Файл: Новые педагогическиеи информационныетехнологиив системе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
образие исследовательских методов, самостоятельных ви- дов деятельности учащихся.
3. Познакомиться с работой сети Интернет, услугами провайдера, у которого вы уже зарегистрировались (или собираетесь зарегистрироваться), и изучить все ее ин- формационные возможности. Посмотрите, какие сред- ства и ресурсы Интернет вы можете использовать уже сейчас, какие — в перспективе. Найдите себе партнеров по переписке.
4. Подключиться к существующим в сетях в настоящее время телекоммуникационным учебным проектам. При- влекайте к работе учителей-предметников!
5. Перейти к преподаванию различных предметов школьного цикла (информатики, иностранного языка,
литературы и др.) с использованием новых педагогичес- ких и информационных технологий, в том числе компь- ютерных телекоммуникаций. На этом этапе внедрения телекоммуникаций в учебный процесс школы они долж- ны постепенно превратиться в инструмент получения новых знаний, оперативной и достоверной информации в конкретной предметной области.
Учителя школы должны иметь четкое представление о возможностях электронной почты, информационных ре- сурсах Интернет.
Ведь только в этом случае они смогут определить на- правление использования телекоммуникаций в своем предмете. Интересы учителей различны: кто-то заинтере- сован в организации переписки со своими коллегами из других школ, а кто-то хочет вместо традиционных школьных программ работать по оригинальным учебным исследовательским проектам, основой которых будет со- вместное решение научных проблем, а инструментом об- мена — электронная почта, телеконференции.
На семинаре учителей целесообразно будет провести те- лекоммуникационный сеанс, показав все услуги,
предоставляемые абонентам Интернет. Для успешного про- ведения такого сеанса связи не забудьте следующее.
В процессе демонстрации обратите внимание учителей на потенциальные возможности использования телеком- муникаций в школе, причем постарайтесь сделать это на конкретных примерах.
Не используйте при демонстрации незнакомые для большинства учителей команды и технические термины.
201
3. Познакомиться с работой сети Интернет, услугами провайдера, у которого вы уже зарегистрировались (или собираетесь зарегистрироваться), и изучить все ее ин- формационные возможности. Посмотрите, какие сред- ства и ресурсы Интернет вы можете использовать уже сейчас, какие — в перспективе. Найдите себе партнеров по переписке.
4. Подключиться к существующим в сетях в настоящее время телекоммуникационным учебным проектам. При- влекайте к работе учителей-предметников!
5. Перейти к преподаванию различных предметов школьного цикла (информатики, иностранного языка,
литературы и др.) с использованием новых педагогичес- ких и информационных технологий, в том числе компь- ютерных телекоммуникаций. На этом этапе внедрения телекоммуникаций в учебный процесс школы они долж- ны постепенно превратиться в инструмент получения новых знаний, оперативной и достоверной информации в конкретной предметной области.
Учителя школы должны иметь четкое представление о возможностях электронной почты, информационных ре- сурсах Интернет.
Ведь только в этом случае они смогут определить на- правление использования телекоммуникаций в своем предмете. Интересы учителей различны: кто-то заинтере- сован в организации переписки со своими коллегами из других школ, а кто-то хочет вместо традиционных школьных программ работать по оригинальным учебным исследовательским проектам, основой которых будет со- вместное решение научных проблем, а инструментом об- мена — электронная почта, телеконференции.
На семинаре учителей целесообразно будет провести те- лекоммуникационный сеанс, показав все услуги,
предоставляемые абонентам Интернет. Для успешного про- ведения такого сеанса связи не забудьте следующее.
В процессе демонстрации обратите внимание учителей на потенциальные возможности использования телеком- муникаций в школе, причем постарайтесь сделать это на конкретных примерах.
Не используйте при демонстрации незнакомые для большинства учителей команды и технические термины.
