ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 485
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22 23
перетягивание каната, метание камней и др.). Популярными были петушиные бои, участие в травле собаками привязанного быка.
Среди спортивных развлечений самыми популярными были все- возможные варианты игры в мяч. Небольшие кожаные шары, кото- рые легко ложились в руку, расшивали золотом и украшали герба- ми. Не менее знамениты были игры в шарики — каменные, метал- лические, деревянные или из драгоценной слоновой кости. Богатые вельможи приобретали шары из диковинного малахита, бирюзы, можжевельника или тяжелого самшита. Значительное место среди спортивных развлечений занимали и верховые игры, когда сочета- лись искусство управления лошадью и умение метко бросать или ловить мяч. Развлекаться мячами и шариками предпочитали на лоне природы, а вечером, когда тепло и мягкий свет наполняют человека блаженным покоем, на столиках раскладывали другие игры: тавлеи, игры-головоломки, шахматы.
На праздничных улицах и площадях всегда было множество ма- стеров, которых можно считать предшественниками современных артистов театра и цирка: жонглеров, дрессировщиков, фокусников, кукольников, шутов.
1.2.4. рАзВИтИЕ ДОСУГА В рОССИИ
Досуг русских людей в древности и в средневековый период.
В дохристианский период у восточных славян существовали тради- ционные формы отдыха и богатый мифологический пласт культуры, свойственные многим языческим народам. В деревнях проходили игрища молодежи, девичьи хороводы на праздниках. Зимними вече- рами женщины собирались за прядением или рукоделием. В Киев- ской Руси при княжеском дворе устраивались пиршества за общим столом.
После принятия христианства славянами и жившими рядом с ними угрофинскими народами стали распространяться христиан- ские праздники, а также регламентироваться свободное время в со- ответствии с религиозными догматами. В Киевской и Московской
Руси развивалось также такое явление, как русская святость, вырас- тающее из жизни отшельников, монахов, благочестивых людей, оказавшее заметное влияние как на повседневную жизнь населения
России, так и на досуг простых людей.
С принятием христианства на Руси складывается явление «двух культур» — духовной и светской. Духовная культура подразумева- ла изменение мировоззрения людей, их восприятия всей жизни, а значит, и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Развитие русской культуры отразило эту особенность в духовной жизни общества, народном быту и в содержании досуга.
Именно благодаря религиозному мировоззрению в обществе за- креплялось отношение к труду не как к источнику богатства, а как к душеспасительному занятию. Церковь формировала подозритель- ное отношение не только к безделью, но и к развлечениям, утехам, пиршествам. Так же как и в средневековом западноевропейском обществе, человек должен был каждодневно присутствовать на цер- ковных службах, соблюдать обряды. В свободное время рекомендо- вались освоение духовных знаний, чтение Библии и Нового Завета, размышления, молитвы. Общественные формы досуга долгий пери- од развивались на церковно-религиозной основе.
Появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям но- вой религии. Церковь вводит жесткую регламентацию в жизнь кре- стьян, упорядочив систему календарных праздников. Церковные праздники гарантировали крестьянам право на отдых, проводя чет- кую грань между трудовой и досуговой деятельностью.
В народной культуре продолжали воспроизводиться фольклор- ные формы, которые широко использовались всеми слоями населения в свободное время будней и праздников. Кроме того, существовали старые рекреационные обычаи и формы отдыха. Так, представители народных слоев русского общества предпочитали коллективные игры на открытом воздухе, а также борьбу, кулачные бои.
В эпоху Средневековья к XV в. появляются новые формы досу- гового времяпрепровождения, связанные с развитием зрелищной культуры. В городах и селениях публику развлекали песнями, тан-
24 25
цами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты — скомо- рохи. Более состоятельные граждане Московии могли организовать медвежью «потеху» — травлю медведей и волков собаками.
Во времена скоморохов на городских улицах, в отдаленных се- лах, а также во многих семьях можно было встретить гусельника, сказителя, которые были хранителями народного поэтического и музыкального творчества и, по существу, выполняли развивающие, интеграционные, развлекательные функции. В домашнем обиходе русские увлекались игрой в шашки, карты. Среди представителей высших слоев была распространена игра в шахматы.
Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было «затворничество» женщин, что сказывалось на их досуге.
Женщина-крестьянка имела право принимать участие во всех кол- лективных праздниках и других формах общественного досуга, что определялось условиями жизни и крестьянского труда. Женщины из боярских, дворянских, купеческих семей были сильно ограничены в способах проведения досуга. Им не разрешалось принимать участие в коллективных празднествах, не допускались музыка и танцы. В лучшем случае они могли развлечься под представления шутов и скоморохов.
