Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Тарнацкая Ксения Евгеньевна Студент группы 1эв8 Вариант 1 Курс 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целом, аналитический метод очень важен для философской практики, потому что он предоставляет подход к явлениям и объектам, который позволяет наиболее полно раскрыть их структуру и связь с другими понятиями. Это делает этот метод полезным инструментом для знания и практики в различных областях знаний, включая науку, образование и философию.
2.3 Исторический метод и его роль в развитии философии
Исторический метод – это методологический подход, основанный на изучении и осмыслении исторических фактов и событий в контексте их времени и среды, с целью понимания и постижения сущности явлений. Иногда этот метод применяется в качестве инструмента для выявления закономерностей, связей и причинно-следственных связей на уровне исторических процессов и эволюции философии.
Исторический метод имеет важное значение в развитии философии. Главным образом, он позволяет понимать, что именно приводило к тому, как философия развивалась в прошлом и как она пришла к своему состоянию настоящего времени. Исторический метод дает возможность изучать историю философии в ее целостности и раскрытии культурных, технологических и идеологических факторов, оказывающих влияние на ее философский контекст.
Более того, использование исторического метода в философии позволяет избежать ошибок, связанных с предрассудками, стереотипами и идеализацией истории, которые могут искажать понимание прошлого. Он также дает возможность оценить значения функций разных течений, их тренды и содержание их философских систем.
Исторический метод также широко используется в сравнительной философии, которая является сопоставительным анализом философских традиций и систем различных культур и наций. Это позволяет выявить общие черты и различия между ними. Сравнительная философия позволяет понять, что есть в основе философских учений разных культур, их смысл и ценности, которые могут быть полезны в дальнейшем развитии человечества.
Кроме того, использование исторического метода помогает философии обрести вектор развития, в котором контекст исторических событий передает свою идеологическую традицию на будущее. Он также дает возможность изучения истории философии не только на уровне отдельных авторов и их учений, но и на уровне наиболее общих движений и направлений в философской мысли.
Таким образом, исторический метод играет важную и неотъемлемую роль в развитии философии. Он позволяет понимать, как философия развивалась в прошлом и влияла на настоящее, а также как различные культуры и нации внесли свой вклад в философский дискурс.
3 Структура философского знания
3.1 Основные направления философии и их характеристика
Философия включает в себя множество направлений, каждое из которых имеет свой характерный вид понимания мира и человеческого бытия.
Одно из основных направлений философии - метафизика, которая занимается изучением фундаментальных вопросов о сущности, структуре и причинах бытия. Метафизика исследует такие понятия, как бытие, небытие, субстанция, причина, временность, пространство, свобода и необходимость. С точки зрения метафизики, мир состоит из субстанции, которая является основой всего существующего. Метафизика также занимается исследованием возможности существования Бога, как высшего принципа бытия.
Другое направление философии - онтология - рассматривает фундаментальные понятия о существовании, отношениях между сущностями и принадлежности предметов к определенным классам. Онтология также занимается вопросами о том, какого вида существование у различных объектов реальности: материальных и идеальных, осознаваемых и неосознаваемых.
В этике философия обращается к вопросам нравственности и морали, исследует основные принципы морального поведения и предлагает модели поведения, которые могут привести к совершенствованию человеческой жизни.
Философия познания или эпистемология занимается исследованием понятия знания и процессов получения знаний. Это направление занимается вопросами о том, какие методы и как мы получаем новые знания, и что можно считать источниками знаний.
В целом, философия имеет невероятно широкий спектр направлений. Каждое из них раскрывает существенные аспекты сущности, природы и знания, основные принципы мировоззрения, создавая углубленную картину действительности.
3.2 Система категорий и понятий в философии
Система категорий и понятий является основой философского мышления и присутствует во всех его направлениях. Она представляет собой множество понятий, которые отражают сущность мира и отношения между различными объектами и явлениями в нем. Система категорий и понятий в философии состоит из нескольких основных категорий, таких как материя, дух, пространство, время, свобода и необходимость, организация, бытие и сущность, и т.д. Каждая из них имеет свои характерные особенности и определяет своеобразие философской концепции.
В философии существует несколько направлений, которые имеют свои системы категорий и понятий. Например, для материалистической философии характерна категория материи, а для идеалистической – категория идеи. Некоторые философские школы используют понятия, которые характерны только для них, например, в феноменологии есть понятие "интенциональность".
Категории и понятия в философии имеют сложную структуру и связаны между собой. Например, категория материи не может быть рассмотрена без связанных с ней понятий, таких как пространство, время, движение, энергия. В свою очередь, понятие времени связано с понятием изменения, а понятие изменения – с понятием причинности.
Система категорий и понятий в философии также связана с методологией научного познания. Философия рассматривает основы научной методологии и пытается понять, какие принципы лежат в основе познания. Так, Н.С. Трубникова в своей книге "Основы научной методологии" определяет основные категории научной методологии как результативность, объективность и системность. Она утверждает, что научная методология должна основываться на системе категорий, которые отражают объективную реальность и могут обеспечить результативное познание.
Таким образом, система категорий и понятий является основой философского мышления, которая определяет концепции различных философских направлений. Категории и понятия взаимосвязаны, и их изучение имеет большое значение для понимания сущности мира и методов научного познания.
