Файл: Протокол 3 от 31. 08. 2021 зам директора по увр Васина Ю. Б. Утверждено Директора школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Географические методыизучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Пр.р. № 1.Построение плана местности (пришкольного участка).
Пр.р. № 2.Определение по плану и карте расстояний и направлений.
Пр.р. № 3. Определение географических координат объектов в мире и Красноярского края.
Раздел: Природа Земли и человек (15 часов)
Человек на Земле (3 часа)
Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Литосфера – твердая оболочка Земли (12 часов)
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера.Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли.Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера.Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Пр.р. № 4. Определение горных пород, встречающихся в Красноярском крае,
изучение их свойств.
Пр.р. № 5. Описание гор, равнин мира и Красноярском крае о.
Пр.р. № 6. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов
землетрясений и вулканов.
Пр.р. № 7. Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли».
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Примечание | | ||||
план | факт | | ||||||||
| Развитие географических знаний о земле | 4 | | | | | | |||
1 | Развитие географических знаний о Земле. Географические методы изучения окружающей среды | 1 | 04.09 | | Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях | | | |||
2 | Выдающиеся географические открытия | 1 | 11.09 | | | |||||
3 | Современный этап научных географических исследований. | 1 | 18.09 | | | |||||
4 | Контрольная работа.«Развитие географических знаний о Земле». | 1 | 25.09 | | | |||||
| Земля – планета Солнечной системы | 4 | | | | | | |||
5 | Работа над ошибками. Земля – планета Солнечной системы | 1 | 02.10 | | Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года | | | |||
6 | Форма, размеры и движение Земли | 1 | 09.10 | | | |||||
7 | Пояса освещённости. Часовые пояса. | 1 | 16.10 | | | |||||
8 | Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли | 1 | 23.10 | | | |||||
9 | Контрольная работа .«Земля – планета Солнечной системы». | | 30.10 | | | |||||
| План и карта | 11 | | | | | | |||
10 | Работа над ошибками. Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. Пр. р.Построение плана местности. | 1 | 13.11 | | Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности. Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния с помощью масштаба. Определять направления, измерять расстояния на местности и плане. Читать простейший план местности. Составлять и читать простейший план местности. Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направление на глобусе. Выделять основные свойства карт. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию. Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте. Определять географические координаты объектов на карте. Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.. | | | |||
11 | Масштаб и его виды. Определение масштаба» | 1 | 20.11 | | | |||||
12 | Изображение земной поверхности на плоскости. | 1 | 27.11 | | | |||||
13 | Географическая карта – особый источник информации. Пр. р. Определение по плану и карте расстояний и направлений. | 1 | 04.12 | | | |||||
14 | Полугодовая контрольная работа | 1 | 11.12 | | | |||||
15 | Работа над ошибками Градусная сетка. | 1 | 18.12 | | | |||||
16 | Географическая широта. | | 25.12 | | | |||||
17 | Географическая долгота. | 1 | 15.01 | | | |||||
18 | Географические координаты. Пр. р. Определение географических координат объектов. | 1 | 22.01 | | | |||||
19 | Решение практических задач по плану и карте | 1 | 29.01 | | | |||||
20 | Контрольная работа. «План и карта. | 1 | 05.02 | | | |||||
| Человек на земле | 3 | | | | | | |||
21 | Работа над ошибками. Заселение человеком Земли | 1 | 12.02 | | Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Выявлять внешние признаки людей различных рас. Определять наиболее и наименее заселенные участки суши. Выделять самые крупные по площади государства на Земле. Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны – соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине, расположению. | | | |||
22 | Расы и народы. Многообразие стран. | 1 | 19.02 | | | |||||
23 | Многообразие стран мира. Столицы и крупные города | 1 | 26.02 | | | |||||
| Литосфера – твердая оболочка земли | 12 | | | | | | |||
24 | Земная кора и литосфера. | 1 | 05.03 | | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на к/к районы землетрясений и вулканизма. Определять по географическимкартам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на к/к крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Определять по географическимкартам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географическое положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на к/к крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности. Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. | | | |||
25 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые.Пр.р. определение горных пород встречающихся в Красноярском крае. | 1 | 12.03 | | | |||||
26 | Литосферные плиты, их движение и взаимодействие | 1 | 19.03 | | | |||||
27 | Землетрясение и вулканизм. | 1 | 02.04 | | | |||||
28 | Рельеф Земли. Равнины.Пр.р. описание гор и равнин мира и Красноярского края. | 1 | 09.04 | | | |||||
29 | Рельеф Земли. Горы. Пр. р. Обозначение на контурно карте гор иравнин,районызеимлетрясений и вулканов. | 1 | 16.04 | | | |||||
30 | Контрольная работа «Литосфера». | 1 | 23.04 | | | |||||
31 | Итоговая контрольная работа | | 30.04 | | | |||||
32 | Работа над ошибками Пр. р. Выполнение проекта «Скульптурный портрет планеты» | | 07.05 | | | |||||
33 | Человек и литосфера. | | 14.05 | | | |||||
34 | Работа над ошибками. Итоговое занятие | | 21.05 | | | |||||
| | | | | | |
Система практических и контрольных работ
№ п/п | Название практических работ | Дата | |
план | факт | ||
1. | Построение плана местности. | 13.11 | |
2. | Определение по плану и карте расстояний и направлений. | 04.12 | |
3. | Определение географических координат объектов в мире и Красноярского края области. | 22.01 | |
4. | Определение горных пород встречающихся в Красноярском крае. | 12.03 | |
5. | Описание гор и равнин мира и красноярского края. | 09.04 | |
6. | Обозначение на контурной карте гор и равнин, районов землетрясений и вулканизма. | 16.04 | |
7. | Выполнение проекта«Скульптурный портрет планеты» | 07.05 | |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Состав УМК:
1. Программа курса «География. 5–9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.
2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
3. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
4. Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского,А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс».
5. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию.5 класс»: дидактические материалы.
6. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. География. Начальный курс. 5–6 классы.
7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.