ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мнению Б.Ц. Бадмаева, интерактивным, является "обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий".
По мнению Д.А. Махотина, интерактивная деятельность, предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
По мнению Е.В. Коротаевой, интерактивное обучения, необходимо рассматривать как многомерное явление, поскольку оно решает одновременно три задачи:
-учебно-познавательную (предельно конкретную);
-коммуникативно-развивающую (связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном);
-социально-ориентированную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).
Автор при этом, отмечает что, интерактивное обучение - это "процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем".
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т.д.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Совместная деятельность учеников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
В реальной практике обучения учитель нацелен в основном на решение учебной задачи. Такое смещение учебного взаимодействия оправдано при традиционном способе обучения. Но при организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит от благоприятного эмоционального климата микрогруппы. И.А. Зимняя называет это психологическим контактом, или общностью психического состояния, вызванной и вызывающей взаимопонимание в совместной деятельности, связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сторон взаимодействия. Формирование групповой общности начинается уже на этапе объединения учащихся в группы.
Таким образом, задачами интерактивного обучения являются:
-пробуждение у обучающихся интереса;
-эффективное усвоение учебного материала;
-самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
-установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
-формирование у обучающихся мнения и отношения;
-формирование жизненных и учебных навыков;
-выход на уровень осознанной компетентности ученика.
Структура урока при использовании методов и приемов интерактивного обучения состоит из 8 этапов.
-
Мотивация. При организации этого этапа необходимо менять способы мотивации от одного занятия к другому. -
Целеполагание. Сообщение целей учащимся позволяет дальнейшую деятельность сделать целенаправленной. Педагог учит учащихся формулировать цели урока. -
Предоставление новой информации. Этот этап позволяет отобрать то, что учащиеся знают, а что им незнакомо и непонятно. -
Интерактивные методы и приемы. В их качестве практикуется работа в малых группах. Наилучшим вариантом является наличие в каждой группе учащихся с разным уровнем информативности, что позволяет обучающимся дополнять и обогащать знания друг друга. Каждая группа должна выступать кратко и наиболее информативно. -
Новый продукт. Учитывая усвоенный учащимися объём информации им даётся возможность сделать свои выводы и выразить свою точку зрения. -
Рефлексия. На этом этапе предполагается подведение итогов проделанной деятельности учащихся. Этот этап позволяет учащимся выделить новые усвоенные знания, и определить в каких случаях они могут быть применены. -
Оценивание. Сложность этого этапа заключается в том, что оценка должна стимулировать учащихся для дальнейшей работы. -
Домашнее задание. После проведения урока с использованием интерактивных методов обучения даются задания, которые предполагают творческое переосмысление изученного материала.
Занятия, построенные на интерактивных технологиях, вызывают заметный интерес среди учащихся, прежде всего из-за нарушения привычного и надоевшего порядка работы на занятиях, позволяют каждому стать активным участником учебного процесса, а не быть в роли пассивного слушателя.
Преимуществом интерактивного обучения является вовлечение в активную работу всех обучающихся, в то время как в традиционном обучении педагог опирается на более сильного ученика, который быстрее усваивает материал, в то время как слабый "отсиживается" на занятии.
Интерактивное обучение не заменяет лекционные занятия, но способствует лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формирует мнения, отношения, навыки поведения. Обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение, высокую мотивацию, прочность знаний. А так же творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов и методик.
Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися, поэтому только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала позволяет, каждому вносить свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Интерактивный метод ("inter" - это взаимный, "act" - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо или чем-либо. Интерактивные методы и приемы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем и друг с другом, но и с компьютером, интерактивной доской и другими интерактивными средствами.
"Интерактивное педагогическое взаимодействие - это усиленная целенаправленная деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития" (С. Кашлев)
Термин "интерактивные методы" связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: первая группа - обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа - бескомпьютерное - специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивные методы исключают доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Интерактивные методы и приемы обучения позволяют решать следующие задачи:
-активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
-повышение познавательной мотивации;
-обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
-развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
-воспитание лидерских качеств;
-умение работать с командой и в команде;
-принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Необходимыми условиями организации интерактивного обучения являются:
-высокий уровень квалификации учителя;
-позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
-сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
-многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
-включение мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся;
-применение мультимедийных технологий.
-доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
-демократический стиль;
-сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
-опора на личный (педагогический) опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
-многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
-включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Основные правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.