Файл: Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта получил наибольшее распространение и занимает ведущее положение в перевозках пассажиров.odt
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Table of Contents
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта получил наибольшее распространение и занимает ведущее положение в перевозках пассажиров.
В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики, немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят: трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность.
В единой транспортной системе России пассажирский автомобильный транспорт занимает ведущее место в обслуживании населения, т.к. только автомобильным парком Министерства транспорта РФ ежедневно перевозится более 80 млн. пассажиров. В связи с этим увеличивается значение данной дисциплины в подготовке специалистов по эксплуатации автомобильного транспорта.
Пассажирский транспорт относится к сфере услуг населению. Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит в оказании услуг по перевозке пассажиров, их ручной клади и багажа путем удовлетворения потребности людей в перевозках.
Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта получил наибольшее распространение и занимает ведущее положение в перевозках пассажиров.
В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики, немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят: трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность.
В единой транспортной системе России пассажирский автомобильный транспорт занимает ведущее место в обслуживании населения, т.к. только автомобильным парком Министерства транспорта РФ ежедневно перевозится более 80 млн. пассажиров. В связи с этим увеличивается значение данной дисциплины в подготовке специалистов по эксплуатации автомобильного транспорта.
Пассажирский транспорт относится к сфере услуг населению. Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит в оказании услуг по перевозке пассажиров, их ручной клади и багажа путем удовлетворения потребности людей в перевозках.
Целью работы является анализ организации и управления движением автобусов на городском маршруте.
Задачи работы:
- изучить предназначение автотранспортного предприятия;
- рассмотреть экономическую целесообразность перевозочного процесса и обслуживание пассажиров;
- рассмотреть современное состояние и перспективы развития транспортного обслуживания населения городов;
- рассмотреть основные технико-экономические и эксплуатационные показатели АТП;
- провести корректировка выпуска автобусов на маршрут по часам суток;
- рассчитать расчетное распределение автобусов по часам суток;
- представить промежуточный вариант распределения автобусов по часам суток.
Объект исследования – маршрут автобуса. Предмет исследования – транспортное обслуживание.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Предназначение автотранспортного предприятия
Автотранспортное предприятие (АТП) — организация, осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.
АТП решает вопросы, связанные с доставкой, т.е. выбор вида транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств, участие в организации погрузочно-разгрузочных работ, использование современных технологий в организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах [5].
Классификация автотранспортных предприятий:
1) по роду выполняемых работ
— пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковых автомобилей),
— специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).
2) по организации производственной деятельности
— автобаза — АТП малых размеров, как правило, вспомогательное подразделение крупного предприятия или крупной организации.
— автоколонна (автоотряд) — группа автомобилей, работающая в отрыве от основного АТП.
— автокомбинат — комплексное АТП с количеством автомобилей 700 и более, состоящее из основного предприятия и нескольких филиалов, расположенных в районах обслуживания перевозками.
— автопарк — АТП со стоянкой и техническим обслуживанием пассажирского транспорта общего пользования.
Основными задачами автотранспортного предприятия являются:
организация и выполнение перевозок в соответствии с планом и заданиями;
хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
материально-техническое снабжение предприятия.
Построение правильной организационной структуры является главной задачей любого автотранспортного предприятия (АТП). От рационального состава подразделений органов управления, их связи между собой и взаимодействия с производственными подразделениями в значительной степени зависит эффективность работы предприятия в целом.
Признаками оптимальной структуры управления являются:
— небольшое количество подразделений с высококвалифицированным персоналом;
— небольшое количество уровней управления;
— наличие в структуре управления групп специалистов;
— ориентация графика работ на заказчика;
— быстрота реакции на изменения;
— высокая производительность и низкие затраты.
В стандартной организационной системе управления автотранспортным предприятием можно выделить три самостоятельных блока управления: эксплуатационный, технический и экономический, каждый из которых подчиняется соответствующему руководителю.
Основными процессами производственной деятельности автотранспортного предприятия являются:
основное производство;
вспомогательное производство;
обслуживающее производство;
управление производством.
Основное производство на автомобильном транспорте — выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.
Вспомогательное производство автотранспортного предприятия — это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве [10].
Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество технического обслуживания и ремонта.
