Файл: Моя инклюзивная практика в профессиональном образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Моя инклюзивная практика в профессиональном образовании
Пивкина Юлия Михайловна,

преподаватель ГБПОУ ТСЭК

pl58201@yandex.ru
Инклюзивное образование становится очень привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, и они все чаще хотят, чтобы их дети обучались совместно с другими детьми.

Цель моей деятельности как педагога, реализующего инклюзивную практику, – создать оптимальные условия для развития потенциала каждого обучающегося в инклюзивном коллективе.

Для достижения этой цели мне в своей профессиональной деятельности приходится ставить и решать особые профессиональные задачи, несколько отличающиеся от привычных:

  1. Определение категории обучающихся в коллективе, которым необходимо создавать специальные образовательные условия.

  2. Организация в коллективе доступной среды в зависимости от потребностей конкретных обучающихся, среди которых могут быть лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной системы, поведения.

  3. Создание в коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого.

  4. Освоение современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающихся.

  5. Адаптация имеющихся или разработка новых необходимых учебных и дидактических материалов.

Все это я пытаюсь реализовать, работая преподавателем Тольяттинского социально-экономического колледжа на отделении Ресурсный центр профессионального образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также в группах, где обучается небольшой процент студентов с ОВЗ.

Целью работы нашего центра является обеспечение доступности и повышения качества среднего профес­сионального образования студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организуя специализированные группы для лиц с ОВЗ и инвалидностью, так и интегрируя их в обычные группы.


Для достижения данной цели, для меня как преподавателя-предметника, необходимо было решить следующее:

  • сформировать системы дистанционного обучения студентов инвалидов и лиц с ОВЗ и внедрение технологий дистанционного обу­чения (ДО) в учебный процесс

  • создать библиотеки учебных и методических материалов по вопросам применения средств электронных, информационных и коммуникационных образовательных технологий в об­разовании студентов инвалидов и лиц с ОВЗ.

  • разработать адаптированные образовательные программы профессионального образо­вания.

  • разработать технологии, методики и программно-методическое обеспечение социализа­ции студентов - инвалидов и лиц с ОВЗ.

Данные задачи, на данный момент реализуются. Обучение нескольких студентов отделения РЦПО осуществляется в очной форме on-line общения посредством скайпа. Организация и контроль обучения реализуются с использованием системы дистанционного обучения Moodle, на основе которой создан ТСЭК-до.

Вход в систему осуществляется посредством ввода логина и пароля, который есть у всех преподавателей и студентов колледжа.

Если же посетитель является гостем, то предусмотрен гостевой вход.

При необходимости, если забыт логин или пароль, можно воспользоваться услугой восстановления пароля.

После того, как вход в систему произошел с помощью авторизации, система дает доступ к имеющимся курсам.

В появившемся окне будут доступны две категории: для преподавателей и для студентов.

В разделе для преподавателей размещена информация по всем КТП по каждой профессии и по годам обучения:

В разделе для студентов размещены методические рекомендации по выполнению лабораторно-практических работ по дисциплинам, имеются рабочие тетради по дисциплинам, шаблоны отчетов по практике, дневников по практике и многое другое.

Из этого следует, что дистанционное образование можно назвать одной из основных форм обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, основывающейся на принципе самостоятельного обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий. Следует отметить, что объём учебной нагрузки при реализации дистанционного образования распределяется в зависимости от физических, психофизических и индивидуальных возможностях каждого обучающегося. Поэтому дистанционное

образование является особой формой обучения, которая имеет свои особенности, что позволяет учитывать образовательные и индивидуальные потребности каждого обучающегося. Тем более данное обучение стало актуальным в условиях пандемии.

В колледже реализуется программа Электронная библиотека, где зарегистрированы все студенты с ОВЗ и инвалидностью, обучающиеся не только в Ресурсном центре «Профессиональная и социальная реабилитация лиц с ОВЗ», но и в обычных группах; методистом были проведены консультации для преподавателей, для разработки адаптированных программ.

Являясь куратором, групп студентов с ОВЗ и инвалидностью, я поддерживаю тесную связь с родителями, что способствует успешной инклюзии. Взаимодействие с родителями позволяет более полно реализовать сам процесс обучения, так как не только в учебном заведении, но и дома оказывается посильная помощь в обучении, но и обратно, психологически куратор готов придти на помощь, если необходимо, то подключается психологическая служба колледжа.

Мои студенты с ОВЗ и инвалидностью участвуют в научно-практических конференциях, таких как «Ломоносовские чтения: дебют в науке», становятся призерами конкурсов профессионального мастерства Абилимпикс, где я готовлю студентов по компетенции Администрирование баз данных.

Так же моя работа направлена на формирование связей в процессе внеучебной деятельности. Инклюзивные возможности моей работы определяются содержанием внеучебной деятельности. Чем больше внимания в колледже уделяется организации воспитательной работы со студентами, чем интереснее и насыщеннее студенческий досуг, тем успешнее социальная инклюзия. Внеучебная деятельность студентов в колледже направлена на «заполнение» свободного от обучения времени участием в мероприятиях различной направленности. Так студенты под моим руководством занимают призовые места на творческих конкурсах «Люди так не делятся», «Красно-белый кот», «Веснушка». Часто мои студенты становятся призерами и Городских спортивных мероприятий.

Полученный опыт позволяет студентам с ОВЗ успешно интегрироваться в общество, повысить свой статус в студенческой среде, способствует активному участию в общественной жизни и впоследствии — в трудовой деятельности.

Общие рекомендации по реализации программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с
инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) должна учитываться полная совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств с учетом обеспечения доступности материалов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Из общепедагогических технологий наиболее перспективными при организации образовательного процесса для лиц c инвалидностью и ОВЗ

выступают личностно-ориентированная образовательная технология и адаптивная педагогическая технология.

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения (в том числе адаптированных образовательных программ) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается использование специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся с инвалидностью и ОВЗ осваивать общие и профессиональные компетенции (с учетом обеспечения доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами
с ограниченными возможностями здоровья). При этом должна обеспечиваться полная доступность учебных материалов для их восприятия и обратной связи с учетом конкретной нозологической группы.

При реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий допускается работа обучающихся с помощью использования систем видео- конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть

«Интернет», с учетом обеспечения доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

При реализации программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ с применением

электронных и дистанционных образовательных технологий педагогическимработникамрекомендуетсясвоевременноотвечатьнаихвопросыирегулярно оценивать работу с использованием различных возможностейдлявзаимодействиядругсдругом.

Образовательная организация самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в учебно- воспитательном процессе для лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и создания специальных условий для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ разных нозологических