Файл: Период подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При построении статистических таблиц следует руководствоваться требованиями ГОСТа 7.32-81:

·Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают над таблицей;

·Таблицы, если их больше одной, должны нумероваться. Номер таблицы пишется над заголовком справа (например, табл. 4) или перед названием таблицы  (например, табл. 5) без значка №;

·Заголовки и подзаголовки граф и строк должны быть краткими, но достаточными, чтобы таблицей можно было пользоваться, не прибегая к тексту, описывающему таблицу.

 

6-й этап - СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА

Этот этап - последний этап подготовительного периода. Он включает:

·методический раздел

·организационный раздел

При составлении методического раздела плана определяют:

вид наблюдения,

метод наблюдения,

- объема наблюдения.

Различают два вида статистического наблюдения:

единовременное,

текущее.

Единовременное наблюдение обеспечивает получение данных на какой-то момент времени (например, проведение медицинских профилактических осмотров, переписи населения).

Его применяют при изучении явления, изменение которых происходит сравнительно медленно.

 

Текущее наблюдение обеспечивается повседневной систематической регистрацией явлений по мере их возникновения (например, учет рождений, случаев смерти).

 

При выборе метода - различают в зависимости от охвата единиц наблюдения изучаемой совокупности:

сплошное наблюдение,

- несплошное наблюдение.

Сплошнойметод наблюдения предусматривает охват единиц наблюдения, составляющих исследуемое явление, т.е. стопроцентную регистрацию всех интересующих случаев.

При несплошном наблюдении изучается часть единиц наблюдения, а выводы с достаточной степенью достоверности распространяются на все явления в целом.

Несплошной метод наблюдения имеет разновидности. К ним относятся:

·анкетный метод;

·монографический метод;

·метод основного массива;

·гнездовой метод;

·выборочный метод.

Анкетный метод предусматривает представление сведений о себе самом каждым из обследуемых лиц, которые заполняют составленный учетный документ-анкету. При этом способе учета возможны ошибки в связи с тем, что обследуемые могут не понять вопрос или сознательно исказить ответ.


Монографический метод применяют, когда необходимо сделать детальное, глубокое изучение отдельных единиц наблюдения (например, описание случаев чумы, сибирской язвы и т.п.).


При использовании метода основного массива изучению подлежат те объекты, в которых сосредоточена большая часть исследуемого явления.         

Гнездовой метод применяется в том случае, когда исследование необходимо провести на большой территории. Тогда на этой территории отбирают "гнезда” (наиболее типичные населенные пункты).

Наиболее часто применяющейся разновидностью несплошного метода является выборочный метод. Он позволяет рассчитать, какое число наблюдений необходимо отобрать, чтобы получить репрезентативные данные. Отбор необходимого числа единиц наблюдения можно осуществить несколькими способами:

механическим,

типологическим,

случайным.

В основу механической выборки положен отбор, например каждой 5-ой или 10-ой медицинских карты или отбор карт, фамилии которых начинаются на одну и ту же букву и т.п.

Типологическая выборка основана на отборе типичных групп по какому-то качественному признаку.

При случайной выборке в разработку могут попасть любые единицы наблюдения.

Следует отметить, что в современных статистических исследованиях комбинируется несколько способов отбора единиц наблюдения, чем достигается наибольшая представительность и статистическая достоверность результатов исследования.

Определение объема наблюдения - это определение количества материала (единиц наблюдения) и степени детализации изучения (количества регистрируемых признаков). От правильного решения вопроса о достаточном числе наблюдений зависит статистическая достоверность результатов, сроки проведения исследования, финансовые затраты и другие организационные проблемы.

Расчет минимального числа единиц наблюдения, необходимых для конкретного статистического исследования с выборочными статистическими совокупностями, основан на базе предельно допустимой ошибки выборки.

Величина предельно допустимой ошибки определяется по специальным формулам.

В организационном разделе плана необходимо определить:

·число и состав исполнителей;

·место и срок исследования;

·источник финансирования;

·перечень необходимой аппаратуры;

·другие организационные вопросы.

