Файл: Образовательная программа Государственное управление и государственная служба (с углубленным изучением иностранных языков и правовых дисциплин).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Способность и решимость Российской Федерации ввести контрсанкции оказалась неожиданной для Европы и других западных стран, так как ни одна страна мира ранее такие меры никогда не вводила. Россия впервые ввела дипломатические санкции (визовые ограничения) в отношении 9-ти американских чиновников на основе взаимности в связи с американскими санкциями с 20 марта 2014 г., в том числе в отношении сенаторов и помощников президента. С 24 марта 2014 г. был введен запрет на выдачу виз 13-ти канадским чиновникам, включая членов парламента Канады. Дипломатические санкции против европейских чиновников официально не были реализованы как минимум до января 2015 г., даже с учетом того, что визовые санкции ЕС в отношении российских граждан применялись с марта 2014 г.. Только с 26 мая 2015 г. (и до настоящего времени) в Россию запрещен въезд 89 чиновникам и политикам ЕС27.

С 6 августа 2014 г. Россия ввела и экономические санкции, состоящие из запрета на импорт в РФ сельскохозяйственной продукции и продуктов питания из стран, присоединившихся к санкциям против российских компаний или частных лиц. Российские контрсанкции стали контрмерами на так называемый «III уровень» отраслевых (финансовых, оборонных и энергетических) санкций, введенных США 17 июля и ЕС 25 июля 2014 г.

Они призваны не «наказать» европейских поставщиков, а оградить интересы российских производителей соответствующей продукции, как отмечает ТАСС. Пока вводились санкции ЕС так называемого I и II уровней, российская сторона на них не реагировала применительно, по крайней мере, к Евросоюзу. А когда под санкции третьей фазы, третьего уровня попали в том числе «Сбербанк» и «Россельхозбанк», которые заняты кредитованием российского сельского хозяйства, они оказались в более сложном положении, и это создавало потенциальные конкурентные преимущества для экспортеров соответствующей сельскохозяйственной продукции из стран ЕС.


Федеральная таможенная служба, которой поручено исполнение Указа Президента Российской Федерации, обнародовала список продуктов, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию из стран ЕС. Под запрет попали не только государства-члены ЕС, но и США, Австралия, Канада, Норвегия и некоторые другие страны. В список запрещенных продуктов были включены, в частности, фрукты, овощи, молочные и мясные продукты, овощи, фрукты, орехи, мясо крупного рогатого скота, свинина и продуктов из мяса (колбасы, мясные или кровяные субпродуктов). Некоторые продукты питания животного происхождения и лекарственные средства были исключены из эмбарго. Суммарный годовой объем импорта, попавшего под санкции, оценивается в 9 млрд долл. США. Самая дорогая статья запрещенного импорта – молочные продукты (1,8 млрд долл.), далее следует свинина (1,6 млрд), затем рыба (1,5 млрд) и фрукты (1,4 млрд долл.)28.

Эмбарго вводилось в 3 этапа: с 2014 г. в отношении стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии, с 2015 г. – в отношении Исландии, Лихтенштейна, Албании и Черногории, с 2016 г. – в отношении Украины.

Российская Федерация 25 июня приняла решение продлить свое продовольственное эмбарго на год – до 5 августа 2016 г. в ответ на санкции ЕС, которые были пролонгированы до 31 января 2016 г. 29 июня президент Российской Федерации В. Путин подписал указ о продлении продовольственного эмбарго, введенного в ответ на санкции Запада, до 31 декабря 2017 г.

Еще в 2014 г. Российская Федерация также подготовила «второй пакет» контрмер. По данным РИА, это касается потенциальной готовности ввести защитные меры в автопроме (прежде всего подержанных автомобилей), авиастроении и судостроении, а также в легкой промышленности. Так, Ассоциация текстильщиков России (АТР) предлагает ввести запрет на ввоз текстильной продукции из стран Евросоюза. Например, на домашний текстиль, так как этот сегмент развит в России. Такая мера может содействовать росту занятости в стране29.

Однако до настоящего времени контрмеры в отношении автомобильной, авиационной промышленности и судостроения не были введены российской стороной. В то же время с 11 августа 2014 г. правительство РФ ограничило государственные закупки иностранных товаров

легкой промышленности. Согласно перечню товаров, к закупкам, не относящимся к государственному оборонному заказу, не допускаются зарубежные ткани, одежда верхняя и спецодежда, одежда из кожи, белье нательное, обувь, изделия из меха и другие. Ограничение не касается товаров, произведенных на территории Белоруссии и Казахстана и товаров, не производящихся в РФ.

Кроме того, в качестве контрмер мы рассматриваем попытку и стремление России к усилению сотрудничества со странами с развивающимися рынками. Как отмечают эксперты, «На современном этапе развития Российской и мировой экономики, для нашей страны важно наращивать торгово-экономические отношения, ориентируясь не только на западные страны, но и на развивающиеся государства, в том числе – в Азии. Одним из таких государств, по нашему мнению, является Иран. Будучи крупным экономическим и значительным политическим субъектом и неким 2 стратегическим мостом в соседстве с Россией, Иран, на наш взгляд, представляет значительный интерес для развития торгово-экономических отношений и политического диалога»30.

Интересно отметить, что западные страны оспаривают законность российских экономических контрмер и их соответствие нормам международного права, также утверждают, что они являются спорными с точки зрения правил ВТО и, как таковые, были осуждены ЕС, при рассмотрении правомерности антироссийских экономических санкций. Однако статья 21 ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) 1994 г. предусматривает возможность принятия подобных мер в случае угрозы национальной безопасности, а в данном случае можно говорить об угрозе национальной продовольственной безопасности.