201
Постарайтесь пробудить у учителей желание познако- миться с опытом работы учителей в тех школах, где те- лекоммуникации используются уже как минимум года, и посетить их уроки.
Организуйте серию в сети с пользователями из других школ и дайте учителям возможность свободно
«побеседовать» в режиме «chat» (а это всегда производит очень сильное впечатление на новичков).
На сеанс можно пригласить учителей, технических специалистов, представителей родительской обществен- ности и учащихся старших классов, которые смогут стать вашими надежными помощниками в будущей работе.
Старайтесь поддержать тех учителей, которые проявят интерес к использованию телекоммуникаций в школе,
так как им придется преодолеть немало психологических проблем.
Учитель, который ни разу не работал ранее с модемом и коммуникационной программой, не сможет работать в если происходящее на экране компьютера будет ему непонятно. Для таких учителей придется организовать спе- циальные курсы по работе с телекоммуникациями.
Предупредите своих коллег о том, что совершенных в техническом плане телекоммуникационных сетей пока еще нет, а это означает, что возможны различные непо- ладки, сбои и помехи на телефонных линиях, поэтому не все определяется исключительно компетентностью пользователя.
Теперь, когда мы знаем, что нужно для организации широкого использования телекоммуникаций в вашей школе, обратимся собственно к организации деятельнос- ти учащихся в сетях, к организации телекоммуникаци- онных проектов.
От каких факторов зависит успех внедрения телекоммуни- каций в школе?
2. Как вовлечь учителей-предметников в работу с использо- ванием телекоммуникаций?
3. Где лучше организовать телекоммуникационный пункт: в кабинете информатики или в школьной медиатеке?
4. Перечислите основные этапы внедрения телекоммуника- ций в учебный процесс школы.
202
5. В чем различие функций технического специалиста и ме- отвечающих за телекоммуникации в школе?
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Творческое задание
1. Обсудите на семинаре ситуацию, типичную для многих школ, начинающих работать в Интернет. Итак,
вы знаете, что именно вам предстоит стать координато- ром телекоммуникационных проектов в школе. Предва- рительно переговорив с учителями школы, вы пришли к выводу, что отношение большинства учителей к теле- коммуникациям прохладное, а у некоторых — резко не- гативное. Большинство учителей восприняли телекомму- никации как дополнительную головную боль. Что вы бу- дете делать для того, чтобы изменить подобную ситуа- цию?
2. Используя доступные вам источники информации (га- зеты, журналы, методические разработки, информацион- ные службы Интернет и т.д.), выясните, какие школы в вашем городе (районе) уже имеют опыт работы с телеком- муникациями. Проанализируйте, для каких целей и на- сколько эффективно используются телекоммуникации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша школа, как и все находится в кри- зисном состоянии. Даже если отвлечься от экономичес- ких проблем, которые нам, педагогам, неподвластны,
есть чисто педагогические проблемы концептуального плана, решение которых действительно зависит от нас.
1. Методы обучения. До сих пор в наших школах в ус- ловиях классно-урочной системы приоритет остается за объяснительно-иллюстративным и репродуктивным ме- тодами, которые адекватно соотносятся со структурой деятельности учителя и учащихся на уроке: введение нового материала (учителем), его закрепление (под ру- ководством учителя), воспроизведение (запоминание)
и применение. Такое соотношение видов деятельности было адекватно целям формирования послушных ис- полнителей. В соответствии с определившейся в совре- менной дидактике тенденцией, направленной на реали- зацию задачи формирования свободной творческой личности, на учебный процесс, в котором ученик явля- ется не объектом, а субъектом познавательной деятель- ности, приоритет должен быть за самостоятельными видами деятельности, за самостоятельной активностью учащихся по поиску, обработке, осмыслению и приме- нению необходимой информации. Это вовсе не означа- ет, что методы, фрон- тальные виды работ изгоняются с урока. Речь идет о смещении акцентов, о приоритетах.
