Файл: 1. Понятие правоотношения. Структура правоотношения. Правоотношени.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


· по отраслям права

· материальные (режим имущества супругов, режим территориальных вод)

· процессуальные (обеспечение деятельности правоохранительных органов и системы правосудия)

В зависимости от предмета регулирования

· конституционные

· административные

· финансовые

· земельные

· таможенные

· налоговые

· гражданско-процессуальные

· гражданско-правовые и др.

По продолжительности действия

· временные (на определённый срок)

· постоянные (срок действия не установлен и действует вплоть до отмены, например режим закрытого административного территориального образования)

15. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии.

Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.процесс поэтапного осуществления юридических норм, содержащихся в нормативных актах, в правомерном поведении субъектов через систему специальных юридических средств.

Механизм правового воздействия — это особая система правовых средств, включающая специальные юридические и общесоциальные средства воздействия (экономические, информационно-психологические, политические, воспитательные, социальные), обеспечивающие правовое поведение субъектов, регулирующие общественные отношения для обеспечения достижения общественно полезных целей. Правовое воздействие направлено на правовые явления, правовые отношения, социальные явления и общество в целом.


Рассмотрение элементов механизма правового регулирования следует начать с его объекта, т.е. общественных отношений.

Очерчивая круг общественных отношений, попадающих под правовое регулирование, можно отметить, что он не безграничен.

Конкретные типы общественных отношений, попадающих под правовое регулирование (так называемые сферы правового регулирования), различны в зависимости от страны, ее исторического развития, национально-культурных особенностей, формы государственного правления и политического режима. В большинстве государств в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, играющих ключевую роль в функционировании и деятельности не только государственного аппарата, но и всего общества.

Первая группа - это имущественные, экономические отношения, предопределяющие материальные основы жизни общества.

Вторая группа - это политические, властные отношения, связанные с управлением социальными процессами.

Третья группа - это отношения по обеспечению правопорядка и законности в обществе, которые призваны обеспечить разрешение общественных конфликтов, соблюдение установленных правил поведения.

Другими важными элементами любого механизма правового регулирования являются его цели, методы и способы, используемые для правового воздействия на общественные отношения, а также правовые средства, через которые непосредственно и осуществляется правовое регулирование.

Цели механизма правового регулирования определяются потребностями общества на том или ином конкретно-историческом этапе его развития. Они находят свое выражение и внешнюю объективацию прежде всего через политические процессы, т.е. предопределяются результатами политической борьбы в обществе и происходящими политическими событиями. Более конкретно цели механизма правового регулирования фиксируются в реализуемой правовой политике государства, которая обеспечивает их конкретизацию, приоритетность тех или иных целей, определяет пути их достижения.

Методы правового регулирования предопределяются не столько желанием законодателя, сколько, в первую очередь, характером общественных отношений, испытывающих на себе правовое регулирование.

Использование методов регулирования, не соответствующих общественному отношению, будет неэффективным и приведет к излишней растрате национальных ресурсов страны, недостижению социально полезных результатов. Выделяют два основных метода правового регулирования.

1. Метод децентрализованного регулирования, основанный на координации целей и интересов сторон взаимоотношений.

Данный метод применяется для регулирования отношений, удовлетворяющих преимущественно частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера - гражданское, семейное право и т.д., где действия субъектов предопределяются прежде всего их собственной волей и интересами.

2. Метод централизованного, императивного регулирования, который, напротив, предполагает субординацию между участниками правовых отношений. Этот метод используется для защиты интересов общества и государства, соответственно, на его основе осуществляется централизованное управление социальными процессами. Императивные методы используются в публичноправовых отраслях - конституционном, административном, уголовном праве.

Способы правового регулирования характеризуют приемы воздействия на поведение людей. К основным способам правового регулирования относятся управомочивание, т.е. предоставление субъекту правоотношений субъективных прав - дозволений на совершение определенных действий; обязывание, выражающееся в возложении на участника правоотношений необходимости совершить определенные действия; запрет, заключающийся в требовании воздерживаться от определенных действий. Дополнительными способами правового воздействия являются применение мер принуждения, стимулирования, ограничения и ряда других.

