Файл: 1. Общая теоретикоправовая характеристика иска в гражданском судопроизводстве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так, исходя из ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

В главе 223 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц», закреплено право гражданина или организации на обращение в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц.

Таким правом обладают должностные лица Роспотребнадзора и его территориальные органы, общественные объединения потребителей.

Гражданин или организация вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц при наличии совокупности следующих условий:

  • имеется общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик;

  • предметом спора являются общие либо однородные права и законные интересы членов группы лиц;

  • в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства;

  • использование всеми членами группы лиц одинакового способа защиты своих прав.

Также главой 223 ГПК РФ установлены требования к исковому заявлению, подаваемому в защиту прав и законных интересов группы лиц, ведение дел о защите прав и законных интересов группы лиц, закреплены права лица, присоединившегося к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, условия замены лица, которое ведет дело в интересах группы лиц, порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц.

Рассмотрение указанных дел допускается в случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее 20 лиц.

Присоединение члена группы лиц к требованию о защите прав и законных интересов этой группы лиц осуществляется путем подачи в письменной форме заявления о присоединении к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц лицу, которое подает иск в их интересах, либо непосредственно в суд, если член группы лиц присоединяется к требованию после принятия искового заявления в защиту прав и законных интересов группы лиц к производству суда.

Присоединение к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц возможно до перехода суда к судебным прениям. Такое присоединение также может осуществляться путем заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда или в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Правосудие» (порядок подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, регулируется Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11.09.2017 № 168
5, Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 № 2516).

В исковом заявлении, поданном в защиту прав и законных интересов группы лиц, должно быть указано лицо, которому поручено ведение соответствующего гражданского дела в интересах группы лиц (далее в настоящей главе — лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц).

Дело о защите прав и законных интересов группы лиц рассматривается судом в срок, не превышающий восьми месяцев со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству суда, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Предложение о присоединении к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц должно быть сделано в публичной форме путем опубликования сообщения в средствах массовой информации. Такое опубликование возможно на официальном сайте суда или в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Правосудие».

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному делу о защите прав и законных интересов группы лиц, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела по заявлению члена этой группы лиц, который ранее не присоединился либо отказался от заявления о присоединении к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, предъявленному к тому же ответчику, о том же предмете, за исключением случаев, если указанные обстоятельства оспариваются этим членом группы лиц.

В решении по делу о защите прав и законных интересов группы лиц, состоявшемся в пользу группы лиц, суд может указать на обязанность ответчика довести информацию о принятом решении до сведения всех членов группы лиц в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом.

В резолютивной части решения по делу о защите прав и законных интересов группы лиц должны содержаться выводы в отношении каждого из членов группы, присоединившихся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц.

Так в ситуации семьи Афанасьевых пятеро детей. Родители не работают, живут на детские пособия и иные выплаты от государства. Оба страдают хроническим алкоголизмом. Дочери плохо учатся, ходят в рваной одежде, отличаются асоциальным поведением. На Афанасьевых соседями подавалась жалоба в органы опеки. В первый раз их ограничили в родительских правах после проверки условий проживания детей. Во второй раз судом было принято решение о лишении прав на основании ст. 69 СК РФ, т.к. с момента первого разбирательства ситуация не изменилась – только ухудшилась.



Опека вынуждена подать иск о лишении родительских прав (Приложение 4).

3.4. Групповые иски

В связи с изменением и усложнением отношений возникла необходимость защиты интересов больших групп граждан, которые в результате нарушения их интересов одним и тем же лицом находятся в одинаковом правовом и фактическом положении. Коллективный иск позволяет защищать интересы большой группы лиц, состав которой на момент возбуждения дела неизвестен, одним или несколькими членами этой группы без специального разрешения с их стороны. Действия класса включают в себя:

  • групповые иски делают экономически целесообразным рассмотрение множества мелких требований на небольшие суммы, например большого числа мелких инвесторов, каждый из которых в отдельности потерял небольшую сумму вследствие правонарушений на фондовом рынке;

  • групповые иски экономят время судей, поскольку позволяют в одном процессе рассмотреть массу однотипных требований, более полно выявить круг пострадавших и уравнять их шансы на получение возмещения;

  • адвокаты истцов получают вознаграждение лишь только в том случае, если сами добились возмещения убытков членов группы;

  • достигается социальный эффект - одновременно защищается публичный интерес (пресекается противоправная деятельность организации) и частноправовые интересы (взыскание убытков в пользу участников группы).

Сама процедура, связанная с необходимостью информирования и идентификации всех членов группы, позволяет сделать неопределенный состав группы потерпевших на момент открытия дела очень точным и персонифицированным для подсудимого. вручение приговора.