Кроме того, некоторые западные эксперты и структуры высказывают точку зрения, что, поскольку Россия является членом «так называемого ЕАЭС», то, по правилам ВТО, она не может ни заключать новые торговые сделки, ни вводить торговые ограничения за пределами ЕАЭС.

Европейская комиссия оценила общий экономический эффект санкций и контрсанкций в 0,3% от ВВП ЕС в 2014г. В 2015 г. экономический эффект оценивался в 0,4% от ВВП ЕС.

Можно выделить несколько направлений экономического ущерба для стран ЕС от введения Россией экономических контрмер.

1. Внешняя торговля стран ЕС.

2. Сельскохозяйственный сектор ЕС и сфера туризма наиболее пострадали от санкций.


3. Еще одним направлением экономических проблем стран ЕС является ситуация на рынке труда как Евросоюза в целом, так и отдельных стран объединения.

Кроме того, Российская Федерация, впервые в истории применения международных экономических санкций, сама применила контрмеры, которые оказали значительное влияние и на национальную экономику стран ЕС, и на мировую экономику.

Санкции США и ЕС против России имеют принципиально разную логику, несмотря на то, что на уровне политической риторики Вашингтон и Брюссель придерживаются сходных позиций. Так, например, США активно идут на санкционную эскалацию, а ЕС не выходит за пределы «украинского пакета», несмотря на давление своих партнёров. Политика контрсанкций должна учитывать эти нюансы. Необходимо чётко отделять политику противодействия санкциям США и ЕС.

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств». В Государственной думе также обсуждается законопроект о внесении поправок в Уголовный кодекс по санкционной тематике. Оба документа вызвали широкий резонанс на стадии разработки. В итоге законодатели сгладили наиболее дискуссионные положения, которые касались импорта лекарств и других чувствительных тем.

Новый закон даёт президенту широкие возможности по реагированию на санкции против России. Главный вопрос теперь – в стратегии его применения и выстраивании эффективной политики противодействия. Простой набор технических мер по ограничению торговли вряд ли даст серьёзные результаты. Требуется по-настоящему долгосрочное видение проблемы и столь же долгосрочный горизонт планирования контрсанкций.

Новый закон обновил уже существующую в России нормативно-правовую базу. Вплоть до недавнего времени законодательной основой российских санкций и контрсанкций служил федеральный закон от 30 декабря 2006 года №281-ФЗ «О специальных экономических мерах». Он давал Президенту и правительству достаточно много рычагов. Среди них – полномочия по ограничению программ помощи, запрету финансовых операций и внешнеэкономических операций, прекращению торговых договоров, регулированию пошлин, запрету на заходы в российские порты, ограничениям на туризм и другие. Закон, например, давал возможности соблюдать международные обязательства в случае решения СБ ООН о санкциях против той или иной страны. Он был вполне достаточен и для ответных ограничительных мер после введения против России секторальных и персональных санкций 2014 года. Однако принимался он в принципиально иных политических условиях.


Санкционное законодательство США (PL 115-44) даёт чёткое представление о параметрах и направлениях американской политики санкций в 2018 году. Закон, принятый Конгрессом США 2 августа 2017 года, предполагает конкретные виды отчётности органов исполнительной власти о ходе и направлениях реализации санкционной деятельности против России. Это позволяет спрогнозировать события, которые произойдут в 2018 году и которые во многом будут отражать суть санкционного давления на Россию.

В новом законе в полной мере отразились современные реалии. В нем выпукло обозначен его функционал как средства противодействия враждебным действиям. То есть по своему «духу» он носит скорее оборонительный, а не наступательный характер. США в нём определяются в качестве основного источника недружественных действий – в законе 2006 года таких конкретных оценок не было. Полномочия президента в целом повторяют контур закона «О специальных экономических мерах» с более выраженным фокусам на действиях против инициаторов санкций.

Разработчики закона отмечали, что он носит рамочный характер, то есть даёт президенту возможность выбора тех или иных мер. Иными словами, рассуждать о его возможностях по успешному противодействию санкциям нельзя без привязки к стратегии конкретных действий, которая могла бы стать важным шагом в имплементации закона. Разработка такой стратегии – прерогатива правительства и администрации президента. От её приоритетов и реализации во многом будет зависеть и успех нового законодательства.

Прежде всего стратегия по противодействию санкциям должна отталкиваться от целостной картины происходящих в мире процессов, роли и места в них России, а также понимания причин, которые стоят за использованием санкций. Если сводить противодействие санкциям к чисто техническим мерам (квоты, тарифы, барьеры, запреты), то она неизбежно будет носить реактивный характер. Техника вряд ли может заменить стратегию. Мы будем реагировать на санкционные удары без внятного понимания того, чего конкретно мы хотим и как именно достичь поставленных целей. Работа над ней должна носить межведомственный характер с широким привлечением экспертного сообщества.

Далее, стратегия должна базироваться на понимании того, что всякая политика санкций зиждется на подавляющем экономическом, технологическом и финансовом превосходстве стран-инициаторов над страной-целью. Это значит, что в долгосрочной перспективе лучшей гарантией от любых санкций является выстраивание эффективной, развитой экономики с высоким запасом прочности. Здесь предстоит решить трудную дилемму между открытостью экономики и её самодостаточностью. Открытая экономика в большей степени уязвима перед санкциями. Но за самодостаточность придётся заплатить свою цену: изоляция от глобальной экономики может обойтись дороже. Поиск баланса между двумя крайностями будет сложным, хотя в российском случае он облегчается пределами изоляции страны от её партнёров даже внутри западного сообщества.