Файл: 1. Теоретические основы социального обеспечения населения 5 Понятие социального обеспечения 5.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 514
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы социального обеспечения населения
1.1. Понятие социального обеспечения
1.2. Функции и виды социального обеспечения
2. Государственная система социального обеспечения
2.1 Структура государственной системы социального обеспечения
3. Правовое регулирование деятельности органов социального обеспечения
3.1. Контроль и управление социальным обеспечением
Оперативное управление органами, осуществляющими социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета, возложено на органы государственной исполнительной власти, Минтруда России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минобороны России и др., а также на подведомственные им органы.
Функции оперативного управления обязательным социальным страхованием осуществляют социальные внебюджетные фонды, которые не входят в систему государственной исполнительной власти: ПФР, ФСС, ФОМС. Цель деятельности указанных фондов определена федеральным законодательством – это обеспечение прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. При этом необходимо отметить, что ПФР, как и другие социально-страховые фонды, хотя и не входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ, тем не менее его правовой статус включает в себя некоторые элементы, аналогичные статусу органов государственного управления. Например, деятельность фонда характеризуется специальной целью учреждения фондов, их задачами и функциями, закрепленными в законодательстве, направленными на финансирование социальных программ; его компетентность определяется как совокупность прав и обязанностей, наличие властных полномочий. Фонд обладает правом управления государственной собственностью в пределах предоставленных прав; он наделен полномочиями в применении мер принудительного воздействия для выполнения правовых предписаний.4
Основным министерством в плане осуществления государственной политики и по правовому регулированию в области социального обеспечения населения в России в настоящее время является Минтруда России.
Минтруда России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения (включая негосударственное пенсионное обеспечение), социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведения медикосоциальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности[4].
Особенно важное значение в управлении социальным обеспечением имеет деятельность региональных органов социального обеспечения, основные задачи, функции и организационная структура которых закрепляются в положениях об этих органах, которые обычно утверждаются актами исполнительного органа субъектов РФ.
Региональный орган социального обеспечения является отраслевым органом исполнительной власти субъекта РФ в области социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, а также иных нетрудоспособных категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке. Региональный орган социального обеспечения в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, международными договорами России, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, Конституцией, уставом или положением о субъекте РФ, законами или иными нормативными правовыми актами в субъекте РФ, а также Положением о региональном органе социального обеспечения. Региональный орган социального обеспечения, как правило, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и казначействе. Финансирование расходов на его содержание осуществляется за счет средств, предусмотренных в субъекте РФ на государственное управление. Имущество, необходимое для осуществления деятельности, передается данному органу в оперативное управление. Свою деятельность региональный орган социального обеспечения осуществляет во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, законодательными органами субъекта РФ, органами исполнительной власти субъекта РФ, отделениями ПФР, ФСС, ФОМС, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
Основными задачами регионального органа являются:
– реализация государственной политики в области социальной защиты престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в социальной поддержке иных нетрудоспособных групп населения, проживающих в регионе;
– осуществление межотраслевой координации в области социальной защиты населения и мониторинга социально- экономического положения отдельных групп населения, анализ на его основе состояния социальной поддержки пожилых граждан, инвалидов, профилактики детской беспризорности, положения семьи и прогнозирование путей развития социальной защиты;
– формирование оптимальной сети органов и учреждений социальной защиты, повышение эффективности и работы, развитие новых форм и видов социального обслуживания населения, в том числе за счет привлечения негосударственных организаций;
– организация работы по внедрению современных информационных технологий и автоматизированных систем, формирование банка данных обслуживаемых лиц;
– обеспечение контроля за правильным и единообразным применением законодательства, требований государственных стандартов, иных норм в области организации социальной защиты населения.
Система социального обеспечения включает Общую и Особенную части.
Общая часть содержит нормы, разграничивающие компетенции федеральных органов, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области социального обеспечения, нормы, закрепляющие права человека в сфере социального обеспечения; нормы, устанавливающие виды социальных рисков. Общая часть рассматривает субъектов права социального обеспечения, основания такого обеспечения, его виды, принципы права социального обеспечения.
Особенная часть — это нормы, регулирующие предоставление пенсий, пособий, других социальных выплат, предоставление частично платных и бесплатных социальных услуг, бесплатной медицинской помощи. Особенная часть рассматривает вопросы выплаты пенсий, пособий, компенсационных выплат, включает положения о трудовом стаже, социальном обслуживании, предоставлении медицинской помощи и иных льгот.
3.2. Нормативно-правовая база социального обеспечения
Право на социальное обеспечение закреплено в основном законе —Конституции Российской Федерации. Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные акты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.
Деятельность органов социального обеспечения в РФ регламентируется целым пакетом нормативно – правовых актов. Каждый из них учитывает различные сферы социальной жизни и определяет права и обязанности тех, кто предоставляет помощь и тех, кто эту помощь принимает. Костяк таких НПА составляют федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства.
Первый закон, к которому обратимся - Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», закрепляющий правовое регулирование в сфере обслуживания граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Этот нормативный акт ввел несколько новых понятий, из которых одно имеет ключевое значение. Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Закон указывает нам на цели оказания государственной социальной помощи: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно
приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Федеральные законы «О накопительной пенсии» и «О страховой пенсии» регулируют порядок выплат пенсий лицам, застрахованным в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается их размер. Этот пакет законов имеет большое значение, так как большая часть населения России получает и будет получать пенсии именно в порядке, определенном этими ФЗ.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает круг граждан, которые получают пенсии из федерального бюджета, а также условия и порядок их выплат.
Закон «Об основах обязательного социального страхования» закрепил: основные принципы осуществления обязательного социального страхования; виды социальных рисков; страховые случаи; виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» является базовым для института социального обслуживания, так как регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо защищенных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. предусматривают право на охрану здоровья. Для охраны здоровья граждан также предусмотрен целый ряд законов, указов Президента и постановлений Правительства. Можно выделить: «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, выявленного вирусом иммунодефицита человека», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О предупреждении распространения туберкулеза», Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» и др.
Закрепил и реализовал единую систему пособий для граждан, имеющих детей Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Он предусматривает: пособие по беременности и родам женщине; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения им 16-летия.