Думается, в нашей власти шире и смелее внедрять та- кие подходы к обучению, которые основываются на ме- тодике сотрудничества, на методе проектов, на разно- уровневом обучении, отражающих личностно-ориентиро- подход в обучении. Глобальное мышление должно стать одной из целей образования, развития человека.
204
2. Организационные формы обучения. В обозначенных здесь тенденциях (да и в тех, что не нашли отражения в данной книге) все более очевидным становится тот факт, что классно-урочная система занятий как един- ственная форма работы в школе вступает в противоречие с перспективными методами и средствами обучения. Ра- бота в группах, работа над проектами не может уложить- ся в строгий регламент урока. Она требует более гибких форм организации занятий.
3. Средства обучения (СО). Мы очень кратко затронули только вопрос об интеграции средств новых информаци- онных технологий в учебный процесс. Однако существует еще целая система традиционных СО (учебник, разда- точные материалы, таблицы, транспаранты, слайды и пр.), из которых многие сохраняют свою дидактическую значимость и на перспективу. Важно найти пути их ин- теграции с новыми средствами. Все более важное значе- ние приобретают и средства массовой информации. Все эти СО, их системы, отражающие новые тенденции раз- вития школьного образования, новые подходы к обуче- нию, должны разрабатываться в рамках общей концеп-.
ции, реализуя ее содержательную и методологическую части.
Внедрение средств новых информационных техноло- гий в образование также требует серьезной исследова- тельской работы, от которой зависит успех разработки и использования этих средств в учебном процессе. Эта ра- бота должна включать проблемы:
— отбора содержания обучения в соответствии с новы- ми направлениями образования, с учетом дидактических свойств и функций средств новых информационных тех- нологий (важно при этом иметь в виду, что огромный массив справочного, фактического материала может пе- рейти в базы данных для оперативного пользования, воз- можность в перспективе пользования базами данных из различных научных и информационных центров, библио- тек, пр.);
— воздействия экспертных систем искусственного ин- теллекта на характер мышления школьников и учителей;
— способы сочетания, интеграции средств новых ин- формационных технологий с традиционными СО и сред- ствами массовой информации;
205
— способы управления познавательной деятельностью учащихся в условиях столь широкой информационно- предметной среды.
4.
условия обучения. Очевидно, что су- ществующая кабинетная система создавалась адекватной традиционной парадигме образования. Изменение этой парадигмы повлечет за собой и соответствующие изме- нения в концепции учебно-материальной базы школ. Для работы малых групп, индивидуальных занятий, парной работы необходимы определенные помещения, доста- точно легко формируемые и трансформируемые в поме- щения различной площади и конфигурации, необходи- мы соответствующая мебель и оборудование. Для органи- зации телекоммуникационных центров тоже необходимы условия, которые наиболее эффективно создаются в ме- диатеках при школах.
Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть еще раз главную мысль: успех образования зависит от желания ребенка учиться, от его самостоятельной активности. По- требность же в обучении и активность учащихся обуслов- лены адекватностью целей образования потребностям развития общества.
Если школа сумеет создать условия для воспитания самостоятельно мыслящей личности, умеющей в тече- ние своей жизни решать проблемы профессиональной ориентации и повышения квалификации достаточно безболезненно для себя, умеющей адаптироваться в бы- стро меняющейся социально-экономической ситуации информационного общества, тогда и общество, и каж- дый его член осознает значимость школы как суще- ственного структурного элемента государства, осознает потребность в таком образовании. Мы стоим на пороге новых перемен.
ПРИЛОЖЕНИЯ
П р и л о ж е н и е 1
Словарь специальных терминов
Адрес — уникальный код, описывающий размещение фай- ла на локальном или сетевом диске.
Адрес IP — 32-битовый адрес протокола Internet, присво- енный узлу. Адрес IP содержит два компонента: номер узла и номер сети.
Бит — сокращение от английского термина «двоичный раз- ряд». Минимальная единица количества информации. Сочета- ния битов могут указывать букву, число, передавать сигнал,
выполнять переключение или другие функции.
