Файл: Становление философии из мифологии. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 732

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автором данного текста является древнегреческий философ:

  • Ф.Достоевский

  • И.Кант

  • Н.Бердяев

  • Г.Гегель

  • Аристотель


Выделенные в тексте формы существования материи называются:

  • Движение

  • Время

  • Познание

  • Сознание

Философское направление описанное автором этого текста называется _______
Практическое занятие №11

Тема: Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин.

Цель: Составить сравнительную таблицу отличий философской, научной и религиозной истины.

Задания:

1.Определение терминов

Истина_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заблуждение___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наука_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Религия_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ложь_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Заполнить таблицу: «Сходства и отличия философской, научной и религиозной истин»




Религиозная

истина

Философское

познание

Научное познание

Проблемы

Соотношение Бога и человека

Соотношение мира и человека

Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое

Картины мира







Идеи











2. Вопрос на размышление:

Истина не даётся нравственно ущербному человеку -писал русский религиозный мыслитель, представитель славянофильства И.В. Киреевский.

С какой особенностью русской философии связано это суждение?

Согласны ли вы с ним?

Разве безнравственные люди не познают мир?

Почему для постижения истинного знания важно нравственная сторона дела?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Учебно-теоретический и справочный материал к практическому занятию.
Истина- правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

Относительная истина- неполное, приближенное знание ,которое дополняется в процессе дальнейшего познания.

Абсолютной истиной- называется такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания.

Истина всегда:

1) конкретна (т.е абстрактной истины не существует)

2) объективна (по содержанию), т.е не зависит от познающего субъекта.

3) субъективна, т.к вне сознания её не существует.

Заблуждение- неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искажённый результат познания. Заблуждение, - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Взять хотя бы идею самозарождения жизни, которая лишь в результате работ Пастера была похоронена. Или положение о неделимости атома, надежды алхимиков на открытие философского камня, с помощью которого все легко может превращаться в золото. Заблуждение - результат односторонности в отражении мира, ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.

Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным. Вместе с тем сам факт возможности для познания впадать в заблуждение в процессе поиска истины требует отыскания инстанции, которая могла бы помочь определить, истинен некоторый результат познания или ложен. Иными словами: что является критерием истины?

Наука - среда человеческой деятельности ,функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности.

Религия - мировоззрение и мироощущение ,а также соответствующее поведение, определяемой верой в существование Бога.

Философия - (от греч. люблю мудрость)-любовь к истине.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. 



Научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

Религиозная истина появляется вместе с рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. В индуизме, опирающемся на ведическую традицию, а также в буддизме, который оппонировал авторитету Вед, равно как в большинстве восточных учений, при всем серьёзном отличии этих религиозно-философских течений друг от друга, по вопросу статуса истины позиция практически одинакова. Истина − это прежде всего слово Учителя, указывающее верный Путь к спасению.

В иудаизме истина − это верность Заповедям (Устной Торе), переданным Моисеем человеку от «Бога» и изложенным в Талмуде, который охватывает Мишну и Гемару

Религиозная, научная и философская картины мира на протяжении истории находились в сложных взаимоотношениях. Так, в средние века не стихали споры между богословами о совместимости философии и христианского вероучения. Противники философии полагали ее неотделимой от языческих религиозных культов. Сторонники же христианизировали древние учения, исходя из принципа приоритета Писания над Разумом. Один из авторов научной картины мира Ньютон предостерегал своих коллег от увлечения метафизикой.

Научное

Научные истина — это объективное, истинное знание, направленное на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.


Религиозное

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в 'иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания[источник не указан 722 дня] и формирует в его сознании требование нравственного обновления.
Задание на дом: Выполнение индивидуальных творческих заданий «Современная философская картина мира».
Практическое занятие №12


Тема: Значение этики. Социальная структура общества (выполнение заданий, работа со словарем, тестовые задания).

Цель: Получить сведения о специфике общественных систем и институтов в контексте их становления и развития; получить сведения о социально-классовой структуре общества и феномене власти; познакомиться с понятиями «идентичность», «субкультура», «семья», «нация» и этнос», а также видеть их историческую динамику; знать основные компоненты и особенности персональной идентичности в современную эпоху.

Задание 1. Дайте определения понятий:

Идентичность__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Субкультура___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Семья________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нация________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этнос_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Законспектируйте текст Сенеки «Нравственные письма».

3. Подготовка эссе (на выбор):«Россия в эпоху глобализации», «Философия и смысл жизни»

Практическое занятие №13

Семинар по теме «Философия и глобальные проблемы современности» 

Цель: выяснить роль философии в решении глобальных проблем современности.

1.Глобальные проблемы современности. Какие проблемы современного мира являются предметом философского анализа?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. «Римский клуб» - международная, неформальная организация ученых, созданная в 1968 году итальянским ученым А. Печчеи, одним из направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития человечества. Какие именно исследования проводились «Римским клубом» ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Предложите, исходя из идеалов ненасилия и ответственности перед миром, представляющих новую стратегию выживания, возможные сценарии решения глобальной экологической проблемы, предотвращение глобальных военных конфликтов и угрозы самоуничтожения человечества в результате ядерной войны?