Файл: Становление философии из мифологии. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 726
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
"Путь пчелы", по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
Задание на дом:
1. Вопрос на размышление: Должен ли каждый человек, стремящийся жить разумно, выработать для себя основные правила (заповеди) своего поведения, или это будет ограничивать его жизнь, его свободу? Напишите 10 своих заповедей (нравственных правил), которыми вы стараетесь руководствоваться в жизни.
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
5.____________________________________________________________________________
6.____________________________________________________________________________
7.____________________________________________________________________________
8.____________________________________________________________________________
9.____________________________________________________________________________
10.___________________________________________________________________________
Практическое занятие №5
Тема: Основные понятия немецкой классической философии
Цель: Изучить основные понятия немецкой классической философии.
Задания:
1. Заполнить пустые строчки «Направления немецкой классической и постклассической философии»
Направления:
Материализм (суть направления, представители)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Идеализм
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иррационализм
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Философия жизни
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Вопрос на размышление: И. Кант считал, что совесть – это показатель человечности, оно не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив полагал, что совесть на девять десятых – результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает, по вашему мнению, природу человека?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Решить кейс – задачу:
Один из известных немецких философов писал: «труд есть прежде всего процесс совершающийся между человеком и природой. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки, ноги, голову и пальцы. Мы не будем рассматривать здесь первых животных и инстинктивные формы труда. Мы предлагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткани. И пчела постройками своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он также построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, идеально человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. Кроме напряжения тех органов, которыми выполнялся труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании. Простые моменты труда следующие: целесообразная деятельность или самый труд, предмет труда и средства труда.
Автором идеи о том, что труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс в котором человек своей деятельностью опосредует и регулирует обмен веществ между собой и природой является ______________ (Варианты ответов):
1.Н.Вернадский, 2. К. Маркс, 3. Ф. Аквинский, 4. П. Абеляр
По мнению автора деятельность человека и поведения животного отличаются наличием : (Указать не менее 2-х вариантов ответов)
Автор вышеизложенной идеи является представителем ___________ философского мировоззрения (введите слово в поле в форме соответствующего падежа)
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. ( ч.1, гл. 8, с. 83-91, гл.9, с.92-102, гл.10, с.103-116).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. ( разд.1, тема 1.2., гл. 1, с.36-45)
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (раздел 1, гл. 3, с.52-69).
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. (Раздел 1, гл.2, с. 31-33).
Учебно-теоретический и справочный материал к занятию:
Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.
Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
• совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).
В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:
• немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);
• материализм (середина и вторая половина XIX в.);
• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "философия жизни".
3. Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философовтого времени:
• Иммануила Канта (1724 - 1804);
• Иоганна Фихте (1762 - 1814);
• Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);
• Георга Гегеля (1770 - 1831);
• Людвига Фейербаха (1804 - 1872).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
• субъективный идеализм (Фихте);
• материализм (Фейербах).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:
• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
• особое внимание уделила проблеме развития;
• значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
• взглянула на историю как целостный процесс.
Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 — 1804).
Иммануил Кант:
• выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе");
• выдвинул учение о категориях — основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
• сформулировал моральный закон ("категорический императив");
• выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.
Георг Гегель (1770 — 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.
Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разработка диалектики — учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Иоганн Фихте (1762 —.1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция").
Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.
Людвиг Фейербах (1804 — 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. 5. Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в.
Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:
• философией Людвига Фейербаха;
• марксистской философией;
• творчеством вульгарных материалистов.
Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.
Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:
• марксистская философия;
• политэкономия (экономическое учение);
• научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).
Марксистская философия:
• выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;
• показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
• осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);
• рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);
• дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;
• выступала с атеистических позиций.
Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.
Иррационализм — направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.
Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788 - 1860).
"Путь пчелы", по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
Задание на дом:
1. Вопрос на размышление: Должен ли каждый человек, стремящийся жить разумно, выработать для себя основные правила (заповеди) своего поведения, или это будет ограничивать его жизнь, его свободу? Напишите 10 своих заповедей (нравственных правил), которыми вы стараетесь руководствоваться в жизни.
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
5.____________________________________________________________________________
6.____________________________________________________________________________
7.____________________________________________________________________________
8.____________________________________________________________________________
9.____________________________________________________________________________
10.___________________________________________________________________________
Практическое занятие №5
Тема: Основные понятия немецкой классической философии
Цель: Изучить основные понятия немецкой классической философии.
Задания:
1. Заполнить пустые строчки «Направления немецкой классической и постклассической философии»
Направления:
Материализм (суть направления, представители)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Идеализм
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иррационализм
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Философия жизни
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Вопрос на размышление: И. Кант считал, что совесть – это показатель человечности, оно не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив полагал, что совесть на девять десятых – результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает, по вашему мнению, природу человека?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Решить кейс – задачу:
Один из известных немецких философов писал: «труд есть прежде всего процесс совершающийся между человеком и природой. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки, ноги, голову и пальцы. Мы не будем рассматривать здесь первых животных и инстинктивные формы труда. Мы предлагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткани. И пчела постройками своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он также построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, идеально человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. Кроме напряжения тех органов, которыми выполнялся труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании. Простые моменты труда следующие: целесообразная деятельность или самый труд, предмет труда и средства труда.
Автором идеи о том, что труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс в котором человек своей деятельностью опосредует и регулирует обмен веществ между собой и природой является ______________ (Варианты ответов):
1.Н.Вернадский, 2. К. Маркс, 3. Ф. Аквинский, 4. П. Абеляр
По мнению автора деятельность человека и поведения животного отличаются наличием : (Указать не менее 2-х вариантов ответов)
-
идеального представления о результатах труда; -
физических возможностей; -
целесообразностью воли; -
инстинктивными предрасположенностями.
Автор вышеизложенной идеи является представителем ___________ философского мировоззрения (введите слово в поле в форме соответствующего падежа)
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. ( ч.1, гл. 8, с. 83-91, гл.9, с.92-102, гл.10, с.103-116).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. ( разд.1, тема 1.2., гл. 1, с.36-45)
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (раздел 1, гл. 3, с.52-69).
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. (Раздел 1, гл.2, с. 31-33).
Учебно-теоретический и справочный материал к занятию:
Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.
Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
• совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
• открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).
В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:
• немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);
• материализм (середина и вторая половина XIX в.);
• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "философия жизни".
3. Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философовтого времени:
• Иммануила Канта (1724 - 1804);
• Иоганна Фихте (1762 - 1814);
• Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);
• Георга Гегеля (1770 - 1831);
• Людвига Фейербаха (1804 - 1872).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
• объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
• субъективный идеализм (Фихте);
• материализм (Фейербах).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:
• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
• особое внимание уделила проблеме развития;
• значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
• взглянула на историю как целостный процесс.
Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 — 1804).
Иммануил Кант:
• выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе");
• выдвинул учение о категориях — основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
• сформулировал моральный закон ("категорический императив");
• выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.
Георг Гегель (1770 — 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.
Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разработка диалектики — учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Иоганн Фихте (1762 —.1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция").
Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.
Людвиг Фейербах (1804 — 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. 5. Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в.
Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:
• философией Людвига Фейербаха;
• марксистской философией;
• творчеством вульгарных материалистов.
Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.
Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:
• марксистская философия;
• политэкономия (экономическое учение);
• научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).
Марксистская философия:
• выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;
• показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
• осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);
• рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);
• дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;
• выступала с атеистических позиций.
Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.
Иррационализм — направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.
Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788 - 1860).