Файл: Анализ терминов "постмодерн", "постсовременность", "постмодернизм".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что означает имманентность самому себе, являющейся по мнению Ж.Ф. Лиотар основной чертой постмодернистского знания ( по работе “Состояние постмодерна “)
Ответ: Французский философ Жан-Франсуа Лиотар (1924 1998) к теме постмодерна обратился в работе "Состояние постмодерна" (1979), а также в ряде детализирующих эту тему работ, в том числе изданных в виде сборника датированных разными годами писем, под названием "Постмодерн в изложении для детей: Письма: 1982-1985".
"Я использовал его, чтобы "обозначить" перерастание буржуазного капитализма со всеми присущими ему противоречиями в глобальную "систему", которая - на горе или на радость - управляет всеми его несоответствиями и несообразностями (в частности, па "идеологическом" фронте, впредь именуемом "культурным"), добиваясь роста и развития с помощью научно-технических средств".
Постмодерн, по мысли Ж.-Ф. Лиотара, "начался по меньшей мере с конца пятидесятых годов, обозначивших Европе конец ее восстановления. Он был более или менее быстрым в зависимости от положения страны, а внутри нее - от сектора активности; отсюда общая рассогласованность, затрудняющая изображение целого". Ж.-Ф. Лиотар отмечает многочисленные проявления постмодерна, которые выражаются ослаблением или крушением традиционных ценностей (труда, знания, добродетели, жизненной цели), наличием скрытого нигилизма и неудовлетворенности, которые маскируются под цинизм, культ игры, неизменное стремление поддерживать в себе ощущение праздничной веселости.
Анализ терминов "постмодерн", "постсовременность", "постмодернизм"
Ж.-Ф. Лиотар поясняет соотношение постмодерна и модерна. Периодизацию в терминах "пост-" он считает весьма неудачной, ибо таковая приносит путаницу, понимается здесь в смысле простого следования одного периода за другим, воспринимаясь как линейная хронология. Несмотря на казалось бы дистанцированное отношение постмодерна к модерну, у Ж.-Ф. Лиотара постмодерн не является антитезой модерна. В его трактовке постмодерн "конечно же, составная часть модерна. Все полученное в наследство, пусть даже от вчерашнего дня (modo, modo, как у Петрония), заслуживает подозрения". Ж.-Ф. Лиотар объясняет характер этого "подозрительного" отношения к прошлому: приставка "пост-" обозначает что-то вроде переориентации, когда повое направление сменяет прежнее.
Он поясняет это, прибегая к анализу современного ему художественного творчества, используя термин "анамнеза" в смысле психоаналитической терапии: "Понятое таким образом "пост-" "постмодернизма" не означает движения типа come back, flash back, feed back, т.е. повторения, но некий "ана-" процесс - анализа, анамнеза, анагогии и анаморфоза, - который разрабатывает нечто "изначально забытое"".
Постмодерн имплицитно присутствует уже в модерне, поскольку модерн содержит в себе побуждение описать себя, увидеть свои различные положения. Такая трактовка дает основание Ж.-Ф. Лиотару утверждать, что, поскольку эпохой Возрождения открывается наша современность, то и постсовременность также. Постмодерн -это не конец модерна, не новая эпоха, а модерн в стадии очередного обновления. Модерн продолжает основательно развиваться вместе со своим постмодерном. В то же время модерн содержит обещания преодоления самого себя, после чего можно будет констатировать конец эпохи и датировать начало следующей.
Приступая к анализу изменившейся в XX в. ситуации в культуре, т.е. к постмодерну, или постсовременности, Ж.-Ф. Лиотар выделяет ее отличительную особенность - закат так называемых больших нарративов (больших рассказов) западной культуры. Он исходит из того, что в каждой культуре всегда существуют свои повествовательные структуры (метанаррации, метарассказы, большие истории); в европейской культуре они основаны на идеях Просвещения: рационализма, прогресса истории, сциентизма, антропоцентризма, свободы и др. Метанаррации - это своеобразная идеология модерна (Нового времени), которая навязывает обществу и культуре в целом определенный мировоззренческий комплекс идей. Эти идеи ограничивают, упорядочивают, контролируют и подавляют человека, осуществляют насилие над ним, его сознанием.
Перечисленные нарративы, как в свое время мифы, ставят своей целью обеспечить легитимацией определенные общественные институты и социально-политические формы, но, в отличие от мифов, они ищут эту легитимацию не в прошлом, а в будущем. Эта Идея (свободы, "просвещения", социализма и т.д.) направляет всю человеческую жизнедеятельность и придает современности характерный для нее модус проекта.
