Файл: Протокол 3 от 31. 08. 2021 зам директора по увр Васина Ю. Б. Утверждено Директора школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Географические методыизучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Пр.р. № 1.Построение плана местности (пришкольного участка).

Пр.р. № 2.Определение по плану и карте расстояний и направлений.

Пр.р. № 3. Определение географических координат объектов в мире и Красноярского края.

Раздел: Природа Земли и человек (15 часов)
Человек на Земле (3 часа)

Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.

Литосфера – твердая оболочка Земли (12 часов)

Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера.Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли.Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера.Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Пр.р. № 4. Определение горных пород, встречающихся в Красноярском крае,

изучение их свойств.

Пр.р. № 5. Описание гор, равнин мира и Красноярском крае о.

Пр.р. № 6. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов

землетрясений и вулканов.

Пр.р. № 7. Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли».
Календарно- тематическое планирование



п/п

Тема

Количество часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Примечание





план

факт







Развитие географических знаний о земле

4
















1


Развитие географических знаний о Земле.

Географические методы изучения окружающей среды

1

04.09




 Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки.

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий.

Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки.

Определять значение современных географических исследований для жизни общества.

Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях







2


Выдающиеся географические открытия

1

11.09







3


Современный этап научных географических исследований.

1

18.09







4

Контрольная работа.«Развитие географических знаний о Земле».

1

25.09










Земля – планета Солнечной системы

4
















5


Работа над ошибками. Земля – планета Солнечной системы

1

02.10




Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы.

Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси.

Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года







6


Форма, размеры и движение Земли


1

09.10







7

Пояса освещённости. Часовые пояса.

1

16.10







8


Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли

1

23.10







9

Контрольная работа .«Земля – планета Солнечной системы».




30.10










План и карта

11
















10


Работа над ошибками. Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. Пр. р.Построение плана местности.

1

13.11




Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам».

Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.

Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты.

Измерять расстояния с помощью масштаба.

Определять направления, измерять расстояния на местности и плане.

Читать простейший план местности.

Составлять и читать простейший план местности.

Сравнивать планы местности и географические карты.

Определять направление на глобусе.

Выделять основные свойства карт.

Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте.

Определять географические координаты объектов на карте.

Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов.

Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте.

Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам.

Выполнять проектное задание в сотрудничестве..







11


Масштаб и его виды. Определение масштаба»

1

20.11







12

Изображение земной поверхности на плоскости.


1

27.11







13

Географическая карта – особый источник информации. Пр. р. Определение по плану и карте расстояний и направлений.

1

04.12







14

Полугодовая контрольная работа

1

11.12







15

Работа над ошибками Градусная сетка.

1

18.12







16

Географическая

широта.




25.12







17

Географическая долгота.

1

15.01







18

Географические координаты. Пр. р. Определение географических координат объектов.

1

22.01







19

Решение практических задач по плану и карте

1

29.01







20

Контрольная работа. «План и карта.

1

05.02










Человек на земле

3
















21


Работа над ошибками.

Заселение человеком Земли

1

12.02




Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле.

Выявлять внешние признаки людей различных рас.

Определять наиболее и наименее заселенные участки суши.

Выделять самые крупные по площади государства на Земле. Находить и показывать на карте свою страну.

Находить на политической карте страны – соседи, наиболее крупные и известные страны мира.

Сравнивать страны по величине, расположению.







22


Расы и народы. Многообразие стран.


1

19.02







23

Многообразие стран мира. Столицы и крупные города

1

26.02










Литосфера – твердая оболочка земли

12
















24

Земная кора и литосфера.


1

05.03




Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на к/к районы землетрясений и вулканизма.

Определять по географическимкартам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на к/к крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Определять по географическимкартам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географическое положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на к/к крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности.

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.








25

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.Пр.р. определение горных пород встречающихся в Красноярском крае.

1

12.03







26

Литосферные плиты, их движение и взаимодействие


1

19.03







27

Землетрясение и вулканизм.

1

02.04







28

Рельеф Земли. Равнины.Пр.р. описание гор и равнин мира и Красноярского края.

1

09.04







29

Рельеф Земли. Горы. Пр. р. Обозначение на контурно карте гор иравнин,районызеимлетрясений и вулканов.

1

16.04







30


Контрольная работа «Литосфера».

1

23.04







31

Итоговая контрольная работа




30.04







32

Работа над ошибками

Пр. р. Выполнение проекта «Скульптурный портрет планеты»




07.05







33

Человек и литосфера.





14.05







34

Работа над ошибками. Итоговое занятие




21.05





























Система практических и контрольных работ

п/п

Название практических работ

Дата

план

факт

1.

Построение плана местности.

13.11




2.

Определение по плану и карте расстояний и направлений.

04.12

3.

Определение географических координат объектов в мире и Красноярского края области.

22.01




4.

Определение горных пород встречающихся в Красноярском крае.

12.03




5.

Описание гор и равнин мира и красноярского края.

09.04




6.

Обозначение на контурной карте гор и равнин, районов землетрясений и вулканизма.

16.04




7.

Выполнение проекта«Скульптурный портрет планеты»

07.05






Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Состав УМК:

1. Программа курса «География. 5–9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.

2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

3. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».

4. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского,А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».

5. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию.5 класс»: дидактические материалы.

6. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5–6 классы.

7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.