Файл: 1. Понятие правоотношения. Структура правоотношения. Правоотношени.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) субсидиарное применение права – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права. Возможно между нормами гражданского и семейного права.

11. Правовое регулирование: понятие и признаки. Отличие правового регулирования от правового воздействия.

Правовое регулирование — это осуществляемое государством при помощи права и совокупности правовых средств упорядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие.
Признаки:

1) Правовое регулирование — разновидность социального регулирования;

2) С помощью правового регулирования отношения между субъектами облекаются в определенную правовую форму, имеющую изначально государственно-властный характер, т.е. в юридических нормах государство указывает меру возможного и должного поведения;

3) Правовое регулирование имеет конкретный характер, так как всегда связано с реальными отношениями;

4) Правовое регулирование имеет целенаправленный характер — направлено на удовлетворение законных интересов субъектов права;

5) Правовое регулирование гарантирует доведение норм права до их исполнения.

ОТЛИЧИЯ ПР от ПВ

Не следует смешивать два явления: правовое регулирование и правовое воздействие. Термин «регулирование» произошел от латинского слова «regulo» — правило и обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Термин «воздействие» означает влияние на что-либо при помощи системы действий. Смысловая нагрузка у этих двух категорий близка, частично совпадает, но не однозначна.

Правовое воздействие — это взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, на сознание и поведение людей при помощи как правовых, так и неправовых средств.

Правовое воздействие на человека осуществляется по двум каналам:

1) информационному — при помощи правовых норм до участников доводится позиция государства о дозволенном, требуемом или запрещенном поведении;

2) ценностно-ориентационному — при помощи права осуществляется усвоение обществом его ценностей, наработанных человечеством и преемственно переходящих из поколения в поколение.


Правовое воздействие во многом сводится к информативной и воспитательной роли права, усилить которую может пропаганда правовых знаний, система широкого юридического образования.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием:

- по объему: предмет правового воздействия объемнее (шире) предмета правового регулирования — его составляют отношения, которые не регулируются правом, но на которые распространяется действие права;

- по содержанию: в правовом воздействии не всегда есть точная юридическая мера (кроме норм права, оно включает в себя другие социальные средства и формы влияния на поведение людей), тогда как в правовом регулировании она обязательна (регулирование происходит с помощью определенной правовой нормы).

- по механизму реализации права: в правовом регулировании право реализуется через его механизм систему правовых средств и форм (нормы права, правоотношения, акты реализации и применения норм права и др.), тогда как правовое воздействие осуществляется посредством системы неюридических средств — идеологических, психологических, информационных и иных механизмов.

12. Предмет правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это разнообразные общественные отношения на которые воздействует право. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос: «какие именно отношения между субъектами регулируются тем или иным структурным элементом системы права»? Объектом правового регулирования выступает социальная сфера, которую составляют три компонента: люди, общественные отношения, поведение людей

Итак, под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной правовой отраслью. Иными словами, предмет правового регулирования -- это то, что регулирует право, т. е. конкретные интересы конкретной группы лиц в конкретных жизненных условиях.

Иными словами, предмет правового регулирования -- это та сфера общественной жизни, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки называют правовым (юридическим) полем. Под предметом понимается то, на что направлено какое-либо действие. Соответственно, предмет правового регулирования составляют социальные явления, на которые воздействует право и определенным образом меняет их.



На первый взгляд, предметом правового регулирования является поведение, деятельность человека. Правовые нормы проходят через сознание человека, выражаются в его воле, решении действовать определенным образом. Если лицо избирает правомерный вариант поведения, то такое поведение согласуется с действующим правом и обеспечивает его реализацию в конкретных отношениях. Если же субъект действует противоправно, совершает правонарушение, то к нему применяются меры государственного принуждения, побуждающие его действовать правомерно.

предметом правового регулирования выступает не любое поведение человека, а только такое поведение, которое затрагивает интересы других лиц, порождает между ними определенную социальную связь, понимаемую как общественное отношение. И правом регулируется не столько деятельность, сколько социальная связь между лицами, порожденная этой деятельностью. Ибо общественное отношение понимается как социальная связь между лицами, возникающая в ходе их производственной, политической и иной социально значимой предметной деятельности.

13. Способы, типы и отраслевые методы правового регулирования.