Ж.-Ф. Лиотар провозглашает "закат метанарраций", или кризис легитимации "больших рассказов", в постмодернистскую эпоху.
Вступая в полемику с Ю. Хабермасом, утверждающим необходимость обновления и завершения проекта модерна, Ж.-Ф. Лиотар убежден, что проект модерна не был забыт, но был разрушен, "ликвидирован", уничтожен.
Наряду с упразднением метанарративов сохранились "малые рассказы", которые обеспечивают целостность обыденной жизни и на уровне отдельных первичных коллективов (например, семьи) не претендуют на позиции власти. "Малый рассказ" остается образцовой формой как для творческого, так и для научного воображения, и таковые продолжают плести ткань повседневной жизни.
Автор описывает особенности постсовременного знания, ориентированного не на согласие, консенсус (который, по его мнению, всегда недостижим) и устранение различий, но на разногласие, "паралогию", утверждает первичность несогласия перед согласием.
Этому комплексу задач отвечает созданная им концепция, основная характеристика которой - последовательная философия множественности.
Характерной чертой постмодернистского мышления является признание того, что мир состоит из переплетения многих историй, которые складываются из видения его разнообразными субъектами: глазами женщин, расовых и сексуальных меньшинств, представителями иных культур.
Состояние знания
В работе "Состояние постмодерна" Ж.-Ф. Лиотар анализирует изменившееся в постмодернистской ситуации состояние знания. Специфика постмодернистской ситуации - в том, что отсутствует как универсальный метаязык, на поиск которого была ориентирована вся классическая наука, так и традиционная легитимация знания. Ведущей фигурой становится, согласно Ж.-Ф. Лиотару, не профессор, а экспериментатор (знаний так много, что надо не запоминать все, а учиться работать с существующими кусками информации). В современных условиях, когда новые науки открываются на стыках дисциплин, отвергаются любые формы регламентации, основной чертой постмодернистского знания стала имманентность самому себе. Место мобилизирующих повествований с их легитимирующей функцией занимают малые нарративы, принятые в рамках локальных коммуникативных сообществ и не претендующие на тотализацию.
Он сравнивает состояние знания в традиционную, классическую эпоху и в постсоврсменную эпоху. Традиционное знание синхронно, не нуждается в легитимации
, так как имманентно повествованию. Повествовательный (нарративный) характер данного знания отливается в форму рассказа, легенды, сказки, мифа. Классическое знание делало ставку па один тип языковой игры, главная задача которой - истина. Таковое знание добровольно изолировано от всех других языковых игр, в том числе и социальных. Философия в классическую эпоху жестко разделяла теоретический и нарративный дискурсы. Мир был открыт только единственному логосу, всякая же мифология отвергалась как неистинная и нарративная.
В постсовременную эпоху напротив, сложившиеся теории предстают как некие повествования, но лишь в скрытом виде. Темы энтропии, разногласия, плюрализма, прагматизма, языковой игры вытеснили "великие рассказы" о диалектике, просвещении, истине, свободе и справедливости. Таким образом, пришло время обратного перехода: от логоса к мифу, возможность отказаться от господства единственного дискурса и признать существование множества дискурсов, вступающих друг с другом в языковые игры. Мир знания в ситуации постмодерна допустимо изображать "как мир, управляемый игрой с исчерпывающей информацией, в том смысле, что она в принципе доступна для всех экспертов: здесь нет научного секрета".
Связь знания и общества носит внешний характер и требует легитимации и институализации. В качестве легитимации знания Ж.-Ф. Лиотар предлагает паралогию, которая разрушает прежние высказывания и правила игр и генерирует новые.
Главный критерий знания в состоянии постмодерна - это его результативность. Нельзя не заметить, что идеи Ж.-Ф. Лиотара объясняют сложившуюся ситуацию в сфере образования с характерной для нее деградацией во всех современных странах, показавшей, что знание и его передача потеряли авторитет.
Подводя итог изложению основных положений концепции Ж.-Ф. Лиотара, заметим, что его воззрения разделяют многие западные философы, которые рассматривают постмодерн как фазу модерного мира конца XX - начата XXI в. и подчеркивают, что "пост-" следует понимать не столько исторически, как нечто, что идет после модерности, сколько качественно - как супермодерность, достигшую нового критического осознания собственного прошлого и своих новых и сложных экономических, экологических, политических, социальных, культурных задач уже на планетарном уровне.