В российском законодательстве впервые возможность защиты неопределенного круга лиц в гражданском процессе была предусмотрена Законом РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»7, которым было предусмотрено право ряда организаций инициировать действия в защиту неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает виновного довести решение суда до сведения потребителей в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом. Окончательное решение суда о признании действий ответчика неправомерными в отношении неопределенного круга потребителей выносится судом, рассматривающим иск потребителя по гражданским искам ответчика, в связи с вопросом о том
, являются ли эти действия реальными, императивно имели место и были ли они совершены этими лицами (то есть ответчиком). Такое решение суда не имеет прямого законодательного значения для неопределенного круга потребителей. Однако в новом судебном процессе они должны доказать свою правомерность, т.е. индивидуальность как истцов, так и принадлежность оспариваемого субъективного права, которое они просят суд защитить. Это позволит создать более эффективную правовую защиту граждан, участвующих в государственных закупках. В этих ситуациях потребительские убытки по публичным договорам носят, как правило, один и тот же характер, характер вреда практически одинаков, что определяет неадекватность признания неправомерности действий ответчика в разрозненных и единичных действиях, что, однако не исключает полностью независимого рассмотрения дела каждым отдельным потребителем.

Аналогичная правовая база содержится в положениях Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды»8, согласно которым предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять требования о прекращении экологически вредной деятельности, повлекшей нанести ущерб здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Однако здесь защищается только общественный интерес, а возмещение ущерба потерпевшим возможно в отдельных частных исках.

Как выяснилось, для защиты неопределенного круга лиц (групп) по российскому процессуальному праву характерно следующее:

  • во-первых, защита в суде только публичных интересов такого круга лиц;

  • во-вторых, для защиты частноправовых интересов каждому потерпевшему необходимо обратиться с отдельным требованием в суд;

  • в-третьих, нормы о защите неопределенного круга лиц рассредоточены по отдельным материально-правовым актам;

  • в-четвертых, отсутствует процессуальный регламент в ГПК РФ, который бы позволял рассматривать данные дела по общим правилам.

Поэтому нормы материального законодательства не снабжены процессуальными механизмами их реализации, что в конечном итоге затрудняет реализацию конституционного права на судебную защиту.

Долгое время проблема групповых исков оставалась в стороне от науки гражданского процессуального права. Интерес к этой теме возник не так давно в связи с многочисленными скандалами на финансовом и фондовом рынках России, когда перед судами встала необходимость урегулировать многотысячные однотипные иски к одному и тому же ответчику - финансовой компании, банк и т.д. о возврате денег, а также требования о выплате заработной платы. Так, в 1995 г., после краха значительного числа финансовых компаний, 12,6% всех гражданских дел, переданных в суды, составляли споры о защите прав потребителей, вытекающие из договоров с финансово-кредитными учреждениями, 13,3% - требования акционеров, вкладчиков, неучастие в предприятиях и 4% - трудовые споры по заработной плате. В то же время процент отказов судов в удовлетворении был крайне низким в силу практически бесспорности требований истцов. Таким образом, почти 1/3 дел, находящихся на рассмотрении в судах общей юрисдикции, составляют дела, характеризующиеся солидарностью требований истцов, наличием общего предмета доказывания, общего ответчика и единым способом урегулирования исковых требований. причинами, иными словами, по всем своим характеристикам они являются коллективными действиями.


В научной литературе выделяют следующие признаки иска о защите неопределенного круга лиц (группового иска) отражающие их специфику:

1) многочисленность или неясность личного состава членов группы на стороне истца, что не позволяет привлечь всех потерпевших в качестве соистцов. С помощью коллективных действий, во-первых, может быть обеспечена защита неопределенного круга лиц, когда на момент возбуждения дела невозможно установить всех граждан, чьи права были нарушены подсудимым, и, во-вторых, защита большой группы лиц, если действительно невозможно одновременно привлечь их к ответственности.

2) тождественность требований абсолютно всех лиц, чьи интересы защищает определенный групповой иск;

3) совпадение фактических и юридических оснований требований;

4) наличие общего для всех истцов ответчика;

5) личность объекта доказывания по фактам, доказанным членами группы;

6) наличие общего способа правовой защиты (например, запрет на совершение ответчиком определенных действий или, принуждение его к определенному поведению, возмещение убытков, взыскание денежных средств, замена некачественного товара, исправление дефекты и др.);

7) получение участниками группы общего положительного результата в случае удовлетворения судом коллективного иска.

Необходимость введения данного института в гражданский процесс Российской Федерации ставит ряд новых и сложных теоретических и прикладных вопросов, среди которых можно выделить следующие вопросы:

  • вопрос о полном признании круга всех заинтересованных лиц - членов группы, понесших ущерб в результате действий данного ответчика;

  • вопрос их процессуального оформления в единую группу, способную защищать общие интересы в суде;

  • вопрос правового оформления отношений между членами группы и представителями судебных органов;

  • вопрос о принудительном исполнении решения суда по коллективному иску.

При этом следует использовать рациональные аспекты зарубежного законодательства и судебной практики, связывая их с российскими правовыми реалиями. Иногда возражают против концепции коллективного иска, поскольку она якобы лишает заинтересованные стороны права самостоятельно защищать свои права в суде. Наоборот, каждый вправе подать в суд самостоятельный иск и не участвовать в рассмотрении группового иска. Как свидетельствует судебная практика зарубежных стран, для значительного числа лиц, потерявших свои деньги и не имеющих возможности оплатить услуги адвоката, коллективный иск является серьезной поддержкой в ​​защите их интересов. Ведь сколько людей отпугивало и отпугивает от обращения в суд сложность его ведения в состязательном процессе.