3.3 Концепция мира и человека в философии
Концепция мира и человека является одним из самых важных вопросов философии. В разных философских школах и течениях могут быть различные подходы и взгляды, но все они стремятся ответить на вопросы, куда мы идем, кто мы есть и что такое мир.
Одним из ключевых вопросов, которые задает философия, является вопрос о смысле жизни. Каждый человек сталкивается с этим вопросом и каждый пытается на него ответить. Согласно В.Ф. Асмусу, в этом вопросе главным является «проблема осмысления существования и попытка превозмочь обдумывающее нескончаемые трудности существования».
Концепция мира и человека в философии тесно связана с вопросом о познании мира. На протяжении всей истории философии были различные подходы к проблеме познания. Некоторые философы считают, что знание соответствует объективной действительности, другие считают, что знание субъективно. Некоторые философы отвергают проблему познания в целом.
Поскольку люди являются субъектами узнавания, концепция мира и человека тесно связана с этой проблемой. Людям необходимо познавать мир, чтобы выживать и функционировать в нем. Но что такое мир? Философы предлагают различные ответы. Кто-то считает, что мир объективен и существует сам по себе, кто-то считает, что мир создается субъектами познания. Однако большинство философов согласны, что мир и человек тесно связаны.
Традиционно, концепция мира и человека в философии была разделена на несколько разных тем. Общая концепция мира включает в себя вопросы о сущности природы, смысле мира, времени и пространстве. Общая концепция человека включает в себя вопросы о смысле человеческого бытия, свободе выбора, ответственности, социокультурной окружающей среде и т.д.
Одним из основных мировоззрений является гуманизм. Он утверждает, что центром мира и философии должен быть человек и его самосознание, а также акцентирует внимание на личности и культуре народа. Идеи гуманизма были формулированы в эпоху Ренессанса и с тех пор стали влиятельными в философии и культуре. Гуманизм признает человека именно как человека и его свободу, и автономию в переделе своей жизни.
Также в философии существует ряд других концепций мира и человека, таких как метафизика, диалектика и феноменология. Метафизика занимается вопросами о бытии, онтологии и абстрактных концепциях. Диалектика занимается рассмотрением противоречий в философии и в мире в целом. Феноменология изучает образы и восприятия мира с целью постижения его смысла и значения.
В заключение, концепция мира и человека в философии является одной из самых важных тем. Каждая философская школа и течение стремится ответить на вопросы о смысле жизни, мира и познания. Различные концепции мира и человека могут иметь свои уникальные характеристики, но все они объединяются в стремлении подходить к миру и человеку с разных сторон для получения полного представления о них.
4 Особенности философского знания
4.1 Философия как рефлексивная наука
Философия, согласно В.Ф. Асмусу, является рефлексивной наукой, то есть наукой, которая исследует объекты исследования других наук, а также саму науку и ее методы. Она направлена на поиск абсолютных истин и понимания устройства мира и места человека в нем.
И.В. Фролов, в своей книге "История философии", отмечает, что философия разрабатывает всеобщие принципы и законы, необходимые для понимания мира и существования человека в нем. Она занимается вопросами о сущности,
источнике и целях всего существующего, а также о формах, методах и критериях познания.
Философия также рассматривает вопросы смысла и ценности жизни. Н.С. Трубникова, в своей книге "Основы научной методологии", подчеркивает, что философия, как рефлексивная наука, занимается критическим анализом научных методов и подходов, а также разрабатывает общие методологические принципы для всех наук.
Таким образом, философия как рефлексивная наука является неотъемлемой частью научной деятельности, она помогает нам понять природу мира, человека и нашего познания, и предлагает общие принципы для научных исследований.
4.2 Проблемы свободы воли и ответственности в философии
В философии одной из наиболее важных проблем являются проблемы свободы воли и ответственности. Эти понятия связаны между собой тесной взаимосвязью.
Понятие свободы воли связано с возможностью человека самостоятельно выбирать свои поступки и поведение, не завися от внешних обстоятельств. В философии данный вопрос был активно обсужден еще с древности. Так, Аристотель утверждал, что свобода воли заключается в способности принимать решения в соответствии с разумом и законом. Кроме того, он считал, что свобода воли является сутью человека как интеллектуального существа.
Проблему свободы воли также рассмотривал Иммануил Кант. Он утверждал, что свобода воли является необходимым условием для моральной ответственности, а также что человек свободен в своих поступках, если он принимает решение на основе своих собственных убеждений и принципов.
Однако, в настоящее время, в связи с развитием науки, возникает вопрос, насколько свободна воля человека и насколько его поступки зависят от внешних обстоятельств. В этом вопросе занимаются вопросами научной методологии.
Н.С. Трубникова в своей книге "Основы научной методологии" отмечает, что современная наука не может дать однозначного ответа на вопрос об истинной свободе воли. Однако, она предоставляет возможность выявлять закономерности в поведении человека и прогнозировать его поступки на основе изучения его предыдущих действий и внешних условий.
В этой связи в философии возникает вопрос об ответственности человека за свои поступки. Ответственность человека является неотъемлемой частью его свободы воли. Если человек является свободным в своих действиях, то он также несет ответственность за последствия своих поступков.