Бит/с — бит в секунду. Мера скорости передачи данных с помощью модема.
База
— доступное многим пользователям собрание разных сведений.
Байт — набор двоичных элементов (битов), обрабатывае- мый как единое целое. Обычно байт состоит из 8 битов.
Гиперсреда — метод дискретного представления информа- ции на узлах, соединяемых при помощи ссылок. Данные могут быть представлены в виде текста, графики, звукозаписей, ви- деозаписей, мультипликации, фотографий или исполняемой документации.
Гипертекст — описывает тип интерактивной среды с воз- можностями выполнения переходов по ссылкам. Ссылки (адре- са формата URL), внедренные в слова или фразы, позволяют пользователю выбрать (установить указатель и нажать левую кнопку мыши) текст и немедленно вывести связанные с ним сведения и материалы мультимедиа.
Графический интерфейс пользователя — интерфейс (в узком смысле), использующий графические элементы (окна, пикто- граммы).
новостей Usenet (USEer NETwork) — группы ново- стей Internet. Одна из старейших форм телеконференции. Не- сколько удобнее и безопаснее, чем
В настоящее время существует около 10000 различных групп новостей.
Диалог — то же, что и диалог в реальном времени, если нет необходимости особо подчеркнуть оперативность обмена сооб- щениями. В специальных словарях по вычислительной технике используется термин «режим диалога».
Диалог в реальном времени — диалог с (вычислительной) си- стемой, при котором ответ на реплику получается практически сразу (задержка составляет, как правило, не более 10 секунд). .
207
Зашита — контрольные механизмы, препятствующие неза- конному использованию ресурсов.
(в узком смысле) — внешний вид программной среды, служащий для обеспечения диалога с пользователем. В
современных программных средах принят графический интер- фейс, построенный на системе окон и пиктограмм; (в широ- ком смысле) — система условий, договоренностей об обмене сигналами, информацией между техническими устройствами,
людьми, программами и т.п., а также устройство или програм- ма, реализующие эту систему.
Канал — канал связи конечной производительности (скоро- сти) между двумя узлами сети.
Канал связи — оборудование и программное обеспечение,
предназначенное для связи двух абонентов.
— набор непротиворечивых правил, задающих способ представления символов.
— конкретное сочетание программных и
(или) аппаратных средств, выбранных вами из набора возмож- ных вариантов.
Модем
— техническое устрой- ство, преобразующее передаваемые ЭВМ данные в последова- тельности электрических колебаний. В словаре Микрософт оп- ределен как «интерфейс конечного пользователя компьютера,
позволяющий выполнять передачу цифровых данных с помо- щью аналоговых систем, например, телефонных линий».
Мультимедиа — компьютерные системы с интегрированной поддержкой звукозаписей и видеозаписей.
Набор данных — совокупность данных, записанных на дос- тупном для ввода в ЭВМ носителе и логически составляющих единое целое (программа, сообщение, письмо, статья).
— калька с английского термина online. Противо- поставляется термину офф-лайн (offline). Оба эти термина име- ют много разных смыслов, поэтому требуют осторожного об- ращения. В связи с их широким распространением мы их пояс- няем, но не рекомендуем для использования, так как неспе- циалист может их легко применить в неверном смысле. Офф- лайн часто переводится как автономный (режим). Речь в этом случае идет об ЭВМ, имеющей возможность подключиться к сети или к другой ЭВМ, но не использующей в данный мо- мент эту возможность и работающей самостоятельно. Режим он-лайн — режим работы ЭВМ в сети или совместно с другой
(центральной) ЭВМ. В этом смысле ваша ЭВМ переходит в режим он-лайн как только ваш модем установил связь с моде- мом сети или другой ЭВМ. Сейчас многие стали употреблять термин он-лайн в более узком смысле: режим работы в сети,
позволяющий сразу же получать ответ на свое сообщение. Нам
208