При царском дворе также сохранялись досуговые занятия, быто- вавшие еще в глубокой древности. Царь и знатные вельможи держа- ли «бахарей», «домрачеев» — людей, которые пели песни, расска- зывали сказки и истории об иностранных обычаях и старине. Для представлений во дворце была построена «Потешная палата».
Наблюдалось различие в проведении досуга городского и сель- ского населения. В городе раньше, чем на селе, стали меняться взгляды на ритуально-обрядовую сторону праздников. Труд ремес- ленников и торговцев не был напрямую связан с природно- климатическими условиями, и поэтому представления о связи не- которых праздников с божественными силами не имели столь важ- ного значения. Совершение обрядов все больше приобретало для городского люда характер игрового элемента, вносившего разно- образие и зрелищность в праздничное веселье.
В городах по сравнению с деревнями и селами устраивалось больше ярмарок и базаров, на которых городские жители могли по- общаться, завязать новые знакомства, обменяться новостями. Го- родская площадь привлекала бродячих артистов, вследствие чего горожане чаще имели возможность смотреть различные уличные представления.
Все эти особенности свободного времяпрепровождения жителей села и горожан в XVI—XVII вв. свидетельствуют, что развлечения не выходили за рамки собственной культуры и развивались на базе традиций, на самодеятельной основе. Они не проводились в специ- ально оборудованных помещениях; не было также организаторов, которые целенаправленно занимались бы массовым отдыхом горо- жан. И только в XVIII—XIX вв. в городах страны предприимчивые люди начинают организовывать развлечения простых людей.
В селах и провинции вплоть до XX в. эту роль во многом вы- полняли торговые агенты-одиночки или представители торгово- ремесленных артелей — офени, коробейники. Они несли в глубинку не только городские товары повседневного спроса, но и книги, гра- вюры, народные картинки и др.
Досуг и виды занятий в петровский и послепетровский пери-
од. В Киевской и Московской Руси досуг аристократии и состоя- тельных городских слоев мало чем отличался от проведения свобод- ного времени простым народом. Но социальные различия все же были, их дифференциация стала нарастать во времена Петра I, кото- рый вводил новые развлечения в дворянскую, чиновничью и воен- ную среду.
Первую попытку вытащить человека из скорлупы домашнего быта, расширить круг его интересов и контактов предпринял Петр I.
Понимая, что разрушить устоявшиеся обычаи и традиции досуга не так-то легко, он пошел по пути принуждения. Появились его рас- поряжения об ассамблеях — новой форме проведения досуга дво- рян. Неотъемлемым элементом ассамблей были музыка и танцы.
Важным в данной форме проведения досуга являлось присутствие женщин. Петр I буквально вырвал дворянских жен из домашнего
«заточения». Балы и маскарады с присутствием женщин стали обя- зательным элементом ассамблей. Петр I сам сочинял программы для маскарадов, шествий, зрелищ. Зрелища выполняли театраль- ную функцию.
26 27
Петровский период был во многом переломным по отношению к содержанию свободного времени. И хотя все новации этого перио- да не осмысливались в связи с таким понятием, как «досуг», по сво- ей сути они были таковыми. Первым шагом в этом направлении было стремление ограничить влияние церковников. Наряду с молеб- ном, колокольным звоном и крестным ходом — так испокон веков на Руси отмечали военные победы — Петр I ввел торжественные шествия победившей армии через триумфальные арки, с пушечной пальбой и фейерверками.
Возникают гражданские библиотеки, которые рассматриваются как важные для просвещения учреждения. Первая бесплатная библи- отека общественного пользования была учреждена в 1714 г. Пе- тром I в Петербурге. В год открытия в ней насчитывалось 2000 книг.
По свидетельству иностранцев библиотека была одной из ведущих в
Европе. Петром I положено начало существования еще двух учреж- дений, приобщавших человека к знаниям и вовлекавших его в мир- ские дела. Одним из этих учреждений был публичный естественно- исторический музей. Как форма просветительной работы музеи на- чали зарождаться лишь во второй половине XIX в.
В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Дворянская среда стала более «от- крытой» для заимствования новых форм досуга, возникали и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.
С конца XVIII в. в России стали возникать чисто клубные фор- мы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербур- ге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дво- ряне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, обще- ния, развлечений для представителей дворянских кругов.
Дворянская среда легко осваивала моду на все заграничное. Для знати по особым проектам стали строиться каменные особняки и сельские усадьбы. Для обслуживания знати в стране появляются за- рубежные специалисты по личным услугам: доктора, парикмахеры, модистки и др.
Семейный досуг проводили лишь в узкосословном кругу. Вме- сте с тем появляются дворянские клубы, рождаются любительские творческие занятия (живопись, организация театра, исполнение светской музыки и др.), коллекционирование, благотворительная деятельность. Состоятельные дворяне получают возможность про- водить немало времени в заграничных путешествиях, лечиться на зарубежных курортах. Дворянская молодежь выезжает для получе- ния образования в университеты Западной Европы.
Досуговые занятия у среднеобеспеченных и бедных слоев на-
селения. Широкие слои населения Российской империи свободное время посвящали традиционным занятиям, нацеленным не на от- дых, а на удовлетворение бытовых нужд, поддержание здоровья и гигиены, на воспитание детей.
Жизненные потребности русских крестьян, городского мещан- ства со средним и низким достатком, бедных ремесленников и тор- говцев удовлетворялись во многом самообслуживанием на основе традиций и народных занятий.
Крестьяне, бедные горожане во многих случаях сами шили для себя одежду или прибегали к услугам знакомых швей. Самостоя- тельно строили жилье, изготовляли хозяйственный инвентарь, дела- ли нехитрые украшения. К XIX в. на основе этих хозяйственных занятий в некоторых районах страны появились народные ремесла и промыслы.
Под народными промыслами понимаются те направления хозяйственно-вспомогательной деятельности народов дореволюци- онной России, связанные с ремеслами и бытовым обслуживанием крестьян, жителей разных национальных территорий, крупных, средних и малых городов. Для беднейших слоев промыслы стали делом, к которому обращались в свободное от основного занятия время и которое рассматривалось в качестве источника дополни- тельного заработка.
Наиболее распространенными видами русских народных про- мыслов стали плотницкая резьба по дереву, ручное узорное вяза- ние, вышивка, набойка на ткани, роспись посуды, создание детских игрушек.
В городах развивались виды промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорская резьба по ко- сти, великоустюжское чернение серебра и др. В помещичьих ма-
28 29
стерских создавались особо изысканные виды вышивки. В мужских монастырях традиционно культивировались ремесла: кузнечное, столярное, плотницкое, ювелирное дело, иконопись. В женских мо- настырях занимались художественной вышивкой, плетением или вязанием кружева, шитьем.
На основе народных промыслов нередко создавались произве- дения искусства, которые высоко ценились знатоками. Уже в XX в. народные ремесла и промыслы стали развиваться с учетом рыноч- ного спроса. Их товарная продукция в конце концов превратилась в важный компонент досуговой деятельности разных групп насе- ления. Изделия промыслов можно было встретить в играх детей как украшение в частных домах, в личных коллекциях и музейных фондах.
Досуг в советский период. Сфера досуга и свободного времени стала радикально меняться в советский период, когда она преврати- лась в объект государственного регулирования и культурной поли- тики, в то время как этнонациональные традиции, религиозные ме- ханизмы развития досуга были отодвинуты на второй план.
Быт, досуг, а также оздоровительная и досуговая сфера экономи- ки советского периода развивались при отсутствии полноценного рынка. Государственно-партийные органы регулировали финанси- рование и организацию культурных учреждений, процессы в искус- стве и досуговой практике населения, внедряли новые формы от- дыха, отслеживая их массовую эффективность.
В 1950-е годы получили распространение такие формы досуга, как тематические вечера, вечера-встречи, вечера-чествования, уст- ные журналы, воскресные чтения и др.
Новым явлением стало развитие любительского движения (клубы любителей музыки, поэзии, кино, туризма, природы, фотографии и др.). К работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Появились первые студенческие театры с оригинальными ре- жиссерскими решениями. Большое распространение в то время по- лучили агитбригады, появились первые эстрадные коллективы, орке- стры народных инструментов, спортивно-художественные кружки, ансамбли бального танца, эстрадно-цирковые ансамбли; расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Активизировалась работа по проведению массовых праздников и дней, посвященных профессиям. Продолжалась традиция празд- ников, связанных с этапами трудовой деятельности (праздник вес- ны, праздник урожая и др.). Увеличился контингент, посещающий театры, библиотеки, кинотеатры, музеи.
Большую роль в организации досуговой деятельности играли комсомольские и профсоюзные организации. На предприятиях дей- ствовали спортивные секции и клубы здоровья, устраивались кон- церты и вечера отдыха. Развивалась работа по месту жительства, особенно в городах. Для зрелищных мероприятий использовались площадки у дома. Для детей во дворах создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности.