Число и состав исполнителей. В небольших по объему исследованиях собирает и обрабатывает материал сам исследователь. При больших исследованиях следует заранее предусмотреть число и квалификацию участников на каждом этапе. Правильное распределение труда приводит к лучшим результатам. Участники должны быть обучены методике проведения работы, от их
подготовленности и квалификации, понимания цели и задач исследования зависят качество и достоверность получаемых выводов. При подборе исполнителей целесообразно выбирать из тех, кто добровольно соглашается участвовать. Принудительное привлечение к работе не заинтересованных лиц, приводит к нежелательным результатам.

Для единого подхода участников составляется письменная инструкция, разъясняющая методику проведения наблюдения. Периодически проводится устный инструктаж. Полезны пробные наблюдения под контролем руководителя. Пробные наблюдения ("пилотные" или "пилотажные" исследования) являются и проверкой правильности составления программы наблюдения.

Место и сроки проведения исследования. Указывается административная территория или клиника, лаборатория, территориальный участок и т.д. Также определяется календарное время проведения исследования в целом и по отдельным этапам.

От правильного определения времени проведения наблюдения в большой степени зависит полнота и достоверность статистического материала, т.к. изучаемые явления существуют в определенное время и не в каждый момент своего проявления они обладают той специфичностью, которая представляет интерес для исследования. Точное отграничение изучаемых явлений во времени увеличивает однородность их характеристик. При этом следует исходить из цели статистического исследования, учитывать благоприятствующие условия проведения наблюдения, сезонность и цикличность изучаемых явлений, тенденции развития.

Даже при большой нелюбви к числам нельзя отрицать того, что разрешение многих проблем клинической и профилактической медицины должно, в конечном счете, зависеть от анализа числовых данных.

Для оценки изучаемых массовых явлений, составляющих статистическую совокупность, используют статистические величиныабсолютные и производные.

Абсолютные величины - величины, отражающие абсолютный размер любой совокупности (среды, явления). Они важны иногда, как таковые, а получение их является самостоятельной задачей исследования. Однако в значительной части случаев абсолютные величины оказываются мало пригодными для сравнения - главнейшей цели статистического анализа.

Именно сравнение, сопоставление во времени и в пространстве, в различных группах населения является основой выявления связей и закономерностей, уровня, структуры, сдвигов или качественных особенностей изучаемых процессов!


Нельзя судить по абсолютному числу заболеваний или случаев смерти в различных городах или отдельные годы о размерах заболеваемости или смертности, так как это число может быть обусловлено различиями в численном и возрастном составе населения;

также неверно судить по абсолютному количеству случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности о здоровье рабочих промышленных предприятий различной мощности.

Такие суждения возможны только при не изменяющемся основании, т.е. при одинаковом числе населения или рабочих, что практически бывает настолько редко, что не может быть принято во внимание.

Поэтому абсолютные величины нуждаются в статистической обработке, а именно в преобразовании их в производные величины.

Производные величины - это величины, полученные из абсолютных величин с помощью математико-статистических методов обработки данных.

Основными видами производных величин являются:

а) относительные

б) средние

в) специальные статистические показатели (коэффициенты).

К последним следует отнести:

¨методы сравнения различных совокупностей (оценка достоверности различий обобщающих коэффициентов, стандартизация интенсивных показателей);

¨методы оценки взаимодействия (коэффициенты корреляции, регрессии);

¨метод анализа динамики явления;

¨метод статистического анализа.

Все эти показатели  (методы), широко применяются в практическом здравоохранении.

Поскольку относительные и средние величины характеризуют уровень, объем изучаемого явления, то их следует рассчитать, прежде всего.

Если мы хотим получить показатели, дающие обобщающую характеристику описательному признаку, следует воспользоваться относительными величинами, а если вариационному - то средними величинами.

К относительным величинам относятся следующие показатели:

1. интенсивный (показатель частоты).

2. экстенсивный (показатель структуры или удельного веса).

3. наглядности.

4. соотношения.

Рассмотрим каждый из этих показателей.

·Интенсивные показатели - характеризуют частоту (уровень, интенсивность - это все синонимы) распространения явления в среде, в которой оно происходит, с которой оно непосредственно, органически связано, как бы порождается, продуцируется этой средой.