Файл: Общая физическая подготовка школьников 1617 лет на уроках физической культуры.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основной формой обучения являются уроки физкультуры, целью которых является предоставление ученикам знаний и практических навыков, необходимых для овладения жизненными двигательными действиями; содействовать развитию гибкости, силы, скорости, выносливости и других физических качеств; для содействия здоровью и физическому развитию детей, а также для улучшения физической и умственной деятельности; распределять интерес и развивать привычку к регулярной самозанятости с различными видами физических упражнений рекреационного характера; Способствовать гармоничному развитию личности ученика.
На уроках физической культуры в старших классах основное внимание уделяется тренировочной направленности занятий по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости) и координационных (быстроты построения и согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость) способностей, а также их сочетаний. Вместе с тем закрепляются и совершенствуются соответствующие навыки (техники и тактики): продолжается дальнейшее обогащение двигательного опыта, повышение координационного базиса путём освоения новых, ещё более сложных двигательных действий и вырабатывается умение применять их различных по сложности условиях.
Обучение в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а соревновательного -- увеличивается.
В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-физической подготовленности. Прохождение и освоение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков.
1.1. Особенности физического развития школьников 16-17 лет
Согласно данным известного физиолога И.А.Аршавского, уже в эмбриональном периоде двигательная активность в значительной степени определяет темпы общего развития организма [6].
Опорно-двигательный аппарат человека включает в себя костную и мышечную системы. С его деятельностью связана одна из ведущих функций всего живого — движение.
По сравнению с подростками 12-14 лет, у школьников старших классов наблюдается относительно спокойное течение всех процессов, происходящих в организме: более равномерно идет рост и развитие отдельных органов и систем по отношению друг к другу.
В связи с окончанием полового созревания в этом возрасте у учащихся четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. Особенности старшего школьного возраста проявляются в замедленном росте тела в длину и преобладании роста в ширину, а также в увеличении прироста в весе теле. По своему внешнему виду, по пропорциям тела старшеклассники приближаются к взрослому.
К концу данного периода достигают своего максимума различия между юношами и девушками в размерах и формах тела. Юноши становятся выше девушек в среднем на 10 см. и тяжелее на 5 кг. У девушек же, в отличие от юношей, наблюдаются более длинное туловище, более короткие ноги и руки, низкое расположение центра тяжести. Все эти особенности сказываются на длине шага, скорости ходьбы и бега и т.д.
В 15-17 лет у школьников заканчивается окостенение большей части скелета, за исключением нескольких костей (крестец, ключицы, бедренные кости), окостенение которых завершается к 25-26 годам. Рост трубчатых костей в длину замедляется, а в ширину усиливается. Кости становятся более толстыми и прочными.
В этом время энергично (особенно у юношей) развивается грудная клетка, заканчивается формирование кривизны позвоночника. Скелет у старших школьников уже способен выдерживать значительные нагрузки. В тесной связи с развитием костного аппарата идет формирование мышц, сухожилий и связок.
В отличие от подростков, у школьников 15-17 лет развитие мышц не отстает от роста костей и идет более равномерно и быстро. В этом возрасте, в особенности у юношей, быстро увеличивается мышечная масса, растет сила мышц.
В старшем школьном возрасте продолжают заметно изменяться физико-химические свойства мышц, совершенствуются их функциональные свойства. Мышечная ткань по своему химическому составу (соотношению белков, жиров, воды и др.), строению, сократительным свойствам приближается к нормам взрослых. Достигают высокого уровня возбудимость и лабильность мышц, их нервная регуляция. Вместе с тем, мышцы у старшеклассников эластичнее, чем у взрослых, т.е. обладают свойством в большей степени укорачиваться и удлиняться при сокращении и расслаблении. У школьников старших классов более отчетливо, чем у подростков, выявляется разница в увеличении силы мышц правой и левой половины тела.
В 16 лет мальчики по длине тела в конце 70-х - начале 80-х гг. достигали 97,0-99,6% средней окончательной величины этого параметра. Считается, что различия между взрослыми мужчинами и женщинами зависят от времени наступления пубертатного скачка. Различия в длине тела мальчиков и девочек не превышают 2,0% до момента пубертатного скачка, а после него достигают 8,0% [24].
Для правильной постановки физического воспитания учащихся очень важен учет особенностей развития центральной нервной системы, которой принадлежит ведущая роль в регуляции всех функций организма. В старшем школьном возрасте завершается развитие центральной нервной системы, высокого совершенства достигает высший ее отдел - кора головного мозга.
Нервные процессы приобретают большую подвижность, растет их сила, протекание процессов возбуждения и торможения становится более уравновешенным. Значительно улучшается аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга. Высокого уровня развития достигает вторая сигнальная система. Все это создает благоприятные условия для углубленного обучения учащихся двигательным действиям, развивать двигательные качества [29].
В связи с высоким уровнем развития двигательного анализатора, у старшеклассников значительно повышается способность анализировать и точно воспринимать различные движения.
Несмотря на высокий уровень развития высшей нервной системы деятельности, у школьников старших классов еще наблюдается некоторое преобладание процессов возбуждения над торможением.