В советский период наше общество приблизилось к тем видам досуговой деятельности, которые характерны для индустриального общества, только не на рыночной, а на государственно-плановой основе. Наряду с платным потреблением услуг существовало «бес- платное потребление», в финансировании которого семейные бюд- жеты населения, как правило, не принимали прямого участия. Фи- нансирование осуществлялось за счет общественных фондов, кото- рые создавались путем государственного перераспределения доходов и материальных средств. Этот вид потребления включал в себя медицинское обслуживание, образование, потребление бес- платных услуг культурных учреждений и др. Существовало льгот- ное потребление — потребление, частично оплачиваемое населени- ем: услуги детских оздоровительных учреждений, домов отдыха, санаториев, туристических организаций и др.
На территории страны сложилась единая информационная со- циокультурная и рекреационная инфраструктура. В крупных, сред- них, малых городах действовала сеть культурного обслуживания с театрами, кинотеатрами, концертными залами, музеями, клубами.
Хуже обстояло с культурным обслуживанием жителей села. Лишь в крупные села выезжали профессиональные или самодеятельные художественно-творческие коллективы.
У разных групп населения, представителей этнических и регио- нальных сообществ существовали общие признаки жизни: опти- мальное соотношение между объемом труда и отдыха, сходные
30 31
виды культурно-досуговых занятий, общие мировоззренческие ре- гуляторы деятельности.
Вместе с тем жизненный стандарт и качество обслуживания ши- роких слоев населения в повседневной практике и на отдыхе едва ли можно считать удовлетворительным: услуги не отличались разно- образием, а качество досугового сервиса имело тенденцию к сниже- нию. Так, запросы среднеобеспеченной семьи путешествовать и раз- влекаться росли быстрее, чем возможности удовлетворить их в рам- ках господствовавшей системы обслуживания.
В 1970—80-е годы, несмотря на возрастающую тенденцию к
«одомашниванию» досуга, широкое распространение получила не- организованная самодеятельность, особенно в молодежной среде.
Появились уличные подростково-молодежные компании, молодеж- ные вечеринки, подпольные рок-группы. Набрали силу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, брейкеры и др.
В 1980-е годы в стране ощущалась нарастающая потребность в современных досуговых занятиях, но их развитие сознательно сдер- живалось. Особенно остро стоял вопрос о доступности аудиовизу- альных форм досуга, многих видов туризма, включая зарубежный, игровой деятельности, в том числе азартных, компьютерных игр, ночных клубов, баров и др. Назрела необходимость перемен в основных областях жизнедеятельности, прежде всего в сфере эко- номики и труда, в информационно-культурной сфере, в сфере быта и отдыха.
1.3. Принципы досуговой педагогики
Досуговая педагогика исходит из ряда положений, которые определяют содержание, методы, формы организации воспитатель- ного процесса.
Наиболее общими исходными положениями являются: принцип
интереса, единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и по-
знания совместной деятельности (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик).
1. Принцип интереса. Побуждение человека к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в нее, должно исходить из учета его интересов, поскольку неучтенный ин- терес — это неудовлетворенная потребность. Кроме того, интерес не только удовлетворяет потребность, но и способен породить ее. То, чем раньше человек интересовался без ви- димой пользы (проявлял поверхностный интерес), может его увлечь, превратиться в объект постоянной деятельности, а следовательно, в потребность (стать интересом постоянным, глубоким). Возникает своеобразная цепочка: потребность — интерес, интерес — потребность, потребность — интерес и так далее. В этой цепочке как раз и содержится та отправная точка, которая позволяет побудить или включить человека в содержательную, социально значимую досуговую деятель- ность.
Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как и разнообразна человеческая деятельность. Формирование и развитие интересов за- висит от многих факторов, в том числе от уровня развития самого индивида, а также от качества и особенностей объекта, вызывающе- го тот или иной интерес. Вместе с тем интересы формируются дру- гими людьми, коллективом, обществом. Они зависят от состояния общественного развития, общественных отношений, духовной, нравственной культуры человека и общества и др. Именно поэтому у одних людей есть интересы к творчеству, учебе, труду, технике, науке, искусству, спорту, а у других — нет.
Среди интересов человека в сфере досуга в первую очередь вы- делим тот, который вызван потребностью в информации, т.е. в по- лучении различных сведений. Любая воспринимаемая человеком информация в большей или меньшей мере эмоционально окрашива- ется. Очень часто интерес вызывает или порождает не столько сам факт, т.е. сообщение, сколько эмоции, связанные с ним.
Все сферы непреложной жизнедеятельности человека информа- ционно и эмоционально наполнены. При этом эмоциональные со- стояния могут быть самыми разнообразными: радость, печаль, стыд, гнев, испуг, равнодушие, презрение, обида и др.
Иная картина наблюдается в сфере досуга. Здесь резко падает или исчезает совсем информация, порожденная непреложными ви- дами занятий. Возникает своеобразный информационный вакуум,