Файл: Образовательная программа Государственное управление и государственная служба (с углубленным изучением иностранных языков и правовых дисциплин).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует также понимать, что в текущих условиях наши возможности нанести ответный санкционный удар странам-инициаторам серьёзно ограничены. Торговые санкции против США вряд ли причинят чувствительный вред, который заставил бы Вашингтон пересмотреть свой политический курс. Объём нашей торговли с американцами равен приблизительно половине от объёма торговли США с Бельгией. Американский бизнес технически можно заставить уйти из России. Он понесёт убытки, но адаптируется и найдёт новые рынки. К тому же такие меры неизбежно отзовутся и на отечественном бизнесе, ведь коммерческие связи носят взаимовыгодный характер – никто нам их не навязывал. Разрушить их гораздо проще, чем собрать заново. Что касается ЕС, то здесь ущерб от ограничений может быть более болезненным. Начиная с 2014 года потери от санкций компаний из ЕС на российском направлении сопоставимы с российскими потерями. Сегодня торговля между нами растёт вопреки санкциям. Сбережение взаимовыгодных связей – столь же важная задача, сколь важной является защита российской экономики31.

Кроме того, важно понимать, что санкции США и ЕС против России имеют принципиально разную логику, несмотря на то, что на уровне политической риторики Вашингтон и Брюссель придерживаются сходных позиций. Так, например, США активно идут на санкционную эскалацию – расширяют число поводов для введения санкций, число подсанкционных лиц и компаний, активно используют санкции для дискриминации российского бизнеса. Совершенно иным образом обстоит дело с санкциями ЕС. Брюссель не выходит за пределы «украинского пакета» – даже несмотря на давление своих партнёров. Политика контрсанкций должна учитывать эти нюансы. Необходимо чётко отделять политику противодействия санкциям США и ЕС. Распространенный у нас стереотип о европейцах как о «вассалах Вашингтона» контрпродуктивен. Он лишь подводит нашу политику в отношении ЕС под американский знаменатель, то есть укрепляет американские позиции.

Иными словами, стратегия по противодействию санкциями вряд ли будет плодотворной, если её целью будет нанесение максимального ущерба «во что бы то ни стало» и если она будет направлена против некого абстрактного «Запада» без учёта важных отличий в политике западных государств.

Первым долгосрочным приоритетом в противодействии санкциям должна стать не столько международная торговля, сколько международные финансы. Американская политика санкций базируется на доминировании доллара и возможности использования глобальных финансовых экстерриториальных санкций. Отвечать на такие санкции ограничениями торговли – всё равно что стрелять по слону из рогатки. Сегодня России практически нечего противопоставить финансовому давлению. Отчасти угрозу смягчает то, что наша страна глубоко интегрирована в мировую экономику. Поэтому, например, ст. 242 CAATSA о санкциях против российского суверенного долга пока реализована не была – удар по России скажется и на американских инвесторах. Однако, как таковую проблему уязвимости перед финансовыми санкциями это не снимает. Здесь по-настоящему глобальной задачей российской внешней политики должно стать создание коалиции стран, заинтересованных в создании альтернативных систем расчётов. Естественным союзником Москвы здесь является Пекин, который также уязвим перед финансовыми санкциями и к тому же обладает более внушительными возможностями по созданию альтернативных финансовых систем. Вовсе необязательно ставить во главу угла уничтожение доллара любой ценой. Но наличие альтернативы позволит застраховаться от злоупотреблений Вашингтона своим финансовым лидерством.


Второй приоритет – диверсификация торговых связей, а также их углубление до такого уровня, при котором экстерриториальные санкции не смогут нарушить партнёрство с третьими странами. Например, Россия является важнейшим поставщиком вооружений в Индию. Экстерриториальные санкции США против Дели неизбежно вызовут жёсткое политическое противодействие индийской стороны с учётом важности сотрудничества с Москвой для индийской национальной безопасности. Однако эта задача существенно повышает планку конкурентоспособности российских товаров и услуг. Санкции заставят нас существенно повысить качество экспорта. А значит, решение задачи потребует и качественных изменений российской экономики. Хозяйство сырьевой ренты уязвимо перед санкциями.

Третий приоритет – развитие и укрепление международного права в использовании односторонних санкций. Российская позиция, предполагающая, что СБ ООН является единственным легитимным источником санкций, должна активно продвигаться во взаимодействии с другими странами. Из числа постоянных членов СБ ООН сходных позиций придерживается КНР. Необходимо вести системный мониторинг экономического ущерба и нарушений прав человека в результате использования санкций. Они должны стать неприемлемыми как с правовой, так и с этической точки зрения.

Работа над этими приоритетами потребует длительного времени и больших усилий. Но она по крайней мере будет носить проактивный характер. В обороне можно добиться локальных успехов. Серьёзные результаты возможны только при наличии инициативы.



3. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

3.1 Мировой опыт преодоления санкционных рестрикций



США ввели санкции против Ирана в 1979 году после того, как группа радикально настроенных студентов атаковала американское посольство в Тегеране. Этот инцидент повлек за собой почти полную заморозку иранских активов. Через несколько лет санкции были ужесточены. В 1984 году был введен запрет на продажу оружия в Иран, а также запрет на экономическую помощь Ирану.

В 1996 году был введен запрет на торговлю нефтью между Ираном и США, запрет на экспорт авиационного оборудования в эту страну. В 2004 году был введен запрет на публикацию научных трудов из Ирана, а также запрет на прямые контакты между иранскими и американскими банками. Все эти санкции привели к резкому росту стоимости товаров первой необходимости в стране.