Основой работы предприятия являются функциональные обязанности подразделений. Именно они в итоге и составляют совокупную деятельность предприятия.
Для нормального функционирования АТП необходимо, чтобы все его подразделения работали в нужном графике и в соответствии с потребностями рынка, т.е. должны быть гибкими, а также вовремя и в полном объеме выполнили свои функции.
Техническая служба АТП комплексного типа организует работу по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии, развивая для этого производственную базу и осуществляя материально-техническое снабжение [12].
Функции технической службы:
— организация технической подготовки подвижного состава;
— оперативное планирование ТО и ТР подвижного состава, контроль за их выполнением;
— организация ТО и ТР и контроль;
— осуществление технического учета и отчетности по подвижному составу, шинам и другим производственным фондам;
— хранение, выдача и учета топлива, запчастей;
— изучение и распространение передового опыта;
— разработка и реализация организационно-технических мероприятий.
Исходя из вышеперечисленных задач техническая служба имеет право контролировать техническое состояние подвижного состава, снимать его с эксплуатации, планировать и проводить профилактические и ремонтные работы, привлекать к материальной ответственности за неправильную эксплуатацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования и т.д., а также лимитировать расходы ГСМ.
Техническая служба включает следующие подразделения:
производственно-вспомогательные цехи или участки: (агрегатный, слесарно-механический электротехнический аккумуляторный топливной аппаратуры ремонта холодильных установок шиномонтажный кузнечно-рессорный мойки и смазки сварочный медницкий кузовной малярный);
зону текущего ремонта;
зону первого технического обслуживания;
зону второго технического обслуживания;
зону ежедневного осмотра.
Производственная структура формируется на основе результатов технологического расчета и определяется перечнем видов и объемами работ, выполняемыми технической службой АТП, с учетом внешней кооперации. При этом учитываются количество и структура подвижного состава, имеющийся комплекс производственно-технической базы и сложившийся контингент рабочих кадров.
При полном и стабильном удовлетворении потребности в каких-либо работах по внешней кооперации (на предприятиях автосервиса или на специализированных авторемонтных и других предприятиях) производство этих работ на АТП не организуется.
Если АТП все работы ТО и ремонта полностью выполняет на стороне, то, по сути, производственная структура технической службы отсутствует. Имеются лишь исполнители по планированию ТО, контролю технического состояния подвижного состава и управлению внешними связями с автосервисом [7].
К обслуживающей службе относятся:
гараж-стоянка;
автозаправочный пункт;
контрольно-технический пункт.
Хозяйственная служба осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт зданий на территории АТП.
Отдел кадров осуществляет прием, увольнение и ведение личных дел персонала предприятия, следит за продвижением работников по службе.
Эти функциональные подразделения нуждаются в информации о состоянии своего объекта ответственности. Полученная информация требует анализа, а в случае внештатной ситуации — воздействия путем принятия решения. Это определяет необходимость управления.
Управление осуществляет генеральный директор. Он имеет право распоряжаться средствами и имуществом предприятия, заключать договоры, открывать счета и распоряжаться ими, издавать приказы по предприятию, принимать и увольнять работников, применять к ним меры поощрения и налагать взыскания. Вместе с тем, генеральный директор отвечает за правильное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов предприятия, улучшение условий и охрану труда. Если же говорить в целом, то генеральный директор организует работу коллектива предприятия, а также несет полную ответственность за состояние предприятия и его деятельность [14].
В ведении начальников колонн (отрядов) находятся такие ведущие вопросы как:
— осуществление оперативно-технического руководства;
— организация правильного хранения и эксплуатации подвижного состава отрядов;
— осуществление подбора и расстановки водителей;
— ведение личных карточек водителей;
— контроль работы водителей, привлеченных к ремонту автомобилей, и водителей на линии.
Важное место в хозяйственном руководстве и улучшении качественных показателей работы предприятия отводится экономической службе. На основе систематического анализа работы предприятия, автоколонн и других подразделений и исходя из объемных показателей перевозок, их ресурсного обеспечения, экономическая служба определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности АТП.
В состав экономической службы обычно входит бухгалтерия. Этот отдел во главе с главным бухгалтером проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение АТП, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана,