Файл: Моя инклюзивная практика в профессиональном образовании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
групп.
В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям) образовательным организациям рекомендуется обеспечить доступ к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого обучающегося.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Основными факторами при выборе подхода к обучению конкретного человека с инвалидностью и ОВЗ является ведущий для него способ восприятия учебной информации: зрительной, слуховой, тактильной.
Для этого при создании или выборе готовой обучающей среды должна быть предусмотрена определенная вариативность средств и форм представления информации. Они должны быть обеспечены электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
для лиц с нарушениями зрения:
для лиц с нарушениями слуха:
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется:
-мультимедийные материалы.
В случае использования для дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ образовательной информации на сайтах дистанционного обучения необходимо выбирать ресурсы, соответствующие стандарту обеспечения доступности web-контента (Web Content Accessibility). Веб-контент должен быть доступным для широкого круга пользователей с ограниченными возможностями здоровья, такими как нарушение зрения (слепых и слабовидящих), нарушение слуха (глухих и слабослышащих), нарушение опорно-двигательной системы, нарушение речи, нарушение ментальной сферы, а также различные комбинации множественных и сочетанных нарушений.
Подбор и разработка учебных материалов должны производиться с учетом возможности предоставления материала в различных формах, обеспечивающих обучающимся с нарушениями слуха получение информации визуально, с нарушениями зрения - аудиально.
Необходимо создавать текстовую версию любого нетекстового контента для его возможного преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей, альтернативную версию медиаконтентов, создавать контент, который можно представить в различных видах без потери данных или структуры, предусмотреть возможность масштабирования текста и изображений без потери качества, предусмотреть доступность управления контентом с клавиатуры.
Основной формой, применяемой при реализации дистанционных образовательных технологий,
является индивидуальнаяформаобучения. Главным достоинством данной формы обучения для обучающихся лиц с инвалидностью и ОВЗ является возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности такого обучающегося, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося, так и в деятельность преподавателя. Дистанционные образовательные технологии также должны обеспечивать возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Важно проводить учебные мероприятия, способствующие сплочению группы, направленные на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения.
При организации дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ необходимо учитывать ряд специфических барьеров, обусловленных типом нарушения:
При организации занятий необходимоучитыватьрекомендуемыйрежимобучениялиц с инвалидностью и ОВЗ – время проведения одноразовой дистанционной сессии должно составлять не более 30 минут. В зависимости от конкретной нозологической группы время проведения занятий можно варьировать или разбивать на несколько блоков (модулей). Задания для лиц с ОВЗ необходимо адаптировать.
Обязательным этапом организации занятий является проверка выполнения домашних заданий преподавателями и осуществление обратной связи с родителями, общение с которыми может происходить через удобные для них средства связи (WhatsApp, переписка по почте, личное общение).
Важное о занятии в дистанционном формате:
Предусмотрены обязательные перерывы с физминуткой (3-5 минут), гимнастикой для глаз (2-3 минуты).
Примерная структура занятия и вариативность (общая продолжительность с учетом физминутки и гимнастики для глаз не более 35 минут):
Для создания групповых видеочатов могут быть использованы платформы Google Класс, Zoom.
Библиографический список
В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям) образовательным организациям рекомендуется обеспечить доступ к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого обучающегося.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Основными факторами при выборе подхода к обучению конкретного человека с инвалидностью и ОВЗ является ведущий для него способ восприятия учебной информации: зрительной, слуховой, тактильной.
Для этого при создании или выборе готовой обучающей среды должна быть предусмотрена определенная вариативность средств и форм представления информации. Они должны быть обеспечены электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
для лиц с нарушениями зрения:
-
в форме электронного документа; -
в форме аудиофайла;
для лиц с нарушениями слуха:
-
в форме электронного документа; -
в форме видеофайла (при условии сопровождения титрами или сурдопереводом);
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
-
в форме электронного документа; -
в форме аудио- или видеофайла;
для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется:
-использовать текст с иллюстрациями;
-мультимедийные материалы.
В случае использования для дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ образовательной информации на сайтах дистанционного обучения необходимо выбирать ресурсы, соответствующие стандарту обеспечения доступности web-контента (Web Content Accessibility). Веб-контент должен быть доступным для широкого круга пользователей с ограниченными возможностями здоровья, такими как нарушение зрения (слепых и слабовидящих), нарушение слуха (глухих и слабослышащих), нарушение опорно-двигательной системы, нарушение речи, нарушение ментальной сферы, а также различные комбинации множественных и сочетанных нарушений.
Подбор и разработка учебных материалов должны производиться с учетом возможности предоставления материала в различных формах, обеспечивающих обучающимся с нарушениями слуха получение информации визуально, с нарушениями зрения - аудиально.
Необходимо создавать текстовую версию любого нетекстового контента для его возможного преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей, альтернативную версию медиаконтентов, создавать контент, который можно представить в различных видах без потери данных или структуры, предусмотреть возможность масштабирования текста и изображений без потери качества, предусмотреть доступность управления контентом с клавиатуры.
Основной формой, применяемой при реализации дистанционных образовательных технологий,
является индивидуальнаяформаобучения. Главным достоинством данной формы обучения для обучающихся лиц с инвалидностью и ОВЗ является возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности такого обучающегося, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося, так и в деятельность преподавателя. Дистанционные образовательные технологии также должны обеспечивать возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Важно проводить учебные мероприятия, способствующие сплочению группы, направленные на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения.
При организации дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ необходимо учитывать ряд специфических барьеров, обусловленных типом нарушения:
-
трудности лиц с нарушениями слуха: структура страницы, навигация, сложности с вербальным материалом, невосприятие аудиоинформации; -
трудности лиц с нарушениями зрения (слепых): сложная структура страницы, отсутствие или неадекватное текстовое описание графических объектов, сложные механизмы навигации; -
трудности лиц с нарушениями зрения (слабовидящих): неподходящее цветовое оформление, недостаточные размеры графики и шрифта; -
трудности лиц с нарушениями речи: нечеткая структура страницы, навигация, неконтрастный фон, вербальные проблемы; -
трудности лиц с двигательными нарушениями: трудности навигации, неадекватная структура страницы, недостаточные размеры объектов, шрифта, неконтрастные цвета.
При организации занятий необходимоучитыватьрекомендуемыйрежимобучениялиц с инвалидностью и ОВЗ – время проведения одноразовой дистанционной сессии должно составлять не более 30 минут. В зависимости от конкретной нозологической группы время проведения занятий можно варьировать или разбивать на несколько блоков (модулей). Задания для лиц с ОВЗ необходимо адаптировать.
Нозология | Возможные каналы взаимодействия |
ОДА | Аудиосвязь Текстовое сообщение Видеосвязь |
Слух | Текстовое сообщение Видеосвязь (при условии сопровождения сурдопереводом или титрами) |
Зрение | Аудиосвязь |
Интеллект | Аудиосвязь Текстовое сообщение Видеосвязь |
Подбирая задания, важно руководствоваться следующими принципами:
-
Простое – более трудное – простое. Задания должны быть выстроены начиная с простого, чтобы привлечь внимание и заинтересовать обучающихся, затем наиболее трудное, так как пик активности лиц этой категории приходится на середину занятий. Завершать работу следует наиболее простым заданием, которое даст положительные эмоции от выполнения и заинтересует в дальнейшем выполнении. -
Чередование практических и теоретических заданий, что предполагает смену деятельности в процессе выполнения работы. -
Связь заданий с актуальными явлениями действительности. Постоянное повторение и актуализация пройденного. Несмотря на лимит времени и необходимость выполнения нескольких задач, обязательно следует выделять хотя бы одно задание на повторение изученного.
Обязательным этапом организации занятий является проверка выполнения домашних заданий преподавателями и осуществление обратной связи с родителями, общение с которыми может происходить через удобные для них средства связи (WhatsApp, переписка по почте, личное общение).
Важное о занятии в дистанционном формате:
-
продолжительность занятия не более 30 минут; -
структура: объяснение мастера производственного обучения; интерактивные задания; самостоятельное изучение; -
содержание: корректируется с учетом продолжительности, структуры урока и технологии обучения.
Предусмотрены обязательные перерывы с физминуткой (3-5 минут), гимнастикой для глаз (2-3 минуты).
Примерная структура занятия и вариативность (общая продолжительность с учетом физминутки и гимнастики для глаз не более 35 минут):
-
Коррекционное упражнение, объяснение учителем - 10 минут; работа с учебником/тетрадью - 10 минут. -
Интерактивные задания - 20 минут; тестирование - 10 минут; коррекция знаний - 5 минут; задания для самостоятельной подготовки с комментариями - 5 минут.
Для создания групповых видеочатов могут быть использованы платформы Google Класс, Zoom.
Библиографический список
-
Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А. Ф. Ануфриев. – Москва : Просвещение, 2010. – 153 с. -
Банч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч // Аутизм и нарушения развития. – Москва : 2010. – № 3. – С. 50-56. -
Брызгалова, С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова // Специальное образование. – Москва : 2010. – № 3. – С. 14-20.