Дипломатические отношения между США и Северной Кореей ухудшились в результате Холодной войны, а также после Корейской войны на полуострове. В 1950 году США ввели экономические санкции против Северной Кореи. В последующие годы санкции постепенно ужесточались, особенно в связи с тем, что страна занимается разработкой ядерного оружия, а также в связи с угрозами в адрес США и дружественных им стран. В марте 2016 году США выпустили новые санкции против Северной Кореи после обвинения страны в организации кибер-атак на Sony Pictures.

Отношения между США и Сирией официально прекратились в 2012 году. До этого отношения между двумя странами были напряженные из-за многочисленных санкций против Сирии, которые вводились начиная с 1986 года. США обвиняют Сирию в том, что она поддерживает террористические группировки, в то время как Сирия отрицает это. Помимо этого, были выпущены многочисленные санкции против граждан Сирии, а также против сирийских компаний, которых также обвиняют в терроризме, коррупции. Американским гражданам запрещается принимать участие в торговле топливом с Сирией, а также инвестировать в Сирию.

Отношения между США и Суданом стали напряженными после того, как США обвинили Судан в поддержке террористических организаций, включая палестинских и ливанских террористов. В 1993 году Судан был объявлен государством, спонсирующим терроризм. После этого США ввели
против страны санкции в области торговли, финансового сектора, а также экономические санкции. Также санкции последовали в связи с поддержкой Суданом вторжения Ирака в Кувейт, участие в Панарабской исламской конференции, а также предоставление убежища международным террористам.

Первые американские санкции против Кубы появились в 1960 году во время Холодной войны из-за того, что Куба была союзником СССР. Эти санкции были обусловлены тем, что страна национализировала многие частные предприятия, которые принадлежали американцам. Несмотря на то, что страны поддерживают дипломатические отношения, между ними по-прежнему существует напряженность. Пока что действует ограничение на ведение бизнеса между США и Кубой. При Бараке Обаме наметилось потепление отношений между двумя странами, однако до полного восстановления еще далеко. Список лиц особых категорий и запрещённых лиц SDN (Specially Designated Nationals List) — список граждан особых категорий и запрещенных лиц. Включение в SDN List подразумевает, что активы компаний, находящихся в этом списке, блокируются, а американским гражданам запрещено каким-либо образом соприкасаться с людьми и компаниями, внесенным в него. Управление по контролю за иностранными активами казначейства США публикует этот список, в который вносят тех, кто, по мнению агентства, нарушает права человека, является террористом, наркоторговцем, торговцем необработанных алмазов, тех, кто имеет отношение к распространению оружия массового поражения и так далее. Помимо этого, список запрещенных лиц также служит напоминанием для американских граждан относительно того, с какими гражданами и компаниями не стоит иметь дела, так как любое ведение бизнеса с этими лицами и компаниями может привести к юридическим последствиям для граждан США. Эксперты отмечают, что часто изменения, которые вносятся в этот список, бывают ожидаемыми, когда речь идет о конфликте в Сирии или на Украине. Но иногда изменения происходят довольно неожиданно, поэтому бизнесу всегда приходится быть начеку. Другие страны под санкциями:

В 2004 г. в США был принят «Акт о демократии в Белоруссии», в котором законодатели требовали информировать их о поставках вооружений и технологий со стороны Белоруссии. Также предполагалось выделение средств на «поддержку демократических процессов» в стране. В дальнейшем санкции постоянно ужесточались. В 2011 г. были ограничены поездки ряда лиц, заморожены активы. Среди тех, против кого направлены санкции, оказались президент Белоруссии Александр Лукашенко, его сыновья Виктор и Дмитрий, а также журналисты, чиновники, сотрудники прокуратуры и судьи.


В 1997 г. были введены санкции против Бирмы. В частности, американские компании потеряли возможность инвестировать в эту страну, членам военной хунты был запрещен въезд в США. В 2003 г. санкции были ужесточены. Был полностью запрещен импорт из Бирмы, активы правительства в США были заморожены, а американские представители должны были голосовать против выделения стране кредитов международных финансовых учреждений.

В 2011 г. США ввели санкции против президента Кот-д'Ивуара Лорана Гбагбо, его супруги и сторонников, в связи с тем, что американские власти не устраивала отмена выборов в некоторых городах страны. В результате Гбагбо был выбран на второй срок. Традиционно был введен запрет на въезд в США, а активы и операции лиц, против которых были направлены санкции, заморозили.

Санкции против Демократической Республики Конго были введены в 2006 г., а затем несколько раз продлевались. Спецпосланник ООН Марго Валлстрем заявила в 2010 г., что правительственные войска Демократической Республики Конго, вероятно, виновны в изнасилованиях и убийствах. Как и в отношении других стран, был введен запрет на въезд в США, а активы и операции лиц, против которых были направлены санкции, заморозили.

Санкции против Ливана были введены в 2012 г. против лиц, подрывающих суверенитет Ливана или его демократические процессы и институты. Как и в отношении других стран, был введен запрет на въезд в США, а активы и операции лиц, против которых направлены санкции, были заморожены.

В 2011 г. США ввели торговые и финансовые санкции против Ливии. Под ограничения попали ряд государственных банков и компаний, которым было запрещено вести бизнес на территории США. Санкции были введены для противодействия режиму Муаммара Каддафи, но по просьбе нового правительства были сняты. США также подписали торговое и инвестиционное соглашение с Ливией в рамках возобновления экономических отношений после долгого перерыва.