  общественными  центрами, пунктами  культурно-бытового  обслуживания, с

местами  приложения  труда, остановками  общественного  транспорта. К  пешеходным

дорогам относятся также прогулочные аллеи в парках и лесопарках.

В  каждом  городе  особенно  следует  выделить  главную  улицу. Главные  улицы

располагаются  в  центральной  части  города  и  обычно  направляются  к  административно-

общественной  площади. Такие  улицы  застраивают  зданиями  общественных  учреждений,

театров, крупных  кинотеатров, специализированных  магазинов, художественных  салонов,

ресторанов, кафе и т. д.

В  силу  своего  назначения  застройка  главных  улиц  привлекает  большое  число

посетителей как в дневное, так и в вечернее время. Главные улицы являются излюбленным

местом прогулок. В дни всенародных празднеств, торжественных встреч героев и знатных

людей  страны  по  главным  улицам  проходят  массовые  демонстрации, направляющиеся  к

центральной  площади, здесь  же  происходят  народные  гулянья, праздничные  торжества.

Учитывая  такое  назначение, при  планировке  главных  улиц  необходимо  освободить  их  от

массового  транспорта, пропуская  его  в  обход  по  ближайшим  параллельным  улицам  так,

чтобы обеспечить  удобную пешеходную связь улицы с остановками транспорта в пределах

до 500 м.


background image

34

В  противоположность  магистральным  улицам, где  основным  составным  элементом

является  проезжая  часть, на  главных  улицах  следует  основное  внимание  уделять

пешеходным путям. Здесь уместны широкие тротуары с полосами деревьев и декоративной

зелени, бульвары или зеленые эспланады, разбитые по центральной оси  улицы или между

тротуаром и проезжей частью.

В  современных  городах  часто  выделяют  улицы, специально  предназначенные  для

размещения  предприятий  торговли, общественного  питания, бытового  обслуживания.

Такие  улицы  создают  большие  удобства  для  населения, так  как  представляют

возможность с минимальной затратой времени сделать все необходимые покупки.

Торговые  улицы, так  же  как  и  главные, должны  быть  освобождены  от  массового

городского  транспорта  и  иметь  удобные  короткие  подходы  от  его  остановок. Здесь

необходимо предусмотреть места для стоянок автомобилей.

Основным  элементом  таких  улиц  являются  тротуары. Проезжая  часть  делается

минимальной  ширины, так  как  пешеходы  должны  иметь  возможность  легко  обозревать  и

пересекать  улицу. В  некоторых  южных  го-попах  Европы  и  Америки  такие  улицы

перекрывают  легкими  тентами  для  зашиты  от  солнца  и  дождя.  Декоративное  озеленение,

небольшие  водоемы  и  фонтаны  улучшают  их  микроклимат  и  создают  уютные  уголки  для

кратковременного отдыха.


background image

35

Поперечные профили улиц:

а —парковая дорога; б — набережная

При расположении города на берегу моря, реки или озера большое значение приобретают

улицы  на  набережных. Отличительной  особенностью  таких  улиц  является  односторонняя

застройка  и  свободное  обозрение  больших  водных  пространств. Улицы, трассируемые  по

набережным, обычно  хорошо  озеленяют  и  используют  как  место  для  прогулок. Основной

инженерной  характеристикой  всех  улиц  является  их  поперечный  профиль, продольные  и

поперечные уклоны, конструкция покрытия.

Продольные  уклоны  улиц  и  дорог  лимитируются  необходимостью  стоков  атмосферных

осадков  и  безопасностью  движения  транспорта. Эти  уклоны  определяют  в  зависимости  от

категории улицы и типа дорожного покрытия (табл. 1).

Т а б л и ц а   1

Зависимость уклонов проезжей части улиц и

дорог от типа дорожного покрытия

Продольные уклоны и наименьшие радиусы кривых в плане по оси проезжей части улиц

назначают в зависимости от их категории и определяют по табл. 2.