Файл: 1. Понятие правоотношения. Структура правоотношения. Правоотношени.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы, которые подлежат выяснению и разрешению на первой стадии:
1) Устанавливается возможность отнесения общественных отношений к правовой сфере и урегулированность их правом;
2) Устанавливаются юридическая значимость исследуемых обстоятельств и место в предмете регулирования соответствующей отрасли права;
3) Производится сбор данных о личности субъектов, к которым применяется правовая норма;
4) Проводится работа по сбору, анализу и процессуальному закреплению доказательств;
5) Осуществляется юридическая оценка собранных доказательств и устанавливается абсолютной объективной истины по делу.
Под абсолютной объективной истиной понимается полное соответствие выводов должностных лиц или суда фактическим, реальным обстоятельствам, тому, что произошло в действительности.
Стадия №2.
Исследование юридических обстоятельств дела, выбор и анализ подлежащей применению нормы права.
На данной стадии дается юридическая квалификация совершенным действиям (бездействиям).
Поиск необходимого нормативного материала осуществляется правоприменителем одновременно с исследованием фактических обстоятельств дела по мере развития процесса правовой квалификации.
Ряд ученных, высказывают идею о необходимости объединения этих двух стадий в одну, так как существует определенная неразрывность процессов познания фактической и юридической природы рассматриваемого дела, называя её стадией «исследования фактических и юридических обстоятельств дела». Однако целесообразно все же различать два объекта юридического познания: факты жизни и нормы права.
Юридические нормы – это то, «что применяется». Обстоятельства дела – это то, «к чему применяется», то есть, это объект применения.
Вопросы, подлежащие решению на второй стадии:
1) выбор нормы материального права;
2) выбор норм процессуального права, с помощью, которой применяется данная материальная норма;
3) проверка подлинности, и юридической силы выбранных правовых норм.
То есть проверка юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных правовых коллизий, правовых пробелов. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана.
4) надлежащее толкование выбранных правовых норм для их правильного применения.
Стадия №3.
Принятие окончательного решения по делу и его документального оформления
(акта применения права)
На данной стадии в результате проведенных всех вышеуказанных действий выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу и т.п.).
Данный правоприменительный акт является итогом предшествующей деятельности по установлению фактической и правовой основы рассматриваемого дела и квалификации общественного отношения.
9. Акты применения норм права: понятие и виды.
Правоприменительный акт – это правовой акт, вынесенный компетентным органом при рассмотрении конкретной правовой ситуации для её разрешения, содержащий индивидуально-властное предписание и являющийся результатом правоприменительной деятельности.
Признаки правоприменительного акта:
1) индивидуально-определенный характер, заключается в следующем:
• содержащиеся в нём предписания, модель поведения, относятся к конкретному субъекту(-ам);
• направлен на урегулирование конкретной жизненной ситуации;
Правоприменительный акт отличаются от нормативных правовых актов, тем, что последние имеют безличную, неперсонифицированную природу.
2) не содержат в себе правовой нормы (нормы права);
3) имеет государственно-властный характер, заключающийся в безусловной обязанность для всех субъектов, которым он адресован;
4) обеспечиваются государственным принуждением, т.е. существует возможность принудительного осуществления в случае добровольного неисполнения содержащихся в нём предписаний, т.е. могут последовать негативные санкции;
5) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют данную норму права;
На основе правоприменительных актов возникают и реализуются многие субъективные права и обязанности, устанавливаются и конкретизируются факты жизни, имеющие юридическое значение, применяются меры ответственности.
6) правоприменительные акты, как правило, исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются;
7) правоприменительный акт имеет четкую, формально определенную, установленную законом форму.
Форма, даёт наименование, так наиболее типичными по форме актами применения права являются: приговоры, решения, определение и постановления суда; постановления следователей, приказы.
Анализ формы акта позволяет установить:
• от какого органа (должностного лица) исходит акт;
• в отношение кого он издан;
• сущность вопроса;
• правовые последствия, вытекающие из разрешенного дела;
8) правоприменительный акт характеризуется формализацией своего содержания, то есть имеет последовательное единство и взаимосвязь четырех элементов:
• вводная;
• описательная;
• мотивировочная;
• резолютивная части.
Вводная часть обычно излагаются:
наименование органа
• ФИО должностного лица;
• наименование самого дела;
• номер дела;
• время и место рассмотрения.
В Описательной части, обычно излагается фабула юридического дела, т.е.:
• выявленные должностным лицом фактические обстоятельства дела;
• излагаются доказательства, показания свидетелей, выводы экспертов, на основании которых решается юридическое дело.
При поощрительном применение права излагаются положительные результаты работы или службы субъекта, который подлежит поощрению.
Мотивировочная часть:
• содержит в себе юридическую аргументацию излагаемого ниже решения по делу.
• в ней даётся оценка исследуемых доказательств, приводятся ссылки на нормы материального и процессуального права, в соответствии с которыми решается данное дело.
В Резолютивной части, обычно излагается:
• содержание применяемого решения в виде индивидуально-властных правовых предписаний.
• конкретизируется объем прав и обязанностей субъекта, к которому применяется норма,
• определяются меры поощрения или наказания.
Виды правоприменительных актов
I. По функциональному значению, правоприменительные акты подразделяются на:
1) Акты-регламентаторы. Издаются для регулирования позитивной, то есть правомерной деятельности общества, в форме регулятивных правовых отношений.
2) Правоохранительные акты. Издаются в связи с контрольно-надзорной и правоохранительной деятельностью специальных правоохранительных органов.
Они направлены на предупреждение, выявление и устранение правонарушений, а также устанавливают меры государственного принуждения к правонарушителям.
II. По форме, правоприменительные акты подразделяются на:
1) Акты-документы. Когда установлена строго документальная, юридически закрепленная форма;
например, указы, решения, постановления, приговоры, приказы и т.п.
Они регулируют наиболее социально важные стороны жизнедеятельности людей. Отсюда документальная форма является гарантией их законности и обоснованности.
2) Акты-действия. Имеют форму устных приказов,
распоряжений властных органов, а также жестов, движений, символизирующих управленческую деятельность.
III. По отраслевому признаку, правоприменительные акты подразделяются на:
1) уголовно-правовые акты;
2) гражданско-правовые;
3) административно-правовые и др.
IV. По юридической природе, правоприменительные акты подразделяются на:
1) правовосстановительные;
2) правоохранительные;
3) правоисполнительные.
V. По юридическим последствиям, правоприменительные акты подразделяются на:
1) правообразующие;
2) правопрекращающие;
3) правоизменяющие.
VI. По субъектам их издания, правоприменительные акты подразделяются на:
1) акты судебных органов, прокурорских, следственных, контрольных;
2) акты органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления;
3) акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.
VII. По времени действия, правоприменительные акты подразделяются на:
1) разовые;
2) длящиеся.
VIII. По количеству субъектов принимаемый данный акт, правоприменительные акты подразделяются на:
1) принимаемые единолично;
2) принимаемые коллегиально.
10. Пробелы в законодательстве: понятие, виды и способы восполнения.
Пробел в праве - это отсутствие в праве нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай.
Виды пробелов в праве:
1) Первоначальные;
2) Последующие;
3) Мнимые.
Причины появления пробелов в праве:
• «консервативностью» права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений;
• несовершенством нормативно-правовых актов;
• несовершенство юридической техники;
• появлением новых общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании, которых не было в момент принятия той или иной нормы;
• бесконечным разнообразием реальной жизни, что порождает необходимость урегулировать общественные отношения, только на определенном этапе жизни.
Пути преодоления пробелов в праве:
1) естественный путь устранения пробела;
2) применение юридической аналогии;
К ней прибегают в случае пробела в праве и до издания соответствующим правотворческим органом новых правовых норм.
Аналогия является только юридическим приемом (при разрешении конкретного дела), позволяющим лишь преодолеть, но не устранить пробел.