Файл: Становление философии из мифологии. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 722

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

.

Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:

• даосизм;

• конфуцианство;

• легизм.
Домашнее задание:

Выполнить тесты по теме.
1 .“ Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре”(Сократ)

В чем глубинный смысл данного высказывания?

Как оно связано с судьбой философа?

Как вы оцениваете поступок Сократа - его смерть?
2. Сократ в молодости обучался в школе:

a. софистов

b. пифагорейцев

c. милетцев

d. элеатов
3. В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее:

a. карма

b. нирвана

c. дао

d. сансара
4. Карма в древнеиндийской философии -это:

a. Закон вечного круговорота бытия

b. Понятие долга и предназначения

c. Закон воздания

d. Выход за пределы круга перевоплощений.
5. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:

a. Слушаться старших по возрасту и званию

b. Сдерживать себя, избегать крайностей

c. Формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления

d. Быть гуманным
6.По мнению этого философа, знание высшая из добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?

a. Пирон

b. Сократ

c. Диоген

d. Христипп
7.В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что по мнению философа, лежит в основе всего сущего, это:

a. порядок

b. Бог

c. разум

d. число
8.Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

a. Протагор

b. Платон

c. Сократ

d. Зенон
Задание для самостоятельной работы:

Подготовить конспект работы Диогена Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»
Практическое занятие №3


Тема: Особенности античной философии и средневековья. (выполнение заданий проблемного характера)

Цель: Научиться определять основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии.

Задания:


  1. Раскрыть смысл философских понятий :

Схоластика____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Патристика____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Номинализм___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теология______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполнить пустые строчки по теме «Философия Средневековья»
Основные положения учения

Августин Блаженный

1.______________________________________________________________

2._____________________________________________________________

3.______________________________________________________________

4.______________________________________________________________

5.______________________________________________________________

6.______________________________________________________________
Фома Аквинский

1.______________________________________________________________

2._____________________________________________________________

3.______________________________________________________________

4.______________________________________________________________

5.______________________________________________________________

6.______________________________________________________________
3. Решите кейс – задание:

Известный древнегреческий философ писал: «По природе душа важнее тела, поскольку душа пользуется телом как орудием, а все использующие выше используемого. Поэтому здоровье души (добродетель) важнее здоровья тела, и высшим делом человека является «забота о душе» Порок смерти, и хужне совершить несправедливость, чем ее терпеть, поскольку совершающий несправедливость калечит свою душу. Четыре основные добродетели – это мудрость, справедливость, мужество и умеренность.»

Автором данного текста является:( Варианты ответов):

  • Локк

  • Платон

  • Беркли

  • Конфуций

  • Вернадский


4. Разделами философии, которые рассматривают проблему человека и его добродетелей являются:

(Указать не менее 2-х вариантов ответов)


  • Онтология

  • Гносеология

  • Антропология

  • Этика


5. Философское учение подтверждающее, что дух, сознание, идея – первичны, а тело, природа, физическое – вторичны  _____________

(введите слово в поле в форме соответствующего падежа)
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2007.- 256 с. (ч.1, гл. 2-3, с. 16-32)

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. ( раздел 1, гл.1-2 с.10-35)

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (раздел1, ч.1, гл.1-2, с.19-51; ч.4, с.104-106)

4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. (Раздел 1, гл.1, с. 6-25, гл.2, с.29-30)
Учебно-теоретический и справочный материал к занятию

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир — Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I — V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V — XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 — 220), Август Блаженный (354 - 430), Боэций (480 - 524), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 - 1349), Николай из Отрекура (XIV в.).

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:

• теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

• изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

• господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе — в Библии);

• сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

• человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

• провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

• выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;


• выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека — Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

• мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

2. Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения:

• Бог сотворил окружающий мир из ничего;

• творение мира есть результат акта Божественной воли;

• мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

• природа не может творить сама себя;

• единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

• Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

• подлинным бытием является только Бог;

• сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;

• поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

• нет четкой границы между Богом и Его творением.

Согласно догмату откровения:

• мир можно познать, только познав Бога;

• Бог недоступен для познания;

• несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию;

• единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии;

• Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека — вере.

Схоластика — господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство. Название "схоластика" произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище "Философия — служанка богословия").Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.


Схоласты подразделяли знание на два вида:

• сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);

• естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек "расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога).

В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения.

Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский. (см. Губин В.Д «Основы философии», стр. 32-35).
Здание на дом:

1.Ответить на вопросы:

  • Каково общее значение античной философии? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • В чём основные особенности средневековой философии? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1. Выполнить тестовые задания

1. Он был рождён в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви:

а) Амвросий Медиоланский

б) Василий Кесарийский

в) Августин Аврелий
2. Задача средневековой философии в точки зрения схоластов состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность

б) исследовать природу

в) найти рациональные доказательства веры

г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.
3. В схоластике провозглашалась различие между:

а) верой и разумом

б) наукой и теологией

в) теологией и философией

г) философией и наукой
4. Исторический период развития схоластики:

1) IV-X в.

2) IX-XV в.

3) VIII-XVI в.

4) I-IV в.
5. Учение Фомы Аквинского и целое религиозное - философское направление, им созданное, называется: