Файл: Моя инклюзивная практика в профессиональном образовании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
групп.

В случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям) образовательным организациям рекомендуется обеспечить доступ к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого обучающегося.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Основными факторами при выборе подхода к обучению конкретного человека с инвалидностью и ОВЗ является ведущий для него способ восприятия учебной информации: зрительной, слуховой, тактильной.

Для этого при создании или выборе готовой обучающей среды должна быть предусмотрена определенная вариативность средств и форм представления информации. Они должны быть обеспечены электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

для лиц с нарушениями зрения:

  • в форме электронного документа;

  • в форме аудиофайла;

для лиц с нарушениями слуха:

  • в форме электронного документа;

  • в форме видеофайла (при условии сопровождения титрами или сурдопереводом);

для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • в форме электронного документа;

  • в форме аудио- или видеофайла;

для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется:

-использовать текст с иллюстрациями;



-мультимедийные материалы.

В случае использования для дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ образовательной информации на сайтах дистанционного обучения необходимо выбирать ресурсы, соответствующие стандарту обеспечения доступности web-контента (Web Content Accessibility). Веб-контент должен быть доступным для широкого круга пользователей с ограниченными возможностями здоровья, такими как нарушение зрения (слепых и слабовидящих), нарушение слуха (глухих и слабослышащих), нарушение опорно-двигательной системы, нарушение речи, нарушение ментальной сферы, а также различные комбинации множественных и сочетанных нарушений.

Подбор и разработка учебных материалов должны производиться с учетом возможности предоставления материала в различных формах, обеспечивающих обучающимся с нарушениями слуха получение информации визуально, с нарушениями зрения - аудиально.

Необходимо создавать текстовую версию любого нетекстового контента для его возможного преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей, альтернативную версию медиаконтентов, создавать контент, который можно представить в различных видах без потери данных или структуры, предусмотреть возможность масштабирования текста и изображений без потери качества, предусмотреть доступность управления контентом с клавиатуры.

Основной формой, применяемой при реализации дистанционных образовательных технологий,

является индивидуальнаяформаобучения. Главным достоинством данной формы обучения для обучающихся лиц с инвалидностью и ОВЗ является возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности такого обучающегося, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося, так и в деятельность преподавателя. Дистанционные образовательные технологии также должны обеспечивать возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Важно проводить учебные мероприятия, способствующие сплочению группы, направленные на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения.

При организации дистанционного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ необходимо учитывать ряд специфических барьеров, обусловленных типом нарушения:

  • трудности лиц с нарушениями слуха: структура страницы, навигация, сложности с вербальным материалом, невосприятие аудиоинформации;

  • трудности лиц с нарушениями зрения (слепых): сложная структура страницы, отсутствие или неадекватное текстовое описание графических объектов, сложные механизмы навигации;

  • трудности лиц с нарушениями зрения (слабовидящих): неподходящее цветовое оформление, недостаточные размеры графики и шрифта;

  • трудности лиц с нарушениями речи: нечеткая структура страницы, навигация, неконтрастный фон, вербальные проблемы;

  • трудности лиц с двигательными нарушениями: трудности навигации, неадекватная структура страницы, недостаточные размеры объектов, шрифта, неконтрастные цвета.


При организации занятий необходимоучитыватьрекомендуемыйрежимобучениялиц с инвалидностью и ОВЗ время проведения одноразовой дистанционной сессии должно составлять не более 30 минут. В зависимости от конкретной нозологической группы время проведения занятий можно варьировать или разбивать на несколько блоков (модулей). Задания для лиц с ОВЗ необходимо адаптировать.

Нозология

Возможные каналы взаимодействия

ОДА

Аудиосвязь Текстовое сообщение

Видеосвязь

Слух

Текстовое сообщение

Видеосвязь (при условии сопровождения сурдопереводом или титрами)

Зрение

Аудиосвязь

Интеллект

Аудиосвязь Текстовое сообщение

Видеосвязь

Подбирая задания, важно руководствоваться следующими принципами:


  1. Простое – более трудное – простое. Задания должны быть выстроены начиная с простого, чтобы привлечь внимание и заинтересовать обучающихся, затем наиболее трудное, так как пик активности лиц этой категории приходится на середину занятий. Завершать работу следует наиболее простым заданием, которое даст положительные эмоции от выполнения и заинтересует в дальнейшем выполнении.

  2. Чередование практических и теоретических заданий, что предполагает смену деятельности в процессе выполнения работы.

  3. Связь заданий с актуальными явлениями действительности. Постоянное повторение и актуализация пройденного. Несмотря на лимит времени и необходимость выполнения нескольких задач, обязательно следует выделять хотя бы одно задание на повторение изученного.


Обязательным этапом организации занятий является проверка выполнения домашних заданий преподавателями и осуществление обратной связи с родителями, общение с которыми может происходить через удобные для них средства связи (WhatsApp, переписка по почте, личное общение).

Важное о занятии в дистанционном формате:

  1. продолжительность занятия не более 30 минут;

  2. структура: объяснение мастера производственного обучения; интерактивные задания; самостоятельное изучение;

  3. содержание: корректируется с учетом продолжительности, структуры урока и технологии обучения.

Предусмотрены обязательные перерывы с физминуткой (3-5 минут), гимнастикой для глаз (2-3 минуты).

Примерная структура занятия и вариативность (общая продолжительность с учетом физминутки и гимнастики для глаз не более 35 минут):

  1. Коррекционное упражнение, объяснение учителем - 10 минут; работа с учебником/тетрадью - 10 минут.

  2. Интерактивные задания - 20 минут; тестирование - 10 минут; коррекция знаний - 5 минут; задания для самостоятельной подготовки с комментариями - 5 минут.

Для создания групповых видеочатов могут быть использованы платформы Google Класс, Zoom.

Библиографический список


  1. Ануфриев, А. Ф.  Как    преодолеть   трудности     в     обучении     детей / А. Ф. Ануфриев. – Москва : Просвещение, 2010. – 153 с.

  2. Банч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч // Аутизм и нарушения развития. – Москва : 2010. – № 3. – С. 50-56.

  3. Брызгалова, С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова // Специальное образование. – Москва : 2010. – № 3. – С. 14-20.