Правовые средства представляют собой правовые явления и инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, осуществляется воздействие на юридически значимое поведение и обеспечивается достижение социально полезных целей. К основным из них относятся нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, запреты, поощрения, наказания и пр. Признаками правовых средств являются следующие:

1. они выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права;

2. сочетаясь определенным образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов;


3. имеют юридическую силу и поддерживаются государством.

Таким образом, механизм правового регулирования представляет собой важный элемент системы государственного управления, позволяющий обеспечить правовыми средствами достижение конкретно-определенных социальных целей.

Стадии механизма правового регулирования:

Механизм правового регулирования — это долговременный процесс, включающий несколько стадий:

1. Стадия нормативной регламентации, или стадия создания государством юридических норм. Определяются социально полезные цели, средства, способные обеспечить достижение этих целей, выстраивается последовательность предстоящего регулирования конкретных общественных отношений. Норма права формулирует правило поведения, ориентирует субъектов на конкретные задачи и цели, реализуемые в границах формируемого механизма правового регулирования.

2. Стадия возникновения правовых отношений. Осуществляется индивидуальная регламентация общей нормы права. Субъекты переводят нормы права в практическую сферу, определяют свое поведение в установленных нормой границах абстрактных прав и обязанностей. Правовые отношения устанавливают юридическую связь между субъектами через определение субъективных прав и юридических обязанностей, определяются особенности отношений сторон в будущем, способы и пути достижения определенных благ.

3. Стадия реализации прав и обязанностей. Осуществление сформированных правовых отношений в юридически значимом поведении субъектов права. Цели правового регулирования достигаются посредством правореализационных действий в форме исполнения, соблюдения, использования, применения, обеспечивается удовлетворение интересов и достижение социально полезных целей субъектов права.

16. Понятие и структура толкования норм права.

Толкование – это юридически значимая волевая деятельность субъектов по выяснению точного смысла правовых предписаний в целях их эффективной практической реализации, совершенствования и доведения информации до сведения заинтересованных лиц.

Толкованием норм права считают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением смысла правовой нормы и разъяснением их смыслового содержания.

Структура:




1) Официальное толкование – это деятельность уполномоченных на то компетентных органов и должностных лиц, по разъяснению норм права.

Особенности официального толкования:
1. Деятельность уполномоченных субъектов;
2. Официальное толкование имеет юридическую силу;
3. Официальное толкование влечет правовые последствия;
4. Результат – официальное закрепление в актах толкования;
5. Имеет документальную форму закрепление результатов толкования в специальных актах (актах толкования).

1. Нормативное толкование – это разъяснение норм права, которое по­зволяет неоднократно использовать акт толкования, так как он носит общий характер, не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения.

Нормативное толкование может быть аутентическим, когда орган, издавший акт, интерпретирует его и делегированным, когда орган, издавший акт, поручает истолковать его другому.

2. Казуальное толкование (от слова «казус» - конкретный случай) – это разъяснение норм права, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая, дела, поступка.

Особенности казуального толкования:
• не имеет общеобязательного значения;
• цель - правильное разрешение именного конкретного случая, дела, поступка;
• имеет правовые последствия, распространяет свое действие на персонифицированный круг субъектов;
• обязательно только для конкретного дела;
• используется акт толкования однократно.

3. Аутентическое (авторское) толкованиеэто разъяснение, исходящее от органа или должностного лица, издавший толкуемый нормативный акт (толкование своих собственных актов).

4. Легальное толкованиеэто разъяснение, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы, которым были делегированы данные полномочия.

5. Судебное толкованиеэто разъяснения, которое осуществляется судебными органами.
Судебное толкование может быть нормативным либо казуальным.
Нормативное содержатся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.
Казульное – содержатся актах суда, при рассмотрении дела по первой инстанции, либо в процессе обжалования.

2) Неофициальное толкованиеэто разъяснение норм права субъектами, деятельность которых не является официальной (государственной).