В старшем школьном возрасте у школьников наиболее резко проявляются индивидуальные особенности в отношении приспособляемости к большим и длительным физическим нагрузкам. Это связано главным образом в тем, что этот период среди школьников отмечается значительно большее число различных уровней физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности. При выборе упражнений, методики развития двигательных качеств возникает необходимость строго учитывать эти особенности [29].
Старший школьный возраст является завершающим этапом морфологического созревания всех звеньев двигательного аппарата [12,22]. Знание физиологических механизмов, лежащих в основе организации двигательных действий в этом возрасте, имеет большое практическое значение. Именно в этом возрасте осваивается большинство трудовых и спортивных движений, эффективное значение которым возможно только при учете возрастных особенностей двигательной функции.
1.2 Школьная программа по физической культуре в 10-11 классах
Школьное формирование в современных условиях вызвано обеспечить
многофункциональную грамотность и общественную адаптацию
обучающихся на базе получения ими компетентного навыка в области учения, познания, профессионально-трудового выбора, личного формирования, ценностных ориентаций и смысла-творчества. Это предопределяет направленность целей преподавания на развитие компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире, ясно представляющей собственные потенциальные способности, средства и методы реализации подобранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования считается формирование детей как компетентной персоны посредством включения его в разнообразные виды ценностной человеческой деятельности: обучение, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизни. С этих позиций подготовка рассматривается как процесс освоения не только лишь конкретной суммой знаний и системой определенных умений и способностей, но и как процесс освоения компетенциями.
«Физическая культура» призвана формировать у учеников постоянные мотивы и потребности в бережном взаимоотношении к собственному здоровью и физической подготовленности, целостном формировании собственных физических и психологических качеств, креативном применении средств физической культуры в организации здорового образа бытия. В ходе изучения тренировочного материала у учеников создается целое понимание о физической культуре, как общественном явлении, единстве биологического, психологического и социального в человеке, законодательстве и закономерностях формирования, и совершенствовании его психосоматической природы.
Данное составление плана учитывает применение единой программы
физического обучения учеников и учитывает углубление преподавания учащихся базовым двигательным действиям, в том числе технику ключевых видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка. Пункт «Основы знаний о физической культуре» учитывает исследование теоретических проблем согласно углублению познаний о личной гигиене учеников, о воздействии уроков физическими упражнениями на главные концепции организма человека, на формирование общественных, трудовых, волевых и моральных качеств человека, на получение понятия о физической культуре личности, её взаимосвязи с основами здорового образа жизни и овладением знаний о методике самостоятельных уроков.
В период исследования определенных областей программы предполагаются обучающимся теоретические данные на уроках о ключевых видах спорта, о безопасности и оказании 1 помощи при травмах.
Исследование физической культуры на базовом уровне посредственного (полного) общего образования нацелено на результат последующих целей:
– Формирование физических свойств и способностей, усовершенствование
многофункциональных возможностей организма, улучшение индивидуального самочувствия.
– Развитие бережливой позиции к своему здоровью, необходимости в
упражнениях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной работе.
– Освоение технологиями нынешних оздоровительных систем физического
обучения, обогащение персонального навыка уроков специально-прикладными
физическими упражнениями и базовыми типами спорта.
– Осваивание концепции познаний о упражнениях физической культурой, их
роли и смысле в создании полезного вида жизни и общественных ориентаций.
– Получение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности, овладение способностями креативного сотрудничества в
общественных формах обучения физическими упражнениями.
На основе требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования подразумевается осуществить актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностные комбинация, которые характеризуют задачи физического обучения учеников 10–11 классов:
– Помощь гармоничному физическому формированию, выработка умений
применять физические упражнения, гигиеничные процедуры и условия внешней среды с целью поддержания состояния самочувствия, противостояния стрессам.
– Развитие социальных и индивидуальных взглядов о престижности высокого
уровня здоровья и многоплановой физической подготовленности.
– Увеличение моторного опыта с помощью освоения новыми моторными
действиями и развитие умений использовать их в разных по трудности
обстоятельствах.
– Последующее формирование кондиционных и координационных
возможностей. В настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,
деятельностные комбинация, которые характеризуют задачи физического обучения учеников 10–11 классов:
– Помощь гармоничному физическому формированию, выработка умений
применять физические упражнения, гигиеничные процедуры и условия внешней среды с целью поддержания состояния самочувствия, противостояния стрессам.
– Развитие социальных и индивидуальных взглядов о престижности высокого уровня здоровья и многоплановой физической подготовленности.
– Увеличение моторного опыта с помощью освоения новыми моторными
действиями и развитие умений использовать их в разных по трудности
обстоятельствах.
– Последующее формирование кондиционных и координационных
возможностей.
– Развитие познаний о закономерностях двигательной деятельный, спортивной тренировке, значении уроков физической культурой с целью предстоящей рабочий деятельности, исполнении функции отцовства и материнства, подготовке к работе в армии.
– Фиксирование необходимости к постоянным делам физиологическими
процедурами и выбранным типом спорта.
– Развитие соответственной самооценки личности, нравственного
самосознания, миропонимания, коллективизма, формирование целеустремлённости, решительности, выдержки, силы воли.
– Последующее формирование психологических действий и подготовка
основам психологической регуляции.