Способы правового регулирования – основное направление воздействия правового регулирования на общественные отношения, закрепленные в юридических нормах либо фиксируемые в принципах права.

Выделяют три основных способа:

· принцип дозволения – такой способ правового регулирования, который состоит в закреплении за субъектами правоотношений юридических возможностей для самостоятельных действий в их собственных интересах.

· принцип запрета – такой способ правового регулирования, который заключается в требовании воздержаться от совершения определенных действий (подразумевается пассивное поведение, т.е. бездействие, связанное с пассивными юридическими обязанностями).

· принцип позитивного обязывания - такой способ правового регулирования, который состоит в требовании действовать активно в интересах управомоченного лица.

· в литературе также выделяют еще один способ – поощрение, но этот вопрос является дискуссионным.

Одним из критериев деления права на отрасли служит метод правового регулирования.

Тип правового регулирования – особый порядок такого регулирования, возникающий в результате подразделения правоотношений на частноправовые и публичноправовые.


В основе общедозволительного типа лежит юридический принцип: «разрешено все, что не запрещено законом». Этот тип наиболее распространен в частном праве, т.к. частноправовые отношения несоподчинены и требуют от участников максимальной активности.

В основе разрешительного типа лежит противоположный принцип: «запрещено все, кроме разрешенного законом». Этот тип охватывает публичноправовые отношения, т.к. участники правоотношений находятся в неравном юридическом положении и нужно ограничить властные полномочия одних. Здесь точно и подробно устанавливаются рамки поведения.

Таким образом, разнообразие общественных отношений, входящих в сферу и пределы правового регулирования порождает различие не только в способах, типах, но и в методах правового регулирования. В зависимости от вышеизложенного выделяют следующие основные методы:

1. Императивный (или метод централизованного регулирования или метод субординации).

Признаки метода:

а) отношение власти и подчинения;

б) вариант поведения строго задан;

в) никакие отклонения от него не допускаются.

При его помощи регулируется отношения, где приоритетным является обще-социальный интерес, который выражает, прежде всего, государство. Поэтому этот метод в основном используется в публично-правовых отраслях.

2. Диапозитивный (или метод децентрализованного регулирования или метод координации).

Признаки метода:

а) равенство субъектов;

б) наличие взаимных прав и обязанностей;

в) закон устанавливает лишь общие рамки поведения, внутри которых субъекты права сами определяют вариант своего поведения.

Применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества при удовлетворении своих частных интересов, т.е. в сфере отраслей частного права.

14. Правовые средства и правовой режим.

В самом общем виде правовые средства – это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Эти цели могут быть различны, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д. Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям.


В зависимости от степени сложности их подразделяют на:

1. первичные (элементарные) и комплексные (составные). Если к первым относятся простейшие и неделимые предписания – субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п., то ко вторым – комбинированные, состоящие в свою очередь из простейших – договор, норма, институт, правовой режим и пр.

2. по выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету правового регулирования – на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.;

3. по характеру – на материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск);

4. по значимости последствий – на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь);

5. по времени действия – на постоянные (гражданство) и временные (премия);

6. по виду правового регулирования – на нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей);

7. по информационно-психологической направленности – на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т.д.

Правовой режим — это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности[1]; специальный закрепленный в нормативно-правовых актах различного уровня порядок регулирования общественных отношений основанный на установленных и обеспеченных государством правовых средствах, направленный на формирование благоприятных условий для удовлетворения интересов субъектов права, выражающийся в специфике способов и гарантий его реализации, ответственности за нарушение его требований и основывается на действии общих принципов, приводящих все его элементы в единую упорядоченную систему.

Правовые режимы строго устанавливаются или санкционируются государством, например:

· в исключительных случаях (режим чрезвычайного / военного положения);

· в отношении отдельных территорий (режим заповедных территорий и объектов);

· в отношении объектов (режим оборота наркотических средств);

· в отношении субъектов (режим наибольшего благоприятствования, национальный режим)

Классификация правовых режимов не ограничена и является многоступенчатой, но можно выделить следующие виды:

По сферам действия

· международно-правовые (режим открытого моря, континентального шельфа)

· внутригосударственные

· по территориальным масштабам (федеральные, региональные, муниципальные, локальные)